Разработка урока по теме: «Техника Великой Отечественной войны в задачах по физике»




Скачать 104.71 Kb.
НазваниеРазработка урока по теме: «Техника Великой Отечественной войны в задачах по физике»
Дата публикации13.08.2016
Размер104.71 Kb.
ТипУрок
edushk.ru > Военное дело > Урок
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 17 города Кропоткин

муниципального образования Кавказский район

Разработка урока по теме:

«Техника Великой Отечественной войны

в задачах по физике»

Учитель : Коваленко Н.П.

2013г.

Тема урока:

Техника Великой Отечественной войны -в задачах по физике.
Цель урока: Знакомство школьников с военной техникой времен

Великой Отечественной войны через задачи.
Воспитание чувства патриотизма.


Содержание урока:


^ 1. Историческая справка: «Наука-фронту»
Для решений научно-технических проблем, возникших в связи с войной и требовавших комплексного подхода, были созданы различные научно-комплексные комиссии. Их деятельность способствовала созданию на Востоке новых филиалов АН СССР, академий наук союзных республик.

В годы войны присуждено около 950 Государственных премий. Среди лауреатов в
области науки-ученые ^ П.С.Александров, С.И.Вавилов, А.Ф.Иоффе, ПЛ.Капица,
Л.Д.Ландау
(физико-математические науки), М.В.Келдыш, С.А.Христианович
(технические науки), А.Н.Несмеянов, Н.Д.Зелинский (химические). В.И.Вернадский,

A. Е.Версман (геолого-географические), В.Л.Комаров, К.М.Быков (биологические).

B. П.Филатов, С.С.Юдин (медицинские), ^ Б.Д.Греков, Е.В.Тарле (общественные). Среди директоров заводов, конструкторов, инженерно-технических работников - В.Г.Грабин, В.А.Дехтярев, С.А.Лавочкин, А.С.Елян, А.А.Микулин, А.С.Яковлев.
Академик ^ А.П.Александров в 1937 году возглавил работы по размагничиванию
кораблей для их противоминной защиты,
в 1941-1943 гг. продолжал эти работы в
Ленинграде, Севастополе. Сталинграде, Заполярье. Государственная премия СССР (1942).
Академик ^ В.П.Бармин с 1941 года главный конструктор московского завода
«Компрессор», где под его руководством созданы серийные образцы пусковых установок БМ-13 («Катюша»). БМ-83В. БМ-13Н, БМ-8-24, БМ-8-48, которые широко использовались на всех фронтах. Разработаны 78 типов пусковых установок, 36 из них принято на вооружение. Советская промышленность в июле 1941-декабре 1944 годов изготовила свыше 10 тысяч пусковых установок и свыше 12 миллионов реактивных снарядов к ним. Государственная премия СССР (1943).
Академик ^ А.А.Байков. Вице-президент АН СССР с 1942 г. В годы войны член
Комиссии по руководству строительством оборонительных сооружений. Руководил ЛГУ работами важного оборонного значения (созданы зажигательные смеси для борьбы с танками, разработаны оптимальные способы зажигания этих смесей, найдены эффективные противопожарные средства и способы тушения зажигательных бомб).
Государственная премия СССР(1943). Герой Социалистического Труда (1945).
Академик А.А.Богомолец предложил антиретикулярную цитотоксическую
сыворотку (сыворотка Б), которая применялась в годы войны для ускорения заживления ран и трофических язв.
Государственная премия СССР (1941).
Академик ^ Н.Д.Зелинский провел исследования, позволившие наладить
производство дефицитного толуола-исходного продукта для синтеза взрывчатых веществ.
Государственная премия СССР (1942.1946). Герой Социалистического Труда (1945).
Академик ^ Я.Б.Зельдович в годы войны работал над созданием противотанковых гранат, развил теорию горения пороха в реактивных снарядах, что сыграло важную роль в создании «Катюш». Государственная премия СССР (1943).
Академик АН Армянской ССР А.Г. Иосифьян изобрёл бесконтактный сельсин,
нашедший широкое применение в прожекторно-звуковых локаторах для пеленгации движения самолетов, в системах синхронного поворота артиллерийских установок.
Под его руководством были разработаны сухопутные электроторпеды, переносная радиостанция с частотой модуляцией, исключающей радиоперехват, независимые источники радиопитания для партизан.
Академик М.В.Келдыш во время войны разработал математическую теорию
флаттсра-особого рода вибраций, приводящих при больших скоростях к внезапному разрушению самолетов
. Эта работа своевременно обеспечила надежную защиту от появления вибраций скоростных самолетов Советской Армии. Государственная премия СССР (1942. 1946).
Академик И.K. Кикоин в годы войны занимался разработкой новых типов
противотранспортных мин. С 1943 г. В Институте атомной энергии возглавил одно из направлений атомных исследований
. Государственная премия СССР (1942).
Академик В.М.Кузнецов в годы войны разработал систему стабилизации орудий
при стрельбе во время качки (применена на крейсерах), систему автоматического
управления наводкой пушек корабельной артиллерией.
Государственная премия СССР (1943.1946).
Академик ^ М.А.Леонтович. Оборонное значение имели работы по теории

распространения радиоволн и тонких проволочных антенн. Благодаря собственным работам, а также учеников и сотрудников по теоретическим основам радиолокации.выполненным во время войны, советская наука в этой области заняла ведущее место в мире.
Академик А.А.Трофимчук. В годы войны по его инициативе и непосредственном

участии предложены и широко внедрены эффективные методы интенсификации добычи нефти на промыслах, открыты новые крупные нефтяные месторождения в девонских отложениях Башкирии. Государственная премия СССР (1946), Герой Социалистического Труда (1944).
Академик АМН (1944) С.С.Юдин в годы войны разработал новые методы лечения раненых в полевых условиях, в том числе обработки огнестрельных повреждений бедра и смежных с ним суставов, что позволило резко снизить смертность и инвалидность при этих тяжелых ранениях. Во главе созданной им бригады в действующих войсках обучат хирургов новым методам операций. Государственная премия СССР(1942).
^ 2. Решение задач
Тема: «Движение и силы»

1. На каком расстоянии от советского война находился в великую Отечественную
войну фашистский, танк, если пуля, выпущенная солдатом из противотанкового
ружья со скоростью 1000 м/с настигла танк через 0,5 секунды?

В тяжелых условиях первых месяцев войны возникла острая нужда в легком, безотказном и простом средстве борьбы против танков, которая всегда могло бы находиться у солдата «под рукой». Такое средство было создано. Над его разработкой трудились два ведущих советских конструктора военной техники - С. Г. Симонов и В. А. Дегтярев. Одно из них- 14.5 мм: при длине 2 м оно имело массу 17.3 кг и делало 8-10 выстрелов в 1 минуту; начальная скорость пули массой 63 грамма равнялась 1012 м/с. Уже с ноября 1941 года к командованию Красной армии стали поступать сведения о большой эффективности и надежности новых противотанковых ружей.
2. Скорость бронированного самолета бронированного самолета-штурмовика ИЛ-2.
участвовавшего в Великой Отечественной войне, равна 440 км/час. Какой путь
преодолел самолет, если полет по заданию командования продолжался 1 час 40
минут?

ИЛ-2 с первых дней войны представлял грозную опасность для фашистов, поскольку был способен поражать и живую силу, и боевую технику, причем на суше и на море, в
условиях сильною огня зениток. Вооружение ИЛ-2, состоявшее из двух пушек, двух
пулеметов, бомб, и реактивных снарядов, открывало широкие возможности для выбора
характера боевых действий. Даже один самолет порой наносил противнику такие потери, словно действовал целый авиационный полк. Удобный и неприхотливый в обслуживании. ИЛ-2 не требовал бетонных полос для взлета и посадки, мог базироваться там, где проходил фронт. Самолет ИЛ-2 прозвали «тружеником войны». День за днем, месяц за месяцем работали они на Победу, оставляя после своих рейдов коробки сожженных вражеских танков, вывернуты на изнанку блиндажи, свалку боевой техники врага. Подобных самолетов не было ни у противников, ни у союзников.
3. Один из скоростных советских самолетов времен Великой Отечественной
войны - истребитель Л а-5 мог развивать скорость 650 км/ч. За какое время он
преодолевал 130 км?

Скорость современного истребителя МиГ -21 около 2 тыс. км/ч. Во сколько раз
большее расстояние пролетит МиГ-21 по сравнению с Ла-5 за два часа?
Трижды Герой Советского Союза И. Кожедуб сбил на самолете Ла-5 63 вражеских
самолета! Нужно обратить внимание на то, как сильно усовершенствовалась боевая

техника за минувшие годы и какими глубокими знаниями нужно владеть, чтобы
управлять ею, стоя на страже священных рубежей нашей Родины.
4. Во время Великой Отечественной войны страшным для врагов смертоносным
оружием зарекомендовал себя лучший в мире советский танк Т-34. Какую

скорость развивал пот танк, если танковая колонна, перебрасываемая с

одного участка фронта на другой, прошла 165 км за 3 часа?

Не счесть, сколько вражеских полков и дивизий оставили свои позиции под ударами
прославленных «тридцать четверок».
5. В годы суровых боев с фашистами использовались бронеавтомобили,

созданные в предвоенные годы. Они предназначались для ведения

высокоманевренных разведывательных действий, преследования противника.

Какова площадь опоры одной такой боевой машины пехоты - БМП, если при

массе 11 тонн она оказывала давление на почву 59 кПа?

Эти машины снабжались легкими пушками, крупнокалиберными пулеметами, броня их достигала 10-11 мм. Наиболее яркую жизнь «прожил» самый маленький бронеавтомобиль БА-64. при массе 2,4 т он имел длину всего 3,66 м и 1,9 м высоту, развивал хорошую скорость - до 80 км/ч. Небольшие размеры и масса делали его незаменимым в разведке и доставке донесений. Современные боевые машины, составляющие технический арсенал наших Вооруженных Сил во многом опередили своих первых собратьев: они обладают большей мощностью двигателя, лучшей маневренностью.
Тема: «Давление жидкости и газов».
6. Водоизмещение гвардейского крейсера «Красный Кавказ», проявившего

чудеса героизма во время обороны Севастополя в минувшую войну, было

равно 800 тонн. Что это значит?

Каково было водоизмещение торпедного катера Г-5, сражавшегося с

фашистами на «голубых дорогах» Великой Отечественной войны, если его

длина 20 м, ширина 3.5 м., осадка 0.6 м.?

Торпедные катера начали строить в СССР в 1928 году. Маневренные, скоростные, они
своей выпушенной торпедой так «больно жалили» судно врага, что игнорировать их не
могли ни фашистские эсминцы, ни крейсеры, ни даже гиганты моря линкоры.
Тема: «Работа и мощность. Энергия».
7. Сила, действовавшая на снаряд первой советской боевой ракетной установки
«катюша», громившей захватчиков с самого начата Великой Отечественной

войны. 19,6 кН. Выпущенный из неё снаряд летел на расстояние 8 км. Какую

работу совершала установка по выпуску всех своих снарядов, если их у нее 16?

Какова была мощность «катюши», если длительность залпа (время выпуска 16
снарядов) составляла 8 с? Недостающие данные взять из предыдущей задачи.
Первый залп ракетных установок, впоследствии названных «катюшами», раздался I июля 1941 г. в 15ч 15 мин в районе железнодорожного узла Орша, неподалеку от Краснянского шоссе. Удар был ошеломляющим. На станции бушевал пожар, взрывались и полыхали фашистские машины, танки, вагоны, цистерны. Спасаясь от бушевавшего пламени, метались в панике вражеские солдаты.

Впоследствии первая батарея реактивной артиллерии, которой командовал капитан
И. А. Флеров, попала в окружение. Чтобы враг не раскрыл секрета грозного оружия,
командир подал команду взорвать батарею... и сам погиб вместе с нею.
Тема: «Теплопередача и работа»
8. Теплота сгорания топлива для двигателей самолетов Пе-8, героически
сражавшихся с фашистами в минувшую войну, равнялась 44 МДж/кг. Что

это значит? Какое кол-во энергии выделялось при сгорании 20 кг топлива?
В 1942г. в разгар второй мировой войны именно Пе-8 «перенес» советскую
правительственную делегации, летевшую в США на переговоры, на другой материк.
Причем значительная часть полета нашего самолета прошла над территорией,
оккупированной врагом. Однако ни погода, ни колоссальное расстояние, ни атаки
вражеских истребителей не помешали Пе-8 благополучно закончить свой героический
рейс. Среди других достижений летчиков, водивших Пе-8. - бомбардировка (вместе с
Ил-4) Берлина в 1941 г; это было тогда, когда фашистская пропаганда кричала об
уничтожении советской авиации.
9. В начале Великой Отечественной войны в частях ВВС Красной Армии
появились первые истребители Як-1, а затем - их модификация Як-3.

Через сколько времени Як-3, летевший со скорость 650 км/ч. Мог

догнать фашистский бомбардировщик, находившийся от него на

расстоянии 3 км и двигавшийся со скоростью 500км/ч?

Як-3 до 1946 года считался лучшим истребителем в мире по своим летно-тактическим
данным. Малая масса при достаточно мощном двигателе определяла его хорошие
маневренные качества. 16 июля 1944 года на западном направлении разгорелся неравный воздушный бой: 18 «яков» сражались против 24 немецких истребителей. Наши летчики сбили 15 фашистских машин, при этом только один Як-3 был потерян и один поврежден. За одну декаду октября 1944 года летчики из полка «Нормандия - Неман» на самолетах Як-3 сбили 119 вражеских самолетов - «Мессершмиттов» и «Фоке - Вульфов», не потеряв ни одной своей машины.
10. Штурмовик - бомбардировщик Ил-10М, появившийся на фронтах Великой
Отечественной войны в октябре 1941 года, летел на выполнения задания.

Высота горизонтального полета 2км, скорость 500 км/ч. Летчик должен

был бомбить захваченный фашистами железнодорожный узел, лежащий

впереди него. Под каким углом ему нужно видеть цель в момент

сбрасывания бомбы? Каково в этот момент расстояние до цели?

Сопротивление воздуха не учитывать.

Штурмовики - бомбардировщики Ил-10М внесли значительный вклад в достижении

победы, особенно битвы за Берлин.
11. Один из видов реактивного снаряда установки «катюша», снискавший

славу на полях сражений с фашизмом, имел массу 42.5 кг и запускался

реактивной силой 19,6 кН. Какое ускорение он получал при этом?

В Великую Отечественную войну использовались гаубицы 122 мм: они
предназначались для навесной стрельбы по целям, закрытым холмами и высотами.
На какую дальность такая гаубица могла метать снаряд массой 10 кг при угле
возвышения ствола орудия 65 градусов и обеспечении начальной скорости снаряда

655 м/с?

Конструктор этого орудия Ф. Ф. Негров говорил, что вместо двух видов оружия -
гаубицы и пушки - они дали один, в котором удачно соединили и то, и другое.

3.Заключение.

О роли науки в Отечественной войне замечательно выразился П. Капица: « Изучая

законы сопротивления тел в воздухе, ученые, может быть, совсем не интересовались
улучшением дальности полета снаряда. Их в основном интересовал вопрос; по каким
законам, и какие происходят явления при движении тел в воздухе, если скорость этого
движения близка или выше скорости звука? И уже поняв все эти законы, уже в виде
некоего дополнительного результата, они получили возможность построения новой,
совершенной формы головки снаряд , бомбы, крыла и фюзеляжа самолета и т. д.

Эти конечные результаты выражаются уже в простых формулах, выведенных на основе всей колоссальной предварительной работы. Когда поймешь законы природы, они могут быть на службе у человека и управлять природой по воле человека.»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока по теме: «Техника Великой Отечественной войны в задачах по физике» icon«война и дети» в литературе о Великой Отечественной войне
Состояние детской литературы в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы. Поэзия периода Великой Отечественной войны:...

Разработка урока по теме: «Техника Великой Отечественной войны в задачах по физике» iconПо теме: «Великая Отечественная война на территории Курского района»...
Родину, спас мир от фашистского порабощения. Существует множество причин, по которым тема Великой Отечественной войны актуальна и...

Разработка урока по теме: «Техника Великой Отечественной войны в задачах по физике» iconМоей работы «Моя родная станица в годы Великой отечественной войны и оккупации»
Кубань в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945. Рассекреченные документы. Хроника событий. Книга вторая часть с. 671

Разработка урока по теме: «Техника Великой Отечественной войны в задачах по физике» iconВнеклассное мероприятие по истории Великой Отечественной войны «Оккупированное,...
Расширить кругозор учащихся по Великой Отечественной войне на Ставрополье и в Курском районе

Разработка урока по теме: «Техника Великой Отечественной войны в задачах по физике» icon1. Новые подходы к освещению советско-германского пакта о ненападении 23 августа 1939 г
Великой Отечественной войны. Это вызвано прежде всего тем, что в советской историографии относительно периода 1939-1941 гг существовало...

Разработка урока по теме: «Техника Великой Отечественной войны в задачах по физике» iconМетодическая разработка изучения темы «История второй мировой и Великой Отечественной войны»
Методическая разработка изучения темы “Вторая Мировая и Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945

Разработка урока по теме: «Техника Великой Отечественной войны в задачах по физике» iconПлан мероприятий по подготовке и проведению празднования 70-й годовщины...
Классные часы, беседы о Великом подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны

Разработка урока по теме: «Техника Великой Отечественной войны в задачах по физике» iconПлан мероприятий школы-интерната №1 им. К. К. Грота, посвященных...
Мероприятия по улучшению социально-экономических условий жизни ветеранов Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к...

Разработка урока по теме: «Техника Великой Отечественной войны в задачах по физике» iconУчителя школы №86 им. Стригина М. Ф., участники Великой Отечественной войны
В будущем году все человечество отмечает 70 – летний юбилей Победы в самой продолжительной в двадцатом столетии войны. В нашей стране,...

Разработка урока по теме: «Техника Великой Отечественной войны в задачах по физике» iconВ годину грозных испытаний – Беловчане в годы Великой Отечественной войны
В юбилейный год 65-летия Великой Победы обращаются к данной теме в той или иной мере абсолютно все жители России. Свой вклад в уменьшение...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов