Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов./ Э. Н вайнер 3-е изд

Источник (фрагмент): Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов./ Э.Н Вайнер — 3-е изд.. — М.: Флинта: Наука, 2005. — 416 с.ISBN 5-89349-329-Х (Флинта) ISBN 5-02-013095-8 (Наука)
1. ВАЛЕОЛОГИЯ — УЧЕНИЕ О ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
1.1. Основные понятия валеологии
Возникший в процессе эволюции органического мира фено­мен человека стал предметом исследования огромного множест­ва естественных (биология, генетика, антропология, химия и др.) и общественных (история, философия, социология, психология, экономика и др.) наук. Однако до сих пор человек не может дать окончательные ответы на многие вопросы, касающиеся не толь­ко своей сущности, но и бытия. В полной мере это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятель­ности — здоровью. Вместе с тем, сама идея здоровья в последние десятилетия приобрела особую актуальность в связи с тем, что качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудше­нию. При этом все в большей степени становится понятным, что идти «от обратного», от болезни к обеспечению здоровья, — а на самом деле именно такой принцип, несмотря на декларируемую идею профилактики, исповедует медицина — и неправильно, и пагубно. Трудность, однако, заключается в том, что методологии здоровья пока не существует. В этом нет ничего удивительного, так как до самого недавнего времени не существовало, как это ни парадоксально, самой науки о здоровье!Российский ученый И.И. Брехман одним из первых в новей­шее время заострил проблему необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел в обиход термин «валеология» (как производное от латинского valeo — «здоровье», «быть здоро­вым»). С тех пор термин стал общепринятым, а валеология как наука и как учебная дисциплина получает все более широкое признание не только в России, но и далеко за ее пределами. Ее основополагающие позиции можно свести к следующим опреде­лениям:
б
Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоро­вом образе жизни человека.
является отношение к ин­дивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в про­цессе индивидуального развития личности.
являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профи­лактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.
Объект валеологии — практически здоровый, а также находя­щийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования. Именно такой человек оказыва­ется вне сферы интересов здравоохранения до тех пор, пока он не перейдет в разряд заболевших людей. Имея же дело со здоровым или находящимся в группе риска человеком, валеология исполь­зует функциональные резервы человеческого организма для со­хранения здоровья преимущественно через приобщение к здоро­вому образу жизни.
является исследование путей повышения резервов здоровья человека, которое включает в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здо­ровье, приобщение к здоровому образу жизни и т.д. Здесь важ­ную роль играют качественная и количественная оценка здоро­вья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения. Если качественную оценку здоровья традиционно в своей практике использует медицина, то количественная оценка здоровья каждого конкретного человека является сугубо специ­фичной для валеологии и успешно развивает и дополняет качест­венный анализ. Благодаря этому специалист и сам данный чело­век приобретают возможность динамической оценки уровня своего здоровья и проведения соответствующих корректив свое­го образа жизни.
Основной целью валеологии служат максимальное использова­ние унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности
7
человека и поддержание на высоком уровне адаптации организ­ма к условиям внутренней и внешней среды. В теоретическом плане цель валеологии — изучение закономерностей поддержа­ния здоровья, моделирование и достижение здорового образа жизни. В практическом плане цель валеологии можно видеть в разработке мер и определении условий для сохранения и укреп­ления здоровья.
Основные задачи валеологии:
Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.
Формирование установки на здоровый образ жизни.
Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья чело­века через приобщение его к здоровому образу жизни.
Валеология принципиально отличается от других наук, изуча­ющих состояние здоровья человека. Это отличие заключается в том, что в сфере интересов валеологии находится здоровье и здо­ровый человек, в то время как у медицины — болезнь и больной, а у гигиены — среда обитания и условия жизнедеятельности че­ловека. Отсюда исходят и существенные различия в основопола­гающих посылках каждой из этих наук в предмете, методе, объек­те, целях и задачах. Вот почему валеология должна взять основные посылки Сократа («человек, познай себя») и Конфу­ция («человек, сотвори себя») и определить свое основное стра­тегическое положение: «Человек, познай и сотвори себя!».

Определя­ющие
признаки науки
Медицина (клиниче­ская, профилакти­ческая, теоретиче­ская, эксперимен­тальная)
Гигиена (общая, комму­нальная, социальная, ра­диационная, питания, труда, подростковая)
Валеология (меди­цинская, педагоги­ческая, психологиче­ская, экологическая, биологическая)
Основ­ные на­правле­ния науки
Избавление человека от заболеваний, их диагностика, лечение и предупреждение
Исследование и поддер­жание здоровых условий жизнедеятельности чело­века и среды его обитания
Формирование, укрепление и сохра­нение здоровья чело­века
Основная концеп­ция, док­трина
Человек и его забо­левания
Человек в оптимальных условиях жизнедеятель­ности и среды обитания
Человек и его здоро­вье, здоровый образ жизни (ЗОЖ)
Объект изучения
Человек, подвер­женный заболева­ниям
Среда обитания и условия жизнедеятельности чело­века
Практически здоро­вый человек
8
Определя­ющие
признаки науки
Медицина (клиниче­ская, профилакти­ческая, теоретиче­ская, эксперимен­тальная)
Гигиена (общая, комму­нальная, социальная, ра­диационная, питания, труда, подростковая)
Валеология (меди­цинская, педагоги­ческая, психологиче­ская, экологическая, биологическая)
Предмет
Болезни человека,
Здоровые условия жизне-
Здоровье человека и
исследо-
их причины и меха-
деятельности человека и
его резервы; их оцен-
вания
низмы развития;
оптимальные характери-
ка, развитие и укреп-
диагностика, лече-
стики среды его обитания
ление функциональ-
ние и профилакти-
ных возможностей
ка заболеваний
человека
Методы
Методы диагности-
Методы исследования, со-
Методы количествен-
исследо-
ки, лечения и пре-
здания и поддержания оп-
ной и качественной
вания
дупреждения забо-
тимальных для здоровья
оценки резервов здо-
левании человека
характеристик среды и
ровья, профилактики
условий жизнедеятельно-
их снижения и кор-
сти
рекции их отклоне­ний от нормы
Пути до-
Снижение заболе-
Снижение заболеваемо-
Укрепление здоровья
стижения
ваемости, инвали-
сти, травматизма и инва-
через формирование
цели и ре-
дизации и смертно-
лидизации населения
ЗОЖ населения
зультатов
сти населения
Хотя валеология и имеет свою сферу деятельности, следует от­метить, что между валеологией и медицинскими науками в отде­льных аспектах трудно провести четкую грань, разделяющую их, так что интересы валеологии порой довольно тесно взаимопере­плетаются с интересами, например, гигиены, санологии, профи­лактики заболеваний.Основные понятия, определяющие закономерности здорово­го бытия человека, следующие: жизнь, гомеостаз, адаптация, ге­нотип и фенотип, здоровье и болезнь, образ жизни. Разумеется, при рассмотрении этих понятий будет затронут и целый ряд дру­гих, характеризующих основные.
Жизнь — высшая по сравнению с физической и химической форма существования материи, закономерно возникающая при определен­ных условиях в процессе ее развития. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ — непременным условием жизни, способности к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, раздражи­мостью, приспособляемостью к среде и т.д. По определению Ф. Энгельса, «жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в посто­янном самообновлении химических составных частей этих тел».
9
— свойство организма поддержи­вать свои параметры и физиологические функции в определенном диапазоне, основанное на устойчивости внутренней среды.
Именно этот показатель — способность к гомеостазу — зачас­тую рассматривается как биологическая основа здоровья.Для сохранности биохимических и функциональных кон­стант организма необходимо поддержание постоянной темпера­туры всего организма, его частей и систем и даже органов, содер­жания глюкозы, рН и других физико-химических свойств крови, стабильности клеточного состава и т.д.Константы организма достаточно жестки, однако есть и отно­сительно подвижные константы с широкими приспособитель­ными значениями. Жесткие константы являются необходимым условием сохранения жизни, а подвижные обеспечивают поддер­жание первых, жестких констант.Однако условия, в которых существует организм, постоянно меняются, что непременно ведет к изменениям показателей го-, меостаза. Эта особенность получила название «закона отклоне­ния гомеостаза как условия развития» и утверждает необходи­мость постоянных тренирующих нагрузок как обязательный путь к совершенствованию механизмов гомеостаза и к обеспечению здоровья. Вот почему следует стремиться к расширению преде­лов этих показателей гомеостаза, которые могут быть компенси-• рованы без нарушающих нормальную деятельность организма последствий, что должно означать переход на новый, более высо­кий уровень здоровья.
Адаптация (приспособление, приспособительные реакции) есть развитие новых биологических свойств у организма, обеспечи­вающих жизнедеятельность биосистемы при изменении внешней среды или параметров самой биосистемы.
Приспособительный характер жизни — одна из ее существен­ных особенностей: вся жизнедеятельность организма протекает в соответствии с событиями внешней среды, изменения которой обусловливают и изменения жизнедеятельности. Цель же и смысл этих изменений в организме — в обеспечении сохранения и поддержания жизни особи и вида, их развитие. Адаптация по­зволяет поддерживать постоянство внутренней среды, увеличи­вает мощность гомеостатических механизмов, осуществляет связь с внешней средой и, в конечном итоге, позволяет удержи-

Оцените статью
Добавить комментарий