Актуальность темы

Актуальность темы
Изучение субкультур, в том числе молодежных – относительное новое направление для гуманитарных наук. Сами молодежные субкультуры как таковые возникли в середине XX века. А их широкое распространение связано с появлением постмодернизма и его постепенно растущим влиянием, которое достигло своего апогея в конце XX века. Научный интерес к молодежным субкультурам сформировался только в 60-х годах того же столетия. Кроме того, следует учесть, что до конца 80-х годов в отечественной науке господствовало отношение к субкультуре как к социальной аномалии, которую надо изучать только для того, чтобы найти способ ее исправить. Но даже после того, как отношение к субкультуре изменилось к лучшему, исследования в этой области оставались достаточно разрозненными, и многие явления выпадали из поля научного зрения. Также не следует забывать, что молодежные субкультуры – явление весьма динамичное, и большинство исследований быстро устаревают и теряют свою актуальность.
Между тем знание о молодежных субкультурах необходимо социуму. Отсутствие такого знания порождает непонимание и неприятие между подростками и молодежью с одной стороны и людьми среднего и старшего возраста с другой. Поэтому необходимы исследования, которые осветили бы современное состояние молодежных субкультур и заполнили существующие лакуны. Эти цели и преследует мое исследование: исследовать феномен вторичного творчества и связанную с ним субкультуру литературного фанатства, а также описать ее состояние на сегодняшний день.

Субкультура литературных фанатов – то есть людей, увлеченных каким-либо произведением литературы – мало известна широкой общественности и совсем не известна научным кругам, точно так же, как и феномен вторичного творчества, то есть творчества по мотивам литературного произведения. Причина такого положения вещей заключена, на мой взгляд, в том, что большая часть литературных фанатов общаются главным образом в виртуальной среде, а их творчество предназначено, прежде всего, для членов той же субкультуры. Кроме того, литературный уровень большинства этих произведений очень невысок, поэтому внимания литературоведов они не привлекли. Относительно известны только фанаты произведений Дж. Р. Р. Толкина, чему можно назвать две причины: во-первых, это движение существует в России относительно давно (первое упоминание относится к 1988 году), (24) а во-вторых, тесно связано с субкультурой ролевых игр, к которой в последнее время возник интерес научных кругах. Литературное фанатство – такое же самобытное и сложное явление, причем в настоящее время довольно масштабное и заслуживает такого же интереса, как любой другой культурный феномен. То же самое относится и к феномену вторичного творчества. К нему следует относиться, как к жанру массовой культуры (а не литературы) и рассматривать с культурологических позиций.
– рассмотреть феномен вторичного творчества как элемент литературно-читательского пространства молодежной субкультуры.
Задачи:
Выявление и описание особенностей субкультуры литературных фанатов как молодежной субкультуры;
Описание вторичного творчества как культурного феномена, его видов и тенденций;
Апробация результатов исследования и их введение в методическую деятельность детской библиотеки
Выявление возможных направлений в деятельности детской библиотеки, связанных с субкультурой литературных фанатов
Поддержка авторов в их творчестве и интересе к самим себе.
– фанаты литературных произведений как авторы вторичных текстов.
Предмет – вторичные тексты и модели самопрезентации в субкультуре литературных фанатов.
Источники
Научных работ, посвященных собственно феномену вторичного творчества, обнаружить мне не удалось. Единственная работа, претендующая на исследование – статья Л. Горалик «Жанр «фанфик»: потребитель масскультуры в диалоге с медиа-контентом» (6). В массовой печати удалось два упоминания о вторичном творчестве (4; 9). Немногим лучше обстоит дело с исследованием феномена литературного фанатства и сообщества фанатов. Ни научная, ни массовая печать не знает понятия литературного фанатства как такового, в лучшем случае пишут о фанатах Дж. Р. Р. Толкина, объединяя их с участниками ролевых игр и людьми, занимающимися исторической реконструкцией. На мой взгляд, такое объединение совершенно неправомерно, так как речь идет о движениях разноплановых и разного происхождения, несмотря на то, что их участники близки друг к другу. Исключением является статья С. А. Сергеева «Молодежные субкультуры в республике» (18), который разделяет фанатов Дж. Р. Р. Толкина и участников ролевых игр, называя их разными ветвями одной субкультуры. Что касается фанатов других литературных произведений, то упоминаний о них я не нашла совсем.
Большой интерес для меня представила монография Т. Б. Щепанской «Символика молодежной субкультуры» (25), несмотря на то, что она посвящена субкультуре хиппи, а также исследование В. А. Лукова «Особенности молодежных субкультур в России» (13). Кроме того, в плане теории я опиралась на сборники «Молодежный Петербург: движения, организации, субкультуры» (14; 15), но, к сожалению, никакого практического материала по моей теме я в них не обнаружила. Также меня заинтересовала дипломная работа Ю. Шафороста «Молодежные субкультуры г. Барнаула: социокультурный и психологический аспекты» (23), несмотря на то, что некоторые приводимые им факты показались мне не соответствующими действительности.
Следует также отметить, что субкультура литературного фанатства склонна с саморефлексии и самоизучению, поэтому в моем распоряжении оказался довольно большой массив текстов о вторичной литературе, написанных самими фанатами. Разумеется, эти тексты не могу претендовать на научность, а, кроме того, постоянно повторяют и цитируют друг друга, и, тем не менее, в них встречаются интересные факты и наблюдения. В большинстве случаев авторы таких текстов пишут о том аспекте вторичного творчества, с которым им приходится сталкиваться наиболее часто, что порождает определенную узость и необоснованные обобщения, но в то же время эти тексты наиболее близки к субкультуре и дают возможность взгляда изнутри, и по этой причине были очень полезны.
Методы
Когда дело касается субкультуры, исследователь сталкивается с определенным противоречием. С одной стороны, он должен быть ученым, чтобы изучить и описать субкультуру, с другой стороны, необходимо помнить, что любая субкультура — относительно закрытая среда, причем не только в плане социального проникновения и контакта с исследователем, но и в плане своего смыслового поля. «Любая субкультура создает собственную семантическую, значащую среду, причем значения эти в большинстве случаев скрыты от поверхностного наблюдения, но проявляются в поведенческих актах, субкультурных событиях, личных беседах. Эта та самая собственно культурная граница, отграничивающая субкультуру от массовой культуры. И проникновение за эту границу возможно лишь при вливании в субкультурную среду, при проникновении в то поле, в котором эти значения циркулируют и функционируют». (23)
Таким образом, для того, чтобы адекватно изучить и описать субкультуру, необходимо быть одновременно и исследователям и ее членом. По этой причине основным методом исследования мною было выбрано включенное наблюдение. Электронная среда предоставляет для этого очень широкие возможности. Во многих случаях не было даже необходимости как-то участвовать в обсуждении того или иного интересующего меня вопроса, субкультура сама предоставляла весь спектр мнений.
Вторым важным методом для меня было непосредственное изучение текстов произведений. Я ознакомилась с порядка двухсот произведений самой разной направленности, что дало мне возможность представить картину в целом, хотя учесть все подробности у меня не было возможности.
Кроме того, я использовала метод анкетирования для подтверждения и уточнения своих знаний в отдельных вопросах и метод педагогического эксперимента, чтобы выявить и подтвердить связь субкультуры фанатов с детской библиотекой.
Практическая значимость
Ценность моего исследования для библиотеки заключается, во-первых, в возможности познакомится с феноменом вторичного творчества как элементом литературно-читательского пространства современных подростков, во-вторых, в открытии субкультуры литературного фанатства как одной из молодежных субкультур и, в-третьих, в открытии перспектив взаимовыгодного взаимодействия с этой субкультурой. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен в главе 3.

Оцените статью
Добавить комментарий