§ 21. Согласовательные классы — Филологический факультет А. А. Камынина современный русский язык морфология

  • От :
  • Категории : Без рубрики

 

§ 21. Согласовательные классыКак уже отмечалось, по согласованию прилагательного (причас-тия, некоторых форм спрягаемого глагола) с существительным в родеи одушевленности выделяют согласовательные классы. Классы включа-ют все словоформы существительных и все признаковые словоформы,избираемые ими при согласовании. Классов восемь:1 класс образуют неодушевленные существительные мужского ро-

да: круглый стол, захолустный городишко, черный кофе, современный

МАДИ,

2 класс — одушевленные существительные мужского рода: способ-
н
ый студент, талантливый юноша, смышленый подмастерье, опытный
атташе,

3 класс — неодушевленные существительные женского рода: глубо-
кая ре
ка, русская печь, тушеная кольраби, совхозная МТС,

4 класс — одушевленные существительные женского рода: знакомая
девушка, старшая доч
ь, настоящая леди,

5 класс — неодушевленные существительные среднего рода: глубо-
кое озеро
, красное знамя, вкусное рагу, высокое РОЭ,

35 Формы типа Верунчик, Шурик, используемые для наименования лиц женского пола, об-разуются с нарушением стандартных образцов и стилистически маркированы: сочетания

моя 1 мою Шурик ненормативны.

45
6 класс — одушевленные существительные среднего рода: незнако
мое насекомое,

1 класс — неодушевленные pluraha tantum: французские духи,
8 класс — одушевленные pluralia tantum: счастливые новобрачные.
И. Г. Милославский заметил, что в предложении, т. е. в синтаксиче-

ском строе, мужской, женский и средний роды существуют в «одушев-

ленной и неодушевленной разновидности» 36. Это заключение нельзя

отнести к морфологическому уровню, так как по признаку морфологи-ческого рода существительные различаются в единственном числе, т. е.там, где противопоставление по одушевленности представлено непосле-довательно.

§ 22. Классы существительных, выделяемые по признаку
родовой принадлежности слова

Род является классифицирующей грамматической категорией, онразделяет существительные на следующие классы:1) существительные мужского рода. К ним относятся все субстанти-

вы, изменяющиеся по мужским парадигмам, слова типа дедушка. Ми-
хайло. денди,
ЦДРИ, домишко, слово подмастерье, слово путь, а также

все несклоняемые слова, с которыми сочетаются адъективные формымужского рода;2) существительные женского рода. К ним относятся все субстанти-

вы, изменяющиеся по женским парадигмам (слова с окончанием -а /-я
и нулевой флексией третьего склонения), исключая лексему путь, слова

типа дедушка, зайчишка, задира и слова на -мя (знамя, племя, семя и др.)
К женскому роду относятся также существительные типа мадам и МТС,
вообще все несклоняемые слова, с которыми сочетаются адъективныеформы женского рода;3) существительные среднего рода. К среднему роду относятся сло-ва, изменяющиеся по соответствующим парадигмам (т. е. с флексией

-о /-е в И. п. ед. ч.), кроме слова подмастерье, слов типа Михайло, домиш-
ко, домище.
К среднему роду относятся существительные бремя, время,
в
ымя, знамя, пламя, племя, имя, семя, стремя, темя, а также все нескло-

няемые лексемы, с которыми сочетаются адъективные формы среднегорода;4) существительные (преимущественно неодушевленные) с неустой-

чивым грамматическим родом. Это слова вроде рельс 1 рельса, калош! ка-
лоша, клавиш 1 клав
иша, бакенбард 1 бакенбарда, заусенец 1 заусеница, чи-
нар 1 чинара, мангуст 1 мангуста, тополь (какой) 1 топол
ь (какая), вуаль
(какая) 1 вуаль (какой) и т. п. В языке есть тенденция к закреплению за

36 Современный русский язык / Под ред В.А. Белошапковой. 1989. С. 408.

46подобными существительными одного рода. Например, в современном

языке лексема гравюра употребляется только в женском роде, а в «Мерт-

вых душах» Н. В. Гоголя есть такой текст: По стенам навешано было
тесно и бестолково нескол
ько картин: длинный пожелтевший гравюр ка-
кого-то сражения…
Вышли из употребления такие дублетные родовые
формы, как зало, облак, санатория, госпиталь (ж. р.), табель (ж. р.),
юнош, сенокоса, бисквита, авантюр и многие другие;5) одушевленные существительные общего рода (или двуродовыесубстантивы). Ядром этого класса являются такие личные, регулярностилистически маркированные, оценочные и выражающие качествен-

ную характеристику слова, как грязнуля, неряха, чистюля, тупица, прой-
доха, тихоня, стиляга
, подлиза, проныра, заика, непоседа, пустомеля
и т. п. К словам общего рода относят также 1) уменьшительные имена

собственные (Валя, Лера, Саша, Шура, Сима, Женя) лиц мужского
и женского пола, 2) иностранные несклоняемые фамилии Жолио-Кюри,
Россини, Верди, Дюма, Рабле, Гюго, украинские фамилии на -о Шевчен-
ко,
фамилии типа Долгих, Крученых, 3) несклоняемые личные существи-
тельные вроде визави, протеже, саами.Слова общего рода специфически характеризуются тремя обяза-тельными свойствами. Во-первых они должны обозначать лица муж-ского и женского пола, во-вторых, в словосочетании и предложенииони должны соединяться с согласуемыми формами мужского и женско-го рода, в-третьих, вне согласования их род не определяется ни какмужской, ни как женский.К общему роду не относятся слова, у которых обнаруживаются не-

которые из перечисленных признаков. Например, в предложении ^ л ему из Москвы, что известная особа скоро должна вступить
в законн
ый брак с молодой и прекрасной девушкой (Пушкин) слово особа
обозначает мужчину, но к общему роду его отнести нельзя, так как

у него фиксированный род, и к нему не присоединяется прилагательноев форме мужского рода.

Не следует относить к общему роду и существительные типа док-
тор, профессор
, историк, знаток, борец, называющие людей по профес-

сии или какому-нибудь качеству. Хотя такие существительные похожина слова общего рода по значению и по согласованию форм сказуемого

октор принимал 1 принимала больных с двух часов до семи), но полно-

стью с ними не совпадают. Во-первых, слова доктор, профессор, исто-
рик
и др. имеют род вне (?!) употребления. Во-вторых, с ними в структуресловосочетания не соединяются адъективные формы женского рода: мы

не говорим: *Иду к знакомой профессору 1 новой доктору на консуль-
тацию.

Точно так же не являются словами общего рода одушевленныеи неодушевленные конкретные существительные, употребляемые в оце-47

ночно-предикативных, регулярно отрицательных значениях: осел, мед-
вед
ь, верблюд, лиса, свинья, ворона, змея, пила, нож, шляпа.

По наблюдению исследователей, слова общего рода неоднородныпо двуродовому признаку. Они делятся на три группы. В первою группу

входят слова генетически женского рода, например, умница. Сочетаясь

с прилагательным мужского рода такие лексемы называют лица муж-ского пола, а в сочетании с прилагательными женского рода «остаются

нейтральными к полу лица-референта» (Г. И. Панова): Он — большой
ум
ница (Юна — большой умница). Он — большая умница. Она — большая
умница
, хотя прежде всего они употребляются в значении женского

рода.Вторую группу составляют слова общего рода, генетически восхо-

дящие к мужскому роду: староста, судья, запевала, кутила. Частотно

они употребляются в значении мужского рода. Форма прилагательногомужского рода при них указывает на лицо мужского пола, а форма

женского рода — на лицо женского пола (наш 1 наша староста).

В третью группу входят существительные, по определениюГ. И. Пановой, «с равной степенью проявления свойств женского

и мужского рода» 37. К ним относятся прежде всего уменьшительные

имена собственные и несклоняемые фамилии. Разграничение полов эти-ми существительными также достигается с помощью согласуемых сло-

воформ: наш Саша сказал, наша Саша сказала

6) шестой класс образуют pluralia tantum (духи, ножницы, сани),
т. е. слова, не имеющие морфологического рода.

Примечание. В некоторых грамматиках выделяется четыре рода: муж-

ской, женский, средний и парный. Парный род приписываетсяpluralia tantum. Он выделяется на основе согласовательного класса,т. е. не является собственно морфологическим.При морфологическом противопоставлении мужского, женского,среднего родов pluralia tantum можно было бы говорить о четвер-том, нулевом роде, что в школьной традиции соответствует утвер-ждению «рода нет».

§ 23. Семантическое и асемантическое
противопоставление родов существительных

Род как морфологическая категория образуется тремя соотноси-

тельными формами: мужского, женского, среднего родов: пруд, река,
озеро, бра
т. сестра, существо. Эта соотносительность, поддержанная

согласованием, по-разному представлена в неодушевленных и одушев-ленных существительных.

37 Там же. С. 27.

48Неодушевленные существительные, распределяясь между мужским,женским и средним родами, не образуют никаких содержательных оп-позиций. Род неодушевленных слов асемантичен. Между тем, что назы-вает слово, и его грамматическим родом нет смысловой связи. Оконча-ния неодушевленных существительных имеют лишь потенциальнуюсвязь с родовой семантикой, которая может проявиться при метафори-

ческом употреблении слова: ^ н, в березку был тот
клен влюблен… Имея в виду родовые окончания, А. А. Потебня писал:

«О том, имеет ли род смысл, можно судить лишь по тем случаям, гдемысли дана возможность на нем сосредоточиться, т. е. по произведени-

ям поэтическим» 38.

Лексическая семантика основ неодушевленных слов не(слитно?!) совместима

с номинативным значением рода и не участвует в распределении лексемпо родам. Вследствие этого каждая лексема мужского (точно так жеженского и среднего) рода оказывается одинаково противопоставлен-ной неопределенному множеству лексем женского и среднего родов (илимужского и среднего, мужского и женского).Иная картина в одушевленных существительных. Здесь, во-первых,почти нет слов среднего рода, и в результате родовое противопоставле-ние регулярно имеет бинарный характер. При этом слова мужскогои женского рода на основе выражения представления о поле живого су-щества образуют так называемые родовые пары.

Родовые пары образуются разными средствами: лексикой (бабушка
1 дедушка, мальчик 1 девочка, мужчина 1 жен
щина, отец 1 мать, брат 1 се-
стра, баран 1 ов
ца, жеребец 1 кобыла), морфемами (ленинградец 1 ленин-
градка, п
исатель 1 писательница, Александр 1 Александра, больной 1 боль
ная, лев 1 л
ьвица, гусак 1 гусыня), синтаксически (горький 1 горькая сирота,
наш 1 наша староста
, мой 1 моя визави), но в любом случае они одинако-

во важны для языкового мышления. Если возникает необходимость для

существительного мужского рода, например чукча, найти слово, соот-

носительное по роду, возможности поиска оказываются строго предо-пределенными: или должно быть существительное (в данном примере —

чукчанка), обозначающее соответствующее лицо женского пола и обра-

зующее со словом чукча родовую пару, или женский пол должен обозна-чаться синтаксически, согласованием, — в таком случае само существи-

тельное чукча оказывается словом общего рода. Для выделения родо-

вых пар необходима грамматическая семантика. Такой семантикойи является значение пола.

Родовые пары образуют оппозиции двух типов, эквиполентные (ба-
бушка — дедушка, дядя —
тетя. мать — отец, супруг — супруга, гу
са
к — гусыня, блондин — блондинка, наш Саша — наша Саша} и прива-

38 А. А. Потебня. Из записок по русской грамматике. Т. 3. М., 1968. С. 483.

43ак.4163 49

тивные читель — учительница, тракторист трактористка, кот —
кош
ка, заяц — зайчиха, горькая сирота — горький сирота, наш старос-
та — наша староста). В привативных парах есть компонент, немарки-

рованный член оппозиции, который обладает свойством называть лицокак мужского, так и женского пола. В одних парах таким компонентом

бывает слово мужского рода: учитель, тракторист, ткач. кассир, лев,
зая
ц и т. п., например, Наталья Петровна — учитель средней школы,
Э
тот человектракторист. Она по профессии ткач. Лев — царь зве-
рей, Заяц здес
ь не водится‘, в других парах — слово женского рода: кош-
ка, ов
ца, лиса, умница, например, У них жила кошка. Здесь можно охо-
титься на лису. Учител
ь по математике — большая умница. Контекст

может изменять характер противопоставления в родовой паре, напри-

мер, существительное москвич в предложении Каждый москвич знает,
где находи
тся Кремль не указывает на пол человека, хотя на уровне сло-

варя является обозначением мужчины.По признаку номинативного грамматического значения и вхожде-ния в родовые пары все одушевленные существительные можно разде-лить на три группы.1) В первую группу входят те существительные, которые образуютродовые пары на уровне речевого узуса. О таких существительных шларечь выше.2) Во вторую группу входят слова с потенциальной родовой семан-тикой. Для них вхождение в родовые группы является потенциальнымсвойством, обусловленным включенностью в выражение номинативно-

го рода словообразовательных моделей. Это слова вроде педагог, фило-
лог, историк, жук, муравей, судак, лещ.
На уровне речевого узуса подоб-

ные лексемы употребляются безотносительно к родовой семантике. Од-нако в случае необходимости они могут быть втянуты в родовое проти-

вопоставление, например, филологиня, историчка, клопадъя (пример

Н.Д.Арутюновой); Жили-были осьминог и осьминожка… (из мульт-фильма).3) К третье группе относятся одушевленные существительные вооб-

ще лишенные номинативного значения рода: октябренок, слоненок, ло-
шадь, собака, гус
ь, насекомое, дитя.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …