С. Л. Рубинштейн основы общей психологии




Скачать 13.53 Mb.
НазваниеС. Л. Рубинштейн основы общей психологии
страница1/86
Дата публикации21.08.2016
Размер13.53 Mb.
ТипДокументы
edushk.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   86


С.Л.Рубинштейн

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

Составители, авторы комментариев и послесловия
А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская


СПб: Издательство "Питер", 2000



Аннотация
От составителей
Предисловие ко второму изданию
Предисловие к первому изданию

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Глава I
^ ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

Природа психического
Психика и сознание
Психика и деятельность
Психофизическая проблема
Предмет и задачи психологии как науки


Глава II
^ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Методика и методология
Методы психологии
Наблюдение


Самонаблюдение

Объективное наблюдение
Экспериментальный метод


Глава III
^ ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

История развития западной психологии

Психология в XVII-XVIII вв. и первой половине XIX в.

Оформление психологии как экспериментальной науки

Кризис методологических основ психологии
История развития психологии в СССР

История русской научной психологии

Советская психология

^ ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Глава IV
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Введение
Развитие психики и поведения
Основные этапы развития поведения и психики; проблема инстинкта, навыка и интеллекта


Инстинкты

Индивидуально-изменчивые формы поведения

Интеллект
Общие выводы


Глава V
^ РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ

Поведение низших организмов
Развитие нервной системы у животных
Образ жизни и психика


Глава VI
^ СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Историческое развитие сознания у человека

Проблема антропогенеза

Сознание и мозг

Развитие сознания
Развитие сознания у ребенка

Развитие и обучение

Развитие сознания ребенка

^ ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Введение

Глава VII
ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ

Ощущение

Рецепторы

Элементы психофизики

Психофизиологические закономерности

Классификация ощущений

Органические ощущения

Статические ощущения

Кинестетические ощущения

Кожная чувствительность

Осязание

Обонятельные ощущения

Вкусовые ощущения

Слуховые ощущения*

Локализация звука

Теория слуха

Восприятие речи и музыки

Зрительные ощущения

Ощущение цвета

Смешение цветов

Психофизиологические закономерности

Теория цветоощущения

Психофизическое действие цветов

Восприятие цвета
Восприятие

Природа восприятия

Константность восприятия

Осмысленность восприятия

Историчность восприятия

Восприятие и направленность личности

Восприятие пространства

Восприятие величины

Восприятие формы

Восприятие движения

Восприятие времени

Глава VIII
ПАМЯТЬ

^ Память и восприятие
Органические основы памяти
Представления
Ассоциации представлений
Теория памяти
Роль установок в запоминании
Запоминание
Узнавание
Воспроизведение
Реконструкция в воспроизведении
Воспоминание
Сохранение и забывание
Реминисценция в сохранении
Виды памяти
Уровни памяти
Типы памяти


Глава IX
ВООБРАЖЕНИЕ

^ Природа воображения
Виды воображения
Воображение и творчество
"Техника" воображения
Воображение и личность


Глава X
МЫШЛЕНИЕ

Природа мышления
Психология и логика
Психологические теории мышления
Психологическая природа мыслительного процесса
Основные фазы мыслительного процесса
Основные операции как стороны мыслительной деятельности
Понятие и представление
Умозаключение
Основные виды мышления
О генетически ранних ступенях мышления
Развитие мышления ребенка


Первые проявления интеллектуальной деятельности ребенка

Первые обобщения ребенка

"Ситуативное" мышление ребенка

Начало активной мыслительной деятельности ребенка

Обобщения у дошкольника и понимание им отношений

Умозаключения ребенка и понимание им причинности

Отличительные особенности ранних форм детского мышления

Развитие мышления ребенка в процессе систематического обучения

Овладение понятиями

Суждения и умозаключения

Развитие теоретического мышления в процессе овладения системой знаний

Теория развития мышления ребенка

Глава XI
РЕЧЬ

Речь и общение. Функции речи
Различные виды речи
Речь и мышление
Развитие речи у детей


Возникновение и первые этапы развития речи ребенка

Структура речи

Развитие связной речи

Проблема эгоцентрической речи

Развитие письменной речи у ребенка

Развитие выразительной речи

Глава XII
ВНИМАНИЕ

Введение
Теория внимания
Физиологические основы внимания
Основные виды внимания
Основные свойства внимания
Развитие внимания


^ ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Введение
Глава XIII
ДЕЙСТВИЕ

Введение
Различные виды действия
Действие и движение
Действие и навык


Глава XIV
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Задачи и мотивы деятельности
Труд


Психологическая характеристика труда

Труд изобретателя

Труд ученого

Труд художника
Игра

Природа игры

Теории игры

Развитие игр ребенка
Учение

Природа учения и труд

Учение и познание

Обучение и развитие

Мотивы учения

Освоение системы знаний

^ ЧАСТЬ ПЯТАЯ

Введение

Глава XV
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Установки и тенденции
Потребности
Интересы
Идеалы


Глава XVI
СПОСОБНОСТИ

Введение
Общая одаренность и специальные способности
Одаренность и уровень способностей
Теории одаренности
Развитие способностей у детей


Глава XVII
ЭМОЦИИ

^ Эмоции и потребности
Эмоции и образ жизни
Эмоции и деятельность
Выразительные движения
^ Эмоции и переживания личности
"Ассоциативный" эксперимент
Виды эмоциональных переживаний
Эмоциональные особенности личности


Глава XVIII
ВОЛЯ

Природа воли
Волевой процесс
Патология и психология воли
Волевые качества личности


Глава XIX
^ ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР

Учение о темпераменте
Учение о характере


Глава XX
^ САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

Самосознание личности
Жизненный путь личности


Послесловие
Исторический контекст и современное звучание
фундаментального труда С.Л.Рубинштейна


Список научных трудов С.Л.Рубинштейна и работ о нем (опущен)





Аннотация

Классический труд Сергея Леонидовича Рубинштейна "Основы общей психологии" относится к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической науки. Широта теоретических обобщений в сочетании с энциклопедическим охватом исторического и экспериментального материала, безупречная ясность методологических принципов сделали "Основы..." настольной книгой для нескольких поколений психологов, педагогов, философов. Несмотря на то, что с момента ее первой публикации прошло более полувека, она остается одним из лучших учебников по общей психологии и в полной мере сохраняет свою научную актуальность.

От составителей

Предлагаемое вниманию читателя издание "Основ общей психологии" С.Л.Рубинштейна является четвертым по счету. Оно подготовлено учениками С.Л.Рубинштейна по изданию этой книги 1946 г. и трудов С.Л.Рубинштейна 50-х гг., т.е. работ последнего десятилетия его жизни.

Первое издание "Основ общей психологии" (1940) было удостоено Государственной премии и получило высокие оценки в рецензиях Б.Г.Ананьева, Б.М.Теплова, Л.М.Ухтомского, В.И.Вернадского и других. Второе издание (1946) неоднократно обсуждалось советскими психологами, дававшими и позитивные, и критические оценки, однако последние никогда не затрагивали принципов концепции С.Л.Рубинштейна. Острый характер обсуждений этой книги, особенно в конце 40-х гг., был отражением общей негативной обстановки в науке тех лет, о чем подробно говорится в "Послесловии" к данному изданию.

Непреходящую ценность книги С.Л.Рубинштейна составляет не столько ее энциклопедичность (ведь сводка основных психологических знаний рано или поздно устаревает и начинает представлять чисто исторический интерес), сколько предложенная в ней система психологической науки на определенном этапе ее развития. В этой книге представлена целостная система новой психологии, включающая как основные методологические принципы, так и особый способ построения этой науки. Кроме того, в книге учтены достижения мировой психологии и отражен значительный период в развитии советской науки, когда ведущие психологи нашей страны, такие как сам С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, А.Н.Леонтьев и другие, совместно работали над ключевыми проблемами психологических знаний, например над проблемами деятельности. В книге также были обобщены экспериментальные исследования, построенные на принципе единства сознания и деятельности.

Таким образом, потребность в новом издании книги определяется прежде всего ее научной актуальностью, но то, что она давно стала библиографической редкостью и пользуется неизменно высоким спросом у читателей, также побудило к ее переизданию.

При подготовке данного издания его составители исходили из следующих принципов: 1) акцентировать внимание читателя на концептуальных построениях С.Л.Рубинштейна, 2) проследить развитие его теоретических позиций в работах, написанных после 1946 г. В связи с этим практически по всей книге был сокращен онтогенетический материал – разделы о развитии тех или иных психологических функций, процессов у ребенка (хотя в советской психологии исследования в области детской психологии были в тот период значительны, в настоящем издании по сравнению с предыдущим эта область исследования представлена менее полно). Кроме того, были исключены разделы по истории психологии древнего мира, средневековья и эпохи Возрождения, по патологии памяти, а также фактические данные, приводившиеся автором для полноты изложения темы, поскольку предыдущие издания этой книги выходили как учебное пособие. Были значительно сокращены разделы о познавательных процессах (часть третья), главы, посвященные эмоциям и воле, из части третьей перенесены в часть пятую.

Одновременно были дополнены фрагментами из более поздних работ С.Л.Рубинштейна разделы о предмете психологии, о сознании, мышлении, способностях, личности и др. Такое дополнение текста позволит читателю увидеть внутреннее единство и преемственность в развитии основных методологических принципов концепции С.Л.Рубинштейна, восстановить те взаимосвязи, которые иногда казались разорванными в силу совершенствования и уточнения С.Л.Рубинштейном положений своей концепции на последующих этапах ее разработки. Составители также стремились, чтобы производившаяся редакционная правка никак не затронула аутентичности авторских идей и стиля. Все произведенные сокращения отмечены знаком <...>, введение дополнительных материалов оговорено соответствующими заголовками.

Мы надеемся, что переиздаваемая монография С.Л.Рубинштейна послужит делу дальнейшего развития российской психологической науки, становление которой во многом определялось творчеством этого видного ученого.

^ К.А.Абульханова-Славская,
А.В.Брушлинский


Предисловие ко второму изданию

Во второе издание настоящей книги я внес небольшие исправления и дополнения, направленные только на возможно более четкую и последовательную реализацию ее исходных установок.

Подготовка к печати этого издания проходила в дни Великой Отечественной войны. Все силы и помыслы были сосредоточены тогда на войне, от исхода которой зависели судьбы человечества. В этой войне наша Красная Армия защищала лучшие идеалы всего передового человечества от варварства, омерзительнее которого еще не видел мир. Майданек, Бухенвальд, Освенцим и другие "лагеря смерти", представшие теперь перед взорами человечества, навсегда останутся в памяти не только как места нечеловеческих страданий людей, замученных фашистскими палачами, но и как памятники такого падения, такой деградации человека, которой не могло и представить себе даже самое извращенное воображение.

Выходит эта книга в свет в незабываемые дни победоносного окончания Великой Отечественной войны, войны всех свободолюбивых народов против фашизма. Наше правое дело победило. И теперь, в свете всего происшедшего и пережитого, с новой значительностью, как бы в новом рельефе выступают перед нами большие, основные мировоззренческие проблемы философской и психологической мысли. С новой остротой и значительностью встает вопрос о человеке, о мотивах его поведения и задачах его деятельности, о его сознании – не только теоретическом, но и практическом, моральном – в его единстве с деятельностью, в ходе которой человек не только познает, но и преобразует мир. С новыми силами и новыми перспективами надо браться за их разрешение. От человека – сейчас это очевиднее, чем когда-либо, – требуется, чтобы он не только умел находить всяческие, самые изобретательные средства для любых задач и целей, но и мог, прежде всего, определить надлежащим образом цели и задачи подлинно человеческой жизни и деятельности.

^ Институт философии Академии наук СССР,
С.Рубинштейн
20/V 1945 г., Москва


Предисловие к первому изданию

Настоящая книга выросла из работы над предполагавшимся вторым изданием моих "Основ психологии", вышедших в 1935 г. Но по существу – как по тематике, так и по ряду основных своих тенденций – это новая книга. Между ней и ее предшественницей лежит большой путь, пройденный за эти годы советской психологией вообще и мною в частности.

Мои "Основы психологии" 1935 г. были – я первый это подчеркиваю – пронизаны созерцательным интеллектуализмом и находились в плену традиционного абстрактного функционализма. В настоящей книге я начал решительную ломку ряда устаревших норм психологии, и прежде всего тех, которые довлели над моим собственным трудом.

Три проблемы представляются мне особенно актуальными для психологии на данном этапе, и правильная постановка, если не решение их, особенно существенна для передовой психологической мысли:

  1. развитие психики и, в частности, преодоление фаталистического взгляда на развитие личности и сознания, проблема развития и обучения;

  2. действенность и сознательность: преодоление господствующей в традиционной психологии сознания пассивной созерцательности и в связи с этим

  3. преодоление абстрактного функционализма и переход к изучению психики, сознания в конкретной деятельности, в которой они не только проявляются, но и формируются.

Этот решающий сдвиг от изучения одних лишь абстрактно взятых функций к изучению психики и сознания в конкретной деятельности органически приближает психологию к вопросам практики, в частности психологию ребенка к вопросам воспитания и обучения.

Именно по линиям этих проблем прежде всего идет размежевание между всем, что есть живого и передового в советской психологии, и всем отжившим и отмирающим. В конечном счете вопрос сводится к одному: превратить психологию в конкретную, реальную науку, изучающую сознание человека в условиях его деятельности и, таким образом, в самых исходных своих позициях связанную с вопросами, которые ставит практика, – такова задача. В настоящей книге эта задача, пожалуй, больше ставится, чем разрешается. Но для того чтобы ее когда-нибудь разрешить, ее надо поставить.

Эта книга по существу (плохая или хорошая – пусть судят другие) исследовательская работа, которая по-новому ставит целый ряд основных проблем. Укажу для примера на новую трактовку истории психологии, на постановку проблемы развития и психофизической проблемы, на трактовку сознания, переживания и знания, на новое понимание функций и – из более частных проблем – на решение вопроса о стадиях наблюдения, на трактовку психологии памяти (в соотношении с проблемой реконструкции и реминисценции), на концепцию развития связной ("контекстной") речи и ее места в общей теории речи и т.д. Во главу угла этой книги поставлены не дидактические, а научные задачи.

При этом я особенно подчеркиваю одно: на этой книге стоит мое имя и в ней заключена работа моей мысли; но вместе с тем это все же коллективный труд в подлинном смысле этого слова. Его не составлял десяток или два десятка авторов. Перо держала одна рука, и ею руководила единая мысль, но все же это коллективный труд: ряд основных его идей выкристаллизовывался как общее достояние передовой психологической мысли, и весь фактический материал, на который опирается эта книга, является уже непосредственно продуктом коллективного труда – труда более узкого коллектива моих ближайших сотрудников и коллектива ряда старых и молодых психологов Советского Союза. В этой книге почти каждая глава опирается на материал советских психологических исследований, в том числе и неопубликованных. В ней впервые, пожалуй, широко представлена работа советских психологов.

В отличие от очень распространенных в последнее время тенденций, я не пытался обойти в этой книге ни одной из острых проблем. Некоторые из них на данном этапе развития науки не могут еще быть вполне адекватно разрешены, и при самой постановке их легко и даже почти неизбежно могут вкрасться некоторые ошибки. Но постановка их все же необходима. Без решения этих проблем невозможно движение вперед научной мысли. Если окажется, что при постановке некоторых из проблем мною допущены те или иные ошибки, критика вскоре вскроет и выправит их. Сама их постановка и дискуссия, которую она вызовет, пойдут все же на пользу науке, а это для меня – основное.

Я высоко ценю значение деловой, позитивной критики. Поэтому я охотно отдаю свой труд на суд критики, хотя бы и самой острейшей, лишь бы она была принципиальной, лишь бы она продвинула вперед науку.

С.Рубинштейн,
2/VII 1940 г., Москва






^ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   86

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

С. Л. Рубинштейн основы общей психологии iconРубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика,...
Следует признать, что содержание терминов, обозначающих человека— «субъект», «индивид», «индивидуальность», и, наконец, «личность»...

С. Л. Рубинштейн основы общей психологии iconС. Л. Рубинштейн основы общей психологии
Основные этапы развития поведения и психики; проблема инстинкта, навыка и интеллекта

С. Л. Рубинштейн основы общей психологии iconС. Л. Рубинштейн основы общей психологии
Основные этапы развития поведения и психики; проблема инстинкта, навыка и интеллекта

С. Л. Рубинштейн основы общей психологии iconПетербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы...
Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры общей и дифференциальной психологии

С. Л. Рубинштейн основы общей психологии iconКнига канадского автора-учебник общей психологии с основами физиологии...
Для специалистов и студентов психологов, биологов, медиков, педагогов и всех читателей, интересующихся вопросами психологии

С. Л. Рубинштейн основы общей психологии iconПетербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы...
Роль и место состояния среди других психических явлений. Сравнительный анализ психических процессов, состояний и свойств. Характеристики...

С. Л. Рубинштейн основы общей психологии iconПетербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы...
Психодиагностика как область психологической науки и форма психологической практики. Предмет психодиагностики. Содержание основных...

С. Л. Рубинштейн основы общей психологии iconПономарева И. Н., Чернова Н. М. «Основы общей биологии. 9 класс»:...
Программы основного общего образо­вания по биологии для 9 класса «Основы общей биологии» авторов И. Н. Пономаревой, Н. М. Черновой...

С. Л. Рубинштейн основы общей психологии iconРезюме 349 Материал для самопроверки 360 Ответы на вопросы 367
Книга канадского автора. Учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. В первом томе рассмотрены подходы...

С. Л. Рубинштейн основы общей психологии iconПропедевтический курс общей психологии учебное пособие спб.: Изд-во С. Петерб ун-та, 1997
Пособие включает в себя изложение оригинального подхода к систематизации понятийно-терминологического аппарата психологии и контрольные...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов