§4. «Музейный бум» и специфика образовательной — Б. А. Столяров музейная педагогика

§4. «Музейный бум» и специфика образовательной
деятельности в зарубежных музеях
в 1960—80-е годы
Образовательная деятельность зарубежных музеев не испытала таких резких перепадов, как в СССР. Туризм был там весьма раз­витой традиционной формой активного отдыха граждан, а что каса­ется педагогических аспектов работы с музейным зрителем, то наи­более ярко они проявились в эти годы в художественных музеях Германии, Франции и США. Многое в ней не претерпело серьез­ных изменений и поныне.
Германия. Содержание работы с детской аудиторией в музеях разделенной послевоенной Германии было разным, но имело взаи­модополняющий характер. В 1963 г. при Министерстве просвеще­ния ГДР была создана группа «Музей и школа». В ее задачи входи­ло планирование и руководство педагогической деятельностью му­зеев, организация их связи со школами, а также теоретические ис­следования в области музейной педагогики.
В Западной Германии, в связи с либерализацией системы обра­зования и влиянием гуманистической педагогики, образовательная деятельность музеев развивалась системно. С целью углубления взаимодействия со школой в Мюнхене, Майнце, Нюрнберге, Кель­не, Западном Берлине, Гамбурге и других городах создаются круп­ные музейно-педагогические центры. В своей деятельности они были ориентированы на следующие задачи:
работа с общественностью (взаимодействие со средствамимассовой информации, дискуссии в прессе, выпуск каталогов и ин­формационных материалов);
музейные образовательные курсы для различных категорийпосетителей (циклы лекций, экскурсии, изучение художественныхремесел, организация свободного времени);
связь со школой и работа с детьми всех возрастов (детскиемузеи и дидактические выставки, выпуск информационных и позна­вательных изданий для детей).
75Одновременно в обоих германских государствах шел процесс осмысления национального исторического опыта в рамках темы «Музеи как места образования», занимавшей важное место в ра­боте Германского музейного союза вплоть до 1991 г., когда был ор­ганизован Всенемецкий музейно-педагогический союз, перед кото­рым были поставлены задачи координации и совершенствования музейно-педагогической деятельности.
В 1981 г. вышел в свет первый немецкий учебник по музейной педагогике, авторы которого рассматривают музейную педагогику как область деятельности всех без исключения музеев, независимо от их профиля1. Учебник предназначался для оказания практиче­ской помощи музейным специалистам и школьным учителям, учи­тывая специфику их воздействия на аудиторию. Согласно предло­женному подходу, школьный учитель на основе своих профессио­нальных функций должен быть экспертом, который выбирает темы и средства осуществления учебного процесса и контролирует пове­дение и знания ученика. Музейный педагог находится в партнер­ских отношениях с учениками и выступает в роли знатока.
Технология проведения занятий в художественном музее, ори­ентированных на формирование у ученика художественного вкуса и умения видеть произведение, строится на соблюдении следующих принципов и правил:
на экскурсии дети должны сидеть, чтобы утомительное стоя­ние не нарушало их внимания;
музейный педагог должен обращаться к детям по имени, чтопомогает создать обстановку непринужденного общения;
диалог (дискуссия) должен прерываться короткими игровы­ми ситуациями;
учитывая отсутствие у детей развитого чувства времени, сле­дует временные категории объяснять на доступных им примерах;
дать возможность каждому ребенку продемонстрироватьсвой опыт общения в музейной среде и свои знания;
в ходе занятия необходимо использовать элементы театрали­зации («оживление» картин, ролевая игра и т. д.);
речь музейного педагога должна быть грамотной и понятнойдетям.
Особое место в методиках проведения занятий занимает игра. Бу­дучи средством замены прямого педагогического воздействия на детей, она облегчает преподавателю ведение учебного процесса в музее.
1 Weschenfelder К., Zacharias W. Handbuch Museumspadagogik. Orientiren und Metoden fur die Praxis. Dusseldorf, 1981.
76
Анализируя работу немецких музеев, нужно отметить, что в 1970-е годы в обоих германских государствах возник интерес к дет­ским музеям, появившимся в Государственной картинной галерее Карлсруэ, Историческом музее Франкфурта-на-Майне и Музее эт­нографии Берлина. Однако плодотворность развития варианта «му­зея в музее» вскоре была поставлена под сомнение из-за различий взглядов специалистов на роль игры в музее, а значит, и участия в его жизни посетителей. Консерватизм разнопрофильных музеев, ориентированных на традиционные формы работы со школьниками, а также формирование координирующих музейно-педагогических структур — музейных центров — вне музея не позволили заняться изучением проблем педагогической специфики деятельности худо­жественного музея.Таким образом, если в России процесс осмысления музейно-пе-дагогического опыта шел на основе широкой практики и возвраще­ния к задачам художественного образования, сформулированным еще в начале XX в., то в Германии он определялся прежде всего теоретическим анализом национального исторического пути в этой области. Содержанием его стали:
введение в широкую практику термина «музейная педагогика»;
организация музейно-педагогических центров, координирую­щих образовательную деятельность музеев;
выход в свет первого учебника по «музейной педагогике»;
опыт организации детских музеев как части художественных,исторических и этнографических музеев.
Франция. Специфика культурно-просветительской деятельно­сти французских музеев и их взаимоотношений с системой образо­вания заключается в том, что работа с посетителями в них осуще­ствляется профессиональными туристическими экскурсоводами, а не сотрудниками музеев. В их обязанности входит обслуживание целого ряда музеев, имеющихся в том или ином городе. У этой практики есть существенный недостаток, ибо широкий диапазон музейных коллекций и ограниченность времени для их осмотра при­водит к стандартизации методов работы, в которой преобладает ин­формационный подход. В известной мере в нем заинтересованы учителя, стремящиеся к максимальной полноте ознакомления школьников с культурными сокровищами, сосредоточенными в де­сятках музеев данного города, вследствие чего класс, как правило, посещает конкретный музей не чаще одного-двух раз в год. Тем не менее музеи Парижа накопили интересный опыт практической ра­боты со школьной и учительской аудиторией, который мы рассмот-
77
рим на примере трех музеев — Лувра, Орсе и Музея современного искусства Центра культуры и искусства имени Ж. Помпиду.
Работа с детьми в Лувре дифференцирована по возрастному признаку и ставит своей целью развивать у них интерес к изо­бразительному искусству и понимание его языка. Чтобы по­мочь учителю органично включить искусство в школьный педаго­гический процесс и связать его с творчеством великих мастеров прошлого и современной жизнью класса, сотрудники педагогиче­ской службы предлагают бесплатные консультации по темам заня­тий, а также формам и методам предварительной подготовки уча­щихся к посещению музея. Учителю предлагается выбрать инте­ресующую его тему, затем он получает необходимый материал для проведения предварительного занятия с учащимися в школе. Этот материал включает публикации исторического, искусствоведче­ского и методического характера, а также слайды, репродукции, аудио- и видеозаписи.
Занятия в музее включают темы, связанные только с экспози­цией Лувра — музеем мировой художественной культуры, что слу­жит большим подспорьем для изучения школьного курса истории искусства. Наиболее распространенными формами работы являют­ся экскурсии и мастерские, где дети рисуют, изготавливают костю­мы, моделируют архитектурные конструкции, строят композиции из различных предметов. В занятиях с младшими школьниками особое место занимают разнообразные игры: имитационные, в ходе кото­рых нужно воспроизвести движения, позы и жесты персонажей; те­атрализованные, предполагающие обучение детей ношению древ­ней одежды или пластическое выражение эмоционального впечат­ления. Практические задания и игры стимулируют самостоятель­ность детей в процессе освоения изобразительного искусства, раз­вивают их способность восприятия художественного образа. Тем самым изучение искусствоведческого материала на этих занятиях опосредовано активным участием детей в целом комплексе темати­ческих акций, содержание которых носит нетрадиционный характер. В качестве примеров здесь можно упомянуть «Складки и драпиров­ки древнегреческой скульптуры», «Материалы искусства», «Все­ленная в живописи XVII века», «Живописные техники», «Выраже­ние чувств» и др. Выбор тем занятий и методика их проведения оп­ределяются возрастом и уровнем подготовки детей.В методике проведения занятий со старшеклассниками сочета­ются логико-аналитический и эмоционально-личностный подходы к восприятию искусства, а посещение музея дополняется различными78формами аналитической работы в классе (обсуждение увиденного, написание сочинения и т. д.).
Помимо лекций-бесед в залах музея и студийных занятий, педа­гогическая служба предлагает учителям специально разработанные музеем пособия, по которым он сам может провести занятие1. В целом же именно учитель, исходя из задач своего предмета — при­надлежит ли он к гуманитарному или естественно-математическому циклу — все равно, — «встраивает» посещение музея в учебную программу. Однако это не означает, что произведение искусства рассматривается лишь в качестве иллюстрации соответствующей области знания. Методика занятия подчинена развитию способно­сти учащихся воспринимать и анализировать произведение искусст­ва, хотя изначальный интерес учителей к посещению музея имеет практический характер, связанный с конкретными задачами их про­фессиональной деятельности.
Чутко реагируя на эти запросы, музей составляет тематические планы занятий для детской и учительской аудитории в соответствии с пожеланиями школы.Для реализации своих образовательных целей музей Орсе, представляющий культуру Франции и Европы с 1848 по 1914 г., предлагает широкий диапазон обзорных и тематических экскурсий. Учитывая специфику музея, они включают темы междисциплинар­ного характера, отражающие развитие культуры, искусства, архи­тектуры, науки в их взаимодействии. Связи с учителями поддержи­ваются также посредством консультаций и учебных пособий. Учи­теля должны подготовить к посещению музея детско-юношескую аудиторию в возрасте от 5 до 20 лет. Учитывая, что это посещение может быть единственным, нужно сделать его максимально насы­щенным и эффективным. На решение этой задачи направлены раз­работанные педагогической службой музея информационно-методи­ческие листки, включающие:1. Вопросы, которые следует рассмотреть с учащимися в про­цессе подготовки к посещению музея (историческая справка, спе­цифика искусства рассматриваемого времени, особенности музей­ной экспозиции и т. д.). Цели и задачи, решаемые в процессе экс­курсии по данной теме (взаимосвязь изобразительного искусства с литературой, историей и др.). Методические рекомендации по орга-
1 Посвященные различным темам занятий, пособия для учителя содержат тексто­вое изложение содержания и методику работы с учащимися в условиях школы и музея. Здесь же имеется видеокассета с записью примеров подготовки учителей к работе и са­мого занятия, различных форм работы с учащимися в классе и фрагментов посещения экспозиции Лувра.
79
низации подготовительного занятия. Список произведений, с кото­рыми надлежит познакомиться в ходе экскурсии. Рекомендации по форме проведения с учащимися заключительного занятия. Список литературы по данной теме.2. План посещения музея с кратким анализом тех произведе­ний, которые включены в экскурсию.После соответствующих консультаций и подготовки в библиотеке музея учитель имеет право самостоятельно провести занятие, кото­рое может проходить не только на экспозиции, но и в так называе­мом Молодежном центре, где располагаются учебные классы, сту­дии, библиотека, залы аудиовизуальной и компьютерной техники.Самостоятельные задания для детей в музее Орсе направлены как на выявление их знаний об экспонируемых произведениях, так и способности соотнести предметы прикладного характера (мебель, костюмы и т. д.) с эпохой их создания, определить художественные материалы и техники. Тем самым работа в Молодежном центре до­полняет и развивает приобретаемый на экспозиции опыт зритель­ного восприятия произведений изобразительного искусства.Музей современного искусства в Центре культуры и искусства имени Ж.. Помпиду в своей работе с детьми делает акцент на твор­ческое их развитие без привлечения к этому процессу школьного учителя. Этот опыт столь нестандартен, что учитель, особенно изо­бразительного искусства, может извлечь из него много пользы. Об­ширная коллекция этого музея, располагающегося в одном из са­мых необычных по своей архитектуре зданий города, включает про­изведения во временном диапазоне от классиков постимпрессио­низма и авангарда до живущих ныне мастеров изобразительного ис­кусства. Тем самым у зрителя есть уникальная возможность не только воспринимать сложившиеся художественные формы, но следить за движением творческого поиска, включаясь в эмоцио­нальное сопереживание художественного образа. В этом процессе восприятия важен не историко-художественный анализ произведе­ния искусства XX в., а побуждение к активному осмыслению уви­денного на основе собственного жизненного опыта. Помочь в этом осмыслении может лишь тот, кто непосредственно участвует в со­временном художественном процессе, то есть художник. Вот почему | «служба просвещения отдела культурного развития» музея прини­мает на работу в качестве экскурсоводов профессиональных худож­ников, давая им полную свободу в выборе тем своих экскурсий и способов преподнесения материала (диалог, побуждающий зрителя к выражению собственных впечатлений, дискуссия, построенная на ассоциативности восприятия экспонируемых произведений, моно-80лог). В процессе занятия экскурсовод постоянно обращается к де­тям с предложением выразить свои ощущения и впечатления, во­влекая их в обсуждение изобразительно-выразительных особенно­стей элементов произведения, что чрезвычайно важно для развития способности самостоятельного эстетического суждения. При этом, как и в Лувре, в работе с самыми маленькими используются эле­менты игры.Старшие школьники в большей мере ориентированы на усвое­ние необходимого для понимания памятника объема информации о художнике и техниках исполнения им своих работ, однако главной целью занятия и здесь остается вовлечение учащихся в процесс восприятия произведения изобразительного искусства и развитие у них способности анализировать зрительные впечатления.Музей современного искусства располагает также Детской сту­дией, работа в которой является самостоятельным направлением его образовательной деятельности и никак не связана с вышеопи­санными экскурсиями. Тем самым здесь оказались четко разделены процессы зрительного восприятия и творческого развития. Если в первом случае использование экскурсии-беседы определяется тези­сом «музей для того, чтобы смотреть», то в студии дети 6—12-ти лет занимаются изобразительным искусством, музыкой, художест­венным конструированием, компьютерной графикой и иными со­временными видами художественно-творческой деятельности.Как видим, французские художественные музеи, образователь­ная деятельность которых ориентирована на общегуманитарное и художественное развитие личности, разрабатывают практические формы работы со школьниками и учителями в достаточно уз­ком — в теоретическом смысле — пространстве национального опыта на основе:
специфики собственных обширных и репрезентативных кол­лекций;
использования широкого диапазона форм и методик работы,свободной от теоретического догматизма и давления со сторонысистемы образования.
Образовательная деятельность американских музеев, имеющих с 1969 г. официальный статус образовательных учреждений, также ориентирована в первую очередь на детскую ау­диторию и осуществляется по нескольким направлениям: дидакти­ческие выставки, экскурсии для школьников, лекции и концерты, специальные программы для инвалидов, профессиональная подго­товка школьных учителей.6-4008 78Каждый музей разрабатывает собственные программы, с учетом характера своих коллекций и экспозиционных возможностей, стре­мясь привлечь к сотрудничеству учителей-предметников. Так, Ва­шингтонская Национальная галерея предлагает большое количество занятий для школьных групп не только по изобразительному искус­ству, но и по другим дисциплинам — истории, литературе, биологии и др. В последнем случае учитель выбирает те памятники, которые, на его взгляд, связаны со школьной программой. Среди представлен­ных музейно-образовательных тем есть, например, такие: «Живот­ные и природа в произведениях живописи и скульптуры», «Семья и дети в искусстве», «Приключения и герои в искусстве», «Цвет, ли­ния и форма», «Художник», «Моральный выбор» и т. д. Реализуют­ся эти темы через небольшие циклы из 3—4 экскурсий и лекций, которые проводят музейные добровольцы — волонтеры.Как правило, профессиональные музеи США не ориентированы на создание специальных зон для работы с детьми. В уже названной Национальной галерее дети работают в общем экспозиционном пространстве независимо от характера занятия.Примером иного рода является Канадский музей цивилизации в Торонто, собрание археологических и художественных памятников которого служит пособием по изучению истории развития цивилиза­ций от древней Месопотамии до современной Европы. Образова­тельным целям здесь служит специально созданная в 1983 г. инте­рактивная Галерея открытий, предназначенная для желающих полу­чать знания и опыт через непосредственный контакт с музейными объектами. Подобно педагогическим музеям XIX в., Галерея предла­гает посетителям разнообразную информацию о предметах, выстав­ленных в ее залах. Среди них — средневековые латы, человеческий скелет, каменный топор, клинописные дощечки, китайская керамика и театральные куклы, разного рода сосуды, ковры и др. Все эти предметы могут исследоваться учащимися — самостоятельно или под руководством музейного специалиста — с целью выявления их специфических черт, технологических особенностей изготовления, идентификации нанесенных на них изображений и т. д.Большой популярностью пользуются в Галерее совместные за­нятия детей и родителей. В программу этих занятий входит знаком­ство с ремеслами и интерактивный исторический театр.Таким образом, обогащение образовательной деятельности му­зеев в 1950—80-е годы идеями гуманистической педагогики и раз­витие теории музейной коммуникации расширило возможности их работы с детско-юношеской аудиторией и подготовило почву для разработки теоретических аспектов музейной педагогики.82
Вопросы для повторения
Расшифруйте аббревиатуру ЮНЕСКО и ИКОМ.
Охарактеризуйте роль ИКОМ в развитии образовательной деятель­ности музея.
Какие вопросы музейной деятельности рассматриваются на страни­цах журнала «Museum»?
Назовите основной принцип гуманистической педагогики.
Охарактеризуйте задачи, на решение которых ориентирована гума­нистическая педагогика.
Что явилось методологической основой теории музейной коммуника­ции?
Охарактеризуйте основные модели музейной коммуникации.
Как реализуются модели музейной коммуникации в практике образо­вательной деятельности музея?
Охарактеризуйте работу детского музейного кружка.
Назовите критерии, по которым определяется результативность ра­боты музейного кружка в области художественного воспитания.
Охарактеризуйте цели и задачи музейной студии творческого разви­тия.
Охарактеризуйте специфику взаимодействия музея и школы в Гер­мании.
Перечислите специфические особенности культурно-просветитель­ской деятельности музеев Франции.
14. Сравните формы образовательной деятельности ВашингтонскойНациональной галереи и Канадского музея цивилизации в Торонто.Глава 4
^

Оцените статью
Добавить комментарий