А.М. ЧЕРНЫШЁВА — Дошкольникам о живописи 1

^ Главная сущность эстетического воспитания заключается в формировании творческой личности, которая умеет не только понимать, оценивать прекрасное, но и создавать его преобразовывать действительность по законам красоты. Средства эстетического воспитания разнообразны. Среди них очень важным по силе воздействия на чувства, мысли и волю является искусство. Но для того, чтобы искусство воспитывало необходимо его понимать.Одной их существенных проблем эстетического воспитания и является поиск методики формирования эстетического восприятия искусства, и в частности искусства изобразительного, но для решения данной задачи необходимо выяснение вопроса о возможности восприятия детьми произведений искусства, об особенностях эстетического восприятия детей, о способности детей к эстетической оценке.Учёными доказана способность детей уже в дошкольном возрасте к эстетическому восприятию произведений изобразительного искусства.Мы в нашем исследовании поставили задачу- определить место и роль произведений портретной живописи в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста, что естественно, предполагает выяснение характера восприятия и оценки портрета детьми на разных возрастных этапах. Многие исследователи указывают, что без оценочного характера произведения нельзя говорить об эстетическом его восприятии.Эстетическая оценка- это первоначальная функция эстетического суждения, выражение эстетического суждения, выражение индивидуального отношения к воспринимаемому.Эстетическая оценка должна исходить из того, что главными сторонами художественного произведения является его образно художественное содержание и единство используемых художником средств выразительности ряд авторов (Н.А. Ветлугина, Н.Н. Волков, И.Л. Гусарова, Н.М. Зубарева, Н. П. Скурева, Е.А. Флёрина и др.) выделяют такие особенности эстетической оценки ребёнка, как эмоциональность, ассоциативность, фантазирование, единство эстетического и этического недифференцированный характер и частую связь с восприятием внешних признаков.Предлагая детям живописный портрет, мы предположили, что ребёнок через восприятие внешнего облика человека пойдёт к пониманию его внутренней сущности. Задачами исследования были: выяснить, что ребенок, прежде всего, воспринимает в портрете, какие внешние признаки позволяют ему оценить портрет, что для него является главным в портрете, способен ли ребёнок понять какие изобразительные средства использовал художник для передачи сущности человека и какие чувства вызывает у него портрет. Для решения этих вопросов мы разработали несколько серий экспериментов. Первой серией эксперимента было охвачено 106 детей в возрасте от трёх до семи лет. Для описания и оценки было использовано 20 живописных портретов разных авторов и эпох. Для того, чтобы выявить показатель эстетической оценки портрета детьми, мы провели дополнительный эксперимент со взрослыми – студентами Педагогического института им. А.И. Герцена. Взрослым портрет предлагался для письменного анализа. Было получено 60 описаний портрета.Показатели эстетической оценки портрета детьми и взрослыми мы оценили определённым количеством баллов, что позволило с большей достоверностью выявить особенности эстетической оценки портрета детьми разных возрастных групп.Дети 3х лет, как и предполагалось, с заданием не справляются. Они с интересом смотрят на портрет, улыбаются, манипулируют им, водят по нему пальцем, называя отдельные части тела человека, детали одежды, просят посмотреть другие «картинки», а от рассказа по портрету отказываются.Все дети 4х лет проявляют положительное эмоциональное отношение к портрету. Показателями такого служат: высказывания в процессе описания «платочек нравится», «нравится вот малиновое», «шапка мне нравится» и др.; ассоциации из личного опыта, возникающие в связи с рассматриванием портрета.Рассказ детей 4х лет об изображённом человеке находится в основном на уровне перечисления частей тела, одежда, её деталей, называние цвета. Но вместе с тем, в этом возрасте наблюдается и появление эстетической оценки, понимание детьми некоторых средств выразительности. Дети отмечают красивое в портрете, определяют эмоциональное состояние человека, которое иногда аргументируют существенными признаками: «Она весёлая. Глазки весёлые» (В. Игошев. Озорница)Опорой в понимании эмоционального состояния является главным образом выражение лица (30%) реже – глаз. Часто дети называют не настроение, а выражение эмоций.Итак, дети 4х лет способны к эстетической оценке, но она находится ещё на очень низком, примитивном уровне: дети в оценке портрета, часто красивое выделяют по какому-либо частному, несущественному признаку. Эмоциональное состояние узнаётся детьми, но не всегда аргументируется.Своеобразие оценки портрета детьми 5ти лет сводится к следующему. В их описании портрета, как и на предыдущем возрастном этапе наблюдается перечисление, но замечается в то же время и некая целостность, относительная последовательность; для некоторых из них характерно придумывание ситуации действий. Дети этого возраста уже не просто называют цвет предмета, фона и др.; а высказывают к нему определённое отношение. Оценка цвета начинает выступать как средство выразительности образа, но ещё очень элементарно. Дети начинают давать общую оценку изображённого человека, но аргументация такой оценки случайна и часто носит недифференцированный, неадекватный характер.Дети 5ти лет часто называют весь портрет красивым, основания этой оценки весьма различны. В качестве красивого называют чаще всего человека в целом (33.3%), а потом – одежду (27.7%), лицо, выражение лица и др. Дети этой возрастной ступени выделяют одновременно несколько признаков красивого. Отмечают эмоциональное состояние человека на портрете, опорой в его понимании служит не только общая мимика лица, но и выражение глаз и поза.Итак, дети 5 лет могут давать эстетическую оценку портрета. Как видно из таблицы, большее количество высказываний детей оценивается 5ю баллами, а это показатель сравнительно высокого понимания портрета.Эстетическая оценка произведений портретной живописи детьми 6-7 лет ещё близка к оценке детей 5 лет, однако и она имеет своеобразие. Дети на основе существенных признаков определяют социальное положение изображённого. На основе выделения некоторых средств выразительности дети дают общую, нравственную оценку человека. Определяют черты его характера. Опорой в понимании эмоционального состояния для детей 6-7 лет служит выражение лица, глаз, мимическая складка рта, элементы поз. Одежда для детей этого возраста уже не является существенным признаком в оценке портрета и используется лишь как дополнение к общей характеристике.Таким образом, при рассмотрении особенностей эстетической оценки произведений портретной живописи детьми разных возрастных этапов мы убедились в возможности детей дошкольного возраста понимать некоторые средства выразительности.Для того чтобы с большей достоверность определить перспективы формирования эстетической оценки живописного портрета у детей дошкольного возраста, мы сравнили их оценку портрета с оценкой его взрослыми людьми, не имеющими специального художественного образования.Анализ протокольных записей показывает, что в некоторых случаях дети и взрослые в понимании сущности человека изображённого на портрете находятся почти на одном уровне. Таким образом анализ материалов первой серии эксперимента позволяет нам, во-первых, определить способность детей к эстетической оценке произведений портретной живописи; во вторых, выявить своеобразие эстетической оценки на каждом возрастном этапе; в третьих предположить, что при целенаправленном обучении содержание эстетической оценки портрета детьми станет богаче и полнее.Таблица

возраст
баллы
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
4 — 5
30,0
23,3
20,0
6,6
6,6
13,5
5 — 6
5,8
3,9
25,5
13,8
19,6
31,4
6 — 7
7,8
13,1
15,7
23,6
52,0
28,8
2,5
2,5
7 — 8
10,0
5,0
25,0
20,0
30,0
5,0
5,0
(4 -8)
12,1
10,7
18,6
16,5
13,6
28,7
1,4
1,4
1 — 50
8,4
16,6
15,0
18,4
41,6

// Герценовские чтения. – Л.:ЛГПИ, 1974. С. 86 – 94.

Оцените статью
Добавить комментарий