Статья опубликована в сборнике Всероссийской научно-практической конференции




Скачать 57.39 Kb.
НазваниеСтатья опубликована в сборнике Всероссийской научно-практической конференции
Дата публикации17.06.2015
Размер57.39 Kb.
ТипСтатья
edushk.ru > Психология > Статья

Статья опубликована в сборнике Всероссийской научно-практической конференции «Ценности и смыслы современного образования». – М., 2008.


АКТУАЛЬНЫЕ КРЕАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Крупко А.И., НОУ МГИ,

аспирантка, спец. 19.00.13

Личность педагога в процессе обучения и воспитания играет ключевую роль. Педагогическая деятельность уникальна тем, что общесоциальные качества, важные для любого человека, становятся для педагога инструментами его профессии. Общие творческие способности педагога являются составной частью профессиональных качеств, необходимым условием формирования творческих способностей учащихся и совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Особые профессиональные педагогические способности и качества личности рассматривали многие исследователи: Ю.П. Азаров, В.С. Ильин, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, Н.В. Кузьмина, И. К. Тарасенко. К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой1, относятся педагогические эрудиция, импровизация, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение и рефлексия. В работах Л.М. Митиной2 выделено около пятидесяти личностных свойств педагога. В их число вошли такие качества, как вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, гибкость поведения, инициативность, критичность, эрудиция, самокритичность, самостоятельность, сообразительность, смелость, стремление к совершенству, чувство нового. Выделенный учеными комплекс личностных качеств педагога, а их около 120, приближается к положительным характеристикам идеальной личности, которую невозможно обнаружить в действительности, особенно учитывая, что профессия учителя является массовой.

Целью нашего небольшого исследования стало определение ведущих профессиональных качеств современного учителя, в том числе выделение актуальных креативных характеристик педагога-профессионала. В ходе исследования нами было проведено анкетирование, результаты его проанализированы. В опросе-анкетировании приняли участие 57 респондентов – педагогический коллектив одной из мурманских гимназий. Средний педагогический стаж респондентов - 21 год, 87% - учителя первой и высшей категории.

Из литературы, посвященной проблемам профессионализма учителя, была сделана выборка личностных качеств (числом 71), которые, по мнению исследователей, необходимы для успешной педагогической деятельности. Участникам опроса предлагалось ответить на два вопроса, отмечая наиболее значимые качества педагога-профессионала:

1. Какие качества помогают Вам достигать успешности в работе?

2. Как Вы считаете, какие качества помогают в работе вашим наиболее успешным коллегам?

При анализе анкет подсчитывалась частота выборов тех или иных позиций, учитывалось, по отношению к кому, себе или коллегам, выбрана позиция.

Самыми востребованными (выбрали более 60 % респондентов) качествами личности современного педагога при оценке среднего балла выбора позиции оказались работоспособность, дисциплинированность, быстрота ориентировки и осмысления, ответственность, эрудиция. Наименее же востребованными (выбрали менее 20% респондентов) явились предусмотрительность, впечатлительность, проницательность, терпимость к неопределенности.

Несколько иначе выглядит выбор ведущих качеств педагога при оценке отношения респондентов к собственной профессиональной деятельности. Учителя - участники опроса считают, что им самим более свойственны сопереживание, любовь к детям, заинтересованность, способность удивляться, ответственность, эмоциональность, наблюдательность, доброта, гуманность, импровизация, искренность, доброжелательность, чем их коллегам. Эти характеристики респонденты указывали на 20 – 30 % чаще, описывая свои, а не чужие профессиональные качества. Нетрудно заметить, что доминируют в этом перечне душевные качества.

Оценивая профессиональные качества своих коллег, на первое место респонденты поставили одаренность (что может свидетельствовать о некоторой недооценке себя, определенной скромности), уверенность в себе, нестандартность. Эти характеристики респонденты указывали на 40 % чаще, описывая чужие профессиональные качества, чем свои. Как качества, определяющие успех коллег, опрашиваемые на 20-30% чаще назвали решительность, взыскательность, склонность к лидерству, настойчивость и целеустремленность, принципиальность, самообладание, работоспособность, оригинальность. Можно отметить, что в данном случае преобладают деловые качества и характеристики.

Чаще всего (более 30 % респондентов) отказывают коллегам в способности сопереживать и импровизировать, внимательности, эмоциональности, любви к детям, заинтересованности и интуиции. Это может свидетельствовать о неоднозначных межличностных отношениях внутри коллектива.

Одной из задач нашего исследования являлось выявление актуальных креативных характеристик личности педагога.

Профессиональная (социономическая, коммуникативная) креативность как интегральное качество личности педагога проявляется в преобладании в структуре направленности познавательной мотивации по сравнению с другими типами мотивов, потребность в понимании, исследовании, самовыражении и самоутверждении, потребность в автономии и независимости; в способности порождать новые идеи, отклоняться от стереотипов мышления; в неригидных чертах характера, в развитой рефлексии и саморефлекции. В когнитивной сфере креативной личности присуща чувствительность к необычному, уникальному, единичному; способность воспринимать явления в определённой системе, комплексно; развитые воображение и фантазия; развитое дивергентное мышление. В эмоциональной сфере - высокая эмоциональная возбудимость, умение преодолевать состояние тревожности. В сфере коммуникации - инициативность, склонность к лидерству, спонтанность. Потенциальная креативность реализуется в практической деятельности учителя3.

В анкету выборов были включены характеристики, определяющие понятие социальной или коммуникативной креативности, такие как: быстрота ориентировки и осмысления, стремление к самосовершенствованию, уверенность в себе, гибкость, инициативность, любознательность, интуиция, нестандартность, самостоятельность, критичность, стремление к самовыражению, воображение и фантазия, самокритичность, сообразительность, импровизация, чувство нового, одаренность, оригинальность, способность удивляться, склонность к лидерству, независимость, терпимость к неопределенности, проницательность, впечатлительность.

Самооценка и оценка коллег с точки зрения креативных качеств профессионализма существенно разнятся. При самооценке на первое место выдвигаются такие творческие характеристики личности, как любознательность (более 54%), самостоятельность (более 50%), импровизация (более 45%), способность удивляться (более 42%).

При оценке коллег наибольшее внимание обратили на себя такие креативные характеристики, как уверенность в себе (более 75 %), нестандартность (более 66%), одаренность (более 60%), инициативность (более 57%), гибкость (более 54%).

Одинаково востребованы быстрота ориентировки и осмысления, стремление к самосовершенствованию, присущие педагогам: их отмечают более 50% респондентов при ответе на оба вопроса.

В результате анализа мы получили небольшую психологическую зарисовку личности современного учителя-профессионала. Эта личность, в первую очередь, обладает высокой самоорганизацией, о чем свидетельствую такие востребованные качества, как работоспособность, дисциплинированность, быстрота ориентировки и осмысления, ответственность, ответственность, самообладание. Это несомненный лидер – решительный, взыскательный, настойчивый и целеустремленный, принципиальный. Это человек эрудированный и одаренный. Учителю присуща любовь к детям, доброта, гуманность, искренность, доброжелательность, умение сопереживать, хотя, может быть, этого ему не хватает во взаимоотношениях с коллегами. Учитель успешно реализует свой креативный потенциал. В результате исследования можно сделать вывод, что наиболее актуальными креативными характеристиками педагога-профессионала будут заинтересованность, эмоциональность, наблюдательность, склонность к импровизации, оригинальность, способность удивляться.

1 Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение 1993. – 192 с.

2 Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). –М.: Дело, 1994. – 215с.

3 Барышева Т.А. Психологическая структура и развитие креативности у взрослых. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. Специальность 19.00.13 - психология развития, акмеология. – СПб., 2005. – 360с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статья опубликована в сборнике Всероссийской научно-практической конференции iconРазвитие языковой одарённости младших школьников на основе использования...
Статья опубликована в сборнике материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием «Развитие...

Статья опубликована в сборнике Всероссийской научно-практической конференции iconСтатья опубликована в сборнике «Актуальные проблемы права России...
Статья опубликована в сборнике «Актуальные проблемы права России и стран СНГ – 2004 г. Материалы VI международной научно-практической...

Статья опубликована в сборнике Всероссийской научно-практической конференции iconЯзыковые особенности современной рекламы
Статья опубликована в сборнике материалов научно-практической конференции кафедры журналистики (29 апреля 2009 г.) “Коммуникативные...

Статья опубликована в сборнике Всероссийской научно-практической конференции iconСтатья опубликована в Сборнике научных статей "Материалы Международной Конференции "
Арам Энфи. "Теория Сущностного Кодирования как Этический Базис Новой Мировоззренческой Парадигмы III тысячелетия". Статья опубликована...

Статья опубликована в сборнике Всероссийской научно-практической конференции iconН. И. Рябкова Санкт-Петербург, гусэ
Работа опубликована в сборнике Культура и сервис: взаимодействие, инновации, подготовка кадров: Материалы 1 межрегиональной научно-практической...

Статья опубликована в сборнике Всероссийской научно-практической конференции iconБолее подробная информация в Положении о Всероссийской очно-заочной...
Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции Организация образовательного процесса в контексте развития

Статья опубликована в сборнике Всероссийской научно-практической конференции iconПрограмма 11-13 ноября 2014 г. Якутск у важаемые участники конференции!...
Приветствуем Вас на Всероссийской научно-практической конференции «Российский и международный опыт и перспективы работы с одаренными...

Статья опубликована в сборнике Всероссийской научно-практической конференции iconСамостоятельная деятельность в образовательном пространстве современного...
Самостоятельная деятельность в образовательном пространстве современного вуза: Материалы заочной Всероссийской научно-практической...

Статья опубликована в сборнике Всероссийской научно-практической конференции iconРезолюция международной научно-практической конференции
Ханты-Мансийске, а также методистов из Республики Беларусь, Великобритании, Латвии, Израиля, Польши, сша, Франции, Эстонии и других...

Статья опубликована в сборнике Всероссийской научно-практической конференции iconПрограмма X всероссийской научно-практической конференции
Руководителями государственных образовательных учреждений профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница