Фрагмент из книги Орлова Ю. М. “Стыд и зависть“




Скачать 111.77 Kb.
НазваниеФрагмент из книги Орлова Ю. М. “Стыд и зависть“
Дата публикации01.09.2016
Размер111.77 Kb.
ТипДокументы
edushk.ru > Психология > Документы
Фрагмент из книги Орлова Ю.М. “Стыд и зависть“


Стыд и зависть являются наиболее опасными и разрушительными эмоциями, которые, по выражению мудрецов всех народов, препятствуют просветлению и восхождению "на гору самопознания". Вопрос о том, как избавиться от этих внутренних мучений, настоящей болезни души, по-разному решается в Отечественных и зарубежных системах воспитания и самопознания. Теория саногенного (оздоравливающего) мышления предлагает уникальный подход и методы правильного, то есть сознательного переживания стыда и зависти на основе знаний об "архитектуре этих эмоций".

Подавление и уничтожение любых эмоциональных состояний может привести к эмоциональной тупости человека, поэтому гораздо разумнее постичь внутренние механизмы эмоций, научиться ими управлять и превратить их в призму, через которую мудрый человек видит свое истинное Я. Так, стыд способствует развитию личности, осуществляя надзор за нами изнутри, программируя наше поведение в соответствии с требованиями семьи, общества и культуры. Но с того времени как личность сложилась, она уже не нуждается в постоянном контроле. Поступки взрослого не должны определяться стыдом и завистью, поэтому зрелый человек бесстыден и независтлив в том смысле, что позволяет этим эмоциям терзать и мучить себя лишь очень короткое время, а затем управление его действиями должен взять на себя его Величество Разум.

Четкое и конкретное "размысливание стыда" на основе специальных вопросов, разработанных автором этой книги, - надежный путь самопознания и различения того, каким человеку хочется казаться, и того, каков он есть согласно собственной Я - концепции. В работе с завистью описанная техника поможет выявлению тех черт нашего характера, на основе которых мы вовлекаемся в безжалостную гонку конкуренции между людьми в обществе, что может привести к потере индивидуальности.

В этой книге впервые широко использованы материалы публичных лекций и индивидуальных консультаций Ю.М. Орлова, поэтому особый интерес вызывают конкретные примеры авторского анализа болезненных жизненных ситуаций, связанных с часто трудно распознаваемыми проявлениями стыда и зависти.

Эта книга для тех, кто сознательно хочет избавиться от состояния "зомбирования стыдом и завистью", покончить с переживанием внутренней разорванности и чувством неполноценности, а взамен обрести внутреннюю свободу и радостную гармонию с самим собой и окружающим миром.

^ 1. ТИРАНИЯ СТЫДА

Среди всех эмоций стыд является самым скрытым психическим образованием. Эта психическая реальность имеет определенную структуру и способна реагировать самостоятельно. Как и любая иная функциональная система, эмоция стыда почти недоступна для умозрения. Она скрывается за другими эмоциями, стимулирует их и не отвечает за последствия. Тарас Бульба в одноименной повести Н.В. Гоголя убивает своего сына, и внешне это выступает как проявление праведного гнева, вызванного предательством. А на самом деле этот гнев вторичен. Этому воинственному человеку было просто стыдно, что у него такой сын. Перед лицом своих соратников он не мог этого вынести.

Пожалуй, нет человека, который не переживал бы иногда стыд. Приведу результаты некоторых исследований, проведенных профессором П.Г. Зимбардо: 80% опрошенных американских студентов сообщили, что они иногда это чувство переживают*. Только один процент из 800 опрошенных американских студентов признались, что они не переживают этого чувства. Это как раз свидетельствует не о подлинном отсутствии у них стыда, а о том, что он замаскирован, скрывается за другими переживаниями и не осознается. Ситуации, в которых активизируется стыд, существуют объективно. Разница лишь в том, что у одних стыд проявляется явно, переживается, а у других рассеивается через механизмы психической защиты или выражается через другие, более приемлемые эмоции, такие, как гнев.

В теории Фрейда наша бессознательная часть души нейтральна относительно морали. По Фрейду Ид** бесстыден и аморален. Мне же кажется наоборот, что именно в бессознательной части души коренится эта эмоция стыда, тиранически управляющая поведением человека.

"Я не люблю свою работу и хожу на нее, чтобы добывать корм для домашних, только ради заработка", - говорит мне мой знакомый. Далее из беседы становится очевидным, что он и жену не любит, испытывает неприязнь к своим детям, так как ему кажется, чтоони больше тянутся к матери. Притом жена зарабатывает больше, чем муж. Что же его побуждает каждый день по семь часов зани­маться неприятным для него делом? Ведь он мог бы оставить ра­боту, взять на себя заботы по дому или просто выбрать менее де­нежную, но приятную работу. Ведь он все равно зарабатывает мало.

"Так стыдно же. Жена зарабатывает больше мужа. И не муж­ское это дело — заниматься домашними делами", — убежденно за­вершил он нашу беседу.

Одним из методов СГМ-терапии* является осознание клиентом структуры своей эмоции, то есть того, каким образом его умствен­ная функциональная система** бессознательно вырабатывает тот результат, который переживается как данная эмоция.

Для того чтобы этот человек осознал свой стыд, мне пришлось задавать вопросы, из которых стало для него очевидным, что его стыд является переживанием отклонения его реального поведения от своей семейной роли, закрепленной в структуре его личности. Человек это делает, чтобы не испытывать чувство стыда. Стыд же является внутренним управителем, который слепо принуждает его соответствовать чертам своей личности и семейной роли. Именно стыд принуждает его к нелюбимой работе. Итак, стыд — безличная сила, принуждающая его к работе. Из этого факта можно сделать два вывода.

В данном случае стыд выполняет функции социального контро­ля: "Мужчина должен работать и содержать семью, иначе стыд­но".

Бессознательная часть нашей души может быть исследована не только методами свободных ассоциаций, но и правильно задавае­мыми вопросами, в процессе ответа на которые человек может осознать свои бессознательные импульсы. Набравшись терпения и дочитав книгу до конца, вы узнаете те вопросы, ответы на которые позволяют осознать бессознательную и относительно автономную часть нашей души, которая вырабатывает такую неприятную эмоцию, как стыд.

Другие примеры проявления стыда

"Я не буду защищать диссертацию, так как ее защищают карьеристы от науки, и мне это занятие не нравится", - говорит мне мой коллега, у которого нет ученой степени, но он преподает психологию, работает в вузе, где наличие ученой степени обязательно.

Я интересуюсь, из чего же состоит его "не буду". Страх? Оказывается, что кроме материальных потерь, о которых он говорит в первую очередь, его страшит ожидаемое переживание чувства стыда и вины за возможную неудачу и по поводу того, что он не сможет ответить на некоторые вопросы своих коллег, которых сам он низко ставит. Здесь стыд маскируется в аргументы, в самомнение, в критику коллег. Вот что скрывается за тем, что готовить и защищать диссертацию по психологии ему не нравится.

Например, студент, знающий предмет, уверен, что сдаст экзамен, но все равно испытывает тревогу. Откуда берется тревога? Ведь вроде бы для нее нет причины. Оказывается, его страх вызван прогнозированием переживания стыда. А так как он в своей жизни ранее стыдился часто по трудно объяснимым поводам, то его тревога в значительной степени поддерживается иррациональной эмоцией стыда. Не каждый может понять, что в данном случае именно ожидаемая эмоция стыда осознается и переживается как страх.

Еще пример. Подросток жалуется на боль в животе. Психолог находит, что появление боли сочетается у него с ситуациями, в которых он вынужден вести себя неподобающим образом, например, врать или поступать против совести. Известно, что стыд часто сопровождается покраснением кожных покровов, которое сочетается с сужением сосудов, питающих внутренние органы. Психолог беседует с подростком о стыде и помогает саногенно размыслить свой стыд. Симптомы абдоминальной алгии (так боль в животе называется на жаргоне медиков) после СГМ-беседы проходят. Итак, изнанкой физической болезни оказывается стыд.

Эмоция и черта характера

Любая эмоция, если она переживается часто, превращается в черту характера. Есть люди обидчивые, гневные, боязливые, так как они часто и по многим поводам обижаются, гневаются, боятся. Какая же черта возникает от частого переживания стыда? Психолог Адлер выявил эту черту, назвав ее чувством неполноценности, которое, как он ошибочно полагал, происходит оттого, что ребенок маленький, беспомощный, а все вокруг него большие, сильные. Если бы это было так, то маленькие тираны вырастали бы без комплекса неполноценности. Ему просто не пришло в голову, что чувство неполноценности происходит от частого переживания стыда. То, что для читателя сегодня очевидно, тогда, в 20-е годы, когда он создавал свою теорию, было недоступно для понимания, так как психоанализ не изучал строение отдельных эмоций.

В процессе духовной эволюции человек выработал в себе способность к стыду и тем самым усовершенствовал систему общественного управления своим поведением в интересах этого общества. Эта принудительная и беспощадная, не взирающая на лица система тиранического управления поведением человека, в конечном счете, оказывается выгодной для общества. Те сообщества, которые не смогли выработать у своих членов способности к стыду достаточной силы, исчезли из истории или влачат жалкое существование.

^ 2. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СТЫДА

Как переживается стыд? Поскольку стыд - неприятная эмоция, то она активизирует защиту бегством, уходом из ситуации. Поэтому переживание стыда содержит ощущение, похожее на то, что некто выставлен на обозрение, на него смотрят, и ему от этого неловко, он "со спущенными штанами", в неглиже. В стыде, кажется, что человек видим для других в неподобающем состоянии. Он хочет исчезнуть из поля зрения и стать невидимым. У детей стыд проявляется в стремлении спрятать лицо, а у взрослого — в желании "провалиться сквозь землю".

В переживании стыда содержится импульс к бегству, который не всегда человеком осознается. Эти инфантильные реакции остались от того времени, когда мама была недовольна неподобающим поведением ребенка, строго смотрела на него, качала головой, грозила пальцем: "Ай-ай-ай, как не стыдно!" Критический взгляд безличного существа, невыносимый для взрослого, имеет свой источник в раннем детстве.

Изард, вслед за К. Марксом, считает, что стыд - это обращенный против себя гнев. Здесь совершается ошибка неосновательного присваивания гневу качества стыда. Происходит замена причины следствием, когда гнев считается источником стыда. Дело же обстоит наоборот. Стыд вызывает гнев против себя или других, в зависимости от обстоятельств, в которых он возникает, а не наоборот. Нельзя думать, что якобы гнев против себя превращается в стыд.

Любое страдание вызывает защитное поведение. Одной из психических защит является переход энергии стыда в гнев. Поскольку гнев - более древняя эмоция и его механизмы хорошо отработаны, то его переживание, оттягивая энергию стыда на себя, ослабляет боль от стыда. Ведь в гневе мы не замечаем боли, так как в течение многих поколений привыкли в гневе наносить боль другому, даже невинному и чаще всего близкому человеку. В одной басне Крылова ягненок оказался виноват лишь потому, что был под рукой, рядом, и волку хотелось, есть, и он был зол. В ситуации же стыда у человека другой человек может стать жертвой лишь потому, что жертва близка, что он гневен, потому что ему стыдно и плохо.

Защита от стыда может осуществляться в особом виде бегства, ухода, который состоит в том, что стыдящийся хотел бы заставить других, весь мир не смотреть на него, ослепить его. Преступник убивает свидетеля, ослепляя частицу мира. Но мир объективен, и его невозможно сделать незрячим. Признавая это, стыдящийся человек желает сам стать невидимым путем бегства.

Стыд активизирует психическую защиту

В стыде происходит конфликт между тем, каков ты есть на самом деле, и тем, как проявляешь себя именно в данный момент и в этой ситуации. Мысли о том, что такое может происходить не только с вами, но и с другими, вполне приличными людьми, несколько ослабляют переживание стыда. Для стыдящегося характерна психическая защита путем проекции своего состояния на других. "Да, я сделала это, мне стыдно, но посмотрите на других, они не лучше меня!" Стыд — один из мощных стимуляторов механизмов психической защиты.

Любое событие переживается сильнее, если мы не знаем его причин и последствий, то есть не можем их предвидеть. Если же становятся понятны причины какого-либо неприятного события, которое происходит с вами, то эмоциональное напряжение уменьшается. Мудрость уменьшает боль. Положение, в котором оказался человек, может быть облегчено путем объяснения того, почему это стыдное с ним происходит. По Д. Роттеру, люди склонны двояко объяснять свои неудачи: или сваливая вину на других (экстер-налисты), или виня самих себя (интерналисты)*. Первые в состоянии стыда становятся трудно выносимыми для своего окружения: "Если бы не ты, то со мной этого не произошло бы!" Интерналисты же обращают энергию стыда в самокритику и имеют больше шансов впасть в депрессию: "Мир устроен ужасно, особенно для меня, и у меня не может быть света в конце туннеля!"

Стыд за кого-либо

Человек может стыдиться не только за себя, но и за тех, с кем он себя отождествляет. Муж стыдится за жену, мать за ребенка, сын за мать или отца, если они ведут себя неподобающе. Дети иногда слепнут оттого, что им невыносимо видеть своих родителей, если им стыдно за них. Психиатры называют это истерической слепотой. Но не обязательно ребенок слепнет от стыда. Он может делать для себя невидимым самого родителя, когда убегает из дома. Вместе с тем он сам становится для родителей невидимым. Иногда это достигается путем убийства.

Я прочитал в газете, что подросток убил свою мать летним вечером, в тенистой роще, где пели соловьи. Мать любила выпить, и была "развратной женщиной". Женщина прилагала героические усилия, чтобы скрывать свои пороки. Она из благих намерений поддерживала приличный имидж семьи и себя в глазах ребенка.

Она старалась "держать образ" и воспитывала сына хорошо, выработала в нем высокие ценности и достоинство. Это ее и убило, так как сыну видеть ее, когда у него "открылись глаза", стало невыносимо.

В другом случае пятнадцатилетняя девочка убила себя, узнав, что у нее мать очень плохая. Она этого не могла вынести. Эти мамы были очень стыдливы, и в первом случае стыд убил мать руками сына, во втором случае стыд убил дочь.

Как происходит переживание стыда за другого? Когда я идентифицирую себя с каким-то другим человеком, я формирую концепцию того, как он должен себя вести, каким он должен быть. А если он отклоняется, то, что я испытываю? Я испытываю стыд. И в некоторых случаях это приобретает такие совершенно странные формы.

Вот один молодой человек врал, что у него родители работают в Совмине. Потом оказывается, что они работают в министерстве, в гараже, подметают что-то. Значит, возникает вопрос: "Почему он это говорит?" Ясно, что он всем создает имидж, потому что ему стыдно иметь этих родителей. И он всячески изображает, что у него не такие родители. Тогда нужно задать вопрос, который я формулирую: "А кто тебе сказал, что твои родители должны быть высокопоставленными? С чего ты это взял, что это лучше для тебя?" Он тогда думает.

Представляете, женщина влюбляется в мужчину и стыдится его, потому что у него низкий статус. Тайно она с ним встречается, культивирует любовь, ей это очень нравится, она его любит. Но вообще чем это омрачено? Тем, что она никуда с ним не ходит. Она стыдится. Ее подруги говорят: "Что это ты? У всех у нас любовники на "Мерседесах", а у тебя что? И какой-то не такой он, и одет, как бомж". И тому подобное. Что она сделает? Она может продолжать свою тайную любовь. Отчего она делает тайну? От стыда. Это, конечно, омрачает ее существование.

Свирепые сцены ревности возникают большей частью не потому, что она ревнует его или он ее, а просто потому, что ему вот стыдно. Вот у него Я — концепция, что у него жена должна быть верна ему. И он упорно распространяет такое представление, какой-то определенный имидж и тому подобное. И когда обнаруживается, что жена ему неверна, он теряет голову. И в основе этого лежит …
*См. Zimbardo P.G., Pilkonis P., Norwood R. The silent prison of shyness. - Stanford University, 1974. (Paper distributed by Scott, Foresman College Division, Glenview, Illinois.)

**Ид /лат. Id - Оно/ - Обозначает по Фрейду бессознательную психическую энергию: сексуальные и агрессивные побуждения.

***СГМ - Саногенное Мышление - ("sanos" /греч./ — чистота, здоровье и "genos" /греч./- рождать, производить) - мышление, рождающее здоровье или оздоравливающее мышление. СГМ-терапия осуществляется путем обучения человека саногенному мышлению.

****Понятие функциональной системы применительно к физиологии было разработано П.К. Анохиным, великим физиологом современности. Нет никаких препятствий для распространения понятия функциональной системы и на сферу психического. Признаки, какими характеризуется любая функциональная система, имеют место не только в работе наших органов, но и в работе души. В этом смысле каждая эмоция или потребность представляет собой психическую функциональную систему. С этих позиций обида, стыд, вина и другие эмоции являются таковыми. Обида, например, как структура у каждого человека одна, но она переживается по-разному в разных ситуациях. Этот вывод мной обоснован в моей книге "Постижение переживаний. Когнитивно-эмотивный тест (КЭТ)".
******См. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб: Питер, 1997. - С. 419.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фрагмент из книги Орлова Ю. М. “Стыд и зависть“ iconКлючики Соломона Автор: Папюс (Жерар Анкосс)
Фрагмент книги «Практическая магия» Жерара Анкосса, более известного по своему псевданиму Папюс

Фрагмент из книги Орлова Ю. М. “Стыд и зависть“ iconКалендарно-тематическое планирование. Литература. 5 Класс
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги,...

Фрагмент из книги Орлова Ю. М. “Стыд и зависть“ iconПриглашение к жизни
«звездной» жизни на зависть всем друзьям и подругам заставляют идти на самые отчаянные поступки. Они ожидают своих кумиров в подъездах...

Фрагмент из книги Орлова Ю. М. “Стыд и зависть“ iconПервая
Мне не получается запустить мои книги. Прошу любую редакцию кто не зависим и русские духом, напишите, можете вы издать без цензуры...

Фрагмент из книги Орлова Ю. М. “Стыд и зависть“ iconАвторы книги известные психологи, академики Российской академии образования,...
Учебное пособие предназначено для педвузов и факультетов психологии университетов

Фрагмент из книги Орлова Ю. М. “Стыд и зависть“ iconВ этой главе собраны отдельные наблюдения, сделанные нами в последнее...
Года, при царе Федоре Алексеевиче Романове на Руси было отменено местничество [463], с. 40. При этом "книги, содержащие местнические...

Фрагмент из книги Орлова Ю. М. “Стыд и зависть“ iconИсточник (фрагмент): Компьютеры, сети, Интернет. Энциклопедия. 2-е...
Источник (фрагмент): Компьютеры, сети, Интернет. Энциклопедия. 2-е изд. / Под общей редакцией Ю. Н. Новикова. – Спб.: Питер, 2003....

Фрагмент из книги Орлова Ю. М. “Стыд и зависть“ iconСветлана Алексиевич. Цинковые мальчики
Василия Орлова приказано идти в Индию. Месяц дается на движение до Оренбурга, а оттуда три месяца "через Бухарию и Хиву на реку Индус"....

Фрагмент из книги Орлова Ю. М. “Стыд и зависть“ iconБессоюзное сложное предложение
...

Фрагмент из книги Орлова Ю. М. “Стыд и зависть“ iconКниги
В нашей школе прошла благотворительная акция Русские книги-детям Донецка и Луганска. Цель акции помощь детям оказавшихся в зоне боевых...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов