Программа «Одаренные дети»




Скачать 414.48 Kb.
НазваниеПрограмма «Одаренные дети»
страница1/4
Дата публикации15.06.2015
Размер414.48 Kb.
ТипПрограмма
edushk.ru > Спорт > Программа
  1   2   3   4
План заседания творческой группы

Слайд презентации

Текст ведущего


слайд1.jpg


Здравствуйте, коллеги. У нас сегодня с вами заседание творческой группы в рамках разработки программы развития школы.


слайд2.jpg

Напомню вам направления новой программы развития. Комментарий к слайду


слайд3.jpg

^ Программа «Одаренные дети» разрабатывается с целью выстраивания системной работы коллектива школы для эффективного выявления и развития интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощи одаренным детям, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями в условиях опережающего развития образования.



слайд4.jpg

^ Основные направления программы «Одаренные дети»

Направление «НОУ» - Организация научного общества учащихся, целью которого является организация исследовательской, проектной, олимпиадной деятельности, раскрытие творческого потенциала каждого ученика;

Направление «Самообразование» - Активное введение в систему в образовательный процесс школы интерактивных форм обучения: экстернат, обучение по индивидуальным учебным планам;

Направление «Олимпиадное движение» Расширение возможностей привлечения учащихся для участия в олимпиадах, конкурсах конференциях межрегионального, всероссийского, международного уровней;

Направление «Самооуправление» Организация детской общественной организации МОУ СОШ №109, привлечение родителей к развитию интеллекта детей.


слайд5.jpg

Задачи программы «Одаренные дети»

  • Создать эффективную и постоянно действующую систему выявления одаренных детей в школе

  • Осуществлять информационное и методическое обеспечение процесса развития  одаренных детей 

  • Способствовать повышению научно-теоретических знаний педагогов и руководителей школы по работе с одаренными детьми 

  • Пропагандировать и распространять передовой педагогический опыт (ППО) по работе с одаренными детьми 

  • Обеспечить условия для самореализации интеллектуальных и творческих способностей учащихся 

  • Обеспечить преемственность в работе с одаренными детьми между начальной школой, средним и старшим звеном обучения  





слайд6.jpg

Напоминаю вам состав нашей творческой группы (вы сами выбрали это направление в рамках августовского педсовета)


слайд7.jpg


Организационная часть закончена. Начать практическую часть заседания мне бы хотелось словами Альберта Энштейна.



слайд8.jpg

На прошедшем неделю назад методическом совете я делала очень много замечаний. Проблема была в том, что многие меня пытались слушать. Но слышали ли? Чтобы эту проблему решить сегодня, я хочу провести с вами одно упражнение, которое называется «Обрывки бумаги»

Представим себе, что команда собралась на продолжительную встречу, чтобы выработать общее видение проблемы. Когда участников встречи просят описать факторы, создающие проблемы, один высококвалифицированный, уважаемый и энергичный участник команды говорит что-нибудь вроде: «У меня список этих факторов длиной в километр!» И переходит к перечислению ключевых переменных, которые ему (или ей) кажутся критичными для решения проблемы. Другой участник заседания вскакивает и, добавив к списку свои соображения, попутно опровергает некоторые из соображений, высказанных первым выступающим. Тот еще не успел ответить, а уже встревает третий участник и выкладывает свои соображения, окончательно смешивая все в кучу.

Такой сценарий типичен, в особенности для команд, которые пытаются построить общее видение сложных систем.

Перед каждым из вас лежат салфетки, обычные салфетки, из которых мы в детстве что вырезали в декабре? Правильно, снежинки. Сейчас декабрь. Но ножниц я вам не дам. Мы с вами снежинки будем делать несколько иначе.

Шаг 1. Возьмите салфетку в руки и разверните её.

Шаг 2. Объясните участникам правила: переговариваться нельзя. Каждый должен закрыть глаза и точно следовать командам игротехника.

Сообщите цель упражнения: у всех в руках должны оказаться листы одинаковой формы.

Шаг 3. Игротехник медленно и четко зачитывает инструкции:

«Сложите ваш листок вдвое и оторвите правый нижний уголок». (Сделайте паузу, чтобы дать группе выполнить это указание.) «Сложите листок вдвое еще раз и оторвите правый верхний уголок». (Пауза.)

«Еще раз сложите листок вдвое и оторвите левый нижний уголок». (Пауза.)

«Теперь откройте глаза, разверните ваши листки и поднимите их, чтобы все видели».

Шаг 4. Участники разглядывают свои листки и листки соседей.

Шаг 5. Попросите участников собраться в группы по три человека. Пусть они по трое повторят упражнение, соблюдая следующие инструкции:

После того как последовательность будет выполнена, попросите слушателей сравнить получившиеся листочки. Одинаковы ли они? В большинстве случаев нет.
После того как они закончат, попросите участников обсудить то, что они смогли отметить, когда были слушателями, и что, когда сами давали указания. Что они выяснили за эти три попытки? В каком случае полученные результаты больше походили друг на друга? Почему?
Попросите участников поделиться приобретенным опытом.

Как они описали бы свою способность слушать?

Насколько эффективным было общение?

Что произошло бы, если бы они имели возможность задать больше вопросов до того, как повторять упражнение?

Какую аналогию можно провести между этим упражнением и деятельностью реальных организаций?

Может, у кого-нибудь и получится этого добиться, но обычно такого не происходит. Однако то, насколько детальными и точными им приходится делать инструкции даже для того, чтобы выполнить такую простую задачу, иллюстрирует, как важно правильно построить общение и обмен информацией. Неважно, удастся им получить листки одинаковой формы или нет, - главное, они поймут, как сложно сделать одностороннюю передачу информации эффективной.

Очень важно понимать, что даже в тех случаях, когда нам кажется и мы уверены, что в нашем общении никакого недопонимания нет, ошибки и недоразумения все-таки могут присутствовать. Мы можем неправильно истолковать то, что сказали нам, а другие могут неверно интерпретировать то, что мы сказали им. Улучшая общение и тренируя свое умение слушать, мы развиваем свою способность мыслить системно и, в частности, учиться работать единой командой.
Я надеюсь, что теперь все готовы меня слышать и слушать. А также выслушивать других во время обсуждения.


слайд9.jpg

Определение целей заседания группы

  1. Слушать, слышать и быть услышанными

  2. Определить основные направления подпрограммы «Одаренные дети»

  3. Определить структуру педагогического совета

  4. Составить диаграмму Исикавы «Одаренные дети»

  5. Разработать положение о НОУ, его модель и структуру

Итог работы группы:

  1. Сплоченная и замотивированная команда

  2. План выступлений на педагогическом совете

  3. Схема Фишбоун «Одаренность»

  4. Модель, схема и положение НОУ





слайд10.jpg

Тема одаренности не нова. К ней периодически вспыхивает интерес в обществе. И конечно, эта тема уже обросла стереопитами в обществе. Мы подспудно уже знаем, как надо смотреть на эту тему, о чем надо говорить и т.д. Сейчас мне хочется продемонстрировать вам, что наши стереотипы мышления (глубоко заложенные в нас убеждения, вера, легенды и представления о том, как устроен мир) часто незаметны для нас, но напрямую влияют на действия, которые мы предпринимаем.

А также показать на деле, что мы зависим друг от друга и что последствия порой могут быть совсем не такими, как мы ожидали.

Одно дело - рассуждать на тему стереотипов мышления и совсем другое - увидеть их в действии.

Чтобы провести это упражнение, нужно:

Любое четное число. Если участников нечетное количество, игротехник может участвовать в упражнении, чтобы составить пару. От 10 до 20 мин (в зависимости от продолжительности обсуждения).


слайд11.jpg

Инструкция:

Шаг 1. Попросите участников разбиться на пары; лучше всего, если пару образует сидящий или стоящий рядом человек. Если участников нечетное количество, игротехник может тоже участвовать, чтобы образовать пару.

Шаг 2. Когда все распределятся по парам, спросите участников, боролись ли они когда-нибудь на больших пальцах. Обычно у большей части аудитории такой опыт имеется - чаще всего его приобретают, когда вся семья путешествует в машине, дети едут на заднем сиденье и от нечего делать борются на пальцах. Для тех, кто не знает, что это за борьба, вам придется провести небольшую демонстрацию. Пусть пары возьмутся правыми руками так, как показано на рисунке.

Шаг 3. Сообщите участникам, что цель - набрать как можно больше очков за 1 мин. Обратите внимание: из ваших слов не должно следовать, что участникам следует соревноваться друг с другом.

Можно предложить первый и второй призы победителям (например, большую и маленькую упаковки конфеток М&М'$, это особенно действенный стимул по вечерам, когда у всех просыпается легкий голод). Чтобы заработать очко, один игрок должен коснуться сверху пальца другого игрока

Шаг 4. Перед тем как начать отсчет минуты, дайте каждой паре потренироваться и сделать по несколько нажатий на палец друг другу. Затем игротехник дает сигнал, засекает время, и борьба начинается.

Шаг 5. Через 1 мин остановите игру. Вероятно, по ходу будет слышаться смех и всякие комментарии, так что наслаждайтесь процессом.
Обсуждение

Спросите пары, сколько очков они набрали. Вы будете слышать в ответ цифры в основном от 1 до 5, пока кто-то не скажет, что набрал 20 или 30. Если среди ваших участников оказалась такая пара, попросите их показать, как они сумели набрать столько очков. Как правило, ответ состоит в том, что они сотрудничали друг с другом — каждый позволял партнеру надавить на палец сверху, а тот тут же в ответ позволял нажать на палец себе. Используя такой метод, оба участника пары набрали много очков и оба выиграли.

Вопросы к группе для обсуждения этого упражнения лучше всего строить по принципу «а что, если»: «Что, если бы мы выполняли то же самое упражнение, используя системное мышление?»


слайд12.jpg

Это упражнение в игровой и ненавязчивой форме разоблачает все наши представления о борьбе, играх вообще и, что еще важнее, о победе, поражении и возможных ситуациях, когда победители - все участники. А нам и нужно с вами сделать так, чтобы проигравших не было, чтобы все были победителями.

Думая системно, мы могли бы

  • учесть, что существует мысленная модель: каков стереотип применительно к борьбе на больших пальцах? Обычный ответ: один человек в паре выигрывает, а другой проигрывает;

  • обдумать нежелательные последствия: это позволило бы понять, что прямая конкуренция ведет к отрицательному результату - проигрывают оба человека в паре;

  • учесть взаимную зависимость: как нам увидеть разные аспекты зависимости друг от друга? Например, вместо того чтобы рассматривать участников пары как противников по борьбе, мы можем сфокусироваться на другой, более действенной форме взаимодействия на сотрудничестве.

^ Выводы: мы с вами зависим друг от друга в достижении цели, самое главное – это сотрудничество, работа в команде.


слайд13.jpg

В общем случае существуют следующие шесть возможных причин тех или иных результатов:

  • материал (material),

  • оборудование (machine),

  • измерение (measurement),

  • метод (method),

  • люди (man),

  • менеджмент (management).




слайд14.jpg

Участникам заседания предлагается заготовка, выполненная на ватмане (прикреплена на магнитную доску) Нужно 6 магнитов и 3 тюбика клея. Заготовка в Приложении 3

Группа работает вместе с заготовленными нарезками (2 комплекта). Задача: наполнить диаграмму Исикавы, выбрать то, что входит в указанный блок.

Итог работы группы: защита проекта

Происходит обсуждение и корректировка диаграммы. Ведущий задает вопросы: Что в школе уже есть? Что является новым и его необходимо разработать? У кого уже есть результаты в каком-то направлении?

Исходя из ответов группы формируется список выступающих на педагогическом совете, его план и темы выступлений.


тг одаренные дети.gif


Планирование выступлений на педагогическом совете

Материал что такое одаренность, её виды и методы развития

Измерение анкетирование учителей и учеников

Менеджмент разработка положений о НОУ, предметных неделях

Люди развитие одаренности в рамках предмета

Оборудование

Метод проведение предметных недель в начальной школе



слайд15.jpg

^ Разработка Положения о НОУ

          В современном образовании происходят значительные изменения: меняются не только отдельные стороны, но и сама система обучения и воспитания. Одним из эффективных направлений новой школы выступает исследовательская деятельность. Именно занятие исследовательской работой делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации. С этой целью в нашей школе в рамках новой программы развития планируется создать школьное научное общество учащихся.

Актуальность. Успешное развитие общества во многом зависит от творчески мыслящих, находящихся в поиске нового людей. Методов стимулирования интереса к творческому познанию существует много. Но один из приёмов – организация познавательной деятельности через школьное научное общество недостаточно широко используется в практике преподавания.

Озарение. В обычной общеобразовательной школе есть творческие учителя и способные учащиеся, интересы которых выходят за рамки учебных предметов, и реализовать себя в пределах школьной программы такие дети в полной мере не могут.

Идея. Необходимо создать такую модель развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, которая позволит им реализоваться в различных областях науки или техники. Социальный заказ общества на творчески активную личность, проведение интеллектуальных муниципальных мероприятий требуют от школы воплощение этой идеи через продуманную организацию учебно-познавательной деятельности.

Среди существующих форм внеурочной деятельности, направленных на развитие интеллектуальных возможностей учащихся, необходимо было выбрать такую модель, которая предусматривает организацию поисковой деятельности учащихся путем постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.

       Основная его цель – продемонстрировать один из возможных путей развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся через сотрудничество в совместной исследовательской деятельности учащегося и педагога.


слайд16.jpg

Задачи, которые должны будут решаться, следующие:

  1. Получение и развитие универсальных учебных действий, обобщенных способов деятельности.

  2. Развитие познавательных интересов и творчество учащихся, развитие кругозора в различных областях знаний, привитие навыков самостоятельной работы.

  3. Вовлечение учащихся в научный поиск, стимулирование активного участия в научно-исследовательской жизни.

  4. Профессиональное самоопределение и ранняя профессиональная ориентация.





слайд17.jpg


Мы должны разработать Методическую модель школьного научного общества учащихся, которая будет в первую очередь ориентирована на ученика-исследователя и ученика-интеллектуала.

Предлагаю на ваше рассмотрение следующую модель. (СЛАЙД)



слайд18.jpg


Планируемый результат работы НОУ – развитие исследовательских умений и навыков, развитие интеллектуальных способностей, а именно:

  • Выявление и постановка проблемы.

  • Определение целей и задач работы.

  • Формулирование гипотезы.

  • Планирование и разработка исследовательских действий

  • Выбор средств реализации цели, сбор данных.

  • Анализ и синтез собранных данных.

  • Построение обобщений и выводов.

  • Подготовка и написание сообщений, рефератов.

  • Разработка исследовательской работы, проекта.

  • Защита проекта, исследовательской работы.

  • Создание портфолио учащегося.





слайд19.jpg

Методы и формы работы с учащимися очень разнообразны: индивидуальная работа с учащимися включает в себя создание деятельностной и личностно-ориентированной траектории образования, лекции проблемного или дискуссионного характера, конференции, развивающие  публичную и письменную речь, свободу мышления и рефлексивные умения.

Создание научного общества позволит развить и реализовать интеллектуальные и творческие способности учащихся, привлечь их к результативному участию в интеллектуальных мероприятиях разного уровня.

Научное общество учащихся - это активная форма организации познавательного процесса через научно – исследовательскую деятельность. НОУ - это добровольное объединение учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки или учебного предмета, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки исследовательского труда под руководством педагогов школы.

Давайте обсудим его состав. С какого класса дети могут входить в НОУ? С 4, 7 или 8?

Мы будем создавать НОУ не на пустом месте. Нашей школе есть, чем гордиться: растет число ребят, участвующих в научно-практических конференциях, в интеллектуальных городских конкурсах, олимпиадах. Отрадно, что эти участия являются результативными: мы имеем победителей и призеров таких мероприятий.
Участникам предлагаются макеты (2-3) положений о НОУ. Приложение 4 и 5.

Задача участников

1группа – сформировать положение о НОУ

2 группа – предложить направления работы НОУ и ответственных


слайд20.jpg


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Одаренные дети» iconПрограмма «одарённые дети» принята на педагогическом совет протокол№3...
Муниципальное оюбщеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22

Программа «Одаренные дети» iconПрограмма «Одарённые дети» Раздел 1: Нормативно-правовая база для...
Изучение научных данных о психологических особенностях одарённых детей, методических приёмах и особенностях работы с ними в учебно-воспитательном...

Программа «Одаренные дети» iconПрограмма «Одаренные дети»
Концептуальные ориентиры, основные направления и ожидаемые результаты образовательной политики школы

Программа «Одаренные дети» iconЕжегодный публичный доклад моу сош №13 по итогам работы
Наша школа, развивающаяся по принципу адаптивной школы, это школа со смешанным контингентом учащихся, где одаренные и обычные дети,...

Программа «Одаренные дети» iconПрограмма «Одарённые дети» на 2006 2011 учебный год моу сош №8
Общие положения программы. Актуальность, цели, задачи, этапы реализации программы

Программа «Одаренные дети» iconПрограмма «одарённые и талантливые дети» на 2011-2013 годы обучения в школе
Цель программы: совершенствование системы работы с одаренными детьми моу «Диктатурская оош»: создание условий по выявлению, развитию...

Программа «Одаренные дети» iconПрограмма «Одарённые дети»
Модернизация школьного образования в свете основных положений Национальной образовательной инициативы требует организации системного...

Программа «Одаренные дети» iconДоклад на тему «Реализация программы «Одаренные дети»
«Инновационный ресурс современной региональной образовательной системы развития детской одаренности»

Программа «Одаренные дети» icon«Одаренные дети» на 2013 – 2015 годы Паспорт программы
Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства

Программа «Одаренные дети» iconНазвание программы: «Одаренные дети»
Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в российских, международных конференциях, творческих конкурсах,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница