б) "Международная имитация" Гарольда Гетцкова — Исследование буржуазной наукой системы международных отношений не…

Название
Исследование буржуазной наукой системы международных отношений не является чем-то единообразным ни по своим источникам, ни по дальнейшему развитию и конкретному применению.
страница
14/15
Дата публикации
06.06.2016
Размер
1.86 Mb.
Тип
Исследование
edushk.ru > История > Исследование
1 … 7 8 9 10 11 12 13 14 15
б) "Международная имитация" Гарольда ГетцковаГораздо более сложна и "богата" идеями игра INS (Inter Nation Simulation), разработанная Г. Гетцковым с сотрудниками в основном для обучения студентов.Игроком в INS является команда во главе с лидером, олицетворяющим высшую исполнительную власть в стране. Игровое пространство в INS организовано на тех же принципах, что и в КВQ. Основным элементом пространства служит лунка, в которой может находиться произвольное число фишек. "Пространство" представляет собой некоторую систему лунок. Оно разделено на "подпространства", находящиеся в исключительной собственности отдельных игроков. Фишки имитируют ресурсы. Основным элементом хода является перераспределение фишек. Фактически на практике игроки не пользуются ни лунками, ни фишками, которые в качестве физических реалий, очевидно, излишни. Лунка может быть представлена как переменная величина, а ее содержимое — как значение этой величины. Поэтому описание позиции игрока достаточно иметь в форме бланка, на котором задан список переменных и их значении, а сам ход воплощается в виде изменения игроком этих значений, с учетом ряда ограничений. Ходы в INS производятся игроками параллельно, по "периодам".В наиболее раннем и наиболее простом варианте INS имеются четыре фундаментальные переменные: ВС ("Basic Capabilities"), имитирующая производственные ресурсы страны, СS ("Соnsumption Satisfaction"), имитирующая гражданское потребление, а также FСe, и FСi ("Force Capabilities"), имитирующие военное потребление или военные ресурсы страны, выделяемые соответственно для обеспечения безопасности от нападения извне и для поддержания внутреннего порядка.При перераспределении ресурсов игрок должен принимать ни внимание не только других игроков (т. е. другие страны), но и ориентироваться на воображаемых "валидаторов" (т. е. подданных своей страны), от которых зависит его "пребывание у власти" — избирателей, групп давления, оппозиции и т. п. В INS, как и в КВQ, пребывание в игре рассматривается как "благо", а выбытие из нее — как "поражение".В INS имеются три способа выбытия игрока из игры: два "внутренних" (что, по замыслу автора, соответствует двум способам ухода лидера буржуазного государства с политической авансцены — неудаче на выборах и революции) и один "внешний" — поражение в войне. Заметим, что в КBQ "поражение" в войне необязательно влечет выбытие из игры, в ней игрок "держится" в игре до полного истощения ресурсов.Факт выбытия игрока определяется посредником с помощью статистических испытаний, причем вероятность остаться в игре вычисляется по определенным формулам. Эти формулы базируются на эвристических соображениях.Каждая страна в имитациях, проводимых Гетцковом среди студентов, получает условное название: "Омне", "Инго", "Утро", "Алго", "Йора", "Эгра" и т. д. Каждая команда состоит из нескольких человек СDМ (Сеntral Decision Маker)-аналог лидера государства; ЕDМ (Ехternal Decision Маker ) -аналог министра иностранных дел и внешней торговли; FDM (Force Decision Маker)-аналог военного министра; IDМ (Internal Decision Маker)-аналог министра внутренних дел. Разделение труда не фиксируется посредником, а зависит от договоренности внутри команды. Запасной игрок (или игроки), называемый ADМ (Aspiring Decision Маker), призван изображать "оппозицию». Он ничего не делает, а лишь следит за игрой, сохраняя готовность в любой момент "взять управление на себя". Он издает собственную газету, в которой излагает свою точку зрения на происходящие события.За исключением некоторых моментов, связанных с военными договорами, игра является открытой, т. е. позиции каждого известны каждому. В каждом периоде команда заполняет бланк, в котором фиксируются решения по распределению ресурсов, а также итоги торговли и помощи, и это доводится до сведения других участников с помощью выпускаемой посредником газеты "Уорлд таймс". В газете систематически публикуется «Статистикл рипорт", где приводятся все основные элементы позиций всех игроков, помещаются обзоры встреч, совещаний, конференций, причем имитируются утечка секретной информации, распространение слухов, заявления "государственных деятелей" и т. д.Каждый период соответствует двум реальным годам. Имитационное время, отводимое на период, равно 75 минутам. Из них на принятие решения игрокам дается 30 минут, а остальные 45 минут они могут тратить на изучение газеты, ведение переговоров и т. д., в то время как посредник и его штаб занимаются вычислениями. Основные вычисления проводятся на ЭВМ.Несомненным достижением INS можно считать попытку построения "внутриполитической" части "международной" игры. При наличии такого элемента смысл действий игрока заключается в лавировании между Сциллой "внешних" и Харибдой "внутренних" угроз. Природа этих угроз в INS различна. "Внешние" угрозы исходят от других игроков, "внутренние" — от неблагоприятного случая. Иными словами, "внешние" угрозы имеют стратегический характер, а "внутренние" -стохастический. Правда, указанный "неблагоприятный случай" и призван имитировать "злую волю" валидаторов, но самих валидаторов в игре нет, они существуют лишь в воображении игрока. В действительности, их сознательная деятельность заменена стохастическим автоматом, пуск и остановка которого возложены на посредника.Первые опыты с игрой INS проводились в 1959 г. С тех пор накоплен значительный опыт ее использования, а сама игра прошла значительную эволюцию. Игра использовалась не только как средство обучения студентов, но и в научно — исследовательских целях.Одной из известных попыток такого рода было исследование американского ученого Р. Броди, посвященное анализу воздействия распространения ядерного оружия на систему международных отношений. Эта работа, которая финансировалась военными ведомствами США, считается одним из классических исследований военно-политических и международно — политических проблем, проведенных с помощью имитационных моделей. Исследование позволяет оценить как сильные, так и слабые стороны применения имитационного анализа к изучению международных отношений буржуазными учеными.Цель работы Броди заключалась в том, чтобы проверить вы двигавшиеся ранее различные гипотезы о том, какое воздействие на систему международных отношений (более конкретно — на блоковую структуру) окажет приобретение ядерного оружия странами, до сих пор его не имевшими. В буржуазной теоретической литературе эта проблема получила название "проблемы N стран". Проблема была поставлена Броди следующим образом: "Если одна из основных характеристик системы "холодной войны" -т. е. число государств с независимым ядерным потенциалом — изменится, то сохранится ли эта система или же наступит новое устойчивое состояние?".Теоретические предпосылки, сформулированные Броди перед проведением имитационного анализа, выглядели следующим образом. Существующая система международных отношении, в его представлении, строго "биполярна", т. е. состоит из двух военно — политических блоков, объединяющихся вокруг двух ядерных "сверхдержав". Основной мотив, диктующий необходимость объединения, вызывается страхом перед реальной или воспринимаемой угрозой со стороны другого блока. В результате "малые" страны мирятся со своим подчиненным положением внутри блока. Броди называет такую систему международных отношений системой "холодной войны".Далее Броди рассуждает следующим образом: приобретение ядерного потенциала "малым" союзником великой державы приведет к тому, что снизится уровень угрозы со стороны противостоящего блока. Это, по его мнению, вызовет недовольство своим подчиненным положением внутри блока, породит разногласие между членами блока и в конце концов, распад блоков. Именно в этом и заключалась основная гипотеза исследования Броди. Она была разбита на ряд взаимосвязанных гипотез. Каждая из них должна была подвергнуться экспериментальной проверке ( помощью имитационной модели INS. По сравнению с первоначальным вариантом INS, в модели Броди были введены две новые страны (в первоначальном варианте их было пять).Целью игр было получение статистически-достоверных данных, с помощью которых можно было проверить каждую из системы первоначально выдвинутых гипотез. Для измерения таких параметров, как "недовольство", "воспринимаемая угроза" и т. д., использовались методы анализа содержания информационных материалов, циркулировавших между участниками игр-посланий, выступлений, внутренних коммуникаций и т. д., а также психологическое тестирование участников игр.Масштабы исследования Броди были довольно значительными. О них можно судить хотя бы по тому, что было привлечено 357 участников (не эксперты, а студенты и школьники), проведено 17 партий игры.Сама постановка Броди задачи, ее теоретическая предварительная разработка во многом предопределили результат исследования. Он выводит структуру международных отношений только из распределения военных сил, что нашло свое отражение в структуре имитационной модели. Такая постановка вопроса является априори неверной.Основная ошибка Броди заключается в игнорировании сущности существующих военно-политических союзов двух противостоящих социально-экономических систем, объединенных на базе классовых интересов и целей. Именно политические цели государств определяют в конечном счете характер и формы использования военной силы, включая и ракетно-ядерную, а не наоборот. Исследование политических последствий распространения ядерного оружия способом INS дает возможности некоторого применения этой техники для международно-политических исследований, но лишь на основе тщательно разработанной научно-теоретической базы, учитывающей классовые, экономические и политические интересы и взаимосвязи участников системы международных отношений.В середине 60-х годов Г. Гетцков и К. Черрихолмс опубликовали усовершенствованный вариант игры — так называемый INSKIT. В этом варианте имитировались ракетно-ядерные силы как наступательного, так и оборонительного характера, по процедурам, сходным с введенными Броди. Были сделаны также некоторые уточняющие изменения в модели экономики страны: фактически базой расчетов роcта экономики стала производственная функция (впрочем, довольно простого вида).Во второй половине 60-х годов английский исследователь П. Смоукер, стажировавшийся у Гетцкова в Северо-Западном университете США, применил (совместно с исследователями из Ланкастерского университета) модернизированный вариант INS с целью имитации конкретного конфликта во Вьетнаме. Важная особенность этой работы — включение в игру географического элемента.Впоследствии П. Смоукер на базе INS создал "игру второго поколения" – IPS (International Process Simulation). В IPS акцент сделан на введение в искусственную международную систему типа INS ряда дополнительных игроков, действующих на "наднациональном" уровне — международных правительственных и неправительственных организаций, международных корпораций. Кроме того, в IPS по сравнению с INS расширен список переменных, характеризующих отдельные страны.Другой игрой "второго поколения", генетически связанной с INS, является игра У. Коплина WPS (World Process Simulation). По некоторым данным, в WPS сделана попытка ввести вместо воображаемых валидаторов Гетцкова фактические "политические инфлюэнторы", призванные моделировать политическую борьбу внутри страны. Неизвестно, однако, насколько корректно осуществлено такое "нововведение" и что это вообще может дать.В целом направление "жестких" политических имитаций к настоящему времени оформилось в потенциально жизнеспособную и обширную область исследований. Это не означает, что данные исследования уже принесли сколько-нибудь ощутимую пользу, кроме учебной и чисто умозрительной. Однако из всех попыток применения логико-математических методов в исследовании международных отношений анализируемое направление представляется ныне более перспективным. Развитие этою направления в определенной мере сдерживается недостаточностью самих существующих математических средств, и прежде всего неразвитостью теории игр.
3. Моделирование систем международных отношений на ЭВМ
В буржуазной науке существует несколько подходов к моделированию систем международных отношений на ЭВМ. Если система международных отношений описывается с помощью уравнений, то эти уравнения можно запрограммировать на ЭВМ и под моделированием системы международных отношений считать пошаговое (во времени) решение этих уравнений. Такого рода модели могут быть не только детерминированными, но и стохастическими. Машинные модели, основанные на этом принципе, являются машинными реализациями аналитических моделей.Другой тип машинных моделей приложим в случаях, если система международных отношений описывается с помощью некоторой ("жесткой") игры. В принципе игра может проводиться людьми-игроками и посредниками. ЭВМ может быть использована для автоматизации посреднических функций: контроля правильности ходов, регулирования информационных потоков и вычисления результатов действий и взаимодействий. Эти функции носят алгоритмический характер: либо детерминированный, либо стохастический. Посредник в "жесткой" игре не имеет права свободного выбора, чем и отличается от игроков, которые являются действительными "блоками принятия решений". Автоматизация посреднических функций приводит к тому, что игроки (люди) взаимодействуют друг с другом через ЭВМ, однако решения они принимают сами.Иная ситуация возникает, когда на ЭВМ возлагается функция принятия решений за игрока при сохранении за ней посреднических функций. Когда берется некоторая игра, моделирующая международные отношения, программируются функции посредника и алгоритмы принятия решений игроками, получается "полностью машинная модель системы международных отношений". Возможна также "частичная" модель, когда за некоторых игроков играет машина, а остальными игроками являются люди. Основной трудностью при использовании ЭВМ в роли игрока является разработка алгоритма принятия решений. Для сложных игр (в том числе для всех игровых моделей международных отношений) программируются так называемые "эвристики", которые не гарантируют выигрыша (ничьей), но в целом обеспечивают более или менее целенаправленную и разумную игру машины.
а) "Простая дипломатическая игра"
Одной из ранних машинных моделей систем международных отношений была модель профессора Оклахомского университета О. Бенсона, названная "Простая дипломатическая игра". Ее первый вариант был создан в 1959 г. Впоследствии Дж. Крэнд из Северо-Западного университета модернизировал эту модель. Несмотря на то, что в название модели входит термин "игра", в основе этой модели лежит не игра, а аналитическая модель в рамках затасканной, скудной бихейвиоралнстской схемы "стимул-реакция". Ассоциация с игрой возникает потому, что "стимул" можно попытаться интерпретировать как ход, а "реакцию" — как ответный ход.Идея модели Бенсона — Крэнда состоит в том, что имеется совокупность государств, характеризуемых некоторыми параметрами и взаимными связями. Некоторое государство совершает против некоторого другого враждебную акцию, которая рассматривается как "стимул" определенной интенсивности. Этот "стимул" вызывает, во-первых, ответную "реакцию" не только со стороны государства, которое явилось объектом воздействия ("государства-цели"), но и со стороны всех остальных государств и, во-вторых, — изменение параметров, характеризующих все государства, и их связей. На этом цикл "игры" заканчивается. Исследователь, который ввел в ЭВМ указанный "стимул", может продолжить "игру" в изменившихся условиях, введя новый "стимул", соответствующий враждебному действую некоторого другого государства (или того же) против некоторого другого нового "государства-цели" (или того же), и получить новую "реакцию" и т. д. Исследователь может, также вернуться к первоначальной ситуации и попробовать ввести другой "стимул" как по направленности, так и по интенсивности, и посмотреть, что из этого получится.Интенсивность враждебного действия описывается следующей десятибалльной равномерной шкалой: 0-бездействие, 1- дипломатический протест, 2-действие в ООН, 3-разрыв дипломатических отношений, 4-бойкот, блокада или замораживание активов, 5-переброски войск, 6-партизанская война, 7-ограниченная конвенциональная война, 8-широкая война, 9-всеобщая война.Каждое государство описывается двумя показателями "индексом военного потенциала", который характеризует процентную долю военного потенциала данной страны в общем военном потенциале всей совокупности стран, и "индексом склонности к действию", изменяющимся от минус 100 до плюс 100. Связи между государствами описываются матрицей "интереса", элементы которой характеризуют степень интереса некоторой страны к другой, выражающуюся некоторым числом.Когда исследователь вводит в ЭВМ некоторый "стимул", она вычисляет "временное преимущество", которое получило действующее государство в результате своей акции. Это преимущество выражается в приращении индекса военного потенциала этого государства за счет остальных. Приращение пропорционально произведению начального индекса военного потенциала действующего государства на интенсивность действия и на индекс интереса действующего государства к "государству-цели". 3атем вычисляются "реакции" всех государств, пропорциональные изменению их индексов военного потенциала и с учетом их «склонности к действию". И, наконец, окончательно пересчитывается распределение военных потенциалов в системе после "реакций" в сторону уменьшения "временного преимущества" действующего государства.Программа "Простой дипломатической игры" состоит из двух частей: вторая часть представляет описанную модель с исходными данными указанного типа; первая же часть представляет программу вычисления этих исходных данных по некоторым другим, первичным. Исходные данные модели, то есть индексы военного потенциала, индексы "склонности к действию", а также матрицы взаимного интереса и географической близости вычисляются в первой, подготовительной части программы по девяти показателям государства: население, численность мужчин военного возраста, протяженность рельсовых и шоссейных дорог, волевой национальный продукт, валовой национальный продукт на душу населения, производство энергии, производство стали, грамотность в процентах и индекс наличия ядерного оружия-0 или 1.В ранней модели Бенсона рассматривались 18 государств: девять "действующих" и девять "целей". В версии Крэнда добавлены еще семь государств. Четкого различения "действующих" государств и "целей" Крэнд не проводит, в его модели каждое государство может выступать в том и другом качестве.Политическая заданность модели очевидна. Столь же очевидна и ее математическая произвольность. Формулы Бенсона — Крэнда не имеют под собой никакой логической почвы, взяты, так сказать, "с потолка". Сама бихейвиоралистская концепция "стимул-реакция", примененная в модели, настолько примитивна, что не может служить сколько-нибудь надежной основой моделирования международных отношений.
1 … 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы
Школьные материалы
При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru

Оцените статью
Добавить комментарий