Тема урока: От Февраля к Октябрю




Скачать 68.21 Kb.
НазваниеТема урока: От Февраля к Октябрю
Дата публикации07.06.2016
Размер68.21 Kb.
ТипУрок
edushk.ru > Военное дело > Урок

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1"

Тема урока: От Февраля к Октябрю.
Задачи урока: подвести учащихся к пониманию того, что после Февральской революции в стране создавалась ситуация, которая отличалась неустойчивостью и благоприятствовала обострению борьбы между различными политическими силами России. Сформулировать представления о причинах и следствиях политических кризисов, а также о роли корниловского мятежа в углублении политического кризиса в стране, усиление позиций и роста влияния в массах большевистской партии.
^ Оборудование урока: мультимедийный учебник История России XX век.
На уроке продолжается развитие умений анализировать факты, обобщать их и делать выводы, аргументировать свои рассуждения, сравнивать и сопоставлять документы.
^ Ход урока:

I.

Проверка знаний домашнего задания проходит в форме входного контроля, учащимся предлагаются задания каждое из которых оценивается в баллах, учащиеся выбирают одно или два задания и выполняют их в течение 10 мин.

II.

План урока:

  1. Расстановка политических сил и политическая борьба в России весной-летом 1917

  2. Июльский кризис 1917 г. в Петрограде.

  3. Корниловский мятеж.




  1. Расстановка политических сил и политическая борьба.

Внимание учащихся останавливается на фрагменте мультимедийной программе «Альтернативы развития после февраля».

После февраля 1917 года сошли с политической арены силы, ориентированные на царизм: черносотенцы, монархисты.

Не сумели найти и свою политическую нишу октябристы и прогрессисты.

Ведущей правящей партией до июня 1917 года становятся кадеты, которые на своем VII съезде в марте1917 года объявили себя не только антимонархистами, но и даже симпатизирующими социализму.

Важную роль после февральской революции верхнем эшелоне власти играли меньшевики. Концептуально они считали, что Россия должна пройти длительный этап буржуазно-демократического развития, при котором власть должна принадлежать сначала буржуазии, а затем коалиции классов. Отсюда – их поддержка и влияние Временного правительства. Меньшевики не были монолитной партией, в ней было несколько течений и групп, преобладающую роль среди которых сыграли меньшевики-оборонцы, выступавшие за союз с буржуазией и поддерживавшие лозунг «продолжение войны до победы».

Крупной и влиятельной партией стали эсеры. Они выступали за коалицию с кадетами, поддерживали и входили в состав Временного правительства, оправдывая это тем, что «социализм в России слишком молод и обязательно провалится с треском, если сам попытается встать у государственного руля».

Политическая линия большевиков существенно отличалась от всех других политических сил России. Особенно после возвращения в апреле 1917 года В.И. Ленина в Россию, большевики стали резко выступать против поддержки Временного правительства за передачу всей полноты власти Советам.

Важным лозунгом большевиков стало также требование прекращения участия России в войне.

В условиях двоевластия такая тактика большевиков должна была, по их мнению, очень скоро привести к обострению политической борьбы и к завоеванию ими большинства в Советах. И действительно их влияние стало стремительно расти, тем более последовали рад кризисов власти (апрельский, июньский, июльский кризис Временного правительства), неудачное наступление на фронтах и как следствие всего – июльские события в Петрограде.

Задание: По представленным характеристикам догадайтесь, о каких партиях идет речь. Какие партии сошли фактически с политической арены и почему?


  1. Июльский кризис 1917 г. в Петрограде.

Основой изучения данного вопроса является схема, элементы которой объясняются и раскрываются учителем.
По окончанию работы со схемой учащимся предлагается задание с привлечением материала учебника и схемы.

Задание: Определите ситуацию в высших политических кругах после июльских событий, исходя из понятий «безвластие», «двоевластие», «многовластие». Объясните свой выбор.


  1. Корниловский мятеж.

Корниловский мятеж следует рассматривать в контексте альтернатив общественного развития России в 1917 г.

Данный вопрос учитель предлагает рассмотреть в форме «Корниловский мятеж – практикума».

Вниманию учащихся предлагается подборка документальных материалов для изучения, а также вопросы и задания к ним.

Документ 1

Телеграфные переговоры Б.В. Савинкова и Л.Г. Корнилова. 27 августа 1917 года

^ Б. В. Савинков: «Едва ли вы будете отрицать, господин генерал, что требования, предъявленные Вами... губитель­ны для отечества... Вам угодно попытаться продиктовать единоличную волю народу русскому...»

^ Л. Г. Корнилов: «...Правительство приняло определен­ные решения относительно большевиков и Советов, так как для осуществления этого решения Вы от имени Временного правительства предложили мне выдвинуть к Петрог­раду конный корпус; причем между нами было установ­лено, что окончание сосредоточения этого корпуса явится по моей телеграмме Вам указанием момента объявления Петрограда на военном положении... Я указывал, что, по моему глубокому убеждению, только твердая сильная власть, не колеблющаяся ни перед какой ответственностью и олицетворяемая диктатурой единоличной или коллек­тивной, в зависимости от дальнейшего хода событий, мо­жет спасти страну от гибели. ...Независимо от личных моих взглядов на характер и свойства А.Ф. Керенского и его отношения ко мне я признаю его участие в составе пра­вительства безусловно необходимым».

Документ 2

Радиограмма Керенского с обращением к народу от 27 августа 1917 г.

и ответ Корнилова на радиограмму Керенского

^ От Министра-председателя

«26 августа ген. Корнилов прислал ко мне члена Гос. думы Вд. Ник. Львова с требованием передачи Времен­ным правительством ген. Корнилову всей полноты граж­данской и военной власти с тем, чтобы им, по личному ус­мотрению, было составлено новое правительство для уп­равления.

Усматривая в предъявлении этого требования, обращен­ного в моем лице к Временному правительству, желание некоторых кругов русского общества воспользоваться тя­желым положением государства для установления в стране государственного порядка, противоречащего заво­еваниям революции, Временное правительство признало необходимым для спасения родины, свободы и республи­канского строя уполномочить меня принять скорые и ре­шительные меры, дабы в корне пресечь все попытки по­сягнуть на верховную власть в государстве, на завоеван­ные революцией права граждан. Все необходимые меры к охране свободы и порядка в стране мною принимают­ся, и о таковых мерах население своевременно будет поставлено в известность. Вместе с тем приказываю:

1) Генералу Корнилову сдать должность Верховного главнокомандующего генералу Клембовскому, главноко­мандующему армий Северного фронта, преграждающему пути к Петрограду...

2) Объявить город Петроград и Петроградский уезд на военном положении, распространив на него действие пра­вил о местностях, объявленных состоящими на военном положении...

Призываю всех граждан к полному спокойствию и со­хранению порядка, необходимого для спасения Родины. Всех членов армии и флота призываю к самоотвержен­ному и спокойному исполнению своего долга — защиты Родины от врага внешнего!»

^ От Корнилова

«Русские люди, великая Родина наша умирает!

Близок час кончины!

Вынужденный выступить открыто, я, генерал Корнилов, заявляю, что Временное правительство под давлением большевистского большинства Советов действует в пол­ном согласии с планами германского Генерального шта­ба и одновременно с предстоящей высадкой вражеских сил на Рижском побережье убивает армию и потрясает страну внутри.

Тяжелое сознание неминуемой гибели страны повеле­вает мне в эти грозные минуты призвать всех русских людей к спасению умирающей Родины. Все, у кого бьет­ся в груди русское сердце, все, кто верит в бога, в храмы, — молите Господа Бога о явлении величайшего чуда, чуда спасения родной земли.

Я, генерал Корнилов, сын казака-крестьянина, заявляю всем и каждому, что лично мне ничего не надо, кроме со­хранения великой России, и клянусь довести народ путем победы над врагом до Учредительного собрания».

^ Вопросы и задания к документам

1. Оцените обращение Керенского к народу от 27 ав­густа 1917 г. Как в нем характеризуется выступление генерала Корнилова?

2. Считаете ли вы справедливым заявление Корнило­ва о том, что Временное правительство действует под дав­лением большевиков и в согласии с планами германско­го генштаба? Выводы обоснуйте.

3. На основе анализа текста документов определите, что означала для Корнилова «сильная твердая власть»? Для осуществления, каких целей он стремился ее установить?

4. Что понимал Корнилов под «спасением страны от гибели»?

5. Чем объяснить осуждение Савинковым (и стояв­шим за ним Керенским) действий

Корнилова?

6. Можно ли утверждать, что выступление Корнилова было антисоветским и антибольшевистским?
Обобщение и подведение итогов практикума происходит в форме совместного составления на доске и в тетрадях опроно – логической схемы: «Корниловский мятеж 25-31 августа 1917 года».
III. Домашнее задание: §10 стр. 94-102; сравнить две попытки военного путча в августе 1917 г. и в августе 1991 г. в форме таблицы:

Вопросы для сравнения

Август 1917 г.

Август 1991 г.

Лидер(ы)







Кто стоял за ним(и)







Меры, принятые к захвату власти







Что помешало успеху путча?







Итоги и последствия









Кременчутский Сергей Владимирович учитель истории и обществознания

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: От Февраля к Октябрю iconУрок игра «Поле чудес» план урока тема урока
Тема урока: Проверочная работа за Iсеместр I курса. Специальность повар, кондитер

Тема урока: От Февраля к Октябрю iconУрока Тема урока Кол-во часов
Г. Р. Державин. Жизнь и творчество. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник»

Тема урока: От Февраля к Октябрю iconУрока Тема урока Содержание урока
Развитие понятия о художественной литературе как образном отражении действительности

Тема урока: От Февраля к Октябрю iconКонспект урока №1 Современные подходы к оформлению сайтов. Юзабилити. Цели урока
Тема сегодняшнего урока – “Современные подходы к оформлению сайтов. Юзабилити” (тема урока представлена на экране)

Тема урока: От Февраля к Октябрю iconПлан-конспект урока Тема урока: «Стеклянный мир» в романе Е. Замятина «Мы»
Цель урока: на основе анализа романа и исторических источников определить позицию человека в тоталитарном государстве

Тема урока: От Февраля к Октябрю iconКонспект урока Тема урока : Начало Реформации в Европе. Обновление Христианства
Цель урока: Ознакомление учащихся с процессами происходящими в христианской церкви в 16 в в Европе

Тема урока: От Февраля к Октябрю iconТема урока: «Основы семейного права.» Цели урока
Цели урока: сформировать у учащихся четкое осознание необходимости правового регулирования семейных отношений (мотивация запоминания...

Тема урока: От Февраля к Октябрю iconТема урока: «Основы гражданского права.» Цели урока
Цели урока: сформировать у учащихся четкое осознание необходимости правового регулирования гражданских отношений (мотивация запоминания...

Тема урока: От Февраля к Октябрю iconТема урока: Современная теория эволюции. Цель урока
Цель урока: Сформулировать основные положения современной синтетической теории эволюции и дать ей оценку

Тема урока: От Февраля к Октябрю iconУрока
Тема урока: «Не стоит земля без праведника». Рассказ А. Солженицына «Матрёнин двор»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов