«Антропология»

  • От :
  • Категории : Без рубрики

ФГОУ ВПО «Национальный государственный университет
физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта,
Санкт-Петербург»
Кафедра философии и социологииУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине
АНТРОПОЛОГИЯ
основной образовательной программы
направления 040100 (62) – Социальная работа
Рассмотрен и утверждённа заседании кафедры
«22» октября 2009 г., протокол № 5
Зав. кафедрой ________ Е. В. УтишеваРекомендован решением Методического совета
« » 2009 г., протокол №
Председатель ________ Е. Ф.ОреховАвтор-разработчикстарший преподаватель кафедрыфилософии и социологии М. М. ПредовскаяСанкт-Петербург2009
^
по дисциплине «Антропология» федерального компонента цикла ОПД – цикла общих профессиональных дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению 040100 (62) – Социальная работа для студентов I курса Факультета экономики, управления и права ФГОУ ВПО «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург».
^
Цель курса – ознакомить студентов, обучающихся по специальности с широким кругом вопросов, изучаемых современной биологической (физической) антропологией.
^
Задачи учебного курса:- сформировать общее представление о предмете, ознакомить с основами терминологической, теоретической и практической стороны биологической антропологии;- изучить положение человека в системе животного мира, эволюцию человека, особенности его онтогенеза, конституциональные различия, особенности адаптации вида Homo Sapiens к различным условиям окружающей среды, биосоциальные основы жизнедеятельности человека;- пропагандировать недопутимость любых форм расовой, этнической или национальной дискриминации;- углубить представление о процессе формирования изменчивости биологических свойств человека в ходе роста, развития и старения организма, биологическим аспектам адаптивных свойств человека и предпосылкам этногенеза.
^
Курс «Антропологии» относится к первому году обучения, основывается на знании биологии и культурологии, создает базу для дальнейшего изучения философии, психологии, социологии и социальной работы.
^
Дипломированный специалист должен иметь общие знания о происхождении человека, о происхождении и систематике современных приматов, о месте человека среди животного мира земли. Знать особенности различных конституциональных типов людей, понимать степень связи морвологической конституции и функциональных особенностей организма. Знать основные этапы процесса роста организма человека, основные гипотезы акселирации и старения. Знать основные признаки больших и малых рас, механизм их происхождения. Понимать научные основы критики расизма и национализма.Антропологические основания социальной работы ложатся в основу происхождения и эволюции человека, образовании человеческих рас, которые дают понимание о взаимоотношении человека себе подобным и природой на ранней стадии развития его самого. Антропология нужна для того, чтобы человек мог стать более самостоятельным.Значение антропологии в теории и практике в социальной работе, понимается в узком и широком смысле слова. Т.е. в широком смысле слова социальная работа направлена на гармонизацию отношений человека в обществе. Социальная работа в узком смысле слова имеет цель защищать уязвимые слои населения.
образовательном стандарте высшего профессионального образования
второго поколения по направлению 040100 (62) – Социальная работа
Индекс
^
Всегочасов
ОПД.Ф.01
Антропология.Понятие антропологии. Ее место в системе наук и практике.Антропогенез: природно-социальная природа и эволюция человека. Человек — личность — индивидуальность. Основные потребности, интересы и ценности человека. Его психофизические возможности и связь с социальной активностью.Проблемы девиантности развития человека.Антропологические основания социальной работы.
108
N ДЕ
Наименование
дидактической единицы ГОС ВПО
N
темы
Название темы
1
Введение в антропологию
1
Предмет и задачи антропологии, её место в системе наук
2
Направления антропологии
3
История проблемы происхождения человека: доктринерское и научное направления. Антропогенез
4
Теории видообразования
2
Происхождение человека
5
Биологическая эволюция
6
Гипотезы о происхождении
7
Структура отряда приматов
8
Сущностные родовые качества человека, его потребности, интересы и ценности
3
Расовая и этническая антропология
9
Понятие расы. Расогенез.
10
Классификация рас
11
Определение и характеристики этноса
12
Классификация этносов
4
Возрастная и конституционная антропология
13
Понятие и кретерии биологического возраста, психофизические возможности и связь с социальной активностью
14
Акселирация и старение
15
Классификация конституционных типов, девиантность развития
16
Экологические аспекты конституции. Антропологические основания социальной работы
^

п/п
Наименование разделов
и тем
Всего часов
Аудиторные занятия
(часы)
Самостоятельная
работа
(часы)
лекции
семинарские занятия
I
Введение в антропологию
27
4
6
17
1.1
Предмет и задачи антропологии, её место в системе наук
7
1
2
4
1.2
Направления антропологии
7
1
2
4
1.3
История проблемы происхождения человека: доктринерское и научное направления. Антропогенез
6
1

5
1.4
Теории видообразования
7
1
2
4
II
Происхождение человека
27
4
6
17
2.1
Биологическая эволюция
7
1
2
4
2.2
Гипотезы о происхождении
7
1
2
4
2.3
Структура отряда приматов
6
1

5
2.4
Сущностные родовые качества человека, его потребности, интересы и ценности
7
1
2
4
III
Расовая и этническая антропология
25
4
4
17
3.1
^
6
1

5
3.2
6
1

5
3.3
Определение и характеристики этноса
6
1
2
3
3.4
Классификация этносов
7
1
2
4
IV
Возрастная и конституционная антропология
29
4
8
17
4.1
Понятие и кретерии биологического возраста, психофизические возможности и связь с социальной активностью
6
1

5
4.2
Акселирация и старение
6
1

5
4.3
Классификация конституционных типов, девиантность развития
9
1
4
4
4.4
Экологические аспекты конституции. Антропологические основания социальной работы
8
1
4
3
Итого
108
16
24
68
III. Содержание курса
^
3.1.1. Содержание лекционного материала
Раздел 1. Введение в антропологиюТема 1. Предмет и задачи антропологии, её место в системе наукПредмет и задачи антропологии. Место антропологии среди других наук. Направления антропологии.Тема 2. Направления антропологииЭволюционная антроплогия, физическая антропология, психологическая антропология, этническая антропология, культурная антропология, социальная антропология, философская антропология, социально-философская антроплогия, полоитическая антропология, педагогическая антропология, теологическая антропология. Различия между физической и культурной антропологией. Определение антропологии как раздела общей биологии. История становления антропологии.Тема 3. История проблемы происхождения человека: доктринерское и научное направления. АнтропогенезАнтропологические концепции. История проблемы происхождения человека: доктринерское и научное направления. Работы К. Линнея по систематике животных, выделение рода Homo и Homo Sapiens.Тема 4. Теории видообразованияТеории видообразования Ж. Кювье и Ж. Ламарка. Методология отношения к проблеме прорисхождения человека: теория эволюции Ч. Дарвина и роль труда в происхождении человека (Ф. Энгельс). Проблема возникноваения интеллекта.
^

ФГОУ ВПО «Национальный государственный университет

физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта,

Санкт-Петербург»

Кафедра философии и социологииУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине

АНТРОПОЛОГИЯ

основной образовательной программы

направления 040100 (62) – Социальная работа

Рассмотрен и утверждённа заседании кафедры

«22» октября 2009 г., протокол № 5

Зав. кафедрой ________ Е. В. УтишеваРекомендован решением Методического совета

« » 2009 г., протокол №

Председатель ________ Е. Ф.ОреховАвтор-разработчикстарший преподаватель кафедрыфилософии и социологии М. М. ПредовскаяСанкт-Петербург2009

^

по дисциплине «Антропология» федерального компонента цикла ОПД – цикла общих профессиональных дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению 040100 (62) – Социальная работа для студентов I курса Факультета экономики, управления и права ФГОУ ВПО «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург».

^

Цель курса – ознакомить студентов, обучающихся по специальности с широким кругом вопросов, изучаемых современной биологической (физической) антропологией.

^

Задачи учебного курса:- сформировать общее представление о предмете, ознакомить с основами терминологической, теоретической и практической стороны биологической антропологии;- изучить положение человека в системе животного мира, эволюцию человека, особенности его онтогенеза, конституциональные различия, особенности адаптации вида Homo Sapiens к различным условиям окружающей среды, биосоциальные основы жизнедеятельности человека;- пропагандировать недопутимость любых форм расовой, этнической или национальной дискриминации;- углубить представление о процессе формирования изменчивости биологических свойств человека в ходе роста, развития и старения организма, биологическим аспектам адаптивных свойств человека и предпосылкам этногенеза.

^

Курс «Антропологии» относится к первому году обучения, основывается на знании биологии и культурологии, создает базу для дальнейшего изучения философии, психологии, социологии и социальной работы.

^

Дипломированный специалист должен иметь общие знания о происхождении человека, о происхождении и систематике современных приматов, о месте человека среди животного мира земли. Знать особенности различных конституциональных типов людей, понимать степень связи морвологической конституции и функциональных особенностей организма. Знать основные этапы процесса роста организма человека, основные гипотезы акселирации и старения. Знать основные признаки больших и малых рас, механизм их происхождения. Понимать научные основы критики расизма и национализма.Антропологические основания социальной работы ложатся в основу происхождения и эволюции человека, образовании человеческих рас, которые дают понимание о взаимоотношении человека себе подобным и природой на ранней стадии развития его самого. Антропология нужна для того, чтобы человек мог стать более самостоятельным.Значение антропологии в теории и практике в социальной работе, понимается в узком и широком смысле слова. Т.е. в широком смысле слова социальная работа направлена на гармонизацию отношений человека в обществе. Социальная работа в узком смысле слова имеет цель защищать уязвимые слои населения.
образовательном стандарте высшего профессионального образования

второго поколения по направлению 040100 (62) – Социальная работа

Индекс ^ Всегочасов
ОПД.Ф.01 Антропология.Понятие антропологии. Ее место в системе наук и практике.Антропогенез: природно-социальная природа и эволюция человека. Человек — личность — индивидуальность. Основные потребности, интересы и ценности человека. Его психофизические возможности и связь с социальной активностью.Проблемы девиантности развития человека.Антропологические основания социальной работы. 108


N ДЕ Наименование
дидактической единицы ГОС ВПО
N

темы

Название темы
1 Введение в антропологию 1 Предмет и задачи антропологии, её место в системе наук
2 Направления антропологии
3 История проблемы происхождения человека: доктринерское и научное направления. Антропогенез
4 Теории видообразования
2 Происхождение человека 5 Биологическая эволюция
6 Гипотезы о происхождении
7 Структура отряда приматов
8 Сущностные родовые качества человека, его потребности, интересы и ценности
3 Расовая и этническая антропология 9 Понятие расы. Расогенез.
10 Классификация рас
11 Определение и характеристики этноса
12 Классификация этносов
4 Возрастная и конституционная антропология 13 Понятие и кретерии биологического возраста, психофизические возможности и связь с социальной активностью
14 Акселирация и старение
15 Классификация конституционных типов, девиантность развития
16 Экологические аспекты конституции. Антропологические основания социальной работы

^

п/п

Наименование разделов

и тем

Всего часов Аудиторные занятия

(часы)

Самостоятельная

работа

(часы)

лекции семинарские занятия
I Введение в антропологию 27 4 6 17
1.1 Предмет и задачи антропологии, её место в системе наук 7 1 2 4
1.2 Направления антропологии 7 1 2 4
1.3 История проблемы происхождения человека: доктринерское и научное направления. Антропогенез 6 1 5
1.4 Теории видообразования 7 1 2 4
II Происхождение человека 27 4 6 17
2.1 Биологическая эволюция 7 1 2 4
2.2 Гипотезы о происхождении 7 1 2 4
2.3 Структура отряда приматов 6 1 5
2.4 Сущностные родовые качества человека, его потребности, интересы и ценности 7 1 2 4
III Расовая и этническая антропология 25 4 4 17
3.1 ^ 6 1 5
3.2 6 1 5
3.3 Определение и характеристики этноса 6 1 2 3
3.4 Классификация этносов 7 1 2 4
IV Возрастная и конституционная антропология 29 4 8 17
4.1 Понятие и кретерии биологического возраста, психофизические возможности и связь с социальной активностью 6 1 5
4.2 Акселирация и старение 6 1 5
4.3 Классификация конституционных типов, девиантность развития 9 1 4 4
4.4 Экологические аспекты конституции. Антропологические основания социальной работы 8 1 4 3
Итого 108 16 24 68

III. Содержание курса

^
3.1.1. Содержание лекционного материала
Раздел 1. Введение в антропологиюТема 1. Предмет и задачи антропологии, её место в системе наукПредмет и задачи антропологии. Место антропологии среди других наук. Направления антропологии.Тема 2. Направления антропологииЭволюционная антроплогия, физическая антропология, психологическая антропология, этническая антропология, культурная антропология, социальная антропология, философская антропология, социально-философская антроплогия, полоитическая антропология, педагогическая антропология, теологическая антропология. Различия между физической и культурной антропологией. Определение антропологии как раздела общей биологии. История становления антропологии.Тема 3. История проблемы происхождения человека: доктринерское и научное направления. АнтропогенезАнтропологические концепции. История проблемы происхождения человека: доктринерское и научное направления. Работы К. Линнея по систематике животных, выделение рода Homo и Homo Sapiens.Тема 4. Теории видообразованияТеории видообразования Ж. Кювье и Ж. Ламарка. Методология отношения к проблеме прорисхождения человека: теория эволюции Ч. Дарвина и роль труда в происхождении человека (Ф. Энгельс). Проблема возникноваения интеллекта.

^

сущностные родовые качества человека,права фгоу впо нгу,антропологические основания социальной работы,история проблемы происхождения человека,цель курса ознакомить студентов,классификация этносов iv возрастная,биосоциальные основы жизнедеятельности человека,широком смысле слова социальная,различным условиям окружающей среды,научные основы критики расизма

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …