§ 29. Грамматическое значение категории числа — Филологический факультет А. А. Камынина современный русский язык морфология

  • От :
  • Категории : Без рубрики

 

§ 29. Грамматическое значение категории числаГрамматическое значение числа является номинативным. Формыединственного числа называют один предмет, формы множественногочисла — неопределенное множество предметов, в том числе и два пред-мета. А. А. Потебня отмечал, что, когда в языке было двойственное чис-

ло, представление о много начиналось с трех, после утраты двойствен-

ного числа оно начинается с двух 43. Другими словами, наши предки
считали не так, как мы считаем. Мы считаем: один, много, а они счита-
ли: один, два, много.Грамматическое значение числа участвует в формировании объек-тивного, отражающего действительность, содержания предложения(в синтаксисе оно называется диктумным). В референтно ориентирован-ных высказываниях выбор форм числа для носителей языка релевантен.

Это совсем не одно и то же, скажем ли мы Под крышей свила гнездо ла-
сточ
ка или Под крышей свили гнезда ласточки.

Грамматическое значение числа имеет такие особенности.1) Оно формируется на основе бинарного противопоставления со-относительных морфологических форм при сохранении лексического

значения слова: дом -> дома, страна -> страны, окно -> окна. Ни в слу-

чаях типа снег 1 снега, нежность 1 нежности, ни в smgulana tantum, нив pluraha tantum окончание словоформы не выражает номинативногозначения числа. Флексия числа имеет грамматическую семантику толь-ко при противопоставлении форм с одним и тем же лексическим значе-нием. Когда лексема pluraha tantum называет считаемый предмет, пред-ставление о количестве или передается контекстом, или опирается нанекий жизненный опыт, знание типовых жизненных ситуаций. Напри-

мер, можно полагать, что в предложении На мальчике были дырявые
дж
инсы словоформа джинсы называет один предмет, но это никак не

связано с окончанием.Грамматическое значение числа реализуется только при словоизме-нении.2) Грамматическое значение числа зависит от референтной ориен-тации существительного в высказывании. Например, в предложении

Грузины живут на Кавказе словоформа множественного числа выража-

ет значение совокупности, так как грузины представлены здесь каккласс, как нация. Та же самая словоформа не может иметь этого значе-

ния в условиях конкретной референтной соотнесенности: На вокзале
к нему подошли грузины. См. также: Волк — осторожное животное и Из
зоо
парка убежал волк. В первом случае форма единственного числа име-

ет значение совокупности, во втором — единичности. Контекстные ус- 43

А А Потебня Из записок по русской грамматике Т 1-2 1958 С 50

56 ловия употребления форм числа могут модифицировать грамматиче-ское значение числа.3) Зависимость от контекстных условий проявляется не тольков модификации грамматического значения. Коррелятивная форма чис-ла (как правило, единственного) может употребляться безотносительно

к идее счета вообще. Например, в предложении ^ ле
мая
(Тютчев) форма ед. ч. грозу выбирается для обозначения явле-

ния как такового. В ней не акцентируется ни значение один, ни значе-
ние несколько. Контекст может нейтрализовать номинативное значениечисла.Нейтрализации числовой семантики может способствовать синтак-сическое место, занимаемое существительным. Когда существительноеоказывается в наречной позиции, его числовое значение нередко как быотходит на второй план, становится незначимым для высказывания,и говорящий выбирает форму числа в соответствии с узусом, без опоры

на количественные отношения: ^ о невеста молодая. До зари в лесу блу-
жда
я, Между тем все шла да шла И на терем набрела (Пушкин). В при-

веденном тексте нельзя заменить единственное число слова заря на мно-жественное, хотя в других случаях это существительное может употреб-

ляться с опорой на числовое противопоставление: ср. 1) ^ (Б. Васильев); 2) Одна заря сменить другу Спешит, дав ночи полчаса
(Пушкин).

Особо надо отметить позицию при связке в составном именномсказуемом, где действует правило так называемого смыслового согласо-вания с подлежащим, и форма числа в сказуемом бывает предопределе-

на формой подлежащего: Петушок мой золотой Будет верный сторож
твой (Пушкин).

Грамматическое значение числа релевантно в тех условиях, в кото-рых сохраняется возможность выбора морфологической формы.4) Число зависит также от лексики. Как уже отмечалось, эта связьпроявляется в возможностях формообразования, многие существитель-ные не употребляются во множественном числе по причине своего ле-ксического значения. Это значит, что лексическое значение может «за-черкивать» грамматическую семантику числа.

Примечание. Возникающие в обществе (и у отдельных личностей) по-

требности могут преодолевать указанный лексический барьер К при-

меру, слово инициатива, развив в себе значение ‘предложение, на-

правленное на достижение результата’, в современном общественно-политическом языке стало активно употребляться в обоих числах

§ 30. Основные контекстные (синтаксические) значения
форм единственного и множественного числа

Формы ед. ч. могут иметь:57

1) значение единичности- Белеет парус одинокий (Лермонтов), Се-
дой мудре
ц младому другу Кричит вослед Счастливый путь’ Прости, лю-
би свою су
пругу. Советов старца не забудь1 (Пушкин);

2) значение совокупности (множественности, класса). Вчерашний ве-
чер
помню живо Синели глубью небеса. Лист трепетал, красноречиво
Глядели звезд
ы нам в глаза (Фет); Читатель, расскажу ль тебе. Куда кра-
сав
ица девалась? (Пушкин); Ведь совершенства тоже нет на земле, а все-
таки всякий стремится к нему умн
ый желает быть умнее, ученый —
ученее, добродетел
ьный — добродетельнее, ну, а богатый желает быть
еще богаче (А. Островский); Изведал враг в тот день немало. Что значит
русский бой удал
ый (Лермонтов);

3) дистрибутивное или распределительное значение: И царевна очу-
тилас
ь В светлой горнице, кругом Лавки, крытые ковром (Пушкин) —

каждая лавка покрыта ковром; Поседели твои волосы Глаза Замутила,
затуманила слеза
(Ахматова);

4) форма употребляется безотносительно к счету: ^ шись клубком, у самого сердца колдует (Ахматова).

Примечание. Окончания единственного числа тех слов, у которых фор-

мы числа нетождественны по лексическому значению м /умы, хлеб 1
хлеба, тр
ава 1 травы, колкость 1 колкости, посадка 1 посадки) так же,
как и у smgulana tantum, числа не выражают (Он торгует золотом
и лесо
м), однако формы множественного числа в таких случаях грам-матическое номинативное значение утрачивают не всегда в отвле-

ченных существительных оно обнаруживается регулярно опченость
1 копчености, посадка 1 посадки), в вещественных — нерегулярно

(ср 1) снег 1 снега, песок 1 пески, лед 1 льды и 2) трава 1 травы)Формы множественного числа выражают:1) значение неопределенного множества дискретно существующих

предметов: Ведь есть Такие праздные счастливцы. Ума недальнего ле-
нив
цы, которым жизнь куда легка1 (Пушкин); Целый день спят ночные
цве
ты (Фет);

2) значение множественности как некой совокупности: Фернандо
толст
ый, а толстые много едят (В. Токарева); И не знать, что от
счаст
ья и славы безнадежно дряхлеют сердца (Ахматова);

3) форме можно приписать и значение единственного, и значение
множественного числа (немаркированное
употребление формы): Когда
я пришел в себя, коробка исчезла Должно б
ыть, ее выбросили санитары
(Паустовский) К тому же у него дезертиры шинель уперли (Н. Остров-
ский) — примеры Е. Н. Прокопович;

4) с опорой на контекст формы множественного числа могут назы-вать один предмет. Такое употребление всегда стилистически окрашено

^ боже мой, еще фикусы с собой возят Куда же он с ним денется
(Катаев) — пример Е. Н. Прокопович.

S8Окончания форм числа в pluralia tantum грамматического номина-тивного значения не имеют.

§ 31. Продуктивные тенденции в развитии категории числа

Продуктивные тенденции в развитии категории числа существи-тельных связаны, во-первых, с образованием форм множественного чис-ла от отвлеченных существительных, которые частотно по лексическо-му значению полностью не совпадают с формами единственного числа,во-вторых с расширением немаркированного употребления форм мно-

жественного числа у личных существительных 44.

^

§ 32. Понятие о морфологическом падеже.Методика выделения одного падежа

и определение общей системы падежей

Падежом называют и словоизменительную грамматическую кате-горию существительных и те формы, которые эту категорию образуют.Посредством падежа существительное присоединяется к другим словамв предложении или к предложению в целом. Падеж как морфологиче-ская форма образуется окончаниями.В современной лингвистической науке принято пользоваться ещепонятием семантического падежа, которое было введено американскимученым Филмором. Морфологический падеж и семантический падеж —это единицы соотносительные, но нетождественные.Семантический падеж — это языковая универсалия. Понятие се-мантического падежа приложимо к языкам с разным грамматическимустройством. Семантическим падежом называют роль предметногоимени (или семантического актанта) в препозитивной структуре пред-

ложения. Например, в предложении ^ есть один семантиче-

ский падеж (субъект состояния), в предложении Отец подарил сыну ги-
тару —
три семантических падежа (субъект действия, адресат, объект
действия), в предложении ^ че-тыре семантических падежа (субъект действия, объект действия, адресати инструмент).Семантические падежи в разных языках обозначаются разнымисредствами (необязательно флексией). В русском языке они выражаются

44 См Морфология и синтаксис современного русского литературного языка / Под ред

М В Панова С 144-175

SO

прежде всего морфологическими падежами. При этом один и тот же се-мантический падеж может передаваться разными падежными формами,например, семантическому субъекту (субъектному актанту) в русском

языке соответствует И. п. (море шумит), Д. п. (мне думается), Т. п.

(письмо написано женщиной), Р. п. (шум ветра). В то же время одини тот же морфологический падеж не всегда равен семантическому паде-

жу. Так, именительный падеж может называть ситуацию в целом: Ран-
нее утро. Ти
шина, может иметь значение признака: Даша — красавица 1
красивая, значение количества: Хлопот мартышке — полон рот
(Крылов).

Морфологический падеж есть не во всех языках, а только в тех,в которых у имени существительного в разных условиях употребленияизменяется форма. Морфологический падеж выделяется как следствиесловоизменения, т. е. он обязательно образуется флексией. Однако вы-ражаются падежи не только окончаниями, но и лексико-синтаксически-

ми средствами, предлогами и согласованием рыбацкой сети — Р. п.,

к рыбацкой сети— Д. п., в рыбацкую сеть В. п., в рыбацкой сети—
П. п.). На основе лексико-синтаксического выражения падежная функ-
ция может быть приписана и несклоняемым словам кусное рагу —
И. п., вкусного рагу — Р. п., вкусному рагу — Д. п. и т. д.). Не имея па-дежной морфологической формы, несклоняемые существительные выра-жают падежные значения аналитическим способом. Вот поэтому можносказать, что падеж, как и число, характеризует субстантивную часть ре-чи в целом.Вопрос о методике выделения одного падежа связан с тем, что раз-ные типы существительных имеют разное количество словоизменитель-

ных форм, например, в единственном числе слово страна имеет пять из-

меняемых форм трана, страны, стране, страну, страной), слово ар-
мия —
четыре формы (армия, армии, армию, армией), слово нежность —
три формы (нежность, нежности, нежностью). Поэтому существуеттрадиция выделять один падеж на двух основаниях, морфологическоми синтаксическом.Одним падежом называют совокупность морфологических форм,обладающих свойством в одних и тех же синтаксических условиях вы-ражать одно и то же синтаксическое значение. Так, совокупность форм,

выражающих объект лишения при глаголе лишиться (лишиться дома,
с
траны, добра, любви), образует один падеж, а другая совокупность

форм, выражающих объект эмоционального отношения при глаголе

гордиться (гордиться домом, страной, добром, любовью), образует дру-

гой падеж. Таким способом были получены шесть падежей, называемыеИменительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительныйи Предложный. При этом признается, что одна и та же совокупностьформ, т. е. один и тот же падеж, может использоваться для выражения60нескольких синтаксических отношений, например, флексии, образую-

щие винительный падеж, выражают значение объекта (иметь огурец.
гру
шу, яблоко, канифоль) и значение меры (работать год, неделю, лето,
осен
ь).

Данная методика выделения падежей предопределяет очень важныепоследствия: 1) количество падежей у всех лексем оказывается одинако-вым, 2) каждый выделенный падеж является формально выраженным,т. е. каждый падеж имеет свой набор окончаний. На уровне части речинет падежной омонимии — омонимичные падежи представлены тольков типах склонения и, следовательно, в конкретных лексемах; 3) каждыйпадеж в принципе характеризует часть речи в целом (каждое слово час-ти речи), 4) система падежей не может быть открытой, так как словоиз-менение конечно; 5) коррелятивность падежей предполагает синтакси-ческое распределение.Кроме основных шести падежей, иногда выделяют дополнительные

формы: количественный падеж (стакан чаю, таблетка аспирину), мест-

ный падеж (в лесу, на печи), который отличают от объектного или соб-
ственно предложного падежа (вспомнить о товарище, рассказать о по-
ездке, о п
ечи), счетный падеж (два карандаша, три столовых), зватель-
ный падеж (пап!).Морфемным основанием для их выделения являются параллельные

окончания: 1) в Р. п. у слов мужского рода (кваса 1 квасу), 1) -у в пред-

ложном падеже у слов мужского рода (в лесу 1 о лесе) и ударяемая флек-сия в предложном падеже у слов женского рода третьего склонения (о

крови 1 в крови), 3) ударяемое окончание у некоторых слов мужского ро-

да в сочетаниях с числительными два, три, четыре (нет шара 1 два ша-
р
а), 4) нулевое окончание в И. п. у существительных женского рода
в позиции обращения (Тань, мам).

С точки зрения охвата лексики наиболее оправдано выделение

счетного падежа, тем более что в сочетаниях количественных числи-тельных с существительными не все объяснимо в синхронном языковом

срезе. Так, непонятно, почему, например, существительное рука при

числительном три должно быть в единственном числе — три руки, а су-
ществительное столовая — во множественном числе — три столовых
(прилагательное при этом в обоих случаях употребляется во множест-
венном числе — три протянутые руки. три новых столовых. Но мор-фемная база у этого падежа ненадежна, с одной стороны, потому, чтослов, у которых в родительном падеже в сочетаниях с числительныминаблюдается перенос ударения на флексию, очень мало, с другой —потому, что указанное акцентное изменение не является обязательным:

два шара, но два больших шара. У счетного падежа нет опорной

флексии.61Что касается остальных трех форм, то они отличаются от основ-ных падежей (и потому не могут быть поставлены с ними в один ряд)избирательным отношением к лексике (звательный падеж при этом сти-листически маркирован, он отмечен в разговорном языке). Можно ска-

зать выпить чаю, но нельзя сказать купить хлебу или всыпать овсу на
носу — это нормативная форма, а на подбородку— нет, говорят Тань!,
но не говорят Татьян Евгенъевн.

Флексии дополнительных падежей лексически закреплены, и этозакрепление не совпадает с границами типов склонения, поэтому приописании типов склонения они подаются как вариантные окончанияосновных падежей.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …