Т. Н. Юдина Зав кафедрой социальной и педагогической информатики




Скачать 439.77 Kb.
НазваниеТ. Н. Юдина Зав кафедрой социальной и педагогической информатики
страница1/4
Дата публикации22.05.2015
Размер439.77 Kb.
ТипПрограмма
edushk.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4



Утверждено на заседании Совета факультета социологии и информационных технологий

29 ноября 2005 г.
Декан факультета

Доктор социологических наук, профессор

Т.Н. Юдина


Зав. кафедрой социальной и педагогической информатики

Доктор социологических наук, профессор

И.В. Соколова



2005/2006 учебный год
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социологии и информационных технологий

ПРОГРАММА

^ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

ИНФОРМАТИКА”

Общепрофессиональные дисциплины
Психология
1. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Основные психологические теории личности.

2. Предмет экспериментальной психологии.

3. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.

4. Социальная психология: теоретические и прикладные задачи.

5. Теоретические и практические задачи педагогической психологии.

6. Психологические вопросы информатизации учебного процесса.
Общая психология. Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Методология психологии. Проблема человека в психологии. Человек – индивид – личность – индивидуальность – субъект. Психика человека как предмет системного исследования. Проблема и природа психического. Общее понятие о личности. Основные факторы и механизмы развития личности. Жизненный путь личности. Основные психологические теории личности. Направленность и ее психологические проявления. Потребности. Мотивация. Деятельность: структура, виды, характеристики. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Системогенез деятельности. Общение: функции, средства, структура, психологические характеристики. Познавательная сфера. Сенсорно-перцептивные процессы. Виды, свойства, закономерности ощущений. Характеристика, свойства, особенности восприятия. Процессы, виды, типы, качества, закономерности памяти. Виды, процессы, формы, свойства мышления. Мышление и речь. Виды, функции, характеристики речи. Виды, функции, свойства, природа воображения. Сущность, виды, характеристики внимания. Эмоции. Чувство и воля. Темперамент. Характер. Мотивация и характер. Способности: определение, структура, виды, происхождение, характеристики, механизмы.

Экспериментальная психология. Предмет экспериментальной психологии. Научное исследование: принципы, структура, виды, этапы, направления, типы. Валидность. Научная проблема. Гипотезы: виды, типы, содержание. Общенаучные исследовательские методы. Психологический эксперимент. Психологическое измерение. Психологическое тестирование. Тестовые нормы. Результаты исследования: интерпретация, представление. Этические принципы проведения исследования на человеке.

Возрастная психология. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Социально-историческая природа детства. Биогенетические и социогенетические концепции, теория конвергенции двух факторов. Психоаналитические теории детского развития. Эпигенетическая теория развития личности. Генетическая эпистемология: учение об интеллектуальном развитии ребенка. Культурно-историческая концепция. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Кризисы в психическом развитии ребенка. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования. Кризис новорожденности. Младенчество. Комплекс оживления. Кризис одного года. Раннее детство. Развитие предметно-орудийной деятельности. Кризис трех лет. Игровая деятельность. Эгоцентризм детского мышления. Развитие мотивов поведения и формирование самосознания в дошкольном возрасте. Эмоциональная сфера дошкольника. Кризис семи лет. Психологическая готовность к школьному обучению. Младший школьный возраст. Учебная деятельность. Подростковый возраст. Чувство взрослости. Проблемы общения в подростковом возрасте. Самосознание подростков. Потребность в самоутверждении. Теоретическое мышление. Период юности. Ранняя юность. Формирование мировоззрения. Выбор профессии. Проблема юношеского самоопределения. Этап взрослости. Проблемы акмеологии. Кризисы на этапе взрослости. Возраст и проблемы смысла жизни. Пожилой возраст. Старость как социальная и психологическая проблема. Жизненный путь личности.

Социальная психология. Предмет социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Общение и деятельность. Структура общения. Общение как обмен информацией. Речь как средство коммуникации. Невербальная коммуникация. Общение как взаимодействие. Общение как познание людьми друг друга. Социальная перцепция. Каузальная атрибуция. Межличностная аттракция. Группа как социально-психологический феномен. Большие социальные группы. Стихийные группы и массовые движения. Малые группы. Феномен группового давления. Феномен конформизма. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство. Стиль лидерства. Принятие группового решения. Эффективность деятельности малой группы. Стадии и уровни развития группы. Феномен межгруппового взаимодействия. Этнопсихология. Проблемы личности в социальной психологии. Социализация. Социальная установка и реальное поведение. Межличностный конфликт.

Педагогическая психология. Педагогическая психология в системе психологической науки и человекознании. Предмет и задачи педагогической психологии. Психологическая сущность и структура процесса учения. Проблема соотношения обучения и развития. Актуальные вопросы и трудности развивающего обучения. Общие и частные цели обучения. Уровни возможной обученности и их психологическая обусловленность. Психологическая сущность программированного обучения. Психологические вопросы компьютеризации и информатизации учебного процесса. Психологическая сущность и организация проблемного обучения, этапы его протекания. Поэтапное формирование умственных действий. Проблема содержательного обобщения в обучении. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости. Мотивация учения. Психологическая сущность воспитания, его критерии. Воспитание как путь к сознанию и смыслу. Психологическая сущность и специфика педагогической деятельности, ее компоненты, функции и формы. Понятие о стилях педагогической деятельности. Психология личности учителя. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста.
Литература:

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1990.

  2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб, 1997.

  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996.

  4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособ. для студ. пед вузов. - М:, 2000.

  5. Введение в социальную психологию: Учеб. пособ. / В.Г. Крысько. - М., 2000.

  6. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учеб. для вузов. - М., 1999.

  7. Шихирев П. Н. Современная социальная психология: Учеб. пособ. для вузов. - Екатеринбург, 2000.

  8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособ. - Ростов-на/Д, 1997.

  9. Гамезо М.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. для студ. всех специальностей пед. вузов. - М., 1999.

  10. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999.


Педагогика


  1. Общая характеристика педагогической профессии. Профессионально-личностное становление и развитие педагога.

  2. Функции педагогического процесса и роль современных информационных технологий в их реализации.

  3. Цели воспитания в «узком» и «широком» смысле слова, роль знания информатики в их достижении.

  4. Системы и виды обучения, их сущность. Роль и место современных информационных технологий в их разработке и реализации.

  5. Педагогические технологии. Роль информатики в их разработке и практическом применении.

  6. Образовательные системы РФ, показатели качества управления.

  7. Взаимодействие социальных институтов и органов управления образованием, роль новых информационных технологий.


Введение в педагогическую деятельность. Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога. Общая и профессиональная культура педагога. Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога. Профессионально-личностное становление и развитие педагога.

Общие основы педагогики. Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками. Понятие «методология педагогической науки». Методологическая культура педагога. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Методы и логика педагогического исследования.

Теория обучения. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Методы обучения. Современные модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы. Классификация средств обучения.

Теория и методика воспитания. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности и принципы воспитания: персонифицикация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация. Национальное своеобразие воспитания. Система форм и методов воспитания. Понятие о воспитательных системах. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания. Воспитание культуры межнационального общения. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

Педагогика межнационального общения. Цель и задачи воспитания культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости, толерантности.

История образования и педагогической мысли. История образования и педагогической мысли как область научного знания. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Воспитание и школа в античном мире. Воспитание и образование в эпоху Средневековья. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII века). Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в XIX веке (до 80-х годов). Школа и педагогика в России до 90-х гг. XIX века. Зарубежная педагогика и школа в конце XIX века. Школа и педагогика в России в конце XIX и начале ХХ вв. (до 1917 г.). Зарубежная школа и педагогика в период между первой и второй мировыми войнами. Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917 г.). Образование и педагогическая мысль в России после второй мировой войны. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

Социальная педагогика. Социальное воспитание и социализация личности Сущность, принципы, ценности, механизмы и факторы социального воспитания. Взаимодействие в социальном воспитании. Жизнедеятельность институтов социального воспитания. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка. Оказание индивидуальной помощи в различных институтах воспитания.

Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. Предмет, задачи, принципы, категории, основные научные теории коррекционной педагогики. Норма и отклонение в физическом, психологическом, интеллектуальном и моторном развитии человека. Первичный и вторичный дефект. Комбинированные нарушения, их причины. Профилактика, диагностика, коррекция недостатков личностного развития детей. Девиантное поведение детей. Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы.

Педагогические технологии. Понятие педагогических технологий их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических задач: стратегические, тактические, оперативные. Проектирование и процесс решения педагогических задач. Репродуктивные, продуктивные, алгоритмические педагогические технологии. Технология педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса. Технология контроля образовательного процесса.

Управление образовательными системами. Понятие управление и педагогического менеджмента. Государственно-общественная система управления образованием. Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль. Принципы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект управления. Службы управления. Управленческая культура руководителя. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Повышение квалификации и аттестация работников школы.
Литература:

  1. Байкова Л.А., Гребёнкина Л.К. Педагогические мастерство и педагогические технологии. – М., 2000.

  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. – М., 2000.

  3. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию. – М., 1998.

  4. Екжанова Е.А. Специальная психология и коррекционная педагогика: Учебная программа. - М, 2000.

  5. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1998.

  6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2002.

  7. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2002.

  8. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М., 1994.

  9. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. – М., 2000.


Основы специальной педагогики и психологии
1. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии.

2. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики.
Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии. Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностей их психического развития в процессе воспитания и образования. Категории развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие аномального развития (дизонтегенеза). Параметры дизонтегенеза. Типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Понятие "Аномальный ребенок". Особенности аномального развития, отрасли специальной психологии – олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития (ЗПР), нарушениями опорно-двигательного аппарата (ЛИП), психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики. Основные категории специальной педагогики. Воспитание, образование и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, основное средство подготовки их к жизни и труду. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей. Понятия коррекции и компенсации. Социальная реабилитация и социальная адаптация. Основные отрасли специальной педагогики: сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика.
Литература:

  1. Екжанова Е.А. Специальная психология и коррекционная педагогика: Учебная программа. - М, 2000.

  2. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1998.

  3. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.


Теория и методика обучения информатике


  1. Методическая система обучения информатике в школе, общая характеристика ее основных компонентов.

  2. Структура обучения информатике в средней общеобразовательной школе.

  3. Методика изучения основных разделов курса информатики в школе.


Информатика как наука и учебный предмет в школе. Методическая система обучения информатике в школе, общая характеристика ее основных компонентов. Цели и задачи обучения информатике в школе. Педагогические функции курса информатики. Структура обучения информатике в средней общеобразовательной школе. Стандарт школьного образования по информатике. Назначение и функции общеобразовательного стандарта в школе. Пропедевтика основ информатики в начальной школе. Базовый курс школьной информатики. Дифференцированное обучение информатике на старшей ступени школы. Анализ учебных и методических пособий. Программное обеспечение по курсу информатики. Планирование учебного процесса по курсу информатики. Формы обучения. Организация проверки и оценки результатов обучения. Оборудование школьного кабинета информатики. Методика изучения основных разделов курса информатики.
Литература:

  1. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. Учеб. для 11-го класса гуманитарного профиля. - М., 2002.

  2. Кабинет информатики. Метод. пособ. / И.В. Роберт, Ю.А. Романенко, Л.Л. Босова и др.- М., 2002.

  3. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хённер Е.К. Методика преподавания информатики. – М., 2001.

  4. Первин Ю.А. Информационная культура. Комплект учебных пособий для непрерывного курса информатики с 1 по 11 класс. – М., 1995-98.

  5. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – М., 2003.

  6. Семакин И.Г. Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Метод. пособ. – М., 2004.

  7. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии»: Метод. пособ. - М., 2001.


Возрастная анатомия, физиология и гигиена
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Т. Н. Юдина Зав кафедрой социальной и педагогической информатики iconПрограмма 82-ой конференции студенческого научного общества «мечниковские чтения 2009»
Научные руководители: зав каф эпидемиологии акад. Раен, д м н., проф. Зуева. Л. П., зав кафедрой инфекционных болезней проф. Сологуб...

Т. Н. Юдина Зав кафедрой социальной и педагогической информатики iconЮ. М. Плотинский Динамика развития социальной информатики
На современном этапе основной целью социальной информатики является повышение эффективности функционирования общества знаний на основе...

Т. Н. Юдина Зав кафедрой социальной и педагогической информатики iconПояснительная записка основной общеобразовательной программы начального...
Игнатьева Г. А. доктор педагогических наук, зав кафедрой педагогики и андрагогики гоу дпо ниро

Т. Н. Юдина Зав кафедрой социальной и педагогической информатики iconАдминистрация кондинского района управление образования приказ
Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, в целях оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи...

Т. Н. Юдина Зав кафедрой социальной и педагогической информатики iconДоклад областного казённого образовательного учреждения для детей,...
Областное казённое образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Обоянский...

Т. Н. Юдина Зав кафедрой социальной и педагогической информатики iconЛ. С. Васильев история востока
Ближнего и Среднего Востока Института стран Азии и Африки при мгу им. М. В. Ломоносова (директор ин-та, зав кафедрой д-р ист наук...

Т. Н. Юдина Зав кафедрой социальной и педагогической информатики iconСамостоятельная работа 78 час Организационно-методический раздел...
Программа разработана авторским коллективом кафедры информатики под руководством заведующего кафедрой, профессора Рыбалкина А. Д

Т. Н. Юдина Зав кафедрой социальной и педагогической информатики iconВасильев Л. С. В 19 История Востока: в 2 т. Т. 2: Учеб по спец. «История»
Ближнего и Среднего Востока Института стран Азии и Африки при мгу им. М. В. Ломоносова (директор ин-та, зав кафедрой д-р ист наук...

Т. Н. Юдина Зав кафедрой социальной и педагогической информатики iconЗав кафедрой «Экономика и управление на транспорте»
Повышение конкурентоспособности транспортного комплекса России на рынке международных перевозок

Т. Н. Юдина Зав кафедрой социальной и педагогической информатики iconПрофессионализация социальной работы в россии 1
Ярская-смирнова елена Ростиславовна доктор социологических наук, заведующая кафедрой социальной работы Саратовского государственного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов