§ 9. Понятие о грамматической категории — Филологический факультет А. А. Камынина современный русский язык морфология

§ 9. Понятие о грамматической категорииГрамматическая категория — это совокупность противопоставлен-ных друг другу морфологических форм с общим грамматическим содер-
жанием 7. Например, формы пишу — пишешь — пишет указывают на
лицо и поэтому объединяются в глагольную грамматическую катего-
рию лица; формы писал — пишу — буду писать выражают время и обра-
7 Подробнее см. Бондарко. Теория морфологических категорий. Л., 1976. С. 10-12.
14
зуют категорию времени, словоформы стол — столы, книга — книги вы-
ражают представление о количестве предметов, они объединяются в ка-тегорию числа и т. д. Можно также сказать, что грамматические кате-гории формируются частными морфологическими парадигмами.Грамматические категории в целом имеют три особенности.1) Грамматические категории образуют своего рода закрытые сис-темы. Количество членов, противопоставленных друг другу в грамма-тической категории предопределено структурой языка и в целом (в син-хронном срезе) не варьируется. При этом каждый член категории можетбыть представлен как одной, так и несколькими однофункциональны-ми формами. Так, грамматическая категория числа существительныхобразуется двумя членами, один из которых представлен формами
единственного числа (стол, книга, перо), другой — формами множест-
венного числа (столы, книги, перья). Существительные и прилагатель-ные имеют три рода, у глагола три лица, два вида и т. д. Количествен-ный состав некоторых грамматических категорий в литературе опреде-ляется по-разному, что на самом деле связано не с объемом категории,а оценкой ее компонентов. Так, в существительных выделяют 6, 9, 10и большее количество падежей. Однако это отражает только разныеприемы выделения падежей. Что же касается самого грамматическогостроя языка, то в нем падежная система регламентирована существую-щими типами склонения.2) Выражение грамматического значения (содержания) между фор-
мами, образующими категорию, распределено: пишу означает первое
лицо, пишешь — второе, пишет — третье; стол, книга, перо указывают
на единственное число, а столы, книги, перья — на множественное чис-
ло, большой — это мужской род, большая — женский, а большое — сред-
ний, форма большие на род не указывает.3) Формы, образующие морфологические категории, должны объе-диняться общим содержательным компонентом (что отражено в опреде-лении грамматической категории). Это обязательное условие для выде-ления грамматической категории. Без указанной общности граммати-ческие категории не формируются. Например, противопоставление пе-реходных и непереходных глаголов не образует морфологической кате-гории именно потому, что оно не основано на общем содержании. Потой же причине не являются морфологическими категориями и другиелексико-грамматические разряды, выделяемые в самостоятельных час-тях речи.15
§ 10. Типы грамматических категорий
Грамматические категории классифицируются на разных основа-ниях1) В зависимости от количества противопоставленных компонен-тов грамматические категории делятся на двухчленные (число, вид),трехчленные (лицо, наклонение, род) и многочленные (падеж) катего-рии.2) По характеру противопоставления компонентов выделяют кате-гории, формирующиеся на основе 1) привативных (неравнозначных),2) эквиполентных (равнозначных), 3) градуальных (ступенчатых) отно-шений.Привативное противопоставление по роду образуют существитель-
ные типа учитель — учительница, тракторист — трактористка, кас-
сир — кассирша: существительное мужского рода в таких парах может
называть и мужчину, и женщину, а существительное женского родатолько женщину. Привативной категорией является вид в глаголе. Гла-
голы совершенного вида отвечают только на смысловой вопрос Что
сделать7, а глаголы несовершенного вида, кроме вопроса Что делать7,в некоторых речевых ситуациях отвечают и на вопрос Что сделать7: —
Чем провинился этот мальчик7 Что он сделал7— Он рвал яблоки в чу-
жом саду.
Эквиполентное противопоставление образуют некоторые личные
существительные мужского и женского рода: мать — отец, брат — се-
стра, девочка — мальчик. Существительные мужского рода обозначают
мужчин, существительные женского рода — женщин.Градуальные отношения представлены в степенях сравнения.Падеж как грамматическая категория в определенном объеме уст-роен по принципу дополнительного распределения: одно и то же лекси-ческое значение при помощи падежа помещается в разные синтаксиче-
ские позиции: лишиться кого-чего, завидовать кому-чему, ненавидеть ко-
го-что, любоваться кем-чем, горевать о ком — о чем.
В одной и той же грамматической категории могут обнаруживать-ся разные принципы семантической организации. См. род существи-тельных.3) Кроме этого, в зависимости от того, являются ли компонентыграмматической категории одним словом или представляют разные ле-ксемы, различают словоизменительные и классифицирующие (лексико-грамматические) категории. Классифицирующие категории объединя-ют разные слова, имеющие одинаковое грамматическое значение. Так,словоизменительными являются категории рода, числа и падежа у при-лагательных, категория падежа у существительных, категория лица, на-16клонения, времени у глагола и др К классифицирующим принято отно-сить категорию рода у существительных, вид в глаголе Некоторые ка-те! ории оказываются смешанного типа, частично словоизменительны-ми, частично лексико-грамматическими (классифицирующими). Тако-ва, например, категория числа у существительных.А. В. Бондарко словоизменительные категории назвал коррелятив-ными, а классифицирующие — некоррелятивными. При этом он выде-лил последовательно коррелятивные, последовательно некоррелятив-
ные и непоследовательно коррелятивные грамматические категории 8.
Примечание. Е.В.Клобуков предложил выделять в качестве особого типа интерпретационные морфологические категории, «предназначенные для выражения степени относительной значимости двух или нескольких однородных смысловых элементов» высказывания «Благодаря этим категориям один из однородных смыслов выделяется говорящим как основной, а другой смысл < > как дополнительная, сопутствующая, комитативная информационная часть9. Грамматическое значение, выражаемое такими категориями, Е В Клобуков называет комитативным На основе комитативности, по его мнению, организуется противопоставление полных и кратких форм прилага-
тельного, спрягаемых и атрибутивных форм глагола, форм действи-тельного и страдатечьного залога, а также именительного и зватель-ного падежей косвенным падежам
§ 11. Понятие о частях речи. Общая характеристика
Части речи — это классы, объединяющие слова по их грамматиче-ским характеристикам. Слова относятся к одной части речи на основеобщности значения, морфологических форм, словообразовательных
признаков и синтаксических свойств. Так, лексемы книга, река, кошка,
человек, крапива, автобус относятся к одной и той же части речи пото-
му, что все они называют предмет и соответствуют вопросу Кто или
что это?, имеют одинаковые морфологические значения (род, число,падеж), в предложении могут быть подлежащим и дополнением, могут
присоединять к себе согласованное определение. Черт побери, тьфу, ба-
тюшки, ой также являются единицами одной части речи, так они одина-
ково выражают эмоции и не имеют ни морфологических, ни синтакси-
ческих положительных признаков; снизу, вкривь, впотьмах, поодиночке -это еще одна часть речи: все приведенные лексемы не имеют морфоло-
гических форм, в предложении выполняют функцию обстоятельств, ха-рактеризуют глагольное действие (называют признак признака).
А В Бондарко. Теория морфологических категорий. С 77
9 E В Клобуков Теоретические основы изучения морфологических категорий русского языка. Дисс на соискание уч ст доктора фил наук М 1995. С 38- 39
2 Зак 4163 17
Как видно из примеров, хотя части речи и выделяются с учетом со-
вокупности признаков, но сами эти совокупности в разных случаяхпредставлены по-разному: у одних слов есть весь набор признаков,у других он представлен лишь частично.Части речи называют 1) грамматическими классами, грамматиче-скими категориями (и даже основными морфологическими категория-ми), так как они выделяются с учетом грамматической оформленностислова; 2) лексико-грамматическими классами, когда хотят особо под-черкнуть, что в части речи на основе грамматического сходства объеди-няются слова, а не формы слов; 3) наконец, семантико-грамматически-ми классами, если акцент делается на наличии у частей речи категори-ального значения.Названные определения не исключают, а дополняют друг друга,и каждое из них выделяет признак, релевантный (существенный, значи-мый) для частей речи.Части речи различаются между собой не только тем, что одни изних грамматически охарактеризованы полнее других. Само содержаниедифференциальных признаков у разных частей речи не совпадает. Так,морфологический признак у существительных, прилагательных, числи-тельных, глаголов сводится к их словоизменению, а у наречий, служеб-ных слов, модальных слов, междометий — к отсутствию словоизмене-
ния. За понятием категориальная семантика также стоят разные сущно-
сти у знаменательных и служебных слов. У самостоятельных слов кате-гориальная семантика связана со свойством слова выражать понятие,быть именем предмета и его свойства. В несамостоятельных словах ка-тегориальная семантика не может иметь такого содержания, так какони не выражают понятий. Категориальным значением служебных словназывают ту общую роль, которую играет служебная часть речи в орга-низации предложения (может быть, правильнее было бы говорить обобщем не значении, а назначении слов служебных частей речи). Сущест-во синтаксических признаков у самостоятельных и несамостоятельныхслов принципиально разное, так как первые являются членами предло-жения, а вторые по-разному служат им.Тем не менее, несмотря на все различия, все части речи имеют и об-щее, им может быть дана общая характеристика, что отмечено многимилингвистами и прежде всего Л. В. Щербой (в статье «О частях речив русском языке»). Наиболее существенные положения этой характери-стики сводятся к следующему:1) Части речи выделены самим языком, они являются результатоместественной классификации лексики. Человек узнает части речи на ос-нове своего речевого опыта, распределяя слова по существующим в язы-ке категориям (Л. В. Щерба — вслед за Есперсеном — говорил, что че-18
ловек узнает части речи так, как он узнает корову или кошку 10). Пред-
ставление о частях речи получено эмпирическим путем. Выделение час-тей речи является результатом осознания языкового опыта.2) Поскольку части речи являются естественными группировкамислов, для их выделения важную роль играет частотность представлен-ного в части речи языкового явления: чем больше слов определенноготипа, тем легче выделить соответствующую часть речи, и наоборот, чемслов меньше, тем часть речи выделяется труднее. Часть речи не можетсостоять из нескольких слов, тем более она не может состоять из одногослова. Части речи — это не только слова, но и типы, образцы слов.3) Слова, входящие в одну и ту же часть речи, должны иметь общиепризнаки. Эти признаки могут относиться к разным сторонам слова:к значению, форме, словообразовательной структуре, синтаксическимролям, и чем их больше, тем рельефнее определяются контуры части ре-чи. При этом собственно морфологический признак (изменяемая форма) оказывается строго обязательным только для глаголов: неизменяе-мых глаголов в русском языке нет. Существительные и прилагательныемогут быть несклоняемыми. Не имеют форм словоизменения (кроме сте-пеней сравнения) наречия, а также все несамостоятельные слова. И хотяу большинства самостоятельных частей речи есть морфологическиепризнаки, части речи не являются морфологическими классами, т. е.в целом не могут быть получены только на основе формообразования.4) Эмпирическая природа частей речи предопределяет полевойпринцип в их организации: в каждой части речи есть слова или слово-формы, образующие ее центр, и слова или словоформы, находящиеся напериферии. Например, в центре существительных находятся слова, на-зывающие предметы, но к существительным относятся также слова, полексическому значению не противопоставленные прилагательным
и глаголам, т. е. называющие признаки: темнота, синева, сушь, пение,переход, пробег. Ядро существительных образуют изменяемые слова, но
кроме этого в часть речи входят и неизменяемые лексемы: кофе, виски,
мадам, буржуа, до, ре, ми и т. п., у которых, естественно, нет полногонабора признаков существительного. Полевую структуру частей речиважно учитывать при описании грамматических категорий.5) Эмпирический характер частей речи и их полевая организацияприводят к тому, что границы частей речи четко определяются не все-гда: у слов одной части речи могут быть признаки другой части речи.Л. В. Щерба полагал, что одно и то же слово может входить в разные
части речи. И так действительно бывает, например, слово тысяча упот-
ребляется как существительное (Тысячи людей вышли на площадь) и чис-
Л. В. Щерба. О частях речи в русском языке // Избранные работы по русскому языку. М.,
1957. С. 84.
2* 19
лительное (заплатил тысячу сто двадцать рублей), слово один употреб-
ляется как прилагательное (один философ = какой-то философ), числи-
тельное (одна копейка} и частица (одни неприятности = только неприят-
ности). Ср. также мальчики вроде Пети (вроде — предлог) и вроде сту-
чат (вроде — частица). Куда он едет? (куда — наречие) и Куда ему же-ниться! (куда — частица). В связи с этим в языке выделяются отдельныелексемы, классы лексем и классы словоформ, частеречный статус кото-рых определяется по-разному. Таковы порядковые числительные, неоп-
ределенно-количественные слова (много книг, столько вопросов), причас-
тия, деепричастия, категория состояния, глагольно-междометные слова
(прыг, скок), звукоподражания (мяу, гае), модальные слова.
6) В связи с тем, что для частей речи не существует единого класси-фикационного признака, отношения между частями речи в целом нель-зя представить как иерархически организованные (хотя, очевидно, мож-но говорить об иерархической организации грамматической семантикивнутри изменяемых частей речи: грамматическое значение  граммати-ческая категория  частеречное значение). Классификация частей речиоказывается многоступенчатой.

Оцените статью
Добавить комментарий