Конспект повторительно-обобщающего урока в 9 классе по разделу “Апогей сталинизма: СССР в 1945-1953 гг.”




Скачать 353.68 Kb.
НазваниеКонспект повторительно-обобщающего урока в 9 классе по разделу “Апогей сталинизма: СССР в 1945-1953 гг.”
страница1/4
Дата публикации13.05.2016
Размер353.68 Kb.
ТипКонспект
edushk.ru > Военное дело > Конспект
  1   2   3   4
Трудные” темы отечественной истории

Действующие учебные программы выделяют в 9 классе на изучение раздела “Апогей сталинизма: СССР в 1945–1953 гг.” три урока. Материал достаточно сложный, объемный. Поэтому для проверки и закрепления знаний учащихся уместно провести повторительно-обобщающий урок по этой теме, на котором ребята сталкиваются с необходимостью применять ранее усвоенные знания. Обеспечивается не только закрепление изученного материала, но и усвоение новой информации, формирование познавательного интереса и положительной мотивации к учению.

^ Конспект повторительно-обобщающего урока в 9 классе

по разделу “Апогей сталинизма: СССР в 1945–1953 гг.”

Цели урока:

1. Образовательная:

  • показать состояние народного хозяйства после Великой Отечественной войны: каковы были альтернативы его развития и как развивалась советская экономика, в чем причины возврата сталинского руководства к довоенной экономической модели; указать причины бедственного положения сельского хозяйства после войны;

  • объяснить, с чем связан размах послевоенных репрессий в стране;

  • обсудить политику сталинского руководства в области науки и культуры, объяснить усиление идеологического пресса после войны;

  • показать изменение международного положения СССР; выяснить причины начала “холодной войны”.

2. Развивающая:

  • совершенствовать умение учащихся выделять главное в изученном материале, анализировать, делать выводы;

  • систематизировать ранее изученный материал;

  • развивать речь учащихся, мышление, внимание, память;

  • формировать умения и навыки работы с картами, документами, тестами.

3. Воспитательная:

  • расширять познавательный интерес школьников;

  • воспитывать уважение к героическому труду народов нашей страны в послевоенные годы;

  • научить быстро и четко организовывать свой учебный труд.

^ Основные понятия:

Репарации, репатриация, тоталитаризм, национальное богатство, конверсия, дефицитная экономика, диспропорция, апогей, ГУЛАГ, “железный занавес”, паспортный режим, репрессии, генетика, кибернетика, концепция, “холодная война”, доктрина, импорт, экспорт, экспансия, “социалистический лагерь”, национализм, НАТО, СЭВ, ОВД, “план Маршалла”, гонка вооружений, ВПК и др.

^ Тип урока:

Повторительно-обобщающий, спаренный урок.

Учебно-методическое обеспечение урока:

Магнитофонные записи “Песни о Родине” В. Лебедева-Кумача, “Марш энтузиастов”; карты “СССР”, “Политическая карта мира”; документы к разделу из учебников по истории XX века; портреты политических деятелей, плакаты, контурные карты; тесты “СССР в середине 1940-х — середине 1950-х гг.”, листы бумаги для записи ответов.

План урока:

1. Советское общество после войны: надежды и боль потерь.


2. Восстановление экономики — цена успеха:

  • экономика СССР после войны;

  • развитие промышленности;

  • сельское хозяйство.

3. Укрепление тоталитарного режима:

  • изменения в структурах власти;

  • новый виток репрессий;

  • национальная политика.

4. Идеология, культура, наука (дискуссии).

5. Ужесточение внешней политики:

  • у истоков “холодной войны”;

  • экспорт сталинской модели;

  • апогей “холодной войны”.

Выводы по теме.

Работа с тестами.

Домашнее задание:

Предложить ученикам расспросить членов их семей или знакомых о том, где они жили и работали в 1945–1953 гг. (можно оформить как творческую работу на отдельных листах бумаги и сдать учителю).

Список используемой литературы:

  1. Документы и материалы к учебнику по отечественной истории / Сост. О.Е. Лебедев. М., 1992.

  2. Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества. XX век. М.: Дрофа, 1995.

  3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век. М., 1996.

  4. Зуев М.Н. История России. М.: Дрофа, 2001.

  5. Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992.

  6. Отечественная история: курс лекций. М.: Наука, 1997.

  7. История России. XX век: Энциклопедия для детей. Т. 5. Ч. 3. М.: Аванта, 1995.

  8. Тестовые задания по истории России XX века: 9 класс / Сост. Г.В. Клокова. М.: ТЦ Сфера, 1999.

Ход и содержание урока:

Учитель объявляет тип, тему, цель урока. Работа по плану (план следует написать на доске). В конце урока — работа с тестами. В начале урока для создания проблемной ситуации учитель предлагает прослушать “Песню о Родине” В. Лебедева-Кумача — гимн конца 30-х годов:

Широка страна моя родная
Где так вольно дышит человек...
Человек проходит как хозяин…
С каждым днем все радостнее жить...

Учитель: Так ли это было на самом деле? Наша задача — ответить на этот вопрос. Докажем справедливость названия темы.

^ 1. Советское общество после войны

Учитель обращает внимание учеников на репродукции картин “На страже мира” А. Китаева, “Возвращение” В. Костецкого (как мостик от прошлого итогового урока), которые присутствовали на прошлом повторительно-обобщающем уроке по теме “Великая Отечественная война”.

Учитель: “Широка страна моя родная…” Как изменилась территория нашей страны после второй мировой войны?

Ученик у доски по карте “СССР” показывает и называет территории, которые вошли в состав СССР.

Учитель: Победа в кровопролитной войне открыла новую страницу в истории страны. Она породила надежды на лучшую жизнь, ослабление пресса тоталитарного режима на личность. Открывалась потенциальная возможность перемен в политическом режиме, экономике, культуре. “Демократическому импульсу” войны, однако, противостояла вся мощь созданной Сталиным системы. Ее позиции не только не были ослаблены в годы войны, но, казалось, еще более окрепли в послевоенный период. Борьба демократической и тоталитарной тенденций — лейтмотив общественного развития. Война принесла стране неисчислимые потери и разрушения. Особенно тяжелыми были потери в людях. Подтвердите это примерами.

Ученики: В сражениях на фронтах, в борьбе с оккупантами на временно захваченной врагом территории, в концлагерях, на фашисткой каторге погибло около 27 млн человек; резко сократилось количество трудоспособного населения; остались миллионы сирот, вдов, инвалидов...

^ Учитель: Назовите черты массового сознания после войны.

Ученики: Оптимизм: мир пришел; надежды на лучшую жизнь, перемены.

Учитель: Какие надежды были у различных категорий населения, сбылись ли они?

Ученики: У рабочих — на отмену жестких предвоенных законов, введение 8-часового рабочего дня, ежегодных отпусков, отмену принудительных сверхурочных работ; у колхозников — на появление бóльших возможностей работать в личном хозяйстве; у интеллигенции — на предоставление свободы творчества, возможности вести дискуссии; у репатриантов — на возможность вернуться домой, к нормальной жизни, устроиться на работу; у заключенные ГУЛАГА —  на освобождение, возвращение домой; у населения союзных республик — на изменение национальной политики... А вместо исполнения надежд — подозрения, проверки, спецлагеря.

^ Учитель: Как война изменила общественно-политическую атмосферу, сложившуюся в 1930-е гг.?

Ученики: Экстремальная обстановка на фронте и в тылу заставляла людей мыслить творчески, принимать на себя ответственность в решающий момент, действовать самостоятельно. Война проломила “железный занавес”, участники европейского похода Красной Армии (около 10 млн чел.), репатрианты (около 5,5 млн чел.) воочию увидели тот буржуазный мир, о котором они знали исключительно из пропагандистских материалов, “разоблачавших” его пороки. Вследствие этого посеяны сомнения в правильности навязываемых оценок. Недовольство выражали офицеры и генералы, которые, почувствовав относительную независимость в принятии решений в годы войны, снова оказались все теми же “винтиками” в сталинской системе.

“Демократический импульс” войны проявился в возникновении ряда антисталинских молодежных групп в Москве, Воронеже, Свердловске, Челябинске. Власти были обеспокоены. Большинство же населения страны воспринимало победу в войне как победу Сталина и возглавляемой им системы.

^ Учитель: Какие же направления выбрала система?

Ученики: Путь “декоративной”, “видимой” демократизации; по сути же, происходило усиление борьбы с “вольнодумством” и укрепление тоталитаризма.

Вывод: Велики и многообразны были надежды народа-победителя. Но далеко не все из этих надежд воплотились в жизнь. Трагичными оказались после войны судьбы депортированных народов, узников ГУЛАГа, бывших военнопленных — солдат и офицеров, оказавшихся на Родине в заключении.

^ 2. Восстановление экономики: цена успеха

1) Экономика СССР после войны

Звучит песня “Марш энтузиастов”.

Учитель: Каким было состояние экономики в результате войны?

Ученики: Разрушено 1710 городов и поселков, 70 тыс. сел и деревень; взорвано 31850 заводов и фабрик, 1135 шахт; взорвано 65 тыс. км железнодорожных путей; сократились посевные площади на 36,8 млн га.

^ Учитель: Каковы были общие потери страны?

Ученики: В результате гитлеровской агрессии общие материальные потери составили 1/3 национального богатства. Прямой материальный ущерб — 679 млрд рублей — больше, чем у всех других европейских государств, вместе взятых.

^ Учитель: Когда начинается восстановление народного хозяйства?

Ученики: Восстановление начинается еще в годы войны, когда в 1943 г. вышло спецпостановление “О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации”. Но центральной задачей восстановление страны стало лишь после окончания войны.

^ Учитель: Ребята! Что вам известно о восстановлении нашего города?

Ученики: Наш древний город Великие Луки после освобождения 17 января 1943 г. представлял из себя обгорелые развалины и пустыри. То, что строили столетиями, немецко-фашистские захватчики разрушили за 16 месяцев своего хозяйничанья. По определению государственной комиссии, ущерб, причиненный городу, составил свыше 500 млн рублей. После окончания войны СНК СССР в постановлении от 1 ноября 1945 г. включил Великие Луки в число древнерусских городов, подлежащих первоочередному восстановлению. Восстановление города завершилось в основном в годы первой послевоенной пятилетки (1946–1950).

^ Учитель: Кому была поручена разработка 4-го пятилетнего плана?

Ученик: Разработать 4-й пятилетний план 1946–1950 гг. восстановления и развития хозяйства было поручено Н.А. Вознесенскому.

^ Учитель: В чем проявилась “демократическая альтернатива” в этом вопросе?

Ученики: Были внесены предложения о некоторых смягчениях волюнтаристского режима в управлении экономикой, реорганизации колхозов. При разработке нового проекта Конституции наряду с признанием приоритета государственной собственности, допускалось существование мелких крестьянских и кустарных хозяйств, основанных на личном труде. Ставился вопрос о децентрализации экономической жизни, предоставлении больших прав регионам и наркоматам.

^ Учитель: Чья точка зрения победила в экономических дискуссиях?

Ученики: Победила точка зрения Сталина, который в 1946 г. заявил о продолжении взятого перед войной курса на завершение строительства социализма и построение коммунизма.

Вывод: Произошел возврат к довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой, а одновременно и к тем противоречиям и диспропорциям между отраслями экономики, которые сложились в 1930-е годы.

^ 2) Развитие промышленности

Учитель: Восстановление промышленности проходило в очень тяжелых условиях. Поначалу труд советских людей мало чем отличался от военной “чрезвычайщины”. Каковы были первые успехи?

Ученики: К весне 1945 г. было восстановлено около 1/3 разрушенных производственных мощностей и вновь вступили в строй 7500 предприятий. Оживали города и села. Люди, соскучившиеся по мирному труду, с энтузиазмом, оптимизмом включались в ритм созидательной работы. Энергия восстановления породила массовое движение новаторов производства, так называемых “скоростников”.

^ Учитель: Кто был инициатором этого движения?

Ученик: Ленинградский токарь Г.С. Борткевич, который в феврале 1948 г. на токарном станке выполнил за сутки 13-дневную норму.

^ Учитель: Какие сложности восстановительного периода вам известны?

Ученики: Военные потери, разрушения, засуха, голод 1946 г.; рабочие трудились под открытым небом или в неотапливаемых помещениях, на старом или изношенном оборудовании; демобилизация, резкое усиление миграционных процессов; возвращение репатриантов, беженцев и эвакуированных; конверсия; нехватка рабочей силы, текучесть кадров; выделение средств из бюджета на поддержку восточно-европейских союзных стран.

^ Учитель: Чем компенсировались сложности?

Ученики: Увеличением перекачки средств из деревни в город; перераспределением средств из социальной сферы, легкой и пищевой промышленности в тяжелую; подъемом трудовой активности рабочих. Кроме того, репарациями из Германии (43 млрд долларов) и бесплатным трудом 9 млн заключенных ГУЛАГа и 2 млн немецких и японских военнопленных.

^ Учитель: Покажите диспропорции между отраслями экономики.

Ученики: 88% капиталовложений направлялось в ВПК, машиностроение, металлургию, топливную и энергетическую промышленность; 12% — в легкую и пищевую, что, естественно, не удовлетворяло даже минимальных потребностей населения.

^ Учитель: Где по стране были наиболее высокие темпы развития?

Ученик: В Литве, Латвии, Эстонии и Молдавии.

Вывод: В 1950 г., по официальным данным, промышленное производство превысило довоенные показатели на 73%. Главным творцом этих успехов стал советский народ. Его невероятными усилиями и жертвами, а также высокими мобилизационными возможностями директивной модели экономики были достигнуты, казалось, невозможные экономические результаты. Тем не менее в советской экономике, в основном на предприятиях ВПК, наблюдались сплошные противоречия: предпринимались попытки внедрения хозрасчета, но не были приняты меры материального стимулирования; более широко использовались научно-технические разработки, начался рост производительности, но падали расценки.

^ 3) Сельское хозяйство

Учитель: Еще более ослабленным из войны вышло сельское хозяйство, валовая продукция которого в 1945 г. не превышала 60% от довоенного уровня. Чем еще усугублялось положение в сельском хозяйстве?

Ученики:Неблагоприятными климатическими условиями 1946 г.: Поволжье, Северный Кавказ, Центральные черноземные области, Украину, Молдавию поразила сильнейшая засуха.

Оказанная продовольственная и семенная помощь не спасла — избежать голода не удалось, были случаи людоедства. Трагедия послевоенного голода тщательно замалчивалась. Наоборот — сообщалось о росте поставок зерна в закрома Родины; зерно даже вывозили в некоторые страны Европы.

Положение усугублялось также наличием старой системы управления колхозами, низкой технической оснащенностью; наличием неэквивалентного товарообмена между городом и деревней; ростом налогов на подсобное хозяйство; отсутствием паспортов у крестьян (ограничением свободы передвижений), социальных гарантий (пенсионного обеспечения, оплаты больничных листов); укрупнением колхозов, что вело к дальнейшему сокращению крестьянских наделов.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект повторительно-обобщающего урока в 9 классе по разделу “Апогей сталинизма: СССР в 1945-1953 гг.” iconУрока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме: «ссср в 1953-1964 гг.»
Цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме: «ссср в 1953-1964 гг.»

Конспект повторительно-обобщающего урока в 9 классе по разделу “Апогей сталинизма: СССР в 1945-1953 гг.” iconПлан-конспект урока по английскому языку в 5-м классе по теме «Праздник...
План-конспект урока по английскому языку в 5-м классе по теме «Праздник Хэллоуин в Великобритании» (умк «Английский язык» для 5-го...

Конспект повторительно-обобщающего урока в 9 классе по разделу “Апогей сталинизма: СССР в 1945-1953 гг.” iconКонспект урока в 10 классе (1 час) Цели урока
Методы: объяснительно-иллюстративный, аналитико-синтетический, частично-поисковый

Конспект повторительно-обобщающего урока в 9 классе по разделу “Апогей сталинизма: СССР в 1945-1953 гг.” iconКонспект урока в 10 классе (1 час) Цели урока
Штольца в романе «Обломов» и совершенствование навыков сравнительной характеристики героев

Конспект повторительно-обобщающего урока в 9 классе по разделу “Апогей сталинизма: СССР в 1945-1953 гг.” iconКонспект урока в 8 классе тема урока
Основные задачи: Развитие иноязычной коммуникативной компетенции средствами английского языка

Конспект повторительно-обобщающего урока в 9 классе по разделу “Апогей сталинизма: СССР в 1945-1953 гг.” iconПлан-конспект урока повторение пройденного по разделу «лексика»
Цель урока: закрепление понятия лексикология, как разделе науки о языке; понятия «лексическое» и «грамматическое» значение слов;...

Конспект повторительно-обобщающего урока в 9 классе по разделу “Апогей сталинизма: СССР в 1945-1953 гг.” iconКонспект урока физики проведенного в 7 классе по теме: «Плавание тел»
Методы урока: постановка учебной проблемы, частично-поисковый, словесно-наглядный

Конспект повторительно-обобщающего урока в 9 классе по разделу “Апогей сталинизма: СССР в 1945-1953 гг.” iconУрока: 1 Систематизация и обобщение знаний учащихся о зиме
Конспект урока развития творческих способностей по ознакомлению с окружающим миром во 2 классе по теме: «Зима в природе»

Конспект повторительно-обобщающего урока в 9 классе по разделу “Апогей сталинизма: СССР в 1945-1953 гг.” iconXсссрx 1945-1953 гг
Маршалла”: оказать широкомасштабную экономическую помощь Европе, поставив ее в зависимость от США

Конспект повторительно-обобщающего урока в 9 классе по разделу “Апогей сталинизма: СССР в 1945-1953 гг.” iconИтоговая работа по курсу
Цель урока: повторить, обобщить и закрепить следующие умения и навыки: знание дат, фактов, понятий, причин и следствий событий, умение...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница