Билет № 6 — Билет №1

^
6.1. Финансовые правоотношения: понятие, особенности, структура, основания классификации.
ФПО – общественные отношения, урегулированные финансово-правовыми нормами (ФПН), участники которых обладают соответствующими юридическими правами и обязанностями.
:
возникают в процессе фин. деятельности государства;
одним из субъектов в них всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или орган государственной власти;
почти всегда возникают по поводу денег (денежного платежа в доход государства, государственного расхода).
В ФПО, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный.
Субъект финансового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.
Субъект финансового правоотношения – это реальный участник конкретных правоотношений. Ими могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (РФ, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования.
Особенность ФПО – одним из субъектов этих отношений обязательно должен быть соответствующий орган гос. власти (либо государственное или муниципальное образование в целом).
Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами); физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами.
Группировка ФПО по материальному содержанию:
бюджетные;
налоговые;
в области страхования;
в области кредита (государственного и банковского);
государственные расходы;
по поводу регулирования денежного обращения и валютного законодательства;
по поводу расчетов, регулируемых ФП.
Классификация ФПО в зависимости от субъектов:
ФПО между представительными и исполнительными органами государственной власти (возникают в соответствии с их компетенцией по этим вопросам);
ФПО между исполнительными органами государственной власти РФ и субъектов РФ (возникают по вопросам бюджета и другим финансово-правовым вопросам);
ФПО исполнительных органов государственной власти между собой (касаются проектов бюджетов всей бюджетной системы, вопросов бюджетного планирования и обеспечения выполнения финансовых планов);
ФПО между органами государственной власти и юридическими лицами (возникают по поводу платежей в бюджет и другие финансовые фонды и ассигнований их них);
(возникают по поводу уплаты налогов).
Основания возникновения, изменения и прекращения ФПО – юридические факты (предусмотренные ФПН действия или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение финансовых прав и обязанностей):
(ФЗ о федеральном бюджете) или индивидуального юридического акта (извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить налог).
Например, увеличение числа иждивенцев в семье – уменьшение налога на доходы физических лиц.
(это происходит на основании НПА в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий (факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного ФПО)).
ФПО прекращаются в следующих случаях:
погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);
выполнение задания по государственным доходам, бюджету или внебюджетным фондам;
использование выданных бюджетных ассигнований;
осуществление компетентными органами права сложения недоимок по налогам;
прекращение ФПО по налогам с населения по достижении определенного возраста, предусмотренного законом (выход на пенсию, призыв в армию).
6.2. Понятие государственного и муниципального кредита. Государственный и муниципальный долг: понятие, формы.
Закон РФ «О государственном внутреннем долге РФ» 13.11.1992 (утратил силу с 01.01.2000 в связи с вступлением в силу ФЗ «О введении в действие БК РФ» от 09.07.1999);
ФЗ «О финансовых основах МСУ в РФ»;
ФЗ «О рынке ц/б» от 22.04.1996;
Государственный кредит как экономическая категория – это система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов.
Государственный кредит как правовая категория – это самостоятельный институт финансового права – совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.
Традиционная роль государственного кредита всегда заключалась в обеспечении своевременного финансирования расходов государства при наличии дефицита государственного бюджета.
С развитием рыночной экономики в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества государство использует кредит и для регулирования денежного обращения. Муниципальный кредит используется также и в целях финансирования местных инвестиционных программ.
получил правовое закрепление в части второй ГК РФ (введенного с 01.03.1996).
Вопросы государственного кредита конкретных субъектов РФ и муниципального кредита регулируются также конституциями и уставами субъектов Федерации, а также уставами конкретных муниципальных образований.
– КРФ (ст. 12, 71,72,75, 132). БК РФ комплексно урегулированы правоотношения по осуществлению гос. и муниципальных заимствований, а также правоотношения в области государственного и муниципального долга.
В результате реализации финансово-правовых отношений по госкредиту формируется государственный долг – долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, м/н организациями и иными субъектами м/н прав:
капитальный государственный долг – вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая %%, которые должны быть уплачены по этим обязательствам;
текущий государственный долг – сумма расходов государства по всем долговым обязательствам, срок погашения которых уже наступил.
Внутренний гос. Долг – кредиторы преимущественно – физ. и юр. лица – резиденты данного государства;
– внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государства.
Муниципальный внутренний долг – совокупность долговых обязательств муниципального образования, которые могут существовать в форме:
кредитных соглашений и договоров;
займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ц/б;
договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

Государственный (муниципальный) кредит, долговые обязательства РФ могут быть выражены в следующей форме:
кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами м/н финансовыми организациями;
государственных займов, осуществляемых путем выпуска ц/б от имени РФ;
договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней;
договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;
соглашений и договоров, в том числе и м/н, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет (Статья 98 БК РФ)
В аналогичных формах могут быть выражены долговые обязательства субъекта РФ, а также муниципального образования. Исключение составляет для муниципальных образований последняя из вышеуказанных форм (м/н договоров и соглашений). В свою очередь, долговые обязательства муниципального образования (в отличие от государственных) могут быть выражены в форме долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов МСУ.
Государственные займы — вторая основная форма государственного долга, названная в Законе «О государственном внутреннем долге РФ» от 13.11.1992. Государственные займы представляют собой кредитные отношения между государством (как правило, в лице Правительства) и юридическими и физическими лицами, которые оформляются путем выпуска и размещения среди последних государственных ц/б.
Гос. займы классифицируют по следующим признакам:
по срокам действия долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет). Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет (Закон РФ "О гос. внутреннем долге РФ");
по праву эмиссии:
выпускаемые центральным правительством;
выпускаемые правительствами нац-гос и админ-террит образований и органами МСУ;
по признаку субъектов-держателей ц/б займы подразделяются на реализуемые:
только среди населения;
только среди юридических лиц;
как среди юридических лиц, так и среди населения;
по форме выплаты доходов займы могут делиться на:
процентно-выигрышные – владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления % к начисленному номиналу ц/б без ежегодных выплат;
выигрышные – получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные, однако они сейчас в РФ нет;
беспроцентные (целевые) – предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется;
по методам размещения займы делятся на:
добровольные;
размещаемые по подписке (близки к займам принудительным);
принудительные (только в тоталитарных государствах).
по форме займы могут быть:
Облигационные – предполагают эмиссию ц/б;
Безоблигационные – оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.
Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговариваются уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.ЦБ РФ и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме, т.е. ЦБ РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.

Оцените статью
Добавить комментарий