Библиотечный урок для учащихся младших классов "Веселись, детвора, в гости к нам зима пришла!"

^ Цели:
Обобщение знаний детей о зиме и зимних явлениях. Формирование экологической культуры школьников, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения, воспитание интереса к природе.
Развитие познавательного интереса детей через произведения о зиме и зимних явлениях. Активизация умственной деятельности и познавательной сферы ребенка.
Воспитание культуры общения, интереса к чтению, любви к родному краю, бережного отношения к лесным обитателям и природе.
Оформление:
Книжная выставка “Зимние мотивы”.
Рисунки детей.
Иллюстрации художников И.Шишкина, К.Ф. Юона, К.Коровина.
Картинки с изображением зверей и птиц.
Фигурные карточки с загадками.
Оборудование:
Магнитофон и аудиокассеты с записями песен о зиме.
Видеодвойка для просмотра мультфильма.
Предварительное домашнее задание:
Разучивание стихов о зиме.
Разучивание песни о зиме.
Звучит музыка (Чайковский “Времена года”)На фоне музыки звучат стихи.Чтец 1. Пришла хозяйка синеокая,Собольей бровью повела.Из рукава ее широкогоПылит серебряная мгла.Чтец 2. Она командует метелями.Ей прекословить не к добру.Зайчишки прячутся под елями.Медведь притих в густом бору.Чтец 1. Шугнула птиц, которых встретилаВ своем заснеженном лесу,И белой меткою отметилаОгнисто-рыжую лису.Чтец 2. Сбежались к ней друзья-сохатые.А волк при ней, как верный пес.Махая шапкою косматою,Ее приветствует мороз.Чтец 1. Ей месяц золотыми бивнямиВ буранах пролагает путь.Ей утро, солнечными ливнямиБлистая, падает на грудь.Чтец 2. В ее ветрах раздолье слышится,В повадках – молодость сама.Как вольно мне с тобою дышится,Родная русская зима!(Галина Милова. “Зима”)
Библиотекарь: Наконец-то мы дождались зимы! Чистый, белый снежок, сугробы, белоснежный покров на земле – все это так поднимает настроение!
И сегодня наш с вами урок будет посвящен удивительному времени года – зиме.И для начала, давайте вспомним с вами зимние месяцы.1. Назовите-ка, ребятки.Месяц в этой вот загадке:Дни его всех дней короче,Всех ночей длиннее ночи.На поля и на лугаДо весны легли снега.Только месяц наш пройдет,Мы встречаем Новый Год!
Декабрь.
Библиотекарь: Под теплым снежным покрывалом заснули лесные обитатели. Спит в берлоге медведь, в прудах и реках спят лягушки, рыбы, спят, зарывшись в глубоком снегу, глухари. Да как не заснуть в такое время. Ведь декабрь – месяц с самыми длинными ночами и короткими днями.
2. Начинает календарь месяц с именем…
Январь.
Библиотекарь: Январь – году начало, зиме середка.
Земля, вода и лес, все покрыто снегом, все погружено в непробудный и, кажется, мертвый сон. Замерли, травы, кусты и деревья. Замерли, но не умерли. Морозы стоят лютые, трескучие. Вам в теплых шубах хорошо, а вот птицам в лесу холодно и голодно. Но у них особенно горячая кровь, они никогда не впадают в спячку. Многие звери, даже крошечные мыши, бегают всю зиму. И не диво ли, что спящая в берлоге медведица в январские морозы производит на свет крошечных и слепых медвежат, хоть и сама всю зиму ничего не ест, а их кормит своим молоком.3. Белой вьюги вьется шаль, весь в снегу пришел…
Февраль.
Библиотекарь: Февраль – последний, самый страшный месяц зимы. Месяц лютого голода, тощают все звери. Кончаются припасы у зверюшек и в норах, и в подземных кладовых. В это время воют вьюги. После дневной оттепели ночью бывает сильный мороз, и покрывается снег ледяной коркой – настом. Зима не хочет уходить, но весна уже спешит вступить в свои права.
Ребята, давайте вместе с вами вспомним народные приметы о зиме. (Приложение 1). Используются фигурные карточки в виде елочек, на которых оформлены приметы.
Игра: Скороговорки о зиме. (Приложение 2)
Дети сначала медленно, а затем быстрее повторяют скороговорки.Чтец 3. Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл, -И вот сама идет волшебница зима.Пришла, рассыпалась, клоками повисла на суках дубов,Легла волшебными коврами среди полей, вокруг холмов,Брега с недвижною рекою сравняла пухлой пеленою,Блеснул мороз и рады мы проказам матушки – зимы!(А.С. Пушкин. Отрывок из романа “Евгений Онегин”)
Загадки о зиме (Приложение 3). Используются фигурные карточки в виде снеговиков, на которых оформлены загадки.
Чтец 4. В зимний вечер по задворкам,По сугробам, по пригоркамМы идем-бредем домой.Опостылели салазки и садимся в два рядкаСлушать бабушкины сказки Про Ивана-дурака.
Вашему вниманию предлагается литературная викторина “Сказки о зиме” (Приложение 4). А найти правильные ответы на все вопросы вам поможет наша книжная выставка, на которой представлены книги о зиме.
Библиотекарь: Морозы жестокие зимой стоят. Тревожно за яблоньки в нашем саду, тревожно за Жучку, в ее конуре такой же морозище, как на дворе. А больше всего беспокойно за птиц, за наших воробышков, галок, синиц.
Конкурс загадок “Птицы – наши друзья” (Приложение 5).
(Загадки о птицах, зимующих в наших краях)
Детям предлагаются подсказки (Приложение 6), показываются картинки с изображением птиц.
Чтец 5. Покормите птиц зимой,Пусть со всех концовК вам слетятся, как домой,Стайки на крыльцо.Не богаты их кормаГорсть одна и не страшнаБудет им зима.Сколько гибнет их – не счесть,Видеть тяжело,А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло.Разве можно забывать:Улететь могли,А остались зимоватьЗаодно с людьмиПриучите птиц в морозК своему окнуЧтоб без песен не пришлосьВам встречать весну.
Библиотекарь: Ребята, никто из вас не должен остаться равнодушным к “братьям нашим меньшим”. Многие из вас уже, наверное, смастерили сами, а, может быть, с помощью родителей, бабушек и дедушек или старших братьев и сестер, небольшие кормушки, которые можно сделать из коробок из-под молока или пластиковых бутылок. А можно просто посыпать хлебные крошки, крупу или семечки на подоконники.
Ребята, как вы думаете, все звери зимой впадают в спячку? (^ ). А вот кого еще можно встретить зимой на лесной полянке мы узнаем, отгадав загадки “Лесные жители” (Приложение 7).
Кроссворд “Зимушка-зима” (Приложение 8).
Как много интересного мы узнали о зиме! В ходе урока звучали стихи русских поэтов и современных авторов. Зима в стихах разная: красивая и грозная, холодная и солнечная, мрачная и веселая. На нашей книжной выставке вы найдете, прочитаете книги о зиме.
Зиму изображали в своих картинах и знаменитые художники И.Шишкин “Зима”, К.Ф. Юон “Конец зимы. Полдень”, К.А. Коровин “Зимой” (показ репродукций картин художников). Обратить внимание ребят на их собственные рисунки.
А как много сложено песен о зиме! Давайте вспомним некоторые из них. (^ ).
Ребята вместе исполняют песни о зиме (на выбор).
Просмотр мультфильма “Зима в Простоквашино” (песня “Кабы не было зимы”. Желающие подпевают).
Чтец 6: Снег пошел, снег пошел –Это очень хорошо!Снег пушистый, беленькийЗакружился в ельнике.Все на улицу, друзья,Дома нам сидеть нельзя.Мы из снега слепим деда,Будем бегать до обеда.Снег пошел, снег пошел –Это очень хорошо!(Иван Молчанов-Сибирский “Снежная песенка”)Библиотекарь: Играть в снежки, лепить снежную бабу или снеговика, строить снежную крепость, кататься с горки на санках и лыжах… Что может быть интереснее зимой? Сейчас мы предлагаем вам поиграть в игру “Что мы делаем зимой?”Что мы делаем зимой,Дай, дружок, ты нам ответ.Слушайте внимательно,Отвечая “да” иль “нет”.В снежки играем мы с друзьями?Грибы по лесу собираем сами?С горки на санках катаемся?В деревне на речке купаемся?По лесу на лыжах бродим?А много цветов находим?В саду своем грядки копаем?И с Дедом Морозом плясать мы будем?Друзья, не устали еще отвечать?Ну, что ж, тогда всего доброго вам.
Урок наш подошел к концу. Понравилось вам, ребята? Что больше всего вам понравилось? Что нового вы узнали? (Ответы детей)
И закончить урок мне хочется словами из песни “У природы нет плохой погоды”, слова к которой написал известный режиссер Эльдар Рязанов:У природы нет плохой погоды,Каждая погода – благодать,Снег ли, дождь – любое время годаНадо благодарно принимать.

Оцените статью
Добавить комментарий