«Взаимодействие семьи и школы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениегимназия №2«Взаимодействие семьи и школы»Работу выполнила Майорова Е.В.преподаватель английского языка1 категории2013-2014 учебный годПлан1.Введение2. Нравственные нормы, необходимые в работе учителя.3. Семья.4. Главные задачи педагога в установлении взаимодействия семьи и школы.5. Задачи воспитания, стоящие перед семьёй и школой.6. Заключение. 1. Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи — источник и важный механизм их развития. Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы».В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Моя практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы. Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей семейного воспитания ребенка. Учитель должен общаться с родителями, хочет он того или нет.Отношения «Учитель – родители» могут существовать и формироваться определенным образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребенок. Однако отсутствие контактов родителей со школой, а также несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребенка. 2. Избежать недопонимания, разобщенности в решении педагогических проблем с детьми учителю поможет опора на следующие нравственные нормы:· чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;· активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями(а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);· уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;· повышение авторитета родителей в глазах детей ( показ детям наиболее ценных качеств их родителей, учет этих качеств и способностей родителей в педагогической деятельности);· тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям( при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);· терпение при поступление критических заявлений в свой адрес, учет их в процессе профессионального саморазвития.3. Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего, это-коллектив, объединенный не только общностью цели, но и кровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь- своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности. Это сравнительно стабильный коллектив, где общение происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности. Семья — разновозрастный коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим. Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности. Только в семье можно создать и воспроизвести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать культуру, обогатить нравственный опыт, осуществить половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни. Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений. Закон об образовании обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии. Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки.Детство –важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, -от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ученик. 4. Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать согласно со школой, поэтому главными задачами педагогов являются следующие:· обучение родителей приемам, способам и стилю обучения взрослых и детей, членов семьи;· оказание помощи в осознании позитивных и негативных ситуаций. Социально-психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.Взаимодействие с семьей –одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей.Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.Теоретические основы взаимодействия семьи и школыВзаимодействие педагогов и семьи- целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.Формирование сотрудничества отношений между педагогами и семьей –длительный процесс, успешность которого зависит от того, какие принципы положены в основу этих отношений. В процессе взаимодействия с семьей общеобразовательное учреждение опирается на следующие принципы:· организация субъектной позиции всех участников педагогического процесса.· Организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей.· Интеграция и дифференциация целей. Задач и действий участников образовательного процесса, направленных на воспитание и развитие детей.Воспитательные возможности семей неодинаковые, во многом зависят от особенности структуры, социального, возрастного, полового состава.В работе используются типологии семе, учитывающие различия семейных структур:1) по структуре власти в семье;2) количеству поколений в семье (однопоколенная, расширенная. Большая, сложная);3) наличию родителей (полная, неполная, материнская или отцовская);4) количеству детей в семье (малодетная, среднедетная, многодетная, социально-незащищенная).Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются две стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи- источник и важный механизм их развития. Основными проявлениями, характеристиками взаимодействия, взаимоотношения, взаимовлияние. Вступая в контакт , педагоги и родители, дети осознанно или неосознанно познают друг друга. От того как они воспринимают друг друга, при каких обстоятельствах это происходит, зависит объективность представлений. Знаний друг о друге.Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций педагогов, детей и родителей, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу.Как показывает опыт, наиболее эффективным является сотруднический тип взаимодействия.Сотрудничество педагогов и семьи- это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия. Но они разрезаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют взаимодействующих сторон.Сотрудничество школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:· Единым объектом (субъектом воспитания);· Общими целями и задачами воспитания детей;· Необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;· Возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.5. Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей.Эта цель направлена на решение следующих общих задач воспитания:1. обеспечение качественного образования учащихся;2. развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;3. формирование нравственности и культуры поведения у учащихся;4. подготовка школьников к школьной жизни;5. формирование потребности в здоровом образе жизни.Для решения этих задач используются следующие средства:· организация психолого-педагогического просвещения, ориентированного на обсуждение актуальных и значимых для родителей проблем;· привлечение родителей к определению перспектив развития ребенка и соответственно к разработке программы действий; обеспечивающих их достижение;· участие родителей в анализе достижений ребенка, его трудностей и проблем;· поощрение, поддержка, пропаганда успехов родителей в воспитании детей. Педагоги, руководство общеобразовательной школы привлекают родителей к обсуждению возникающих проблем в школе и классе, считая мнение родителей определяющим.Проводится целенаправленная работа по формированию положительного отношения к педагогам: педагоги поздравляют семьи с праздником, высказывают одобрения по поводу каждого успеха ребенка, проявляют заинтересованность в делах ребенка и родителей, реагируют на просьбы, мнения родителей, постоянно информируют о делах в школе и классе.В ходе воспитательной работы учащиеся получают задания, выполнение которых предполагает их взаимодействие с родителями. Отмечается, поощряется положительная инициатива родителей при проведении дел в классе: объявляется благодарности, оформление благодарственных писем за участие в конкретной работе и по итогам учебного года.В работе с родителями решаются следующие основные задачи:· формирование у родителей правильных представлений своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;· формирования субъективной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;· формирование психолого-педагогической культуры родителей;· развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;· индивидуальная консультативная поддержка родителей по актуальным проблемам взаимоотношений с ребенком, остро возникающим вопросам семейного воспитания, создание службы доверия: «учитель-родитель».Список литературы:1.Воликова Т. В. Учитель и семья. – Москва, 1987.2.Гейко В. А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. // Начальная школа. — 1999, №3. – С. 59 – 61.3.Гребенщиков И. В. Школа и семья. – Москва, 1985.4.Ибрагимова В. Н. Работа воспитателя с родителями учащихся 1 класса. // Начальная школа. – 1988, №10. – С. 57 – 606. Могут ли школа и семья стать полноценными партнерами в деле воспитания и образования детей?Семья это определенный морально-психологический климат, это «школа» отношений с людьми.Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а в дальнейшем и саму культуру.В семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности — интеллектуальную, познавательную, трудовую, общественную, игровую, творческую и другие.Семья – это и трудовой коллектив, и моральная опора, и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба), и пространство для отдыха, и школа доброты, и многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми.Содержание:Принципы семейного воспитания:
дети должны расти и воспитываться в атмосфере любви и счастья;
родители должны понять и принять своего ребёнка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нём лучшего;
воспитательные воздействия должны строиться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей;
единство уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в систему семейного воспитания;
личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;
воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;
все виды деятельности, организуемые в семье с целью развить ребёнка, должны быть построены на игре;
оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.
Как известно, родители – главные воспитатели ребенка. Если, разумеется, это настоящие, заботливые, родители. К сожалению, многие из них не вполне соответствуют этим требованиям. Вот почему необходимо тесное сотрудничество школы и родителей.

1. Изучение семьи учащихся — психолого-педагогическая диагностика: — наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, — материалы детского творчества — интерактивные игры 2. Психолого-педагогическое просвещение родителей- родительские собрания, конференции, тренинги, индивидуальные и тематические консультации, беседы
3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
4. Участие родителей в управление учебно-воспитательным процессом

к родителям каждого ребёнка нужно проявлять искреннее уважение;
общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;
изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
1.Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности класса и школына основе нормативных документов Управляющего совета. 2. Организация родительского всеобуча на паритетных началах: педагоги – родители,родители – родители. 3. Просветительная деятельность, направленная на формирование ЗОЖ.4. Совершенствование форм взаимодействия школа – семья. 5. Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказаниепомощи в вопросах воспитания, просвещения и др.).Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов в воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей.Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых — отсутствие любви и неумение хвалить своих детей, поддерживать их.Самое главное для ребенка — чтобы его любили таким, какой он есть.Для успешного взаимодействия семьи и школы нужно помнить и следовать следующим правилам:Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите!
Добавить документ в свой блог или на сайтВы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы
Школьные материалы
При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru

Оцените статью
Добавить комментарий