§ 29. Грамматическое значение категории числа — Филологический факультет А. А. Камынина современный русский язык морфология

§ 29. Грамматическое значение категории числаГрамматическое значение числа является номинативным. Формыединственного числа называют один предмет, формы множественногочисла — неопределенное множество предметов, в том числе и два пред-мета. А. А. Потебня отмечал, что, когда в языке было двойственное чис-
ло, представление о много начиналось с трех, после утраты двойствен-
ного числа оно начинается с двух 43. Другими словами, наши предки
считали не так, как мы считаем. Мы считаем: один, много, а они счита-
ли: один, два, много.Грамматическое значение числа участвует в формировании объек-тивного, отражающего действительность, содержания предложения(в синтаксисе оно называется диктумным). В референтно ориентирован-ных высказываниях выбор форм числа для носителей языка релевантен.
Это совсем не одно и то же, скажем ли мы Под крышей свила гнездо ла-
сточка или Под крышей свили гнезда ласточки.
Грамматическое значение числа имеет такие особенности.1) Оно формируется на основе бинарного противопоставления со-относительных морфологических форм при сохранении лексического
значения слова: дом -> дома, страна -> страны, окно -> окна. Ни в слу-
чаях типа снег 1 снега, нежность 1 нежности, ни в smgulana tantum, нив pluraha tantum окончание словоформы не выражает номинативногозначения числа. Флексия числа имеет грамматическую семантику толь-ко при противопоставлении форм с одним и тем же лексическим значе-нием. Когда лексема pluraha tantum называет считаемый предмет, пред-ставление о количестве или передается контекстом, или опирается нанекий жизненный опыт, знание типовых жизненных ситуаций. Напри-
мер, можно полагать, что в предложении На мальчике были дырявые
джинсы словоформа джинсы называет один предмет, но это никак не
связано с окончанием.Грамматическое значение числа реализуется только при словоизме-нении.2) Грамматическое значение числа зависит от референтной ориен-тации существительного в высказывании. Например, в предложении
Грузины живут на Кавказе словоформа множественного числа выража-
ет значение совокупности, так как грузины представлены здесь каккласс, как нация. Та же самая словоформа не может иметь этого значе-
ния в условиях конкретной референтной соотнесенности: На вокзалек нему подошли грузины. См. также: Волк — осторожное животное и Из
зоопарка убежал волк. В первом случае форма единственного числа име-
ет значение совокупности, во втором — единичности. Контекстные ус- 43
А А Потебня Из записок по русской грамматике Т 1-2 1958 С 50
56 ловия употребления форм числа могут модифицировать грамматиче-ское значение числа.3) Зависимость от контекстных условий проявляется не тольков модификации грамматического значения. Коррелятивная форма чис-ла (как правило, единственного) может употребляться безотносительно
к идее счета вообще. Например, в предложении ле
мая (Тютчев) форма ед. ч. грозу выбирается для обозначения явле-
ния как такового. В ней не акцентируется ни значение один, ни значе-
ние несколько. Контекст может нейтрализовать номинативное значениечисла.Нейтрализации числовой семантики может способствовать синтак-сическое место, занимаемое существительным. Когда существительноеоказывается в наречной позиции, его числовое значение нередко как быотходит на второй план, становится незначимым для высказывания,и говорящий выбирает форму числа в соответствии с узусом, без опоры
на количественные отношения: о невеста молодая. До зари в лесу блу-
ждая, Между тем все шла да шла И на терем набрела (Пушкин). В при-
веденном тексте нельзя заменить единственное число слова заря на мно-жественное, хотя в других случаях это существительное может употреб-
ляться с опорой на числовое противопоставление: ср. 1) (Б. Васильев); 2) Одна заря сменить другу Спешит, дав ночи полчаса(Пушкин).
Особо надо отметить позицию при связке в составном именномсказуемом, где действует правило так называемого смыслового согласо-вания с подлежащим, и форма числа в сказуемом бывает предопределе-
на формой подлежащего: Петушок мой золотой Будет верный сторожтвой (Пушкин).
Грамматическое значение числа релевантно в тех условиях, в кото-рых сохраняется возможность выбора морфологической формы.4) Число зависит также от лексики. Как уже отмечалось, эта связьпроявляется в возможностях формообразования, многие существитель-ные не употребляются во множественном числе по причине своего ле-ксического значения. Это значит, что лексическое значение может «за-черкивать» грамматическую семантику числа.
Примечание. Возникающие в обществе (и у отдельных личностей) по-
требности могут преодолевать указанный лексический барьер К при-
меру, слово инициатива, развив в себе значение ‘предложение, на-
правленное на достижение результата’, в современном общественно-политическом языке стало активно употребляться в обоих числах
§ 30. Основные контекстные (синтаксические) значения
форм единственного и множественного числа
Формы ед. ч. могут иметь:57
1) значение единичности- Белеет парус одинокий (Лермонтов), Се-
дой мудрец младому другу Кричит вослед Счастливый путь’ Прости, лю-
би свою супругу. Советов старца не забудь1 (Пушкин);
2) значение совокупности (множественности, класса). Вчерашний ве-
чер помню живо Синели глубью небеса. Лист трепетал, красноречиво
Глядели звезды нам в глаза (Фет); Читатель, расскажу ль тебе. Куда кра-
савица девалась? (Пушкин); Ведь совершенства тоже нет на земле, а все-
таки всякий стремится к нему умный желает быть умнее, ученый —
ученее, добродетельный — добродетельнее, ну, а богатый желает бытьеще богаче (А. Островский); Изведал враг в тот день немало. Что значит
русский бой удалый (Лермонтов);
3) дистрибутивное или распределительное значение: И царевна очу-
тилась В светлой горнице, кругом Лавки, крытые ковром (Пушкин) —
каждая лавка покрыта ковром; Поседели твои волосы Глаза Замутила,
затуманила слеза (Ахматова);
4) форма употребляется безотносительно к счету: шись клубком, у самого сердца колдует (Ахматова).
Примечание. Окончания единственного числа тех слов, у которых фор-
мы числа нетождественны по лексическому значению (ум /умы, хлеб 1
хлеба, трава 1 травы, колкость 1 колкости, посадка 1 посадки) так же,
как и у smgulana tantum, числа не выражают (Он торгует золотом
и лесом), однако формы множественного числа в таких случаях грам-матическое номинативное значение утрачивают не всегда в отвле-
ченных существительных оно обнаруживается регулярно (копченость1 копчености, посадка 1 посадки), в вещественных — нерегулярно
(ср 1) снег 1 снега, песок 1 пески, лед 1 льды и 2) трава 1 травы)Формы множественного числа выражают:1) значение неопределенного множества дискретно существующих
предметов: Ведь есть Такие праздные счастливцы. Ума недальнего ле-
нивцы, которым жизнь куда легка1 (Пушкин); Целый день спят ночные
цветы (Фет);
2) значение множественности как некой совокупности: Фернандо
толстый, а толстые много едят (В. Токарева); И не знать, что от
счастья и славы безнадежно дряхлеют сердца (Ахматова);
3) форме можно приписать и значение единственного, и значение
множественного числа (немаркированное употребление формы): Когда
я пришел в себя, коробка исчезла Должно быть, ее выбросили санитары(Паустовский) К тому же у него дезертиры шинель уперли (Н. Остров-
ский) — примеры Е. Н. Прокопович;
4) с опорой на контекст формы множественного числа могут назы-вать один предмет. Такое употребление всегда стилистически окрашено
боже мой, еще фикусы с собой возят Куда же он с ним денется(Катаев) — пример Е. Н. Прокопович.
S8Окончания форм числа в pluralia tantum грамматического номина-тивного значения не имеют.
§ 31. Продуктивные тенденции в развитии категории числа
Продуктивные тенденции в развитии категории числа существи-тельных связаны, во-первых, с образованием форм множественного чис-ла от отвлеченных существительных, которые частотно по лексическо-му значению полностью не совпадают с формами единственного числа,во-вторых с расширением немаркированного употребления форм мно-
жественного числа у личных существительных 44.

§ 32. Понятие о морфологическом падеже.Методика выделения одного падежа
и определение общей системы падежей
Падежом называют и словоизменительную грамматическую кате-горию существительных и те формы, которые эту категорию образуют.Посредством падежа существительное присоединяется к другим словамв предложении или к предложению в целом. Падеж как морфологиче-ская форма образуется окончаниями.В современной лингвистической науке принято пользоваться ещепонятием семантического падежа, которое было введено американскимученым Филмором. Морфологический падеж и семантический падеж —это единицы соотносительные, но нетождественные.Семантический падеж — это языковая универсалия. Понятие се-мантического падежа приложимо к языкам с разным грамматическимустройством. Семантическим падежом называют роль предметногоимени (или семантического актанта) в препозитивной структуре пред-
ложения. Например, в предложении есть один семантиче-
ский падеж (субъект состояния), в предложении Отец подарил сыну ги-
тару — три семантических падежа (субъект действия, адресат, объект
действия), в предложении че-тыре семантических падежа (субъект действия, объект действия, адресати инструмент).Семантические падежи в разных языках обозначаются разнымисредствами (необязательно флексией). В русском языке они выражаются
44 См Морфология и синтаксис современного русского литературного языка / Под ред
М В Панова С 144-175
SO
прежде всего морфологическими падежами. При этом один и тот же се-мантический падеж может передаваться разными падежными формами,например, семантическому субъекту (субъектному актанту) в русском
языке соответствует И. п. (море шумит), Д. п. (мне думается), Т. п.
(письмо написано женщиной), Р. п. (шум ветра). В то же время одини тот же морфологический падеж не всегда равен семантическому паде-
жу. Так, именительный падеж может называть ситуацию в целом: Ран-
нее утро. Тишина, может иметь значение признака: Даша — красавица 1красивая, значение количества: Хлопот мартышке — полон рот(Крылов).
Морфологический падеж есть не во всех языках, а только в тех,в которых у имени существительного в разных условиях употребленияизменяется форма. Морфологический падеж выделяется как следствиесловоизменения, т. е. он обязательно образуется флексией. Однако вы-ражаются падежи не только окончаниями, но и лексико-синтаксически-
ми средствами, предлогами и согласованием (у рыбацкой сети — Р. п.,
к рыбацкой сети— Д. п., в рыбацкую сеть— В. п., в рыбацкой сети—П. п.). На основе лексико-синтаксического выражения падежная функ-
ция может быть приписана и несклоняемым словам (вкусное рагу —И. п., вкусного рагу — Р. п., вкусному рагу — Д. п. и т. д.). Не имея па-дежной морфологической формы, несклоняемые существительные выра-жают падежные значения аналитическим способом. Вот поэтому можносказать, что падеж, как и число, характеризует субстантивную часть ре-чи в целом.Вопрос о методике выделения одного падежа связан с тем, что раз-ные типы существительных имеют разное количество словоизменитель-
ных форм, например, в единственном числе слово страна имеет пять из-
меняемых форм (страна, страны, стране, страну, страной), слово ар-
мия — четыре формы (армия, армии, армию, армией), слово нежность —три формы (нежность, нежности, нежностью). Поэтому существуеттрадиция выделять один падеж на двух основаниях, морфологическоми синтаксическом.Одним падежом называют совокупность морфологических форм,обладающих свойством в одних и тех же синтаксических условиях вы-ражать одно и то же синтаксическое значение. Так, совокупность форм,
выражающих объект лишения при глаголе лишиться (лишиться дома,
страны, добра, любви), образует один падеж, а другая совокупность
форм, выражающих объект эмоционального отношения при глаголе
гордиться (гордиться домом, страной, добром, любовью), образует дру-
гой падеж. Таким способом были получены шесть падежей, называемыеИменительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительныйи Предложный. При этом признается, что одна и та же совокупностьформ, т. е. один и тот же падеж, может использоваться для выражения60нескольких синтаксических отношений, например, флексии, образую-
щие винительный падеж, выражают значение объекта (иметь огурец.
грушу, яблоко, канифоль) и значение меры (работать год, неделю, лето,
осень).
Данная методика выделения падежей предопределяет очень важныепоследствия: 1) количество падежей у всех лексем оказывается одинако-вым, 2) каждый выделенный падеж является формально выраженным,т. е. каждый падеж имеет свой набор окончаний. На уровне части речинет падежной омонимии — омонимичные падежи представлены тольков типах склонения и, следовательно, в конкретных лексемах; 3) каждыйпадеж в принципе характеризует часть речи в целом (каждое слово час-ти речи), 4) система падежей не может быть открытой, так как словоиз-менение конечно; 5) коррелятивность падежей предполагает синтакси-ческое распределение.Кроме основных шести падежей, иногда выделяют дополнительные
формы: количественный падеж (стакан чаю, таблетка аспирину), мест-
ный падеж (в лесу, на печи), который отличают от объектного или соб-
ственно предложного падежа (вспомнить о товарище, рассказать о по-
ездке, о печи), счетный падеж (два карандаша, три столовых), зватель-
ный падеж (пап!).Морфемным основанием для их выделения являются параллельные
окончания: 1) -у в Р. п. у слов мужского рода (кваса 1 квасу), 1) -у в пред-
ложном падеже у слов мужского рода (в лесу 1 о лесе) и ударяемая флек-сия в предложном падеже у слов женского рода третьего склонения (о
крови 1 в крови), 3) ударяемое окончание у некоторых слов мужского ро-
да в сочетаниях с числительными два, три, четыре (нет шара 1 два ша-
ра), 4) нулевое окончание в И. п. у существительных женского рода
в позиции обращения (Тань, мам).
С точки зрения охвата лексики наиболее оправдано выделение
счетного падежа, тем более что в сочетаниях количественных числи-тельных с существительными не все объяснимо в синхронном языковом
срезе. Так, непонятно, почему, например, существительное рука при
числительном три должно быть в единственном числе — три руки, а су-
ществительное столовая — во множественном числе — три столовых(прилагательное при этом в обоих случаях употребляется во множест-
венном числе — три протянутые руки. три новых столовых. Но мор-фемная база у этого падежа ненадежна, с одной стороны, потому, чтослов, у которых в родительном падеже в сочетаниях с числительныминаблюдается перенос ударения на флексию, очень мало, с другой —потому, что указанное акцентное изменение не является обязательным:
два шара, но два больших шара. У счетного падежа нет опорной
флексии.61Что касается остальных трех форм, то они отличаются от основ-ных падежей (и потому не могут быть поставлены с ними в один ряд)избирательным отношением к лексике (звательный падеж при этом сти-листически маркирован, он отмечен в разговорном языке). Можно ска-
зать выпить чаю, но нельзя сказать купить хлебу или всыпать овсу; наносу — это нормативная форма, а на подбородку— нет, говорят Тань!,но не говорят Татьян Евгенъевн.
Флексии дополнительных падежей лексически закреплены, и этозакрепление не совпадает с границами типов склонения, поэтому приописании типов склонения они подаются как вариантные окончанияосновных падежей.

Оцените статью
Добавить комментарий