§ 9. Патологические изменения высшей нервной деятельности у детей и подростков — Учебник по курсу "Возрастная анатомия, физиология и гигиена"

  • От :
  • Категории : Без рубрики
^
К патологическим изменениям высшей нервной деятельности следует отно­сить длительные хронические ее нарушения, которые могут быть связаны как с органическими структурными повреждениями нервных клеток, так и с функциональными расстройствами их деятельности. Функциональные расстройства высшей нервной деятельности называют неврозами. Длительные функциональные нарушения высшей нервной деятельности могут затем переходить в органические, структурные. Учитель или воспитатель нередко встречаются в своей работе с различными проявлениями невротических реакций у детей и подростков и потому должны иметь представления о природе неврозов и особенностях их протекания у детей различного возраста. Эти знания помогут им вовремя заметить появление невротических расстройств высшей нервной деятельности у ребенка, и после консультации с врачом организовать оптимальную педагогическую коррекцию этих нарушений. В современной патологии высшей нервной деятельности и психиатрии различают три основные формы невро­зов: неврастению, невроз навязчивых состояний, истерию, психастению.

Неврастения — характеризуется перенапряжением тор­мозного или возбудительного процесса в коре головного мозга. Особенно часто при неврастении страдают процессы условного торможения. Причиной этих нарушений могут быть чрезмерные умственные и физические нагрузки и раз­личные травмирующие психику ситуации. Проявление неврастении бывает различным: наблюдается расстрой­ство сна, потеря аппетита, потливость, сердцебиения, головные боли, низкая работоспособность и др. Больные становятся раздражительными, им свойственна излишняя суетливость и неловкость движений.

Неврозы навязчивых состояний — характеризуются на­вязчивыми мыслями, страхами или влечениями. Причина этих неврозов бывает связана с переутомлением, болезнями и особенностями высшей нервной деятельности.

Истерия — связана с патологическим преобладанием пер­вой сигнальной системы над второй, подкорки над корой головного мозга, что выражается в значительном ослаблении второй сигнальной системы. Этот невроз характеризуется повышенной чувствительностью к внешним раздражением, чрезвычайной лабильностью настроения и повы­шенной внушаемостью. Известны случаи истерической слепоты, глухоты, параличей и т. д. Широко встречаются истерические припадки.

Психастения — характеризуется преобладанием второй сигнальной системы и слабостью подкорки, поэтому больные отличаются бедностью влечений и эмоций. У них часто можно наблюдать склонность к бессмысленному мудрство­ванию.

Следует отметить, что для подростков и особенно для девочек с 12 до 15 лет характерен невроз, специфичный только для этого возраста. Это нервная анорексия, связанная с идеей похудания и проявляющаяся в резком ограничении себя в пище. Этот невроз возникает обычно у подростков, имеющих высокое интеллектуальное разви­тие, но страдающих повышенной самооценкой.

Особенно часто невротические расстройства и различные психические заболевания проявляются у детей в возрасте от 2 до 3,5 лет и в пубертатный период (от 12 до 15 лет). В связи с этим в такие периоды, называемые кризисными, учебно-воспитательная работа должна проводиться особенно осторожно, так как неадекватное отношение к детям в кризисные или критические периоды может провоцировать развитие психического заболевания.

  1. Кликс Ф. Пробуждающее мышление. — М.: Прогресс, 1983.
  2. Воронин Л. Г. Физиология ВНД. — М.: Высш. шк., 1979.
  3. Физиология человека / Под. ред. Н. В. Зимкина. — 3-е изд. — М.: Физкультура и спорт. 1964.
  4. Большая медицинская энциклопедия. т. 6. — М., 1977 г.
  5. Большая медицинская энциклопедия. т. 11. — М., 1979 г.
  6. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека. — М., 1985 г.
  7. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М., Высшая школа,1985 год
  8. Под ред. Сапина М.Р. Анатомия человека. В 2 томах. — М., Медицина, 1993. — Т.2, с. 268-478.
  9. Избранные главы по возрастной физиологии / Под ред. Ситдикова Ф.Г. — Казань, 1992.
  10. Физиология человека / Под ред. Косицкого Г.И. — М., Медицина, 1985.
  11. Моренков Е.Д. Морфология мозга человека. — М., Изд. МГУ, 1978. — 194 с.
  12. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. В 4 томах. — М., Медицина, 1994. — с. 10-254.
  13. Под ред. Ноздрачева А.Д. Общий курс физиологии человека и животных. В 2 т. — М., Высш. шк., 1991. — Т.1, с. 32-370.
  14. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма (1 и 2 части). М., Просвещение, 1986.
  15. Под ред. Антроповой М.В. и Кольцовой М.М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма дошкольного возраста. — М., Педагогика, 1983.
  16. Под ред. В.И.Козлова, Д.А.Фарбер. Физиология развития ребенка. М., Педагогика, 1983.
  17. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение, — М., Мир, 1988. — 248 с.
  18. Морфология человека / Под ред. Никитюка Б.А., Чтецова В.П. — М., Изд. МГУ, 1990. — с. 252-298.
  19. Под ред. Агаджанян Н.А. Атлас по нормальной физиологии. — М., Высш. шк., 1986. — 351 с.
  20. Ашмарин И.П. Загадки и откровения памяти. — Л., Изд. ЛГУ, 1975. — 160 с.
  21. Буреш Я., Бурешова О., Хьюстон Дж.П. Методики и основные эксперименты по изучению мозга и поведения. / Под ред. Батуева А.С. — М., Высш. шк., 1991. — с. 12-95, 303-327.
  22. Под ред. Симонова П.В. Мозг. — М., Мир, 1985. — 287 с.
  23. Шеперд Г. Нейробиология. В 2 т. — М., Мир, 1987. — Т.1, с. 78-264; Т.2, с. 19-43, 65-147, 158-176, 257-266.
  24. Экерт Р., Рэндел Д., Огастни Дж. Физиология животных. Механизмы и адаптация. В 2 т. — М., Мир, 1991-1992. — Т.1, с. 186-375, Т.2, с. 261-273.
  25. Гистология / Под ред. Елисеева В.Г. — М., Медицина, 1983. — 611 с.
Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …