Введение загадка эйнштейна

  • От :
  • Категории : Без рубрики

ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ И АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН
(2 лекции для гуманитариев)
Содержание
ВВЕДЕНИЕЗАГАДКА ЭЙНШТЕЙНАБиография Эйнштейна и история опубликования теории относительностиОсновные положения специальной теории относительности ЭйнштейнаРАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВЕТЕРазвитие физикиОпыт МайкельсонаПоиски выходаБаллистическая теория Вальтера РитцаПРОВЕРКА ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИФилософское отступлениеЛогическая критика теорий Эйнштейна и ПуанкареОпыты по проверке теории относительности
^
Странная судьба теории относительности и её создателяСионизмЗАКЛЮЧЕНИЕСовременные представления о свете, времени и пространстве
ВВЕДЕНИЕ
Слайд 1.
Теория относительности и Альберт Эйнштейн
Сегодня мы поговорим, пожалуй, об одном из самых известных учёных всего мира: Альберте Эйнштейне.А также об одном из самых непростых для понимания разделов физики: теории относительности.
Слайд 2.
Альберт Эйнштейн (1879-1955)
В пору кризиса в физике на рубеже XIX и XX веков Эйнштейн выдвинул ряд смелых предположений и создал специальную теорию относительности, а затем и общую теорию относительности.Общепринято считать, что благодаря теории относительности физика преодолела кризис. При воспоминании об её создателе говорят не иначе как «гениальный Эйнштейн». Слова «талантливый», «выдающийся» даже не употребляются.Теория относительности не рассматривается в школьном курсе физики, поэтому мы кратко познакомимся с её основными положениями и выводами.Рассмотрим также влияние этой теории на последующее развитие физики.Смею вас уверить, что то, что вы в этой теме услышите, для большинства из вас будет совершенно неожиданным. Особенно в отношении вклада Альберта Эйнштейна в физику. А также в отношении значения релятивизма, т.е. принципа относительности, для развития естествознания.Поэтому внимательно старайтесь следить за ходом изложения и рассуждений.
^
Биография Эйнштейна и история опубликования теории относительности
Альберт Эйнштейн родился в 1879 году в Баварии. Отец – Герман Эйнштейн – занимался торговлей. Мать – Полина Кох – была дочерью богатого штутгартского хлеботорговца.Как пишут биографы великого физика, в детские годы «будущая гениальность Эйнштейна внешне никак не проявлялась». Он долго учился говорить, и в семилетнем возрасте «мог лишь повторять короткие фразы». С шести лет обучался игре на скрипке. Правда, тоже без особого успеха.Десяти лет поступил в гимназию. Был равнодушен к учёбе. Хотел взять полугодовой отпуск по справке от психиатра. Но начальство гимназии предложило ему за год до окончания покинуть гимназию. Оканчивал обучение Эйнштейн в другой гимназии.Со второй попытки Эйнштейн поступил в Цюрихский политехнический институт. Там же он познакомился со своей будущей женой Милевой Марич.
Слайд 3.
Кратко об Эйнштейне
В 1900 году Эйнштейн окончил Цюрихский институт со средним баллом 4,09 и оценкой за диплом 3,75 в переводе на пятибалльную систему. В Германии то время использовалась шестибалльная шкала.Мать Эйнштейна была против его брака с Милевой Марич из-за её сербского происхождения. Однако с Милевой Эйнштейн прожил более 10 лет. И у них родились дочь и двое сыновей.Вскоре после окончания Цюрихского института, т.е. в 1902 году, Эйнштейн поступил на работу в патентное бюро в Берне.А в 1905 году в сентябрьском номере немецкого журнала «Анналы физики» появилась статья «К электродинамике движущихся тел», написанная 26-летним экспертом швейцарского патентного бюро Альбертом Эйнштейном. В ней излагалась теория относительности. Статья не содержала ни одной литературной ссылки. Прежде этот независимый исследователь ничего не публиковал по обсуждавшемуся вопросу.При чтении статьи создавалось впечатление о полной оригинальности как постановки, так и решения задачи, о первооткрытии всех изложенных там результатов. Не сохранилось никаких черновиков первых работ Эйнштейна.Рукопись этой статьи, поступившей в редакцию тремя месяцами раньше, была подписана Эйнштейном и его женой Милевой Марич. О Милеве Марич Эйнштейн говорил друзьям: «Математическую часть работы за меня делает жена».Рукопись статьи не сохранилась. В опубликованной статье Эйнштейна можно найти то, о чём в течение десяти лет французский математик Анри Пуанкаре дискутировал с нидерландским физиком Хендриком Лоренцем.
Слайд 4.
Анри Пуанкаре и Хендрик Лоренц
Это ненужность эфира, ненужность абсолютности пространства и времени, условности понятия одновременности, принцип относительности, инвариантность уравнений Максвелла, постоянство скорости света, преобразования Лоренца, и т.д. К известному Эйнштейн добавил в своей статье формулы релятивистского эффекта Допплера и аберрации, которые немедленно вытекают из преобразований Лоренца.Статья Эйнштейна в момент появления была практически не замечена в научном мире. Его теория относительности была признана научным сообществом, начиная с 1915 года, когда он опубликовал её развитие на явления тяготения: общую теорию относительности. Ранее опубликованная часть теории стала называться специальной теорией относительности.Анри Пуанкаре умер в 1912 году.В этом же году и в последующие годы Эйнштейн безуспешно выдвигался на Нобелевскую премию за теорию относительности.Эта премия ему, в конце концов, была присуждена в 1922 году. Но не за теорию относительности, как считает большинство людей, а за исследование внешнего фотоэффекта.
Слайд 5.
Закон внешнего фотоэффекта. 1921 г. (Нобелевская премия Эйнштейна)
Эйнштейн исследовал количественные соотношения внешнего фотоэффекта. А сам внешний фотоэффект был открыт Генрихом Герцем в 1887 году.Результат, полученный Эйнштейном, выглядит так.
Слайд 6.
Формула связи потери массы тела при излучении энергии
Не все знают также, что общеизвестная формула «Е равняется м ц квадрат» принадлежит не Эйнштейну, а всё тому же Анри Пуанкаре, который её доказал и опубликовал в 1900 году. Об этом Эйнштейн написал сам в своей статье, напечатанной в 1906 году.
^
Слайд 7.
Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна (1905 г.)
Основу специальной теории относительности, предложенной в 1905 году, составляют два постулата.Постулат – это недоказываемое утверждение, принимаемое на веру. Подобие аксиомы в математике или догмы в религии.Постулат первый.Движение системы отсчёта по инерции не может быть обнаружено никакими физическими опытами внутри закрытой лаборатории, связанной с этой системой отсчёта.Постулат второй.
«…свет в пустоте всегда распространяется с определенной скоростью с, не зависящей от движения излучающего тела».
Свою теорию относительности Эйнштейн основывал на постулатах и развивал с помощью рассуждений и мысленных экспериментов.
Слайд 8.
Основные выводы из специальной теории относительности Эйнштейна (1905 г.)
Сокращение длин, замедление времени, увеличение массы и так далее.В итоге получаются выводы, которые не укладываются в обыденном сознании.
Слайд 9.
1. В системе отсчёта, движущейся равномерно и прямолинейно относительно наблюдателя, происходит сокращение длины вдоль направления движения
Есть две системы координат: одна – XYZ, с которой связан наблюдатель, и вторая – X’Y’Z’, движущаяся относительно первой со скоростью v.1. В системе отсчёта, движущейся равномерно и прямолинейно относительно наблюдателя, происходит сокращение длины вдоль направления движения.
Слайд 10.
^
Второй вывод. В системе отсчёта, движущейся равномерно и прямолинейно относительно наблюдателя, время движется медленнее.
Слайд 11.
Движение со скоростью, превышающей скорость света, невозможно. (1)
Третий вывод. Движение со скоростью, превышающей скорость света, невозможно.Что это значит?Например, две ракеты движутся навстречу друг другу. Скорость каждой относительно неподвижного наблюдателя равна половине скорости света. При этом скорость их сближения с точки зрения наблюдателя не будет равна скорости света, а будет меньше. Если на каждой ракете произойдёт вспышка света, то световые волны будут сближаться не с удвоенной скоростью света, а с одинарной.
Слайд 12.
Движение со скоростью, превышающей скорость света, невозможно. (2)
Пересчёт отрезков длины и времени из одной системы координат в другую устанавливается преобразованиями Лоренца.
Слайд 13.
Преобразования Лоренца (1895 г.), которые Эйнштейн заново вывел в специальной теории относительности
После создания Эйнштейном общей теории относительности в 1915 году добавились ещё несколько столь же «ошеломляющих» выводов.
Слайд 14.
Основные выводы из общей теории относительности Эйнштейна (1915 г.)
4. Пространство вблизи тяготеющих масс искривляется.5. Время вблизи тяготеющих масс замедляется.Большинство людей при знакомстве с теорией относительности начинает чувствовать себя полными идиотами. Отсюда искреннее восхищение гениальностью Эйнштейна, который, согласно общепринятому мнению, своей научной смелостью помог мировой физике преодолеть кризис, в котором она находилась на рубеже XIX – XX веков.Однако иным было отношение к идеям Эйнштейна профессиональных физиков того времени.Посмотрим, в чём суть кризиса в физике.
^
Развитие физики
Слайд 15.
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВЕТЕ
Слайд 16.
Явления, рассматривавшиеся в физике раздельно до XIX века
Физика по мере своего развития, с одной стороны, выделяла и обособляла изучаемые явления, а с другой, находила между ними общее и пыталась свести их к единым началам.К XIX веку в физике в значительной мере раздельно рассматривались такие явления как свет, электричество, магнетизм, колебания и волны.Свет, электричество, магнетизм, колебания и волны.Однако, в конце концов, была уяснена глубокая взаимосвязь этих явлений.
Слайд 17.
Развитие физических представлений в XIX веке
Электричество и магнетизм, как выяснилось, порождают одно другое. Переменный электрический ток рождает магнитное поле. Изменение магнитного поля рождает электрическое поле и электрический ток. И так далее.Выяснилось, что распространяющееся электромагнитное поле имеет свойства волны.Что свет – это тоже электромагнитное поле.Высшей формой соединения знаний об электричестве и магнетизме стали четыре уравнения Максвелла.
Слайд 18.
Классическая механика Ньютона и Галилея
Наиболее законченной среди других разделов физике была механика.Основы классической механики были заложены Ньютоном и Галилеем.Для нашего рассмотрения важны её следующие положения.
^
Тела, не испытывающие воздействия сил, движутся равномерно и прямолинейно.Более точно принцип звучит следующим образом:Если на тело не действуют никакие силы или их сумма равна нулю, то такое тело движется равномерно и прямолинейно, т.е. по инерции.Система отсчёта, связанная с телом, движущимся по инерции, называется инерциальной.
^
Скорость движения тела складывается из скорости его движения в избранной системе отсчёта, а также скорости движения самой системы отсчёта.
^
Все законы механики одинаковы в инерциальных системах отсчёта.Это означает, что движение системы отсчёта по инерции не может быть обнаружено с помощью механических опытов внутри закрытой лаборатории, связанной с этой системой отсчёта.Этот принцип относительности пришёл на смену учению Птолемея, объяснявшему неподвижное положение Земли в центре мироздания так: «Земля неподвижна, в противном случае облака и птицы отставали бы от ее движения»
Слайд 19.
Два представления о свете, сложившиеся в физике в XVII веке
Объяснение природы света почти одновременно в конце XVII века предложили Гюйгенс и Ньютон. Но объяснили они известные к тому времени опыты и наблюдения по-разному.По Ньютону, свет – это поток частиц в пустоте.По Гюйгенсу, свет – это волна в эфире.Справедливости ради надо заметить, что в конце своей жизни Ньютон опубликовал труд, в котором пытался объяснить природу света, в том числе, и с помощью волн эфира, возмущённого корпускулами.
Слайд 20.
НЬЮТОН: Отражение света от препятствия – отскакивание частиц света
Ньютон рассматривал отражение света от зеркала как отскакивание упругого шарика от стенки. Корпускулы могли распространяться в пустоте.
Слайд 21.
Сложение скорости системы отсчёта со скоростью частиц света в ней
Ньютон считал самоочевидным, что к скорости корпускул добавляется скорость источника света. В соответствии с принципом относительности Галилея.
Слайд 22.
ГЮЙГЕНС: Свет – это волна в эфире
Гюйгенс определил свет как упругий импульс, распространяющийся в особой среде – эфире, заполняющем пространство. В основанной им волновой теории свет рассматривался как волны эфира и уподоблялся волнам в воздухе.Скорость света по Гюйгенсу не зависела от скорости источника и была одинакова во всех направлениях.
Слайд 23.
Круги на воде от «блинчиков». Скорость распространения волны не зависит от скорости источника
Это подтверждается наблюдениями за волнами на поверхности воды. Кто пускал по воде плоские камни, «блинчики», знает, что камень, брошенный касательно к поверхности воды, будет создавать круги такие же, как и камни, падающие отвесно.
Слайд 24.
Круги от камней, отвесно падающих в реку. Движущаяся среда уносит волны
Если камни бросать не в озеро, а в реку, то круги от них будут смещаться со скоростью течения.
Слайд 25.
Круги на озере, созданные перемещающимся источником. Скорость распространения волн в среде не зависит от скорости источника
Если же неподвижна вода, а источник возмущения, например, катер, быстро перемещается, то на воде будет образовываться клин.
Слайд 26.
Представления о свете в XIX веке
В XIX веке большую силу набрала волновая теория света.Этому способствовали опыты со светом Френеля, а также исследования электричества и магнетизма, сделанные Фарадеем, Максвеллом и Герцем.Закрепилось представление, что свет – это электромагнитная волна, а мировой эфир – это среда, в которой распространяются электромагнитные волны.Свет – электромагнитная волна, распространяющаяся в мировом эфире. Мировой эфир – среда, заполняющая всё пространство, для распространения электромагнитных волн.Т.е. для морских волн среда – вода, для звуковых волн среда – воздух, а для световых волн среда – мировой эфир.
^
По представлениям того времени эфир заполнял всю Вселенную, был неподвижен. С ним связывалась абсолютная система отсчёта.

ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ И АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН

(2 лекции для гуманитариев)

Содержание

ВВЕДЕНИЕЗАГАДКА ЭЙНШТЕЙНАБиография Эйнштейна и история опубликования теории относительностиОсновные положения специальной теории относительности ЭйнштейнаРАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВЕТЕРазвитие физикиОпыт МайкельсонаПоиски выходаБаллистическая теория Вальтера РитцаПРОВЕРКА ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИФилософское отступлениеЛогическая критика теорий Эйнштейна и ПуанкареОпыты по проверке теории относительности

^

Странная судьба теории относительности и её создателяСионизмЗАКЛЮЧЕНИЕСовременные представления о свете, времени и пространстве

ВВЕДЕНИЕ

Слайд 1.

Теория относительности и Альберт Эйнштейн

Сегодня мы поговорим, пожалуй, об одном из самых известных учёных всего мира: Альберте Эйнштейне.А также об одном из самых непростых для понимания разделов физики: теории относительности.

Слайд 2.

Альберт Эйнштейн (1879-1955)

В пору кризиса в физике на рубеже XIX и XX веков Эйнштейн выдвинул ряд смелых предположений и создал специальную теорию относительности, а затем и общую теорию относительности.Общепринято считать, что благодаря теории относительности физика преодолела кризис. При воспоминании об её создателе говорят не иначе как «гениальный Эйнштейн». Слова «талантливый», «выдающийся» даже не употребляются.Теория относительности не рассматривается в школьном курсе физики, поэтому мы кратко познакомимся с её основными положениями и выводами.Рассмотрим также влияние этой теории на последующее развитие физики.Смею вас уверить, что то, что вы в этой теме услышите, для большинства из вас будет совершенно неожиданным. Особенно в отношении вклада Альберта Эйнштейна в физику. А также в отношении значения релятивизма, т.е. принципа относительности, для развития естествознания.Поэтому внимательно старайтесь следить за ходом изложения и рассуждений.

^

Биография Эйнштейна и история опубликования теории относительности

Альберт Эйнштейн родился в 1879 году в Баварии. Отец – Герман Эйнштейн – занимался торговлей. Мать – Полина Кох – была дочерью богатого штутгартского хлеботорговца.Как пишут биографы великого физика, в детские годы «будущая гениальность Эйнштейна внешне никак не проявлялась». Он долго учился говорить, и в семилетнем возрасте «мог лишь повторять короткие фразы». С шести лет обучался игре на скрипке. Правда, тоже без особого успеха.Десяти лет поступил в гимназию. Был равнодушен к учёбе. Хотел взять полугодовой отпуск по справке от психиатра. Но начальство гимназии предложило ему за год до окончания покинуть гимназию. Оканчивал обучение Эйнштейн в другой гимназии.Со второй попытки Эйнштейн поступил в Цюрихский политехнический институт. Там же он познакомился со своей будущей женой Милевой Марич.

Слайд 3.

Кратко об Эйнштейне

В 1900 году Эйнштейн окончил Цюрихский институт со средним баллом 4,09 и оценкой за диплом 3,75 в переводе на пятибалльную систему. В Германии то время использовалась шестибалльная шкала.Мать Эйнштейна была против его брака с Милевой Марич из-за её сербского происхождения. Однако с Милевой Эйнштейн прожил более 10 лет. И у них родились дочь и двое сыновей.Вскоре после окончания Цюрихского института, т.е. в 1902 году, Эйнштейн поступил на работу в патентное бюро в Берне.А в 1905 году в сентябрьском номере немецкого журнала «Анналы физики» появилась статья «К электродинамике движущихся тел», написанная 26-летним экспертом швейцарского патентного бюро Альбертом Эйнштейном. В ней излагалась теория относительности. Статья не содержала ни одной литературной ссылки. Прежде этот независимый исследователь ничего не публиковал по обсуждавшемуся вопросу.При чтении статьи создавалось впечатление о полной оригинальности как постановки, так и решения задачи, о первооткрытии всех изложенных там результатов. Не сохранилось никаких черновиков первых работ Эйнштейна.Рукопись этой статьи, поступившей в редакцию тремя месяцами раньше, была подписана Эйнштейном и его женой Милевой Марич. О Милеве Марич Эйнштейн говорил друзьям: «Математическую часть работы за меня делает жена».Рукопись статьи не сохранилась. В опубликованной статье Эйнштейна можно найти то, о чём в течение десяти лет французский математик Анри Пуанкаре дискутировал с нидерландским физиком Хендриком Лоренцем.

Слайд 4.

Анри Пуанкаре и Хендрик Лоренц

Это ненужность эфира, ненужность абсолютности пространства и времени, условности понятия одновременности, принцип относительности, инвариантность уравнений Максвелла, постоянство скорости света, преобразования Лоренца, и т.д. К известному Эйнштейн добавил в своей статье формулы релятивистского эффекта Допплера и аберрации, которые немедленно вытекают из преобразований Лоренца.Статья Эйнштейна в момент появления была практически не замечена в научном мире. Его теория относительности была признана научным сообществом, начиная с 1915 года, когда он опубликовал её развитие на явления тяготения: общую теорию относительности. Ранее опубликованная часть теории стала называться специальной теорией относительности.Анри Пуанкаре умер в 1912 году.В этом же году и в последующие годы Эйнштейн безуспешно выдвигался на Нобелевскую премию за теорию относительности.Эта премия ему, в конце концов, была присуждена в 1922 году. Но не за теорию относительности, как считает большинство людей, а за исследование внешнего фотоэффекта.

Слайд 5.

Закон внешнего фотоэффекта. 1921 г. (Нобелевская премия Эйнштейна)

Эйнштейн исследовал количественные соотношения внешнего фотоэффекта. А сам внешний фотоэффект был открыт Генрихом Герцем в 1887 году.Результат, полученный Эйнштейном, выглядит так.

Слайд 6.

Формула связи потери массы тела при излучении энергии

Не все знают также, что общеизвестная формула «Е равняется м ц квадрат» принадлежит не Эйнштейну, а всё тому же Анри Пуанкаре, который её доказал и опубликовал в 1900 году. Об этом Эйнштейн написал сам в своей статье, напечатанной в 1906 году.

^

Слайд 7.

Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна (1905 г.)

Основу специальной теории относительности, предложенной в 1905 году, составляют два постулата.Постулат – это недоказываемое утверждение, принимаемое на веру. Подобие аксиомы в математике или догмы в религии.Постулат первый.Движение системы отсчёта по инерции не может быть обнаружено никакими физическими опытами внутри закрытой лаборатории, связанной с этой системой отсчёта.Постулат второй.

«…свет в пустоте всегда распространяется с определенной скоростью с, не зависящей от движения излучающего тела».

Свою теорию относительности Эйнштейн основывал на постулатах и развивал с помощью рассуждений и мысленных экспериментов.

Слайд 8.

Основные выводы из специальной теории относительности Эйнштейна (1905 г.)

Сокращение длин, замедление времени, увеличение массы и так далее.В итоге получаются выводы, которые не укладываются в обыденном сознании.

Слайд 9.

1. В системе отсчёта, движущейся равномерно и прямолинейно относительно наблюдателя, происходит сокращение длины вдоль направления движения

Есть две системы координат: одна – XYZ, с которой связан наблюдатель, и вторая – X’Y’Z’, движущаяся относительно первой со скоростью v.1. В системе отсчёта, движущейся равномерно и прямолинейно относительно наблюдателя, происходит сокращение длины вдоль направления движения.

Слайд 10.

^

Второй вывод. В системе отсчёта, движущейся равномерно и прямолинейно относительно наблюдателя, время движется медленнее.

Слайд 11.

Движение со скоростью, превышающей скорость света, невозможно. (1)

Третий вывод. Движение со скоростью, превышающей скорость света, невозможно.Что это значит?Например, две ракеты движутся навстречу друг другу. Скорость каждой относительно неподвижного наблюдателя равна половине скорости света. При этом скорость их сближения с точки зрения наблюдателя не будет равна скорости света, а будет меньше. Если на каждой ракете произойдёт вспышка света, то световые волны будут сближаться не с удвоенной скоростью света, а с одинарной.

Слайд 12.

Движение со скоростью, превышающей скорость света, невозможно. (2)

Пересчёт отрезков длины и времени из одной системы координат в другую устанавливается преобразованиями Лоренца.

Слайд 13.

Преобразования Лоренца (1895 г.), которые Эйнштейн заново вывел в специальной теории относительности

После создания Эйнштейном общей теории относительности в 1915 году добавились ещё несколько столь же «ошеломляющих» выводов.

Слайд 14.

Основные выводы из общей теории относительности Эйнштейна (1915 г.)

4. Пространство вблизи тяготеющих масс искривляется.5. Время вблизи тяготеющих масс замедляется.Большинство людей при знакомстве с теорией относительности начинает чувствовать себя полными идиотами. Отсюда искреннее восхищение гениальностью Эйнштейна, который, согласно общепринятому мнению, своей научной смелостью помог мировой физике преодолеть кризис, в котором она находилась на рубеже XIX – XX веков.Однако иным было отношение к идеям Эйнштейна профессиональных физиков того времени.Посмотрим, в чём суть кризиса в физике.

^

Развитие физики

Слайд 15.

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВЕТЕ

Слайд 16.

Явления, рассматривавшиеся в физике раздельно до XIX века

Физика по мере своего развития, с одной стороны, выделяла и обособляла изучаемые явления, а с другой, находила между ними общее и пыталась свести их к единым началам.К XIX веку в физике в значительной мере раздельно рассматривались такие явления как свет, электричество, магнетизм, колебания и волны.Свет, электричество, магнетизм, колебания и волны.Однако, в конце концов, была уяснена глубокая взаимосвязь этих явлений.

Слайд 17.

Развитие физических представлений в XIX веке

Электричество и магнетизм, как выяснилось, порождают одно другое. Переменный электрический ток рождает магнитное поле. Изменение магнитного поля рождает электрическое поле и электрический ток. И так далее.Выяснилось, что распространяющееся электромагнитное поле имеет свойства волны.Что свет – это тоже электромагнитное поле.Высшей формой соединения знаний об электричестве и магнетизме стали четыре уравнения Максвелла.

Слайд 18.

Классическая механика Ньютона и Галилея

Наиболее законченной среди других разделов физике была механика.Основы классической механики были заложены Ньютоном и Галилеем.Для нашего рассмотрения важны её следующие положения.

^

Тела, не испытывающие воздействия сил, движутся равномерно и прямолинейно.Более точно принцип звучит следующим образом:Если на тело не действуют никакие силы или их сумма равна нулю, то такое тело движется равномерно и прямолинейно, т.е. по инерции.Система отсчёта, связанная с телом, движущимся по инерции, называется инерциальной.

^

Скорость движения тела складывается из скорости его движения в избранной системе отсчёта, а также скорости движения самой системы отсчёта.

^

Все законы механики одинаковы в инерциальных системах отсчёта.Это означает, что движение системы отсчёта по инерции не может быть обнаружено с помощью механических опытов внутри закрытой лаборатории, связанной с этой системой отсчёта.Этот принцип относительности пришёл на смену учению Птолемея, объяснявшему неподвижное положение Земли в центре мироздания так: «Земля неподвижна, в противном случае облака и птицы отставали бы от ее движения»

Слайд 19.

Два представления о свете, сложившиеся в физике в XVII веке

Объяснение природы света почти одновременно в конце XVII века предложили Гюйгенс и Ньютон. Но объяснили они известные к тому времени опыты и наблюдения по-разному.По Ньютону, свет – это поток частиц в пустоте.По Гюйгенсу, свет – это волна в эфире.Справедливости ради надо заметить, что в конце своей жизни Ньютон опубликовал труд, в котором пытался объяснить природу света, в том числе, и с помощью волн эфира, возмущённого корпускулами.

Слайд 20.

НЬЮТОН: Отражение света от препятствия – отскакивание частиц света

Ньютон рассматривал отражение света от зеркала как отскакивание упругого шарика от стенки. Корпускулы могли распространяться в пустоте.

Слайд 21.

Сложение скорости системы отсчёта со скоростью частиц света в ней

Ньютон считал самоочевидным, что к скорости корпускул добавляется скорость источника света. В соответствии с принципом относительности Галилея.

Слайд 22.

ГЮЙГЕНС: Свет – это волна в эфире

Гюйгенс определил свет как упругий импульс, распространяющийся в особой среде – эфире, заполняющем пространство. В основанной им волновой теории свет рассматривался как волны эфира и уподоблялся волнам в воздухе.Скорость света по Гюйгенсу не зависела от скорости источника и была одинакова во всех направлениях.

Слайд 23.

Круги на воде от «блинчиков». Скорость распространения волны не зависит от скорости источника

Это подтверждается наблюдениями за волнами на поверхности воды. Кто пускал по воде плоские камни, «блинчики», знает, что камень, брошенный касательно к поверхности воды, будет создавать круги такие же, как и камни, падающие отвесно.

Слайд 24.

Круги от камней, отвесно падающих в реку. Движущаяся среда уносит волны

Если камни бросать не в озеро, а в реку, то круги от них будут смещаться со скоростью течения.

Слайд 25.

Круги на озере, созданные перемещающимся источником. Скорость распространения волн в среде не зависит от скорости источника

Если же неподвижна вода, а источник возмущения, например, катер, быстро перемещается, то на воде будет образовываться клин.

Слайд 26.

Представления о свете в XIX веке

В XIX веке большую силу набрала волновая теория света.Этому способствовали опыты со светом Френеля, а также исследования электричества и магнетизма, сделанные Фарадеем, Максвеллом и Герцем.Закрепилось представление, что свет – это электромагнитная волна, а мировой эфир – это среда, в которой распространяются электромагнитные волны.Свет – электромагнитная волна, распространяющаяся в мировом эфире. Мировой эфир – среда, заполняющая всё пространство, для распространения электромагнитных волн.Т.е. для морских волн среда – вода, для звуковых волн среда – воздух, а для световых волн среда – мировой эфир.

^

По представлениям того времени эфир заполнял всю Вселенную, был неподвижен. С ним связывалась абсолютная система отсчёта.

специальной теории относительности эйнштейна,основу специальной теории относительности,общей теории относительности эйнштейна,вблизи тяготеющих масс замедляется,теорией относительности начинает чувствовать,содержание введениезагадка эйнштейнабиография эйнштейна,искреннее восхищение гениальностью эйнштейна,идеям эйнштейна профессиональных физиков,пишут биографы великого физика,объяснявшему неподвижное положение земли

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …