Целевая программа воспитательной деятельности «Здоровый образ жизни как необходимое условие успешности и конкурентоспособности современного человека» целевая программа воспитательной деятельности




Скачать 154.78 Kb.
НазваниеЦелевая программа воспитательной деятельности «Здоровый образ жизни как необходимое условие успешности и конкурентоспособности современного человека» целевая программа воспитательной деятельности
Дата публикации13.03.2016
Размер154.78 Kb.
ТипПрограмма
edushk.ru > Спорт > Программа

Целевая программа воспитательной деятельности

«Здоровый образ жизни как необходимое условие успешности и конкурентоспособности современного человека»

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА» (ЗОЖ)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование программы:

Целевая программа воспитательной деятельности «Здоровый образ жизни как необходимое условие успешности и конкурентоспособности современного человека»


Правовое основание для разработки программы:

Решение совета училища от 16.06.2003 года, протокол № 4, приказ № 98 от 21.06.2003 г.

Заказчик программы:

Родители учащихся и общественность поселка Советское

Разработчик программы:

Заместитель директора по УВР, заместитель директора по ООД, руководитель физического воспитания, медицинский работник


Исполнители программы:

Инженерно-педагогический и ученический коллектив профессионального училища


Координатор реализации программы:


Совет физической культуры

Цели программы:

Разработка системы воспитательной деятельности, способствующей формированию и развитию у учащихся потребности в здоровом образе жизни как необходимом условии успешности и конкурентоспособности современного человека.

Задачи программы:

  • Обеспечить соблюдение валеологических требований к организации образовательного процесса.

  • Внедрить здоровьесохраняющие технологии в образовательный процесс.

  • Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся посредством просвещения по вопросам здорового образа жизни и вовлечения их в активную спортивно-оздоровительную деятельность.

  • Разработать механизм профилактики и раннего выявления учащихся, злоупотребляющих психоактивные вещества.

  • Создать систему сотрудничества всех участников образовательного процесса, направленную на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

  • Разработать механизм взаимодействия с организациями и службами, заинтересованными в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Сроки реализации

3 года

Управление и контроль реализации программы:

Совет училища

Объемы и источники финансирования программы:

Бюджет училища в пределах сметы

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

Система воспитательной деятельности, включающая в себя:

  • программы валеологического просвещения учащихся;

  • программы по содержанию спортивно-оздоровительной деятельности;

  • сценарии воспитательных мероприятий, направленных на развитие потребности в здоровом образе жизни;

  • модель диагностики физического развития учащихся и состояния их здоровья;

  • модель деятельности по профилактике и раннему выявлению учащихся, злоупотребляющих алкоголь, психоактивные вещества и курение.

Реализация программы позволит также обеспечить:

  • осознание учащимися необходимости вести здоровый образ жизни как условия конкурентоспособности и успешности современного человека;

  • сохранение и укрепление здоровья учащихся;

  • устойчивый интерес и активность в спортивно-оздоровительной деятельности.

Критерии и показатели эффективности реализации программы:

  • Уровень сформированности у учащихся потребности в здоровом образе жизни:

  • динамика уровня физического развития и состояния здоровья учащихся;

  • динамика вовлечения учащихся в спортивно-оздоровительную деятельность;

  • динамика изменения отношения учащихся к своему здоровью;

  • динамика количества учащихся, замеченных в курении, употреблении алкоголя и психоактивных веществ

  • Изменения в организации и содержании образовательного процесса:

  • соблюдение валеологических требований к организации образовательного процесса;

  • динамика количества педагогов, внедряющих здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс;

  • динамика количества и качества программ, направленных на формирование и развитие у учащихся потребности в здоровом образе жизни

  • Интерес общественности и профессиональных групп к проблемам и задачам формирования потребности в здоровом образе жизни:

  • динамика количества субъектов взаимодействия по проблемам формирования потребности у учащихся в здоровом образе жизни.

^ ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ
В условиях экономической нестабильности, экологической напряженности, депопуляции страны (снижение рождаемости и увеличение смертности ведут к демографическому дисбалансу), на фоне снижения уровня жизни остро обозначаются подлинные ценности: жизнь и здоровье человека. Изречение: «Здоровый разум – в здоровом теле» следует понимать буквально: тщетны попытки взращивания интеллекта нации, когда под угрозой находится жизнь народа.

По данным Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора лишь 14% детей практически здоровы; 50% имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья, 35-40% - хронические заболевания. За период школьного обучения особенно усиливаются заболевания миопией и дефекты опорно-двигательного аппарата в 1,5-2 раза. У многих школьников наблюдается дисгармония физического развития, что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения.

Пагубное влияние на здоровье оказывают алкоголь, табак и наркотики. Около 7,5 млн. детей России страдают заболеваниями нервно-психической сферы.

Данные по профессиональному училищу за последние три года показывают рост заболеваемости учащихся. О результатам медицинского осмотра составлены списки

Д-больных: из 75 вновь поступивших 48 человек, их них со сниженным зрением – 9 человек, лор-заболеваниями – 4 человека, наблюдаются у фтизиатра – 2 человека, с болезнями органов дыхания – 9 человек, с заболеванием почек – 1 человек, наблюдаются у невропатолога – 9 человек, с заболеваниями сердечно-сосудистой системы – 12 человек. По данным анкетирования рост употребления алкоголя и курения среди учащихся училища составляет ежегодно на 8-10% ежегодно. Особенно тревожат данные анкетированиия среди девушек: каждая вторая девушка курит, многие начали с 6-7 класса. Это обусловлено прежде всего недостаточным уровнем сформированности ценностного отношения к своему здоровью, потребности в здоровом образе жизни, низкой вовлеченностью учащихся в спортивно-оздоровительную деятельность.

Таким образом можно сформулировать основную проблему: невозможно сформировать успешного и конкурентоспособного молодого человека без формирования и развития у него потребности в здоровом образе жизни.

Целью настоящей программы является

Разработка и апробация модели воспитательной деятельности, способствующей формированию и развитию у учащихся потребности в здоровом образе жизни как необходимом условии успешности и конкурентоспособности современного человека.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  • Обеспечить соблюдение валеологических требований к организации образовательного процесса.

  • Внедрить здоровьесохраняющие технологии в образовательный процесс.

  • Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся посредством просвещения по вопросам здорового образа жизни и вовлечения их в активную спортивно-оздоровительную деятельность.

  • Разработать механизм профилактики и раннего выявления учащихся, злоупотребляющих психоактивные вещества.

  • Создать систему сотрудничества всех участников образовательного процесса, направленную на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

  • Разработать механизм взаимодействия с организациями и службами, заинтересованными в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Сроки реализации программы: 3 года
^ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ПРОГРАММЫ
Наиболее мощным факторам, определяющим состояния здоровья человека, признан образ жизни.

Образ жизниэто типичные и существенные в сложившихся социально-экономических условиях формы жизнедеятельности человека.

Другими словами, это наша повседневная деятельность, наши привычки, наше обычное поведение. Если эта деятельность создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психологических процессов, снижает вероятность различных заболеваний, способствует активному долголетию, образ жизни является здоровым (ЗОЖ). В противном случае, образ жизни оценивается как рискованный.

Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной, социальной) и активное долголетие.

Здоровый образ жизни – ценная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которую он осуществляет не по принуждению, а с удовольствием и уверенностью, что она даст положительные результаты в сохранении и укреплении его здоровья. ЗОЖ создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность активной жизни.

Принято считать, что образ жизни на 50–60% определяет состояние здоровья человека. Важно, что это наиболее управляемый фактор, полностью зависящий от самого человека и его ближайшего окружения – семьи. Следовательно, образ жизни человека - это тот объект, на который должны быть нацелены главные усилия любых оздоровительных мероприятий.

^ Наиболее важными элементами образа жизни, нашей повседневной жизнедеятельности, наиболее мощно влияющими на состояние здоровья, являются:

  • оптимальная двигательная активность;

  • рациональное питание;

  • отсутствие опасных факторов (вредные привычки, профессиональные вредности);

  • соблюдение режима дня;

  • хорошие взаимоотношения с окружающими людьми.

Развитие потребности учащихся в здоровом образе жизни связано с реализацией ряда принципов определения содержания и организации воспитательной деятельности:



^ Принцип создания и расширения здоровьесберегающей среды. Здоровьесберегающая среда представляется как система влияний, условий и факторов для становления и развития потребности учащегося в здоровом образе жизни под воздействием пространственно-духовного, предметно-культурного и природного окружения. здоровьесберегающая среда обеспечивает соотнесенность со множеством социальных и природных пространств, включенность личности в разнообразные оздоровительные процессы. Такая среда обладает свойствами динамичности, вариативности, открытости, являясь средством воспитания валеологически целесообразного образа жизни. Причем для становления культуры здоровья личности непременным должно быть постоянное наращивание культурного слоя через приобщение к различного вида опыта. Составляющими здоровьесберегающей среды являются:

  • просветительская деятельность о ценности собственного здоровья,

  • обеспечение максимальной двигательной активности с учетом индивидуальных физиологических особенностей,

  • соблюдение валеологических требований к учебно-воспитательному процессу,

  • создание ситуации успеха в овладении навыками накопления собственного здоровья.

Принцип ориентации на реальные жизненнозначимые валеологичекие проблемы предполагает включение в содержание просвещения здоровьесберегающих проблем области и села, а также ближайшего окружения как особой формы междисциплинарного знания и новой реальности. Этот принцип ориентируется на развитие субъективного опыта, компетентности в принятии решения в ситуациях связанных со здоровьесбережением. Он обеспечивает взаимосвязь чувственного и логического, теоретического и практического изучения основ здорового образа жизни.

Принцип учета возрастных и физиологических особенностей учащихся. Становление и развитие культуры здоровья осуществляется на основе трансформации валеологического содержания в личностно значимое. Важным является, чтобы составляющие воспитательной деятельности отвечали возрастным и физиоллгическим особенностям учащихся.

В подростковом возрасте происходит перестройка познавательных процессов, формируется мышление в понятиях и моделях, пробуждается интерес к своему внутреннему миру, развивается самосознание и формируется самооценка. Важнейшей особенностью этого возраста является потребность в общении со сверстниками. Соответственно, практическая реализация программы должна способствовать формированию у обучающихся первого курса понимания системной организации окружающего мира, самоценности любого живого существа, основы нравственной позиции, определяющей характер взаимоотношений с природным и социальным окружением, дать возможность подросткам накапливать валеологически сообразный опыт взаимодействия с окружающей действительностью (природой, социумом и самим собой).

Отличительной чертой юношеского возраста является способность к теоретическому мышлению и аналитической деятельности. У обучающихся училища формируется мировоззрение, представление о назначении человека в этом мире. Основные воспитательные задачи на этой ступени образования: формирование в сознании обучающихся интегрированной научной картины мира и валеологической ответственности как черты личности.

Вышеперечисленные принципы сориентированы создание в училище условий для развития способностей и внутреннего духовного мира обучающегося; становления валеологического мировоззрения – воззрение на мир через «свое Я», через мотивы и установки, ценности и убеждения, в свете индивидуального опыта – не только познавательного, но и эмоционально-смыслового. Центральной фигурой реализации принципов на практике является педагог, способный организовать сотрудничество учителя и учеников, учащихся друг с другом, педагогов и родителей; обеспечивающее гармонизацию в развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер каждого ученика.

^ Воспитательная деятельность по формированию у школьников мотивации укрепления собственного здоровья через все формы учебной и внеучебной работы обеспечивается следующими составляющими этого процесса:

  • установкой на ценность собственного здоровья;

  • приобретением знаний о своем здоровье и технологиях его индивидуального накопления;

  • овладением способами поведения, сохраняющими и приумножающими здоровье;

  • умением применить общие формы накопления здоровья к особенностям своего организма;

  • созданием ситуации успеха в овладении навыками накопления собственного здоровья.

^ Благоприятные условия для формирования здорового образа жизни, накопления и сохранения здоровья создаются посредством таких компонентов:

образовательного процесса, который обеспечивает индивидуальный подход к особенностям каждого ученика путем дифференциации учебных нормативов в соответствии с уровнем его развития;

введения в учебный план факультативных занятий, на которых учащиеся учатся созидать жизненную энергию, формировать культуру движения, взаимодействовать друг с другом;

формирования мотивации физического самосовершенствования, накопления собственного здоровья через систему внеучилищных и внеклассных мероприятий по

физической культуре и спорту, пропаганду спортивных достижений учащихся училища, культивирование совершенствования физического развития;

получения удовольствия и удовлетворения от процесса ведения здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом;

создания оздоровительной системы физического воспитания с использованием

базовых форм:

  • уроков физической культуры;

  • выполнения домашних заданий по физкультуре;

  • самостоятельных тренировок любимым видом спорта;

  • занятий ежедневной утренней гимнастикой;

и вариативных форм физического воспитания:

  • занятий в спортивных секциях в училище;

  • семейных занятий спортивными увлечениями (походов, вылазок на лыжах, рыбалки, вечерних пробежек, семейных соревнований по теннису, подтягивания на перекладине и т.д).



^ СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «

«Здоровый образ жизни как необходимое условие успешности и конкурентоспособности современного человека»






  • Уроки физической культуры

  • Физкультминутки на занятиях теоретического обучения

  • Факультативные занятия о здоровье человека и здоровом образе жизни

  • Лекторий по профилактике употребления алкоголя, психоактивных веществ и табакокурения

  • Классные часы

  • Книжные выставки о здоровом образе жизни

  • Пресс-центр

  • Дни здоровья

  • Спортивные секции и кружки по интересам

  • Самостоятельные тренировки по различным видам спорта

  • Спортивные соревнования и спартакиады различного уровня

  • Туристические походы

  • Пропаганда спортивных достижений учащихся

  • Совет профилактики правонарушений среди подростков и защите их прав

  • Рейды по операции «Подросток»

  • Летняя оздоровительная кампания (оздоровительные лагеря, профильные трудовые смены)

  • Учебно-полевые сборы

  • Агитбригады

  • Индивидуальная работа с подростками и их семьями

  • Встречи со специалистами, занятыми в оздоровлении подростков и профилактике правонарушений

  • Родительские собрания (лекторий)




Содержание воспитательной деятельности направлено на:

  • осознание ценности собственного здоровья;

  • приобретение знаний о своем здоровье и технологиях его индивидуального накопления;

  • овладение способами поведения, сохраняющими и приумножающими здоровье;

  • умение применить общие формы накопления здоровья к особенностям своего организма;

  • создание ситуации успеха в овладении навыками накопления собственного здоровья.

Принципы определения содержания и организации воспитательной деятельности

^ Принцип создания и расширения здоровьесберегающей среды

Принцип ориентации на реальные жизненнозначимые валеологичекие проблемы

Принцип учета возрастных и физиологических особенностей учащихся


^ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


  • Повышение квалификации инженерно-педагогических работников по вопросам внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс;

  • Составление и реализация программ просвещения учащихся по проблемам сохранения и укрепления здоровья, здорового образа жизни.

  • Организация спортивных секций для учащихся училища.

  • Организация досуговых воспитательных мероприятий с участием учащихся, их родителей и жителей села, направленных на формирование и развитие потребности в здоровом образе жизни.

  • Сотрудничество с организациями и учреждениями, заинтересованными в сохранении здоровья молодых людей.

  • Контроль за соблюдением валеологических требований к организации учебно-воспитательного процесса.

  • Мониторинг физического развития и состояния здоровья учащихся.

  • Организация профилактических мероприятий по предотвращению употреблению учащимися табакокурения и алкоголя, психоактивных веществ.
^




ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ



I этап Формирование и развитие потребности в здоровом образе жизни обучающихся
II этап Апробация модели воспитательной деятельности, направленной на формирование и развитие потребности в здоровом образе жизни
III этап Корректировка модели воспитательной деятельности, направленной на формирование и развитие потребности в здоровом образе жизни
IV этап Обобщение и распространение положительных результатов реализации программы
^ ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Система воспитательной деятельности, включающая в себя:

  • программы валеологического просвещения учащихся;

  • программы по содержанию спортивно-оздоровительной деятельности;

  • сценарии воспитательных мероприятий, направленных на развитие потребности в здоровом образе жизни;

  • модель диагностики физического развития учащихся и состояния их здоровья;

  • модель деятельности по профилактике и раннему выявлению учащихся, злоупотребляющих алкоголь, психоактивные вещества и курение.

Реализация программы позволит также обеспечить:

  • осознание учащимися необходимости вести здоровый образ жизни как условия конкурентоспособности и успешности современного человека;

  • сохранение и укрепление здоровья учащихся;

  • устойчивый интерес и активность в спортивно-оздоровительной деятельности.


^ КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ

ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


  • Уровень сформированности у учащихся потребности в здоровом образе жизни:

  • динамика уровня физического развития и состояния здоровья учащихся;

  • динамика вовлечения учащихся в спортивно-оздоровительную деятельность;

  • динамика изменения отношения учащихся к своему здоровью;

  • динамика количества учащихся, замеченных в курении, употреблении алкоголя и психоактивных веществ

  • Изменения в организации и содержании воспитательной деятельности:

  • соблюдение валеологических требований к организации образовательного процесса;

  • динамика количества педагогов, внедряющих здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс;

  • динамика количества и качества программ, направленных на формирование и развитие у учащихся потребности в здоровом образе жизни

  • Интерес общественности и профессиональных групп к проблемам и задачам формирования потребности в здоровом образе жизни:

    • динамика количества субъектов взаимодействия по проблемам формирования потребности у учащихся в здоровом образе жизни.



Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище №19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Целевая программа воспитательной деятельности «Здоровый образ жизни как необходимое условие успешности и конкурентоспособности современного человека» целевая программа воспитательной деятельности iconПрограмма развития воспитательной компоненты Актуальность программы
«воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности», и т д

Целевая программа воспитательной деятельности «Здоровый образ жизни как необходимое условие успешности и конкурентоспособности современного человека» целевая программа воспитательной деятельности iconЗдоровый образ жизни – одна из составляющих благополучия специалиста
Здоровый образ жизни – это способ, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей. Как показывают современные исследования,...

Целевая программа воспитательной деятельности «Здоровый образ жизни как необходимое условие успешности и конкурентоспособности современного человека» целевая программа воспитательной деятельности iconПрограмма деятельности по реализации концепции воспитательной системы «Школа Содружества»
Критерии, показатели, способы изучения эффективности и функционирования воспитательной системы

Целевая программа воспитательной деятельности «Здоровый образ жизни как необходимое условие успешности и конкурентоспособности современного человека» целевая программа воспитательной деятельности iconПрограмма воспитательной работы
«Мы» должны быть здоровы нравственно и физически, высоко интеллектуальны, талантливы, творчески одарены, гуманны и трудолюбивы. «Мы»...

Целевая программа воспитательной деятельности «Здоровый образ жизни как необходимое условие успешности и конкурентоспособности современного человека» целевая программа воспитательной деятельности iconВопросы к зачету (экзамену) по дисциплине
Сущность и ее категориальный аппарат дисциплины «Организация и методика воспитательной работы». Три группы функций и направления...

Целевая программа воспитательной деятельности «Здоровый образ жизни как необходимое условие успешности и конкурентоспособности современного человека» целевая программа воспитательной деятельности iconПрограмма модуля "Здоровье" по организации воспитательной деятельности...
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации...

Целевая программа воспитательной деятельности «Здоровый образ жизни как необходимое условие успешности и конкурентоспособности современного человека» целевая программа воспитательной деятельности iconВидеман Людмила Викторовна, руководитель мо классных руководителей...
Получение образования – основной фактор развития общества и важнейшее условие успешности человека в жизни. А инновационное образование...

Целевая программа воспитательной деятельности «Здоровый образ жизни как необходимое условие успешности и конкурентоспособности современного человека» целевая программа воспитательной деятельности iconМуниципальное общеобразовательное учреждение
Уровень и стиль педагогического общения – необходимое условие развития современного человека

Целевая программа воспитательной деятельности «Здоровый образ жизни как необходимое условие успешности и конкурентоспособности современного человека» целевая программа воспитательной деятельности iconПрактическая работа 1
...

Целевая программа воспитательной деятельности «Здоровый образ жизни как необходимое условие успешности и конкурентоспособности современного человека» целевая программа воспитательной деятельности iconДоклад на заседании методического объединения классных руководителей...
«Образ жизни каждого человека определяет его представления о смысле жизни, его дела, поступки, отношение к окружающему миру, к себе,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница