Урок по истории в 7 классе на тему: "Государственные реформы Петра I"




Скачать 126.59 Kb.
НазваниеУрок по истории в 7 классе на тему: "Государственные реформы Петра I"
Дата публикации14.04.2016
Размер126.59 Kb.
ТипУрок
edushk.ru > Военное дело > Урок
Урок по истории в 7 классе на тему: "Государственные реформы Петра I".
Цели урока:

1.Разъяснить учащимся, что реформы Петра I привели к укреплению царской власти, способствовали оформлению абсолютизма и оказали огромное влияние на все стороны российской жизни.
2. Раскрыть прогрессивный характер петровских преобразований; подчеркнуть, что проведенные реформы не ликвидировали отсталость страны; успехи в ее развитии были достигнуты за счет усиления эксплуатации крестьян и ремесленников.

3. Формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определенного исторического периода; расширить представления о роли и значении личности в истории.

Оборудование урока:

  1. Карта “Российская империя в первой половине XVIII века”.

  2. Выставка ученических работ, посвященных Петру I и его эпохе.

  3. Выставка книг о Петре I и его времени.

  4. Презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя, постановка целей и задач урока(слайд 39).

В начале урока проводится разминка по датам и понятиям предыдущего материала.

Вопросы для учащихся:

-Каковы основные направления внешней политики России в конце XVII - начале XVIII века?

-Какова роль Северного союза в войне со Швецией? Какое положение в этом союзе занимала Россия?

- Как вы думаете, была ли неизбежной Северная война?

-Почему война началась столь неудачно для России? Какой опыт извлек из этих неудач Петр I?

- В чем состояла военная реформа Петра I?

-Как вы думаете, почему русским войскам удалось одержать блестящую победу под Полтавой над лучшей в о время армией?

-В начале XIX века Наполеон Бонапарт планировал нападение на Россию. Он задал своим маршалам следующий вопрос: «Какой дорогой лучше всего наступать на Россию?» И получил остроумный ответ: «Дорог в России много, а одна из них идет через Полтаву». О чем предупреждали маршалы Наполеона?

- Каковы итоги Северной войны для России?

^ Основной этап.

  1. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя

Существуют два образа Петра Великого – подлинный и мнимый. В наши дни благодаря средствам массовой информации наступил “петровский ренессанс”. Он начался с возвращения Ленинграду имени Санкт-Петербурга, утверждения штандарта Петра в качестве официального государственного флага, восстановления петровских наград в качестве высших государственных отличий, закончился пышным празднованием 300-летия основания Северной Пальмиры – родины нынешнего президента России. Личность Петра далека от идеала. Но дело не только в положительных и отрицательных чертах его натуры. Для нас, его потомков, живущих в XXI веке, актуальны и важны вопросы: как российский император осуществлял европеизацию, какие пути и способы им были испробованы, какую цену заплатили народы России. Все эти вопросы помогут нам выделить в безбрежном материале, посвященном его эпохе и царствованию, узловые точки, которые позволят увидеть само существенное. История всегда опирается на факты, но факты нужно подкреплять точными экономическими расчётами, поэтому сегодня на уроке в духе Петра I мы подумаем, какое значение имели эти преобразования для будущего России, и какую роль сыграл Петр I в осуществлении этих реформ, подкрепляя свои выводы точными математическими расчётами (слайд 48)

Задачи стоящие перед Россией (работа по схеме – схема в тетради) (приложение)

Задачи, стоящие перед Россией в XVIII веке

Необходимость выхода к морю

- торговля

- культурный застой

Незащищённость южных рубежей

 

Отсутствие регулярной армии

- дворянское ополчение

- стрельцы

Отсутствие крупной промышленности

- 20 мануфактур, мало вооружения

Приказы устарели

 

Реформа образования

- церковное

- необходима подготовка специалистов

Нельзя сказать, что до него не проводились реформы на Руси. Но новое внедрялось медленно.

Для того чтобы достигнуть уровня, на который вывел Россию Петр I, двигаясь с привычной российской неспешностью, как написал, например, русский историк XVIII века М.М.Щербатов в своем сочинении “О повреждении в России” потребовалось бы 200 лет.

При этом Петру пришлось делать все одновременно – вести войну и реорганизовывать армию, создавать флот и заботиться о производстве оружия для новых воинских формирований.

Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра. (А.С.Пушкин)

^ 2.1.Реформа государственного аппарата.


Реформирование всех сфер государственной жизни

Финансовая реформа 1718 г.

- подворная подать

- подушная подать

Государственное управление

- Сенат, генерал – прокурор

- коллегии

- тайная канцелярия

- губернаторы

-провинции, магистраты


1721 г. Церковное управление

- вместо патриарха Синод и обер- прокурор

Расширение дворянского землевладения

- раздача крестьян

- 1714 г. поместья – наследственны

Табель о рангах, 1722 г.

- 14 классов, личная выслуга служба обязательна

Система образования






Отдавая в течение долгих лет свое время. Силы, энергию Северной войне, Петр I ни на минуту не забывал о необходимости других реформ. Он внес большой вклад в строительство российской государственности.

Образцом для реформ государственного управления Петр избрал шведское государственное устройство. Ввел много иностранных слов.

Давайте проведем словарную работу (слайд 48). Дадим определения понятиям:

Сенат – высший законодательный и распорядительный орган при царе.

Коллегии – правительственные учреждения, которые ведали определенными участками государственного управления и распространяли свою деятельность на всю территорию страны.

Губернии – новые административные единицы.

Синод – высший церковный орган.

Главный магистрат – центральное учреждение для управления городами.

Табель о рангах – документ, определявший систему чинов и порядок продвижения на государственной службе.

Теперь выполним следующее задание. Соотнесите событие и дату, а из полученных букв составьте слово и объясните его значение:

1.

  1. Провозглашение России империей 1714 г.- Л

  2. Введение нового летоисчисления 1721 г.- Л

  3. Гангутское сражение 1721 г.- К

  4. Ништадтский мирный договор 1700 г.- О

  5. Первый Азовский поход 1699 г.- Я

  6. Указ о создании российского флота 1695 г.- Е

  7. Учреждение Сената 1696 г.- Г

  8. Начало городской реформы 1711 г.- И

2.

  1. Основание Санкт-Петербурга 1724 г. – Н

  2. Начало Северной войны 1721 г. – А

  3. Академия наук 1703 г. – С

  4. Учреждение Синода 1708 г. – Т

  5. “…Мать Полтавской баталии…” произошла в … 1700 г – Е

Вопрос к классу: Вспомните, что представляла государственная власть XVII века. Какие органы государственной власти XVII века вы помните?

На доске восстанавливается схема «Органы государственной власти XVII века». Характеризуя государственную власть XVIII века нужно отметить изменения, которые произошли в царствование Петра I.

^ О
царь
рганы государственной власти России в XVII веке





Боярская дума

Земские соборы

«Ближняя дума»



приказы





Административные областные





Местное самоуправление

Губной староста

Земский староста


Реформирование государства было важнейшим направлением преобразований Петра I, который полностью перестроил государственный аппарат, руководствуясь практическими нуждами и используя опыт государственности Швеции. Сущность реформы органов власти и управления сводилась к формированию дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.

В результате к концу первой четверти XVIII в. складывается следующая система высших и центральных органов власти и управления.

Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточена в руках царя (с 1721 г. императора).

В 1711 г. Боярская дума была заменена высшим органом исполнительной, судебной и отчасти законодательной власти – Сенатом. Члены Сената назначались царем по принципу служебной пригодности. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор ("око и ухо государевы"), на которого возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений. Этот контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения. Первым генерал-прокурором стал П. И. Ягужинский.

В 1717–1721 гг. устаревшая система приказов была заменена коллегиями. Коллегии отличались от приказов коллегиальным принципом принятия решений, единообразными штатами, четким разграничением обязанностей. Каждая коллегия ведала определенной отраслью или сферой управления. Главными считались три коллегии: Иностранная, Военная и Адмиралтейство. Вопросами торговли и промышленности ведали Коммерц-, Мануфактур- и Берг-коллегия. Три коллегии ведали финансами: Камер-коллегия, Штатс-коллегия и Ревизион-коллегия. Юстиц-коллегия ведала гражданским судопроизводством, а Вотчинная (учрежденная несколько позднее) – дворянским землевладением. К ним добавлялся Главный магистрат, основной обязанностью которого было управление городами. Особое место занимала Духовная коллегия (Синод), управлявшая церковью. Организация работы коллегий определялась Генеральным регламентом.

В первой четверти XVIII в. к прокуратуре добавлялась система фискалов, возглавлявшихся обер-фискалом. В обязанности фискалов входило донесение о всех злоупотреблениях учреждений и должностных лиц и нарушениях "казенного интереса".











Работа со слайдами: Реформа высших и центральных органов власти XVIII века (слайд 48-49).

2.2.Реформы местного управления

В 1708–1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Укрепление власти на местах было вызвано необходимостью сбора растущих налогов, с взиманием которых прежние органы не справлялись, пополнения армии, а также угрозой народных восстаний.

В 1708 г. страна была поделена на 8 губерний, позднее их число увеличилось. Губернии резко различались по территории и количеству населения. Так, Смоленская и Архангелогородская губернии мало отличались от современных областей, а Московская губерния охватывала весь густонаселенный центр, где жила почти половина населения страны. Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, в руках которого была сосредоточена исполнительная и судебная власти. Однако губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых часто противоречили друг другу.

В 1719–1720 гг. была осуществлена областная реформа: губернии были разделены на провинции, ставшие основной единицей административного деления. Во главе провинции стоял воевода. Число провинций равнялось 50. Провинции в свою очередь делились на дистрикты. В Петровское время во главе дистрикта стоял земский комиссар из местных дворян или отставных офицеров. В городах были созданы городские магистраты, члены которых избирались из купцов пожизненно.

Система местных органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер, закрепляя активное участие дворян в местном управлении.

Работа со слайдом: Реформа местного управления (слайды 42,40)).

2.3. Указ о единонаследии. Табель о рангах.

2.4.Церковные реформы (слайд 43).

Петр I стремился превратить церковь в одну из деталей чиновничье-бюрократической машины, беспрекословно подчиняющейся императору. После смерти патриарха Адриана в 1700 г. Петр I отложил выборы нового патриарха на неопределенное время. Главой церкви был объявлен "местоблюститель патриаршего престола", лишенный прав патриарха. Одновременно был изменен уклад жизни монахов: им было запрещено держать в кельях чернила и бумагу, ограничивался переход из одного монастыря в другой. В 1701 г. для управления церковью и сбора церковных доходов был создан Монастырский приказ. Монастырские вотчины были поделены на две категории: доходы одних, так называемых "определенных", шли на удовлетворение нужд монастыря, другие вотчины, "заопределенные", управлялись чиновниками, назначаемыми Монастырским приказом. Все доходы с таких вотчин поступали в казну.

В 1721 г. утвержден Духовный регламент. Составил его видный церковный деятель, сторонник петровских реформ Феофан Прокопович. Петр I отредактировал этот документ и провозгласил его законом. Духовный регламент предусматривал уничтожение патриаршества и учреждение для управления церковью Духовной коллегии, вскоре переименованной в Синод, надзор за деятельностью которого осуществляло светское лицо – обер-прокурор, назначаемый Петром I из числа офицеров. В Синод входили назначаемые царем церковные иерархи. Члены Синода приносили присягу на верность императору. Ликвидация патриаршества, учреждение Синода и назначение обер-прокурора Синода означали ликвидацию самостоятельной политической роли церкви.
Подведем итог и ответим на вопросы:

  1. В чем заключается значение “Табели о рангах”?

  2. Какое значение имело создание Синода для церкви?

  3. Каковы были итоги петровских преобразований в области государственного управления?

Вывод: Многие историки считают административные реформы наиболее слабым местом петровских преобразований. Известный российский историк В.Я.Уланов писал: “Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим... не только не вели население к материальному и нравственному преуспеванию, но были гнетом, мало чем уступавшим войне Петровского времени”. Другие, что благодаря усилиям императора сложилась цельная и стройная система административного и бюрократического управления, военно-полицейского контроля над страной при помощи служилого дворянства и чиновничьей бюрократии. По существу, Петр явился родоначальником весьма эффективной “командно-административной” системы авторитарного управления. В любом случае реформы вели к установлению абсолютной власти царя.

^ 3. Проверка уровня усвоения нового материала на данном уроке проводится путем выполнения задания в рабочей тетради по истории России для 7 класса по теме урока.

^ 4. Подведение итогов урока.

Итог урока

Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются очень различно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Но в заключение урока мне бы хотелось привести слова С.М.Соловьева о Петре I, произнесенные на публичном чтении в честь 200-летия Петра: “То нетленное наследство, которое оставил он нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, в его способности, в его значение... пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие”(слайды 48-49)

Мы с вами изучили не все реформы проведенные Петром I. На следующих уроках по этой теме мы рассмотрим:

-Реформы в экономике. В петровскую эпоху российская экономика, и, прежде всего, промышленность совершила гигантский скачок. Что способствовало этому? Какие преобразования в этой области были проведены? (слайды45-46)

-Развитие науки и образования. Петр I с большим вниманием относился к образованию и науке. Он не только обязал учиться грамоте всех дворянских детей, посылал многих учиться за границу, но и открыл школы и училища в Москве и в Петербурге. По приказу Петра началось издание первой в России печатной газеты (слайд 47)

^ Обобщение, рефлексия:

Что Вы сегодня узнали нового? (высказывания учащихся).

Какая сегодня стояла перед нами цель? (высказывания учащихся).

Добились ли мы ее? (высказывания учащихся).

^ 5.Домашнее задание.

§ 15, ответить на вопросы, знакомство с документами, ответить на вопросы к документам.

Опережающее задание (слайд 50 ):

Напоминаю вам проблемные вопросы, ответ на которые необходимо подготовить к последнему уроку, посвященному эпохе Петра:

  1. Петр I великий реформатор или великий тиран?

  2. Что сделал Петр для российской истории – открыл окно в Европу или загнал нашу страну в европейский угол?

  3. Реформы Петра I – прогресс в истории России или откат назад (промышленность, внешняя политика, культура, социальная сфера)?

  4. Прав ли был сенат, присвоивший Петру звание «Великий»?


Оценивание работы учащихся на данном уроке

Всем спасибо за активную работу, до свидания!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по истории в 7 классе на тему: \"Государственные реформы Петра I\" iconУрок истории в 10 классе на тему: «реформы петра великого»
Цели урока: осветить модернизацию государственной системы России, определить причины проведения реформ, их направленности и методов...

Урок по истории в 7 классе на тему: \"Государственные реформы Петра I\" iconУрок истории в 5 классе. Тема урока. Афинская демократия при Перикле
«Древняя Греция». К моменту проведения данного урока обучающиеся обладают достаточным запасом знаний только по истории Древнейшей...

Урок по истории в 7 классе на тему: \"Государственные реформы Петра I\" iconВопросы к экзамену по отечественной истории
Россия в первой четверти XVIII в. Реформы Петра I: проблема цивилизационного раскола в петровскую эпоху и его влияние на развитие...

Урок по истории в 7 классе на тему: \"Государственные реформы Петра I\" iconУрок литературы и истории 8 классе на тему: «Изображение войны и...
Провели: учитель русского языка и литературы Шипилова Н. В. и учитель истории Михайлова И. А

Урок по истории в 7 классе на тему: \"Государственные реформы Петра I\" iconУрок по истории и математике на тему: «Развитие научных знаний»
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами попробуем соединить свои

Урок по истории в 7 классе на тему: \"Государственные реформы Петра I\" iconУрок по истории и географии в 11 классе на тему: «Япония 40-80 гг. XX века»
Скому трудолюбию, бережливости, дисциплине, рациональному использованию рабочего времени, деловым отношениям работника и работодателя....

Урок по истории в 7 классе на тему: \"Государственные реформы Петра I\" iconМатематики, физики, информатики программа факультативного курса
Хронология важнейших исторических событий XIII – XVI веков. Реформы Петра Великого. 7

Урок по истории в 7 классе на тему: \"Государственные реформы Петра I\" iconУрок по курсу истории средних веков в 6 классе «Могущество папской власти»
Учитель истории и обществознания моу сош №6 г. Озёры Московской области Печникова Т. В

Урок по истории в 7 классе на тему: \"Государственные реформы Петра I\" iconУрок Истории России в 6-м классе Учителя истории боу «Гимназия №76»...
Цель урока: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности

Урок по истории в 7 классе на тему: \"Государственные реформы Петра I\" iconУрок английского языка в 10 классе на тему: «политическая система сша»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов