Программа факультативных занятий для V-XI классов общеобразовательных учреждений Рекомендовано Научно-методическим учреждением




Скачать 349.1 Kb.
НазваниеПрограмма факультативных занятий для V-XI классов общеобразовательных учреждений Рекомендовано Научно-методическим учреждением
страница1/3
Дата публикации21.05.2015
Размер349.1 Kb.
ТипПрограмма
edushk.ru > Спорт > Программа
  1   2   3



«ГИБКИЙ ПУТЬ»
(ОСНОВЫ ДЗЮДО)

ПРОГРАММА

факультативных занятий
для V-XI классов общеобразовательных учреждений


Рекомендовано Научно-методическим учреждением

«Национальный институт образования»

Министерства образования Республики Беларусь

Минск

2009

Авторы-составители:

Белявский Геннадий Альбертович, мастер спорта, директор ГУО СОШ № 223 г.Минска;

Давидович Владимир Александрович, мастер спорта, тренер по дзюдо; Громыко Дмитрий Сергеевич, мастер спорта, учитель физической культуры.


Содержание
Пояснительная записка………………………………………………… 4
Условные сокращения наиболее часто

используемых терминов и понятий…………………………………… 6
Этап начальной подготовки (НП) 5-6 классы...……………………… 7
Учебно-тренировочный этап (УТ) 7-9 классы……………………… 13
Этап совершенствования (С) 10-11 классы ……..…………………… 19
Рекомендуемая литература …………………………………………… 25

^

Пояснительная записка



Сегодня проблема здоровья к формированию основ здорового образа жизни стоят на повестке дня одним из главных вопросов. Многие хронические патологии у детей развиваются из-за перегрузки сидячего образа жизни, недостаточной двигательной активности, поэтому перед школой стоит задача трансформации общеобразовательной школы в школу, содействующую укреплению и сохранению здоровья. Однако, в связи с уменьшением количества часов для занятий физической культурой, возросла необходимость в разработке и внедрения различных факультативных курсов по физической культуре.

Программа факультативных занятий для государственного учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа» Республики Беларусь составлена на основе нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь.

При составлении настоящей Программы были использованы методические разработки белорусских специалистов, занимающихся спортивным образованием в детско-юношеских школах Республики Беларусь, программы по физической культуре и здоровью для средних общеобразовательных школ, а также результаты научных исследований.

Программа охватывает период обучения с 5 по 11 классы и основана на последовательности и непрерывности учебно-воспитательного процесса, решении задач укрепления здоровья, создании предпосылок для достижения высоких спортивных результатов.

Это даёт возможность учителю физической культуры (соответствующей специализации, т.е. дзюдо или самбо, или прошедшему курсовую подготовку по данному виду спорта) пользоваться едиными методическими положениями основанных на:

  • преемственной последовательности целей и задач, средств и методов обучения школьников;

  • постепенном возрастании объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется;

  • строгом соблюдении принципов систематичности и доступности при планировании тренировочных нагрузок в процессе обучения.

В настоящей Программе определены этапы подготовки юных дзюдоистов, структура и основное содержание работы факультативных занятий, а также соответствующие контрольные нормативы по всем разделам подготовки.

Основным документом, определяющим направленность и содержание учебного процесса в средней общеобразовательной школе для проведения факультативных занятий по дзюдо, является настоящая Программа.

В отдельных случаях в соответствии с конкретными условиями работы школ (климатические условия, наличие материальной базы и др.) администрация и педагогический совет учреждения, с согласия учредителя, могут вносить изменения в содержание Программы, сохраняя при этом ее основную направленность, увеличив количество часов до 4-5 в неделю.

^ Условные сокращения

наиболее часто используемых терминов и понятий
В этом разделе собраны употребляемые выражения, термины и их условные сокращения. Сокращения допустимы для использования в рабочей документации (учебных журналах, конспектах и др.), что позволит упростить заполнение и ускорить чтение документов и других записей.

^ Учебные группы

Условные сокращения

Полное наименование

ГНП

Группа начальной подготовки (5- 6 классы)

УТГ

Учебно-тренировочная группа 7-9 классы)

ГСС

Группа спортивного совершенствования (10-11 классы)

^ Разделы учебной программы

Условные сокращения

Полное наименование

Т

Теория

ОФП

Общая физическая подготовка

СФП

Специальная физическая подготовка

ТТП

Технико-тактическая подготовка

КТ

Контрольное тестирование

^ Общая терминология и понятия

Условные сокращения

Полное наименование

АЧ

Академический час – 45 минут

УчГ

Учебный год

КлнГ

Календарный год

^ Этап начальной подготовки (НП) 5-6 классы

В группы начальной подготовки зачисляются учащиеся, относящиеся по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам, имеющие медицинские документы, разрешающие заниматься борьбой дзюдо.

^ Основная цель факультативных занятий: утверждение в выборе спортивной спе­циализации – дзюдо и овладение основами техники.

Основные задачи:

  • укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие учащихся;

  • постепенный переход к целенаправленной подго­товке в избранном виде спорта;

  • обучение технике дзюдо;

  • повы­шение уровня физической подготовленности.

Основные средства:

  1. подвижные и спортивные игры;

  2. общеразвивающие упражнения;

  3. элементы акробатики и гимнастики;

  4. всевозможные прыжки и прыжковые упражнения;

  5. скоростно-силовые упражнения;

  6. упражнения для развития силовой и скоростно-силовой подготовки;

  7. школа техники дзюдо и изуче­ние обязательной программы технико-тактических комплексов (ТТК);

  8. комплексы упражнений для индивидуальных тренировок (задание на дом).

^ Основные методы: игровой, повторный, равномерный, круговой, контрольный, соревновательный.

Основные направления факультативных занятий. Этап начальной подготовки – один из наиболее важных, поскольку именно на этом этапе закладывается основа дальнейшего овладения спортивным мастерством в избранном виде. Однако здесь, как ни на ка­ком другом этапе подготовки, имеется опасность перегрузки неокрепше­го детского организма, так как у детей этого возраста существует отставание в развитии отдельных вегетативных функций организма.

На этапе начальной подготовки, наряду с применением различ­ных видов спорта, подвижных и спортивных игр, следует включать в программу занятий комплексы специально-подготовительных упражнений, близких по структуре к избранному виду спорта. Причем воздей­ствие этих упражнений должно быть направлено на дальнейшее разви­тие физических качеств, имеющих важное значение именно для борьбы. Для ОФП и СФП можно отводить до 90% времени учебных занятий.

^ Особенности обучения. Двигательные навыки у юных спортсменов должны формироваться параллельно с развитием физических качеств, необходимых для достижения успеха в избранном виде спорта. С самого начала занятий необходимо овладевать основами техники целостного упражнения, а не отдельных его частей. Обучение основам техники целесообразно проводить в облегченных условиях.

Одной из задач занятий дзюдо на данном этапе обучения является овладение основами техники избранного вида спорта. При этом процесс обучения должен проходить концентрированно, без больших пауз, т.е. перерыв между занятиями не должен превышать трех дней.

Эффективность обучения упражнениям находится в прямой зависимости от уровня развития физических качеств детей и подростков. При­менение на начальном этапе занятий спортом в значительном объеме уп­ражнений, направленных на развитие быстроты и силы, способствует более успешному формированию и закреплению двигательных навыков. Игровая форма выполнения упражнений соответствует возрастным особенностям детей и позволяет успешно осуществлять начальную подго­товку учащихся.

^ Методика контроля. Контроль на этапе начальной подготовки используется для оценки уровня физической подготовленности школьника. Он должен быть комплексным, проводиться регулярно и сво­евременно, основываться по нормативам учебной программы по предмету «Физическая культура и здоровье».

При планировании контрольных испытаний по общей и специальной физической подготовке рекомендуется следующий порядок: в первый день – испытания на скорость, во второй – на силу и выносли­вость.

Контроль эффек­тивности технической подготовки осуществляется, как правило, трене­ром по оценке выполнения обязательной программы при сдаче экзамена­ционных зачетов на соответствующую степень кю. Экзаменационные зачеты на присвоение степеней кю рекомендуется проводить в виде соревнований по демонстрации технических комплексов в торжественной соревновательной обстановке.

^ Врачебный контроль осуществляется на основе СанПиН и углубленного медицинского обследования учащихся.
Распределение учебных часов (5 класс)


^ Содержание занятий

Кол-во часов

1. Теоретические занятия:

2

Итого часов:

2

2. Практические занятия:




ОФП

10

СФП

10

ТТП

8

Контрольное тестирование

4

Итого часов:

32

Всего часов:

34



^ Распределение учебного материала (5 класс)


Разделы программы




Теория

1.Правила безопасности

2.История возникновения и развития борьбы дзюдо

3.Принципы дзюдо

4.Этикет дзюдо


+

+

+

+

Основы дзюдо

1.Сисэй-стойки

2.Синтай-передвижения

3.Тайсабаки-повороты

4.Кумиката-захваты

5.Кудзуси-выведение из равновесия

6.Укэми-падения

7.Кудзуси, цукури, какэ - части приема


+
+
+
+
+
+
+

Наге-вадза - техника бросков

1.Уки-отоши (рывком, скручиванием)

2.Суми-отоши (толчком)

3.Уки-гоши (через бедро без подбива)

4.О-сото-отоши (задняя подножка)

+

+
+
+
+

Катаме-вадза - техника лежа

Осаэкоми-вадза (удержания)

Кэса-гатамэ (сбоку)

Еко-шихо-гатамэ (поперек)

Ками-шихо-гатамэ (со стороны головы)

Татэ-шихо-гатамэ (верхом)

+

+

+

+

+

+

Рэнраку-вадза - комбинации приемов

+

Каэси-вадза - контрприемы

+

^ Развитие физических качеств

+

Рандори (тренировочные поединки)

+



Контрольные нормативы (ученик должен уметь):
УКЭМИ (страховка)

  1. усироукэми

  2. ёкоукэми

  3. маэукэми

  4. маэмавариукэми

СИДЗЭНТАЙ (стойки)

  1. сидзэнхонтай

  2. мигисидзэнтай

  3. хидарисидзэнтай

СИДЗЭНТАЙ (передвижение)

  1. сидзэнхонтай

  2. мигисидзэнтай

  3. хидарисидзэнтай

ДЗИГОТАЙ (захваты)

  1. дзигохонтай

  2. мигидзиготай

  3. хидаридзиготай

КУДЗУСИ (выведение из равновесия)

НАГЭ-ВАДЗА (броски)

  1. Уки-гоши (через бедро без подбива)

  2. О-сото-отоши (задняя подножка)

КАТАМЭ-ВАДЗА (техника лежа)

  1. Кэса-гатамэ (сбоку)

  2. Еко-шихо-гатамэ (поперек)

ОФП

  1. челночный бег – 9,9

  2. прыжок в длину – 175 и более

  3. подтягивание на перекладине, кол-во раз – 10 и более

  4. бег 1000м – 4,5


Распределение учебных часов (6 класс)


Содержание занятий

Кол-во часов

1. Теоретические занятия:

2

Итого часов:

2

2. Практические занятия:




ОФП

8

СФП

10

ТТП

10

Контрольное тестирование

4

Итого часов:

32

Всего часов:

34

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа факультативных занятий для V-XI классов общеобразовательных учреждений Рекомендовано Научно-методическим учреждением iconПрограмма факультативных занятий для учащихся 11 класса общеобразовательных...
Изучение прошлого, культуры Беларуси невозможно без глубокого понимания религиозной истории. Без знания конфессиональных реалий невозможно...

Программа факультативных занятий для V-XI классов общеобразовательных учреждений Рекомендовано Научно-методическим учреждением iconПрограмма по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9...
Смирнов А. Т., Хренников Б. О., Маслов М. В. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных...

Программа факультативных занятий для V-XI классов общеобразовательных учреждений Рекомендовано Научно-методическим учреждением iconРабочая программа составлена на основе «Программы для общеобразовательных...
Данная рабочая программа составлена на основе «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классов», рекомендованной...

Программа факультативных занятий для V-XI классов общеобразовательных учреждений Рекомендовано Научно-методическим учреждением iconРозин В. М. Р64 Культурология: Учебник. 2-е изд., перераб и доп
Рекомендовано Научно-методическим советом по культурологии Министерства образования

Программа факультативных занятий для V-XI классов общеобразовательных учреждений Рекомендовано Научно-методическим учреждением iconОбразования брянской области
Рекомендовано к печати научно-методическим советом гбоу спо «Суражский педагогический колледж имени А. С. Пушкина»

Программа факультативных занятий для V-XI классов общеобразовательных учреждений Рекомендовано Научно-методическим учреждением iconН. В. Кожемяко С. В. Погуляев Ю. В. Рыбалов С. И. Рыбалова
Рекомендовано к печати научно-методическим советом гбоу спо «Суражский педагогический колледж имени А. С. Пушкина»

Программа факультативных занятий для V-XI классов общеобразовательных учреждений Рекомендовано Научно-методическим учреждением iconРабочая программа по литературе, 10-11 классы, составлена на основе...
Рабочая программа по литературе, 10-11 классы, составлена на основе программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных...

Программа факультативных занятий для V-XI классов общеобразовательных учреждений Рекомендовано Научно-методическим учреждением iconПрограмма для средних классов общеобразовательных учреждений Методические...
Опросы свидетельствуют о том, что 40% учеников 8–11 классов имеют опыт употребления различных наркотических веществ, а еще 20% живут...

Программа факультативных занятий для V-XI классов общеобразовательных учреждений Рекомендовано Научно-методическим учреждением iconПояснительная записка рабочая программа для общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа для общеобразовательных учреждений по литературе (8 класс) составлена на основе «Программы для общеобразовательных...

Программа факультативных занятий для V-XI классов общеобразовательных учреждений Рекомендовано Научно-методическим учреждением iconРабочая программа по обществознанию составлена на основе авторской...
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе авторской программы курса «Обществознание для 6-7 классов общеобразовательных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница