§ 10. Болгары — Билеты по истории России

§ 10. БолгарыВ то время как хазары обживали территорию Нижней Волги, Подонья, Северного Кавказа, они пришли в соприкосновение с тюркской ордой — болгарами, которые также вышли из Азии на просторы Европы.Что гнало тюрков из глубин Азии, из Южной Сибири на заво­евания европейских пространств? Там происходили процессы, близкие к европейским, улучшалось скотоводческое хозяйство, люди достигали более ощутимых результатов в овладении приро­дой, росло количество населения. Усилившиеся тюркские племе­на стремились занять лучшие, чем прежде, жизненные позиции, но место было давно уже занято. В Юго-Восточной Азии гос­подствовала мощная Китайская империя, отгородившаяся от кочевников Великой Китайской стеной, сильными армиями и постоянной дозорной службой, а далее, на западе, вдоль южной кромки Сибири, стояли непроходимые горные хребты, которые не пускали кочевников на полуостров Индостан и к теплому Ин­дийскому океану. На севере сплошным массивом шла тайга, а за ней тундра. Оставался лишь один путь — на запад, через проход между Уральскими горами и Каспийским морем. И через него, как через жерло огромной пушки, периодически «выстреливали» кочевые орды, группировавшиеся на просторах холодной и трудной для жизни Сибири. На западе же их ждали мягкий климат, благодатные пастбища, отсутствие сильных, вроде Китая и Ин­дии, государств. Кочевники шли за новой, лучшей жизнью, и они точно знали, куда они идут и чего они хотят, потому что уже в то время на Земле не было тайн от проживающих на ней людей. Тор­говцы, воины, пленные от села к селу, от города к городу, от зем­ли к земле несли сведения о жизни людей в других краях, и вожди кочевых народов поднимали своих коней в поход.Болгары во главе со своим ханом Кубратом в Причерноморье, в районе греческих городов-колоний, создали в конце VI — нача­ле VII в. государство Великая Болгария. Но оно не выдержало давления хазар и распалось на части. Часть болгар после смерти Кубрата продвинулась на север, на Среднюю Волгу, и создало но­вое государство — Волжскую Булгарию с центром в городе Бул­гар, которая встала в дальнейшем на восточных границах Руси, заняв земли по среднему течению Волги и в низовьях Оки и Камы.Значительная часть болгар осталась на месте, приняла власть хазар и перешла к оседлому образу жизни. Здешние болгары вме­сте с частью аланов, адыгами, греками, евреями составили основ­ную часть населения Хазарии. Остальная болгарская орда во гла­ве с ханом Аспарухом в конце VII в. ушла знакомым для кочевни­ков путем на запад и осела на Балканском полуострове, в землях племенного союза склавйнов. В дальнейшем болгары перешли к оседлости, растворились в многолюдной земледельческой славян­ской среде, восприняли славянский язык и дали начало уже сла­вянской Болгарии на Балканах.
Призвание варягов. Легенда и реальность.
§ 3. Появление государства у восточных славян
Первые упоминания о Руси. Первое государство в землях во­сточных славян получило название «Русь». По имени его столи­цы — города Киева — ученые стали впоследствии называть его Киевской Русью, хотя само оно никогда себя так не называло. Просто «Русь» или «Русская земля». Откуда же возникло это имя?Первые упоминания имени «русь» относятся к тому же време­ни, что и сведения об антах, славянах, венедах, т. е. к V—VII вв. Описывая племена, жившие между Днепром и Днестром, греки называют их антами, скифами, сарматами, готские историки — росоманами (русыми, светлыми людьми), а арабы — русью. Но со­вершенно очевидно, что речь шла об одном и том же народе.Проходят годы, имя «русь» все чаще становится собиратель­ным для всех племен, живших на огромных пространствах меж­ду Балтикой и Черным морем, окско-волжским междуречьем и польским пограничьем. ВIX в. имя «русь» упоминается в тру­дах византийских, западных и восточных авторов несколько раз.860 г. датировано сообщение византийских источников о нападении Руси на Константинополь. Все данные говорят за то, что эта Русь была расположена в Среднем Поднепровье.От этого же времени доходят сведения об имени «русь» и на севере, на побережье Балтийского моря. Содержатся они в «По­вести временных лет» и связаны с появлением легендарных и не­разгаданных до сего времени варягов.Летопись под 862 г. сообщает о призвании племенами новго­родских словен, кривичей и чуди, живших в северо-восточном углу восточнославянских земель варягов. Летописец сообщает о ре­шении жителей тех мест: «Поищем себе князя, который бы вла­дел нами и судил по праву. И пошли за море к варягам, к Руси». Далее автор пишет, что «те варяги назывались русью», точно так же как свои этнические названия имели шведы, норманны, анг­лы, готландцы и др. Таким образом, летописец обозначил этни­ческую принадлежность варягов, которых он называет «русью». «Земля наша велика и обильна, а наряда (т. е. управления) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами ».Летопись не раз возвращается к определению того, кто такие варяги. Варяги — это пришельцы, «находники», а коренное на­селение— словени, кривичи, угрофинские племена. Варяги же, по словам летописца, «сидят» на востоке от западных народов по , южному берегу Варяжского (Балтийского) моря.Таким образом, пришедшие к славянам варяги, словени и иные жившие здесь народы и стали называться русью. «А сло-веньский язык и русский одно есть», — пишет древний автор. В дальнейшем и поляне, жившие южнее, также стали называться русью.Таким образом, имя «русь» появилось в восточнославянских землях на юге, постепенно вытеснив местные племенные наиме­нования. Появилось оно и на севере, принесенное сюда варягами.Надо вспомнить, что славянские племена овладели в I тыся­челетии н. э. огромными пространствами Восточной Европы меж­ду Карпатами и южным побережьем Балтийского моря. Среди них названия русы, русины были весьма распространены. До настоя­щего времени на Балканах, в Германии живут их потомки под своим собственным названием «русины», т. е. русые люди, в от­личие от блондинов — германцев и скандинавов и темноволосых обитателей юга Европы. Часть этих «русинов» передвинулась из Прикарпатья и с берегов Дуная в Поднепровье, о чем сообщает и летопись. Здесь они сошлись с обитателями этих краев, также славянского происхождения. Другие русы, русины осуществля­ли контакты с восточными славянами в северо-восточном районе Европы. Летопись точно указывает «адрес» этих русов-варягов -южные берега Балтики.Варяги воевали с восточными славянами в районе озера Иль­мень, брали с них дань, затем заключили с ними какой-то «ряд», или договор, и в пору их межплеменных усобиц пришли сюда в качестве миротворцев со стороны, в качестве нейтральных пра­вителей. Такая практика приглашения князя или короля на прав­ление из близких, зачастую родственных земель была весьма рас­пространена в Европе. Эта традиция сохранилась в Новгороде и позднее. Туда приглашали на княжение владетельных особ из других русских княжеств.Конечно, в рассказе летописи много легендарного, мифическо­го, как, например, весьма распространенная притча о трех брать­ях, но немало в нем и реального, исторического, говорящего о старинных и весьма противоречивых отношениях славян со сво­ими соседями.На основании сообщения летописи о варягах некоторые уче­ные, и зарубежные, и русские* в XVIII—XX вв. создали и отстаи­вали так называемую норманнскую теорию происхождения Рус­ского государства. Ее суть заключается в том, что государство на Руси было привнесено извне приглашенными князьями, что оно было создано норманнами, скандинавами, носителями западной культуры, — именно так понимали варягов эти историки. Сами же восточные славяне якобы не могли создать государственного устройства, что говорило об их отсталости, исторической обре­ченности и т. д. Эта теория нередко использовалась на Западе в периоды противостояния нашей Родины и ее западных против­ников.Ныне историки убедительно доказали развитие госу­дарственности на Руси задолго до «призвания варягов». Однако До настоящего времени отзвуком этих споров является дискуссия о том, кто такие варяги. Норманнисты продолжают настаивать на том, что варяги были скандинавами, основываясь на свиде­тельствах разветвленных связей Руси со Скандинавией, на упо­минании имен, трактуемых ими как скандинавские, в составе русской правящей верхушки.Однако подобная версия полностью противоречит данным летописи, помещающей варягов на южных берегах Балтийского моря и четко отделяющих их в IX в. от скандинавов. Против это­го говорит и возникновение контактов восточных славян с варя­гами как с государственным объединением в то время, когда Скан­динавия, отстававшая от Руси в своем социально-экономическом и политическом развитии, не знала в IX в. ни княжеской или королевской власти, ни государственных образований. Славяне же южной Прибалтики знали и то, и другое. Конечно, споры о том, кем были варяги, будут продолжаться.«Военная демократия». В VIII — первой половине IX в. у восточных славян стало складываться’общественное устройство, которое историки называют «военной демократией». Это уже не первобытность с ее равенством членов племени, племенными со­браниями, вождями, выбранными народом, народными пле­менными ополчениями, но еще и не государство с его сильной цен­тральной властью, объединяющей всю территорию страны и под­чиняющей себе подданных, которые сами резко различаются по политической роли в обществе, по своему материальному, право­вому положению.В руках тех, кто руководил племенем, а позднее союзами пле­мен, кто организовывал набеги на ближних и дальних соседей, со­биралось все больше богатств. Вожди, которые прежде выбира­лись благодаря своей мудрости, справедливости, теперь превраща­ются в племенных князей, в чьих руках концентрируется все уп­равление племенем или союзом племен. Они возвышаются над об­ществом и благодаря своим богатствам, поддержке военных отря­дов, состоящих из сподвижников. Рядом с князем выделяется у восточных славян и воевода, являющийся предводителем племен­ного войска. Все более значительную роль играет дружина, кото­рая отделяется от племенного ополчения, становится группой во­инов, лично преданных князю. Это так называемые «отроки». Эти люди уже не связаны ни с земледелием, ни со скотоводством, ни с торговлей. Их профессия — война. А поскольку мощь племенных союзов постоянно растет — война становится для этих людей по­стоянным занятием. Их добыча, за которую приходится платить увечьем или даже жизнью, намного превышает результаты труда земледельца, скотовода, охотника. Эти люди становятся в обще­стве особой привилегированной частью. Обособляется со временем и племенная знать — главы родов, сильных патриархальных се­мей. Выделяется и знать, чьим основным качеством является во­инская доблесть, мужество. Поэтому вся эта демократия периода становления государства приобретает военный характер.Военный дух пронизывает весь строй жизни этого переходно­го общества. Грубая сила, меч лежат в основе выделения одних и начавшегося принижения других. Но традиции старого строя еще существуют. Действует племенное собрание — вече. Князья и вое­воды еще выбираются народом, но уже просматривается стремле­ние сделать власть наследственной. Сами выборы со временем превращаются в хорошо организованный спектакль, который ставят сами князья, воеводы, представители знати. В их руках вся организация управления, военная сила, опыт.Сам народ перестает быть единым. Основную часть племени составляли «люди» — « л юдины». Это определение означает в един­ственном числе «свободный человек». У восточных славян в таком же смысле использовалось название «смерд». Но среди «людей», «смердов» стали выделяться «вой», которые имели право и обя­занность участвовать в войске и в народном собрании — «вече». Вече в течение долгих лет оставалось верховным органом племен­ного самоуправления и суда. Степень богатства еще не являлась основным признаком неравенства, оно определялось другими об­стоятельствами — тем, кто играл основную роль в хозяйстве, кто был наиболее сильным, сноровистым, опытным. В обществе, где преобладал тяжелый ручной труд, такими людьми были мужчи­ны, главы больших патриархальных семей, так называемые «мужи», они среди «людей» стояли на высшей общественной сту­пеньке. Женщины, дети, другие члены семьи («челядь») подчиня­лись «мужам». Уже в это время в семье появился слой людей, на­ходившихся в услужении, — «слуги». На нижних ступенях обще­ства обретались «сироты», «холопы», которые не имели семейных связей, а также совсем бедная часть соседской общины, которых называли «убогими», «скудными», «нищими» людьми. На самом низу социальной лестницы находились «рабы», занимавшиеся принудительным трудом. В их число, как правило, попадали плен­ные — иноплеменники. Но, как отмечали византийские авторы, славяне по истечении определенного срока отпускали их на волю, и они оставались жить в составе племени.Таким образом, весь строй племенной жизни периода «воен­ной демократии» был сложным, разветвленным. В нем четко наметились социальные различия.Два русских государственных центра: Киев и Новгород. К концу VIII — началу IX в. экономические и социальные процессы в восточнославянских землях привели к объединению различных племенных союзов в сильные межплеменные группировки. Этому способствовали и дальнейшее развитие торговых связей, как бы стягивающих земли воедино, и религиозная общность — боль­шинство славян к этому времени молились уже одним и тем же языческим богам, — и необходимость объединять военные уси­лия для отпора внешним врагам и организации дальних завоева­тельных походов/Центрами такого притяжения и объединения стали Среднее Поднепровье во главе с Киевом и северо-западный район, где груп­пировались поселения вокруг озера Ильмень, вдоль верховьев Днепра, по берегам Волхова, т. е. близ ключевых пунктов пути «из варяг в греки». Поначалу речь шла о том, что эти два центра стали все более и более выделяться среди других крупных пле­менных союзов восточных славян.У полян ранее, чем у других племенных союзов, обнаружи­лись признаки государственности. В основе этого лежало наибо­лее быстрое экономическое, политическое, социальное развитие края. Полянские племенные вожди, а позднее киевские князья держали в своих руках ключи от всей днепровской магистрали, а Киев был не только центром ремесла, торговли, к которому тяну­лась вся земледельческая округа, но и хорошо укрепленным пун­ктом, прекрасно укрытым лесами от степных кочевников. В ту пору леса подходили к самому Киеву, и летописец отмечал, что здесь был «бор велик». Здесь раньше, чем в других славянских землях, сложилась княжеская власть, заиграли мускулами бое­вые дружины.На рубеже VIII — IX вв. в Среднем Поднепровье уже зароди­лось государственное образование, которое стало называть себя «Русь». Точно так же его называли византийские, немецкие, араб­ские авторы.Боевые походы на юг и восток. К этому времени относятся нападения русской рати на крымские владения Византии. Русы передвигались на быстроходных ладьях, которые могли идти и на веслах, и под парусами. Таким образом они покрывали огром­ные расстояния по рекам, Черному, Азовскому, Каспийскому морям. Из одного водоема в другой суда перетаскивались воло­ком, для чего использовались специальные катки.С моря русы довоевали южное побережье Крыма от Херсоне-са до Керчи, взяли штурмом город Сурож (нынешний Судак) и разграбили его. Здесь с русским вождем приключилась беда. По­бедителя поразил недуг: лицо его «обратилось вспять». И только прекращение насилий и грабежей, освобождение пленных по просьбе местных христиан привели к чуду: князь выздоровел и тут же принял крещение. До нас, пусть в легендарной форме, до­ходит известие о первом крещении Руси, которое, несомненно, отразило общее стремление народов Европы к переходу к христи­анству вслед за принятием этой религии Франкской империей, королевствами Англии, другими государствами Европы. Русь в пору своих первых государственных шагов, задолго до создания единого государства, не стала здесь исключением.К началу IX в. Полянские земли уже освободились из-под власти хазар и перестали уплачивать им дань, но другие русские земли еще платили дань Хазарии.Через несколько лет воинственные русы вновь предприняли поход к черноморским берегам. На этот раз объектом нападения стал богатый византийский порт Амастрида — тогдашний «Баг­дад» Малой Азии. Русская рать овладела городом, но затем зак­лючила мир со здешними жителями и ушла восвояси. В Малую Азию русское войско пришло на судах, пройдя мимо пролива Бос­фор, т. е. мимо стен Константинополя, штурмовать который рус­ские вожди еще не решались.Оба эти похода указали на то, что в Среднем Поднепровье рождалась новая мощная держава, которая сразу же определила свои основные военно-стратегические интересы, тесно связанные и с торговыми интересами, защитой и отвоеванием новых торго­вых путей.Первое направление — это овладение землями вдоль всего течения Днепра, затем — движение к византийским колониям в Крыму, вдоль берегов Черного моря, которое с IX в. стало назы­ваться Русским морем. Все чаще через Северное Причерноморье русские дружины проходили в Приазовье и, минуя хазарские заставы, в низовья Волги, на Северный Кавказ и в Закавказье. Здесь Руси еще предстояло столкнуться с Хазарией.Второе направление — это овладение землями вдоль запад­ного побережья Черного моря, движение к устью Дуная с после­дующим нападением на Константинополь.В 860 г. Константинополь неожиданно подвергся яростной атаке русского войска. Русы подошли со стороны моря, высади­лись у самых стен византийской столицы и осадили город. Со стра­хом взирали вышедшие на крепостные стены греки, как по глади Босфора проплывали все новые и новые вражеские суда и новые толпы врагов лавиной шли на город. Они проходили мимо наглу­хо запертых ворот, мимо могучих константинопольских стен, по которым могла проехать боевая конница.Русы застали греков врасплох. Их разведка донесла, что в это время византийская армия во главе с императором и флот ушли на борьбу с арабами. Но взять город у русов не хватило сил -их попытки взобраться на стены были отбиты. Началась осада, которая продолжалась ровно неделю. Затем начались мирные переговоры. Греки пошли на уступки: уплатили нападавшим ог­ромную контрибуцию, обещали платить ежегодные денежные платежи, дали русам возможность беспрепятственно торговать на византийских рынках. Был заключен мир между Русью и Ви­зантией, начался отсчет их дипломатических отношений. Рус­ский князь и византийский император в личной встрече скрепили условия этого мира. А через несколько лет, согласно этому же договору, византийские священники крестили вождя русов и его дружину. Это было уже вполне историческое крещение. В это же время, в 864 г., принял христианство и князь Болгарии Борис, которого также крестили византийские священники.Вскоре после этого русская рать появилась на берегах южно­го Каспия. Это был первый известный нам поход на восток по ставшей потом проторенной дороге: Днепр — Черное и Азовское моря — Волга — Каспийское море.Одновременно киевские правители ведут борьбу с появивши­мися в причерноморских степях печенегами, предпринимают по­ход против дунайской Болгарии.Киевские дружины появляются и на севере — они пытаются подчинить полянам верховья Днепра, овладеть Полоцком, контролирующим путь по Западной Двине в Прибалтику. К это­му времени киевские князья стали именовать себя титулом «ка­ган» — точно так, как это делали суверенные правители Аварс­кого и Хазарского каганатов.События в новгородских землях. Рюрик. В это время в севе­ро-западных землях восточных славян, в районе озера Ильмень, по течению Волхова и в верховьях Днепра, назревали события, которым также суждено было стать одними из примечательных в русской истории. Здесь формировался мощный союз славянских и угрофинских племен, объединителем которых стали прииль-менские словени. Этому объединению способствовала начавшаяся здесь борьба с л овен, кривичей, мери, чуди с варягами, которым удалось на некоторое время установить контроль над здешним населением. И точно так же, как поляне на юге скинули власть хазар, на севере союз местных племен сбросил варяжских прави­телей.Варяги были изгнаны, но «встал род на род», как рассказы­вает летопись. Вопрос был решен так, как его нередко решали и в других странах Европы: для установления мира, покоя, стаби­лизации управления, введения справедливого суда ссорящиеся племена пригласили князя со стороны.Выбор пал на варяжских князей. Почему именно на них? Во-первых, рядом не было другой организованной военной силы. Во-вторых, варяги, являвшиеся, видимо, либо балтами, либо сла­вянами с южного побережья Балтики, были близки ильменским словенам по языку, обычаям, религии. В-третьих, их приход мог положить конец натиску других варяжских дружин на славянс­кие и угрофинские земли.Летописные источники под 862 г. сообщают, что после обра­щения к варягам оттуда в славянские и угрофинские земли прибыло три брата: Рюрик, Синеус и Трувор. Первый сел княжить у ильменских словен, сначала на Ладоге, а затем в Новгороде, где он «срубил» крепость; второй — в землях веси, на Белоозере, а третий — во владениях кривичей, в городе Изборске.Историки не раз обращали внимание на легендарный харак­тер этих сведений, которые напоминают сказание о пришествии на правление трех братьев и у других европейских народов. Фольк­лор здесь допустим. Но ясно и то, что появление варяжского пра­вителя в северо-западных землях является историческим фактом.По некоторым летописным данным, новгородские словени начали против Рюрика борьбу, которая, вероятно, разгорелась после того, как он превысил свои полномочия «арбитра», «наем­ного меча» и взял всю полноту власти в свои руки. Но Рюрик подавил восстание и утвердился в Новгороде. После смерти бра­тьев он объединил под своим началом весь север и северо-запад восточнославянских и угрофинских земель.
Таким образом, в восточнославянских землях к 60-м гг. IX в. образовалось, по существу, два сильных государственных цент­ра, каждый из которых охватывал огромные территории: сред не­днепровский Полянский во главе с КиевоЕ и северо-западный во главе t Новгородом. Оба они стояли на знаменитом торговом пути, оба контролировали стратегически важные пункты, оба складывались с самого начала как многоэтнические государствен­ные образования. Оба они со временем стали называть себя Ру­сью: Русь южная, где в Киеве утвердилась местная полянская династия, и Русь северная, где власть взяли выходцы из южной Прибалтики.
Соперничество за руководство над всеми славянскими зем­лями между Новгородом и Киевом началось едва ли не сразу пос­ле создания этих двух государственных центров. Сохранились све­дения о том, что часть славянской верхушки, недовольной Рюри­ком, бежала в Киев. В то же время Киев повел наступление на север и попытался отвоевать у Новгорода земли кривичей с По­лоцком. Рюрик также вел войну за Полоцк. Назревало истори­ческое противоборство между двумя складывающимися русски­ми государственными центрами.
Русь и Византия в 9-10 вв. Договоры.
К этому времени относятся нападения русской рати на крымские владения Византии. Русы передвигались на быстроходных ладьях, которые могли идти и на веслах, и под парусами. Таким образом они покрывали огром­ные расстояния по рекам, Черному, Азовскому, Каспийскому морям. Из одного водоема в другой суда перетаскивались воло­ком, для чего использовались специальные катки.С моря русы довоевали южное побережье Крыма от Херсоне-са до Керчи, взяли штурмом город Сурож (нынешний Судак) и разграбили его. Здесь с русским вождем приключилась беда. По­бедителя поразил недуг: лицо его «обратилось вспять». И только прекращение насилий и грабежей, освобождение пленных по просьбе местных христиан привели к чуду: князь выздоровел и тут же принял крещение. До нас, пусть в легендарной форме, до­ходит известие о первом крещении Руси, которое, несомненно, отразило общее стремление народов Европы к переходу к христи­анству вслед за принятием этой религии Франкской империей, королевствами Англии, другими государствами Европы. Русь в пору своих первых государственных шагов, задолго до создания единого государства, не стала здесь исключением.К началу IX в. Полянские земли уже освободились из-под власти хазар и перестали уплачивать им дань, но другие русские земли еще платили дань Хазарии.Через несколько лет воинственные русы вновь предприняли поход к черноморским берегам. На этот раз объектом нападения стал богатый византийский порт Амастрида — тогдашний «Баг­дад» Малой Азии. Русская рать овладела городом, но затем зак­лючила мир со здешними жителями и ушла восвояси. В Малую Азию русское войско пришло на судах, пройдя мимо пролива Бос­фор, т. е. мимо стен Константинополя, штурмовать который рус­ские вожди еще не решались.Оба эти похода указали на то, что в Среднем Поднепровье рождалась новая мощная держава, которая сразу же определила свои основные военно-стратегические интересы, тесно связанные и с торговыми интересами, защитой и отвоеванием новых торго­вых путей.Первое направление — это овладение землями вдоль всего течения Днепра, затем — движение к византийским колониям в Крыму, вдоль берегов Черного моря, которое с IX в. стало назы­ваться Русским морем. Все чаще через Северное Причерноморье русские дружины проходили в Приазовье и, минуя хазарские заставы, в низовья Волги, на Северный Кавказ и в Закавказье. Здесь Руси еще предстояло столкнуться с Хазарией.Второе направление — это овладение землями вдоль запад­ного побережья Черного моря, движение к устью Дуная с после­дующим нападением на Константинополь.В 860 г. Константинополь неожиданно подвергся яростной атаке русского войска. Русы подошли со стороны моря, высади­лись у самых стен византийской столицы и осадили город. Со стра­хом взирали вышедшие на крепостные стены греки, как по глади Босфора проплывали все новые и новые вражеские суда и новые толпы врагов лавиной шли на город. Они проходили мимо наглу­хо запертых ворот, мимо могучих константинопольских стен, по которым могла проехать боевая конница.Русы застали греков врасплох. Их разведка донесла, что в это время византийская армия во главе с императором и флот ушли на борьбу с арабами. Но взять город у русов не хватило сил -их попытки взобраться на стены были отбиты. Началась осада, которая продолжалась ровно неделю. Затем начались мирные переговоры. Греки пошли на уступки: уплатили нападавшим ог­ромную контрибуцию, обещали платить ежегодные денежные платежи, дали русам возможность беспрепятственно торговать на византийских рынках. Был заключен мир между Русью и Ви­зантией, начался отсчет их дипломатических отношений. Рус­ский князь и византийский император в личной встрече скрепили условия этого мира. А через несколько лет, согласно этому же договору, византийские священники крестили вождя русов и его дружину. Это было уже вполне историческое крещение. В это же время, в 864 г., принял христианство и князь Болгарии Борис, которого также крестили византийские священники.В 907 г. огромная русская рать сушей и морем во главе с Оле­гом двинулась на Константинополь. Греки замкнули гавань це­пью, перекинув ее с одного берега на другой, и заперлись за могу­чими константинопольскими стенами. Тогда русы «повоевали» всю округу, захватили огромную добычу, пленных, ограбили и пожгли церкви. А потом Олег приказал своим воинам поставить ладьи на колеса и двинуть их в обход установленного над водой препятствия. При попутном ветре русы развернули паруса, и ла­дьи пошли к стенам города. Греки ужаснулись при виде этого нео­бычного зрелища и запросили мира.По мирному договору византийцы обязались выплатить Руси денежную контрибуцию, а затем ежегодно уплачивать еще и дань, предоставлять для приходящих в Византию русских послов и купцов, как и для представителей других государств, определенное продовольственное содержание. Олег добился для русских куп­цов права беспошлинной торговли на византийских рынках. Русы даже получили право мыться в константинопольских банях столько, сколько они захотят.Договор был закреплен во время личной встречи Олега с им­ператором Львом VI. В знак окончания военных действий и зак­лючения мира русский великий князь повесил свой щит на во­ротах города. Таков был обычай многих народов Восточной Европы.В 911 г. Олег подтвердил свой мирный договор с Византией. В ходе длительных посольских переговоров был заключен пер­вый в истории Восточной Европы развернутый письменный дого­вор между Византией и Русью. Этот договор открывается многозначительной фразой: «Мы от рода русского… посланные от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его — светлых и великих князей, и его великих бояр…»В договоре подтверждены «мир и любовь» между двумя госу­дарствами. В13 статьях соглашения стороны договорились по всем интересующим их экономическим, политическим, юридическим вопросам, определили ответственность своих подданных в случае совершения ими каких-либо преступлений в чужой земле. В одной из статей речь шла о заключении между Русью и Византией военно­го союза. Отныне русские отряды регулярно появляются в составе византийского войска во время его похода на врагов.Русско-византийская война 941—944 гг. Дело князя Олега продолжал князь Игорь, уже в зрелом возрасте вступивший на престол.После смерти могучего воителя Олега созданное им государ­ство стало распадаться: восстал и’древляне, к границам Руси по­дошли печенеги. Но Игорю и русской верхушке удалось предотв­ратить распад. Древляне были вновь завоеваны и обложены тя­желой данью. С печенегами Игорь заключил мир. Одновременно русские поселенцы, поддержанные военной силой, начали про­движение к устью Днепра, появились на Таманском полуостро­ве, близ Керченского пролива, где была основана русская коло ния. Русские владения подступали вплотную к хазарским грани­цам, к византийским колониям в Крыму и Причерноморье.Это вызвало негодование в Византии. К тому же местное ку­печество требовало от императора отменить льготы для русских торговцев. Обострение отношений между двумя странами приве­ло к новой кровопролитной войне, которая продолжалась с 941 по 944 г.Летом 941 г. огромное русское войско морем и сушей двину­лось на Константинополь. Русы учинили разгром пригородов и двинулись к столице, но на подступах к ней были встречены фло­том противника, вооруженным «греческим огнем». Под стенами Константинополя весь день и вечер шел бой. Греки направляли через специальные медные трубы на русские корабли горящую смесь. Это «страшное чудо», как сообщает летопись, поразило русских воинов. Пламя металось по воде, в непроглядной тьме горели русские ладьи. Поражение было полным. Но значитель­ная часть войска уцелела. Русы продолжали поход, двинувшись вдоль побережья Малой Азии. Было захвачено много городов, монастырей, взято в плен изрядное количество греков.Но Византия успела и здесь мобилизовать силы. Произошли ожесточенные сражения на суше и на море. В сухопутной битве греки сумели окружить руссов и, несмотря на яростное сопротивление, одолели их. Потерпел поражение уже потрепан­ный русский флот. Несколько месяцев продолжалась эта война, и лишь осенью русское войско возвратилось на Родину.В 944 г. Игорь собрал новую рать и вновь выступил в поход. В это же время союзники Руси венгры совершили рейд по визан­тийской территории и подошли к стенам Константинополя. Гре­ки не стали искушать судьбу и выслали навстречу Игорю по­сольство с просьбой о мире. Новый мирный договор был заклю­чен в 944 г. Между странами восстанавливались мирные отно­шения. Византия обязалась по-прежнему выплачивать Руси ежегодную денежную дань и предоставить военную контрибу­цию. Были подтверждены многие статьи старого договора 911г. Но появились и новые, соответствовавшие отношениям Руси и Византии уже в середине X в., одинаково выгодные обеим стра­нам. Право беспошлинной русской торговли в Византии было отменено.Византийцы признали владение Русью рядом новых терри­торий в устье Днепра, на Таманском полуострове. Был усовер­шенствован и русско-византийский военный союз: на этот раз он оказался направленным против Хазарии, что было выгодно Руси, стремящейся освободить от хазарской блокады свои пути на Воc ток. Русские военные отряды, как и прежде, должны были при­ходить на помощь Византии.Утверждение договора происходило сначала в Констан­тинополе. Там русское посольство привело к присяге на тексте договора императора Романа I Лакапина, здесь же русские языч­ники, обращаясь к Перуну, клялись на оружии быть верными договору. Христианская часть русов дала такую же клятву в хра­ме Святой Софии. Затем византийское посольство явилось в Киев.Ранним утром к холму, на котором возвышалась статуя Перу­на, двинулась процессия. Ее возглавлял сам киевский князь. Сле­дом шли его бояре, дружинники. Сюда же явились и члены византий­ского посольства. Игорь и его люди сложили к стопам Перуна свое оружие, щиты, золото и в присутствии греческих послов торжествен­но поклялись в верности договору. После церемонии на холме Перу­на часть собравшихся двинулась в церковь Святого Ильи, и там византийское посольство приняло клятву русских христиан из бли­жайших сподвижников Игоря на верность договору.
Русь в княжение Олега, Игоря, Ольги.

Оцените статью
Добавить комментарий