Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы Факультет прикладной психологии Кафедра общей и дифференциальной психологии




Скачать 223.25 Kb.
НазваниеПетербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы Факультет прикладной психологии Кафедра общей и дифференциальной психологии
Дата публикации06.03.2016
Размер223.25 Kb.
ТипМетодические рекомендации
edushk.ru > Психология > Методические рекомендации


Санкт-Петербургский Государственный Институт

Психологии и Социальной Работы
Факультет прикладной психологии

Кафедра общей и дифференциальной психологии


МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ



ПО ДИСЦИПЛИНЕ


«Общий психологический практикум (ч.2)»

по специальности 030301.65 (020400) «Психология»



г.Санкт-Петербург

2007

Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры общей и дифференциальной психологии

Протокол заседания кафедры №____ от «____»________________ 2007 г.
Заведующий кафедрой к.пс.н., доцент Яковлева И.В. _____________________

Разработчики – _______________________


СОДЕРЖАНИЕ
Модуль 1. Эксперимент в психологии

Эксперимент и его разновидности в различных психологических школах. Эксперимент как тип исследования в психологии. Лабораторный психологический эксперимент: сущность, разновидности. Достоинства и недостатки лабораторного исследования. Факторы, влияющие на результаты лабораторного психологического эксперимента. Организация и условия проведения экспериментального психологического исследования. Специфика квазиэкспериментальных планов.

Литература.

  1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. /Под ред. А.А. Крылова, С. А. Маничева. — СПб., 2003.

  2. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М., 1998.

  3. Платонов К. К. Психологический практикум. — М., 1980.

  4. Практикум по общей психологии. /Под ред. А.И.Щербакова. М., 1990.

  5. Практикум по психологии. /Под ред. А.Н.Леонтьева, Ю.Б.Гиппенрейтер, М., 1972.
^

Задания для самостоятельной работы студентов


Подготовить реферат по теме «Эксперимент в психологии».

Методические рекомендации по написанию реферата


К форме: стандартная структура реферата включает в себя:

  • Введение;

  • Две и более главы;

  • Список используемой литературы.

К объему: минимальный объем –15 машинописных страниц.

К содержанию: во введении дается формулировка, предварительное описание проблемы. В основной части реферата должны быть представлены различные подходы и варианты, описывающие данную проблематику с соответствующим делением на главы и параграфы. В заключении автор реферата представляет и обосновывает собственную точку зрения на указанную проблему.

^ К списку литературы: рекомендуется включать не менее трех источников авторов с различными подходами к проблеме. Не рекомендуется включать в список литературы учебники, учебные пособия, словари, справочники. Всего должно быть не менее 7 – 10 источников литературы.

^

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ


Вопросы к зачету


  1. Эксперимент и его разновидности в различных психологических школах.

  2. Лабораторный психологический эксперимент.

  3. Факторы, влияющие на результаты лабораторного психологического эксперимента.

  4. Организация и условия проведения экспериментального психологического исследования.

  5. Преимущества экспериментального метода.

  6. выдвижение гипотез в эксперименте.

  7. Алгоритм исследования.

  8. Исследовательские этапы в эксперименте.

  9. Основные задачи эксперимента.

  10. Анализ и интерпретация результатов эксперимента.

  11. Основные ошибки в эксперименте.


Модуль 2. Эмпирическое исследование эмоционально-волевой сферы и поведения

Тема 2.1. Исследование психических состояний

Методы изучения психических состояний. Физиологические методы, оценка состояния с помощью ЭЭГ, ВП, КГР, ЭОГ, исследования сердечной деятельности, ЭМГ, изучения дыхания, изучения биохимических реакций, с помощью изучения изменения терморегуляции. Психофизические методы. Исследование психомоторики. Изучение спонтанной мышечной активности. Изучение сенсомоторной деятельности. Изучение динамики изменения времени реакции. КЧМ. Исследование речи. Психологические методики исследования состояния: корректурная проба, черно-красные таблицы Горбова. Опросник Спилбергера-Ханина. Тест САН.

Литература.

  1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. /Под ред. А.А. Крылова, С. А. Маничева. — СПб., 2003.

  2. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1997.

  3. Методики психодиагностики в спорте. / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова. — М., 1990.

  4. Практикум по общей психологии. /Под ред. А.И.Щербакова. М., 1990.

  5. Практикум по психологии. /Под ред. А.Н.Леонтьева, Ю.Б.Гиппенрейтер, М., 1972.

  6. Сосновикова Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. — Горький, 1975.

Тема 2.2. Исследование эмоциональных реакций, состояний и свойств

Изучение вегетативных проявлений эмоций. Изучение экспрессивного компонента эмоций методом наблюдения эмоциональной экспрессии. Распознавание эмоций по выражению лица. Самооценка эмоционального состояния с применением шкалы К. Изарда. Методика Б.И. Додонова на определение общей эмоциональной направленности. Методика на выявление особенностей эмоциональной памяти. Экспресс-диагностика эмпатии с помощью методики И.М. Юсупова.

Литература.

  1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. /Под ред. А.А. Крылова, С. А. Маничева. — СПб., 2003.

  2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. — М., 1996.

  3. Куликов Л. В. Психология настроения. — СПб., 1997.

  4. Методики психодиагностики в спорте. / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова. — М., 1990.

  5. Практикум по психологии. /Под ред. А.Н.Леонтьева, Ю.Б.Гиппенрейтер, М., 1972.


Тема 2.3. Исследование мотивации и воли

Методы исследования мотивации и мотивов. Наблюдение для определения причин действий и поступков человека. Методика изучения силы и устойчивости мотива. Методики изучения мотивации поведения в группе. Методики изучения потребностей личности. Методики диагностики мотивации общения. Исследование сферы направленности личности. Уровень притязаний и его экспериментальное исследование. Мотивация достижения и избегания неудачи. Мотивация и продуктивность. Познавательная мотивация. Социальная мотивация. Отрицательная мотивация. Ценности. Тест Рокича.

Методы изучения воли. Методики самооценки волевых свойств. Исследование произвольности и самоконтроля. Методы исследования организованности, терпеливости и решительности. Шкала контроля за действием Куля.

Литература.

  1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб, 2000.

  2. Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2000.

  3. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. /Под ред. А.А. Крылова, С. А. Маничева. — СПб., 2003.

  4. Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методика изучения. Киев, 1998.

  5. Корнилова Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску.- М.: Ин-т психологии РАН, 1997.

  6. Методики психодиагностики в спорте. / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова. — М., 1990.


Тема 2.4. Исследование поведения

Методы исследования поведения. Шкалы наблюдения за поведением. Методы исследования группового поведения. Исследование структуры взаимоотношений в группе методом социометрии. Экспериментальное исследование агрессивности, застенчивости, альтруизма и конформности.

Литература.

  1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. /Под ред. А.А. Крылова, С. А. Маничева. — СПб., 2003.

  2. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко, СПБ., 2001.

  3. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей.- СПб., 2000.

  4. Платонов К. К. Психологический практикум. — М., 1980.



^

Задания для самостоятельной работы студентов


Составить психологический портрет испытуемого с помощью исследования его психического состояния; эмоциональных реакций и состояний; мотивации и волевого компонента; характеристик поведения.

^ Методические рекомендации по составлению психологического портрета

  • Определить основные параметры исследования эмоциональной и поведенческой сферы испытуемого, а также волевого и мотивационного компонентов;

  • Подобрать методики исследования, измеряющие данные параметры;

  • Выбрать доступный способ изучения психического состояния испытуемого;

  • Провести исследование испытуемого;

  • Обработать и проанализировать результаты исследования;

  • Составить психологический портрет испытуемого;

  • Написать заключение по проведенному исследованию.


^

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ




Вопросы к теоретической части зачета


  1. Изучение вегетативных проявлений эмоций.

  2. Изучение экспрессивного компонента эмоций методом наблюдения эмоциональной экспрессии.

  3. Физиологические методы исследования психических состояний.

  4. Исследование эмоциональных состояний методом стандартизированного опроса (с применением шкалы К. Изарда, тест САН, опросник Спилбергера-Ханина).

  5. Исследование устойчивых особенностей эмоциональной сферы личности методом стандартизированного опроса (Методика Б.И. Додонова на определение общей эмоциональной направленности, диагностика эмпатии с помощью методики И.М. Юсупова, опросник Спилбергера-Ханина,).

  6. Методы регуляции состояния.

  7. Методы исследования мотивации и мотивов.

  8. Методика изучения силы и устойчивости мотива.

  9. Методики изучения мотивации поведения в группе.

  10. Методики изучения потребностей личности.

  11. Методики диагностики мотивации общения.

  12. Методы изучения воли.

  13. Методики самооценки волевых свойств.

  14. Исследование произвольности и самоконтроля.

  15. Методы исследования организованности, терпеливости и решительности.

  16. Шкала контроля за действием Куля.

  17. Методы исследования поведения.

  18. Шкалы наблюдения за поведением.

  19. Методы исследования группового поведения.

  20. Экспериментальное исследование агрессивности и альтруизма.

  21. Метод социометрии.

  22. Исследование сферы направленности личности.

  23. Уровень притязаний и его экспериментальное исследование.

  24. Структура и методические приемы исследования мотивации достижения.

  25. Методические приемы исследования ценностных ориентаций личности (на примере методики изучения ценностных ориентаций Рокича).



^

Практическая часть зачета


Зачет по практической части курса проводится следующим образом:

Студенты предоставляют отчеты по всем методикам, входящим в модуль №2, которые проводились ими во время учебных занятий в течение курса «Общепсихологического практикума часть 2».

ГЛОССАРИЙ



АНАЛИЗ - процесс расчленения целого предмета или явления на составные части - в плане мысленных представлений или материального моделирования.

^ АНАЛИЗ ДИСПЕРСИОННЫЙ - в психологии - метод статистический, позволяющий анализировать влияние различных факторов (признаков) на исследуемую (зависимую) переменную.

^ АНАЛИЗ КАЧЕСТВЕННЫЙ - метод исследований психологических, не использующий количественные показатели, но делающий выводы лишь на базе логических рассуждений над полученными фактами.

^ АНАЛИЗ КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ - метод статистический оценки формы, знака и тесноты связи исследуемых признаков или факторов. Позволяет за очень короткое время получить множество данных для значительного числа испытуемых.

^ АНАЛИЗ РЕГРЕССИОННЫЙ - метод статистический, позволяющий изучать зависимость значения среднего некоей величины от вариации другой величины или нескольких величин (в этом случае применяется множественный анализ регрессионный)..

^ АНАЛИЗ ФАКТОРНЫЙ - метод многомерной статистики математической, применяемый при исследовании статистически связанных признаков с целью выявления определенного числа скрытых от непосредственного наблюдения факторов.

АНАЛИЗАТОР - термин, введенный И. П. Павловым для обозначения функциональной единицы, ответственной за прием и анализ сенсорной информации какой-либо одной модальности.

АНКЕТА - Методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации - средство опроса. Представляет собой набор вопросов, каждый из коих логически связан с центральной задачей исследования, и возможные варианты ответов, из коих респондент должен выбрать самые подходящие, или же по их образцу предложить собственные.

^ АППАРАТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - приборы, устройства и оборудование, применяемые для регистрации и измерения психических процессов, функций и состояний.

ВАЛИДНОСТЬ - одна из важнейших характеристик психодиагностических методик и тестов, один из основных критериев их качества. Это понятие близко к понятию достоверности, но не вполне тождественно.

ВНИМАНИЕ - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном объекте - предмете, событии, образе, рассуждении и пр.

ВОЛЯ - сторона сознания, его деятельное и регулирующее начало, призванное создать усилие и удерживать его так долго, как это надобно. Способность человека достигать поставленных целей в условиях преодоления препятствий, проявляемая в самодетерминации и саморегуляции своей деятельности и различных процессов психических.

ВОСПОМИНАНИЕ - извлечение из памяти долговременной образов прошлого, воспроизведение событий из жизни, мысленно локализуемых во времени и пространстве. Благодаря им обеспечивается единство личности от раннего детства до старости. С возрастом воспоминания все больше становятся составной частью духовной жизни личности.

ВОСПРИЯТИЕ - целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях; процесс формирования - посредством активных действий - субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ - процесс извлечения информации, хранящейся в памяти долговременной, - актуализация ранее сформированного психологического содержания (мыслей, образов, чувств, движений) в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей.

ВСПОМИНАНИЕ - процесс извлечения информации из памяти.

ВЫБОРКА - группа испытуемых, представляющих определенную популяцию и отобранных для эксперимента или исследования. Противоположное понятие - совокупность генеральная. Выборка есть часть совокупности генеральной.

^ ВЫБОРКА ЗАВИСИМАЯ - выборки, состоящие из результатов одних и тех же испытуемых после двух или более различных воздействий.

ВЫБОРКА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ (выборка репрезентативная) - выборка, произведенная по правилам, - то есть так, что она отражает специфику совокупности генеральной и по составу, и по индивидуальным характеристикам включаемых субъектов.

ГИПОТЕЗА - научное предположение, выдвигаемое для объяснения некоего явления, подлежащее опытной проверке и теоретическому обоснованию для приобретения статуса научной теории.

^ ГИПОТЕЗА НАУЧНАЯ - предположение, выдвигаемое как временное на основе наличных наблюдений и уточняемое последующими экспериментами. Касается связей, закономерностей и существенных свойств определенных областей действительности, наиболее вероятных с позиций теории, коей придерживаются ученые-исследователи, ответ на поставленный вопрос-проблему.

ДЕТЕКТОР - устройство для обнаружения определенного типа сигналов. В физиологии детектор - афферентный нейрон, избирательно настроенный на определенный параметр сигнала.

^ ДИАПАЗОН РАСПРЕДЕЛЕНИЯ (размах вариаций) - разность между максимальным и минимальным значениями в данном распределении.

ЗАБЫВАНИЕ - активный процесс, характерный постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала - потерей доступа к запомненному ранее материалу, невозможностью воспроизвести или узнать то, что было усвоено.

^ ЗАДАНИЕ ЗАКРЫТОЕ (задание закрытого типа) - сюда относятся задания, задачи и вопросы, где ответ нужно выбрать из нескольких предложенных вариантов.

ЗАДАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОЕ - задание, основанное исключительно на наблюдении, рассуждении и манипуляциях.

^ ЗАДАНИЕ ОБРАЗНОЕ - содержит упражнения с образами - картинками, рисунками, схемами и прочим, предполагающие активное использование воображения и мысленных трансформаций образов.

^ ЗАДАНИЕ ОТКРЫТОЕ (задание открытого типа) - сюда относятся задания, задачи и вопросы, где ответ дается испытуемым самостоятельно.

ЗАКОН ВЕБЕРА-ФЕХНЕРА - логарифмическая зависимость силы ощущения Е от физической интенсивности раздражителя Р: Е = к log P + с, где k и с - некие постоянные, определяемые данной сенсорной системой. Зависимость была выведена немецким психологом и физиологом Г. Т. Фехнером на основе закона Бугера - Вебера и дополнительного предположения о субъективном равенстве едва заметных различий ощущений. Эмпирические исследования подтверждают эту зависимость лишь для средней части диапазона воспринимаемых значений раздражителя. Закону Вебера - Фехнера обычно противопоставляется закон Стивенса, .согласно коему эта зависимость носит степенной, а не логарифмический характер.

^ ЗАКОН ФЕХНЕРА - 1. Сформулированный в 1860 г. Г. Т. Фехнером закон, согласно коему величина ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя - то есть возрастание силы раздражения в геометрической прогрессии соответствует росту ощущения в арифметической прогрессии. Эта формула измерения ощущений была выведена на основе исследований Вебера, где было показано постоянство относительной величины приращения раздражителя, вызывающего ощущение едва заметного различия. При этом был введен его собственный постулат о том, что едва заметный прирост ощущения является величиной постоянной и его можно применять использовать как единицу измерения ощущения. 2. Так иногда называют закон Вебера-Фехнера.

ЗАПОМИНАНИЕ - обобщенное название активных процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти; ввод в память информации. Может протекать как мгновенное запечатление. Посредством этих процессов ведется селективный отбор Поступающей информации для ее последующего воспроизведения и включения в уже существующую систему ассоциативных связей.

ИЗМЕРЕНИЕ - в психологии - выявление количественных характеристик изучаемых явлений психических.

ИНТЕНСИВНОСТЬ - 1. Качественная характеристика, выражающая высокую меру, степень силы, напряженности, насыщенности некоего проявления или процесса. 2. Качественная или количественная характеристика меры силы, напряженности, производительности некоего процесса или явления.

ИНТЕРВЬЮ - в психологии - способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса.

^ ИНТЕРВЬЮ ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ - метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. Служит особым средством установления тесного личного контакта с собеседником.

ИССЛЕДОВАНИЕ - 1. Проведение научного изучения. 2. Осмотр для выяснения, изучения чего-либо. 3. Научный труд.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПИЛОТАЖНОЕ - пробно-поисковый тип исследования, кое проводится перед основным и является его упрощенной формой

^ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ - обычно на его основе проверяются гипотезы о зависимостях между различными психологическими характеристиками. Выявив их особенности у достаточного количества испытуемых, оказывается возможным посредством специальных математических процедур выявить их взаимосвязь.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ - предполагает такие этапы:

  1. формулировку проблемы;

  2. выдвижение гипотезы;

  3. проверка гипотезы - получение данных эмпирических и обработка их;

  4. интерпретация результатов проверки - соотнесение полученных результатов с исходной гипотезой, выводы о достоверности гипотезы и дальнейшее соотнесение ее с теорией, в рамках коей формировалась гипотеза; при необходимости -"пересмотр определенных положений, что порождает новые проблемы, новые гипотезы - и пр. Исследование психологические может строиться на базе наблюдения, на базе эксперимента или на базе исследования психодиагностического. Все они могут выступать и как относительно самостоятельные методы исследования, но нужно выделять ситуации, когда они входят в эксперимент как составная часть. Кроме названных, один из распространенных методов исследования психологического - беседа. На путях исследований психологических расставлено множество капканов, часто толкающих к ошибочным

^ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОЕ - исследование, основанное на получении, анализе и обобщении опытных (эмпирических) данных.

КОНТЕНТ - АНАЛИЗ - в психологии - метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации, в коих соответственно целям исследования выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации: психологические характеристики персонажей сообщений массовой коммуникации, виды взаимодействия людей, жанры сообщений и пр

КОЭФФИЦИЕНТ - В психологии часто - некая числовая величина, отражающая степень выраженности, развитости определенного психологического качества, характеристики

КРИТЕРИЙ - мерило; признак, на базе коего производится оценка, определение или классификация чего - либо.

^ КРИТЕРИЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ - показатели, сочетающие в себе методы расчета, теоретическую модель распределения и правила принятия решения о правдоподобности нулевой или одной из альтернативных гипотез.

МЕТОД (метод исследования) - 1. Прием, способ, образ действия. 2. Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; способ практического осуществления чего-либо. Способ организации деятельности, обоснованный нормативный способ осуществления исследования научного.

^ МЕТОД ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ - методы выявления измерения индивидуальных особенностей на базе процедур и техник, подтвердивших свою эффективность.

МЕТОД СТАТИСТИЧЕСКИЙ - в психологии - некие методы прикладной статистики математической, используемые в основном для обработки экспериментальных данных. Основная цель применения - повышение обоснованности выводов в исследованиях за счет использования логики вероятностной и моделей вероятностных.

^ МЕТОД ШКАЛИРОВАНИЯ - методы, обеспечивающие применение количественных показателей для оценки отношения испытуемых к определенным объектам, в качестве коих могут выступать процессы физические или социальные.

^ МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ - внешне может показаться схожим с методом интроспекции, но имеет существенные отличия:

1) для эксперимента берется не опытный в самонаблюдении специалист, а «наивный» наблюдатель, и чем меньше он знает психологию, тем лучше;

2) от испытуемого требуется не аналитический, а самый обычный отчет о воспринятом, - в тех терминах, коими он пользуется повседневно.

МЕТОДИКА - 1. Совокупность приемов, методов обучения чему-либо, методов целесообразного проведения некоей работы, процесса, или же практического выполнения чего-либо. Технические приемы реализации метода с целью уточнения или верификации знаний об изучаемом объекте.

2. Конкретное воплощение метода - выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на базе конкретного материала и конкретной процедуры.

3. Наука о методах обучения.

^ МЕТОДИКА КАЧЕСТВЕННАЯ - методики, основанные на качественном анализе экспериментальных данных, причем диагностируемое свойство описывается в терминах известных научных понятий. Не позволяют применять меры и методы количественной обработки результатов, судить об уровне развития диагностируемых свойств и прямо показывать причинные связи между изучаемыми переменными.

^ МЕТОДИКА КОЛИЧЕСТВЕННАЯ - методики, основанные на количественном анализе экспериментальных данных. Позволяют применять количественные меры и методы количественной обработки результатов, оценивают диагностируемое свойство по степени его развития относительно других людей. Однако с их помощью невозможно взаимно отличить качественно различные психологические свойства при одинаковости их количественных показателей. Так, оценивая силу мотивации достижения, нельзя судить о том, различна ли у испытуемых мотивация, если их результаты количественно равны.

МЫШЛЕНИЕ - одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения.
НАБЛЮДЕНИЕ - Изучение мира на уровне познания чувственного, целенаправленное и осознанное. Восприятие некоего процесса с целью выявления его инвариантных признаков без активного включения в сам процесс. В наблюдении проявляются личностные особенности восприятия, установки, направленность личности.

НАДЕЖНОСТЬ - одна из важнейших характеристик методик и тестов психодиагностических - один из критериев их качества, относимый к точности измерений психологических. Отражает точность измерения психологического и устойчивость результатов к действию посторонних факторов.

ОПОЗНАНИЕ - процесс отнесения воспринимаемого объекта к одному из нескольких заранее фиксированных классов, за счет чего происходит построение осмысленного образа перцептивного

^ ОПРОС АНКЕТНЫЙ - метод социально-психологического исследования с помощью анкет.

ОЩУЩЕНИЕ - построение образов отдельных свойств предметов внешнего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними.

ПАМЯТЬ - процессы когнитивные - процессы запоминания, организации, сохранения, восстановления и забывания обретенного опыта, позволяющие повторно использовать его в деятельности или возвратить в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

^ ПАМЯТЬ ОБРАЗНАЯ - подразделяется на память зрительную, слуховую и двигательную. Их уровень развития у индивида неодинаков, и это позволяет говорить о преобладании одного из этих видов памяти.

ПЕРЕМЕННАЯ - одно из основных понятий для описания эксперимента, хотя оно может относиться и к наблюдению. Под переменной понимается любая реальность, коя может изменяться в экспериментальной ситуации. Переменные-все измеряемые факторы, кои предположительно будут или могут варьировать во время эксперимента.

^ ПЕРЕМЕННАЯ ЗАВИСИМАЯ - величины, изменения коих зависят от воздействия переменной независимой. Те переменные, что связаны с поведением испытуемых и зависят от состояния их организма.

^ ПЕРЕМЕННАЯ КОНТРОЛИРУЕМАЯ - те, что строго контролируются во время эксперимента - с тем, чтобы избежать их вариаций от одного испытуемого к другому и от экспериментного сеанса к сеансу.

^ ПЕРЕМЕННАЯ НЕЗАВИСИМАЯ - та переменная, что введена экспериментатором, будет им изменяться и чье воздействие будет оцениваться

ПИКТОГРАММА - рисуночное письмо, используемое в психологии как методическое средство при изучении опосредованного запоминания. Была предложена советским психологом А.Р. Луриёй в 30-х-гг.

ПОЛИГРАФ (детектор лжи) - аппаратурный комплекс, служащий для объективной регистрации физиологических показателей реакции кожно-гальванической, энцефалограммы, тремора, плетизмограммы, характеризующих аффективное состояние человека, - в целях анализа эмоциональных ответов на стимулы, предъявляемые во время беседы, допроса.

^ ПОРОГ АБСОЛЮТНЫЙ - вид порога сенсорного, описанный Г.Т. Фехнером. Характеризует чувствительность системы сенсорной. Выражается величиной раздражителя, превышение коей дает ответную реакцию организма - прежде всего в форме осознания ощущения.

^ ПОРОГ ВОСПРИЯТИЯ (порог ощущения; порог чувствительности) - величина раздражителя, вызывающего или меняющего восприятие, ощущение; качественный показатель чувствительности анализатора.

^ ПОРОГ ВОСПРИЯТИЯ ВЕРХНИЙ АБСОЛЮТНЫЙ (абсолютный верхний порог восприятия, - абсолютный верхний порог ощущений) максимально допустимая величина раздражителя внешнего, превышение коей ведет к появлению болезненных ощущений, свидетельствующих о нарушении нормальной деятельности организма

^ ПОРОГ ВОСПРИЯТИЯ НИЖНИЙ АБСОЛЮТНЫЙ (абсолютный нижний порог ощущений) - минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.

ПОРОГ ВОСПРИЯТИЯ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ - величина, на которую должен измениться раздражитель, действующий на органы чувств, чтобы вместе с ним изменилось вызываемое им ощущение

ПРИПОМИНАНИЕ - произвольное извлечение из памяти информации о прошлом, мысленно локализуемой во времени и пространстве.

РЕСПОНДЕНТ - участник социально-психологического исследования, выступающий в роли опрашиваемого. В зависимости от характера исследования предстает как пациент, испытуемый, информант, клиент или просто собеседник.

РЕЧЬ - сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком, - посредством языковых конструкций, создаваемых на базе определенных правил

САМОНАБЛЮДЕНИЕ (метод самонаблюдения) - стратегия получения эмпирических психологических данных при наблюдении человека за самим собой; наблюдение за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления - переживания, мысли, чувства и пр

СОХРАНЕНИЕ - 1. фаза памяти, характеризующая долговременное хранение воспринятой информации в скрытом состоянии; процесс в памяти - удержание в ней информации

ТЕСТ - система специальных заданий, позволяющих измерить уровень развития или состояние определенного психологического качества или свойства отдельного индивида - объекта наблюдения.

ТЕСТИРОВАНИЕ - метод психодиагностики, использующий стандартизованные вопросы и задачи - тесты, имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизованного измерения различий индивидуальных.

ТРЕМОР - непроизвольные быстрые (с частотой около 10 Гц.) ритмические колебательные движения конечностей или туловища, вызванные мышечными сокращениями и связанные с временной задержкой корректирующей афферентной импульсации, в силу чего реализация движения и сохранение позы происходит за счет постоянной подстройки движений к какому-то среднему значению.

УЗНАВАНИЕ - опознание воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому.

ФАКТОР - понятие статистики математической, означающее общую причину многих случайных изменений совокупности величин переменных, событий и пр. Факторы выявляются путем применения специальной математической процедуры - анализа факторного

ШКАЛА - инструмент для измерения непрерывных свойств объекта; представляет собой числовую систему, где отношения между различными свойствами объектов выражены свойствами числового ряда.

ШКАЛИРОВАНИЕ - метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем.

ЭКСПЕРИМЕНТ - исследовательская стратегия, в коей выполняется целенаправленное наблюдение за некоим процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания.

^ ЭКСПЕРИМЕНТ АССОЦИАТИВНЫЙ - метод и тест проективный, разработанные К. Г. Юнгом, М. Вертхаймером и Д. Кляйном и предназначенные для исследования мотивации личности - ориентированные на фиксацию, диагностику и психотерапию скрытых аффективных комплексов и других психических феноменов. Базируется на изучении содержания, формы и скорости реакции клиента, предъявляющего в ответ на слова аналитика первое пришедшее в голову

^ ЭКСПЕРИМЕНТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ - экспериментальная стратегия, разработанная А. Ф. Лазурским в 1910 г. Характерна проведением в условиях, близких к обычной деятельности испытуемых, причем они не знают, что участвуют в исследовании. За счет этого достигается большая чистота эксперимента. Метод исследования, промежуточный между наблюдением и экспериментом лабораторным, при коем психолог может активно влиять на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемых. Основными методами являются наблюдение и беседа с испытуемым, результаты коих обрабатываются качественно.

^ ЭКСПЕРИМЕНТ КОНСТАТИРУЮЩИЙ - к развитию психики можно подходить как к явлению, относительно независимому от обучения и воспитания, тогда задачей оказывается констатация связей, складывающихся в ходе развития.

^ ЭКСПЕРИМЕНТ ЛАБОРАТОРНЫЙ - методическая стратегия, направленная на моделирование деятельности индивида в специальных условиях - разновидность эксперимента, проводимого в специально оборудованных лабораториях, что обеспечивает особенно строгий контроль переменных независимых и зависимых. При этом испытуемые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут не знать о его истинном назначении.

ЭКСПЕРИМЕНТ ПОЛЕВОЙ - предполагает использование минимума оборудования в ситуации, близкой к естественной.

ЭМОЦИИ - состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражаемые прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы Факультет прикладной психологии Кафедра общей и дифференциальной психологии iconПетербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы...
Нового Времени: Гоббс, Локк, Гельвеций, Руссо, Гегель. Социально-психологические идеи в рамках социологических учений. Значение работ...

Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы Факультет прикладной психологии Кафедра общей и дифференциальной психологии iconПетербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы...
Роль и место состояния среди других психических явлений. Сравнительный анализ психических процессов, состояний и свойств. Характеристики...

Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы Факультет прикладной психологии Кафедра общей и дифференциальной психологии iconПетербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы...
Психодиагностика как область психологической науки и форма психологической практики. Предмет психодиагностики. Содержание основных...

Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы Факультет прикладной психологии Кафедра общей и дифференциальной психологии iconПетербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы...
Рассмотрен и утвержден на заседании кафедры психофизиологии и естественных наук

Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы Факультет прикладной психологии Кафедра общей и дифференциальной психологии iconТемы рефератов со списком литературы и кратким содержанием реферата...
Предмет социальной психологии. Место социальной психологии в системе социальных наук. Проблематика социальной психологии. Прикладные...

Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы Факультет прикладной психологии Кафедра общей и дифференциальной психологии iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 05 «Социальная психология»
Пограничный характер социальной психологии как результат ее «двойного» статуса – одновременного происхождения из психологии и социологии....

Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы Факультет прикладной психологии Кафедра общей и дифференциальной психологии iconКнига канадского автора-учебник общей психологии с основами физиологии...
Для специалистов и студентов психологов, биологов, медиков, педагогов и всех читателей, интересующихся вопросами психологии

Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы Факультет прикладной психологии Кафедра общей и дифференциальной психологии iconН. Н. Самуйлова Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Показана роль фоновой и учебной тревожности в снижении качества понимания эмоций старшеклассниками. Выявлено отрицательное влияние...

Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы Факультет прикладной психологии Кафедра общей и дифференциальной психологии iconВ. М. Бехтерев избранные работы по социальной психологии
Б 55 Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994. — 400 с. (Памятники психологической мысли)

Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы Факультет прикладной психологии Кафедра общей и дифференциальной психологии iconВопросы к экзамену по психологии воспитания: Основные этапы развития...
Общенаучная характеристика психологии воспитания как отрасли психологической науки. Объект, предмет и задачи психологии воспитания....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница