Взаимосвязи организма и окружающей среды — Программы общеобразовательных учреждений Биология 6-9 классы 10-11

  • От :
  • Категории : Без рубрики
Глава 3. Взаимосвязи организма и окружающей среды (15 ч)       Среда как источник ресурсов (вещества и энергии) и информации в органическом мире.       Экология как наука о взаимоотношениях организма и среды. Экологические факторы среды обитания, их влияние на организмы. Адаптации организмов к различным экологическим факторам.       Взаимодействие организмов в природе — конкуренция, хищничество, симбиозы, паразитизм и мутуализм.       Экосистемная организация живой природы. Понятие о биогеоценозе, биоценозе, экосистеме и природном сообществе. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистеме.       Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме как основа единства и целостности экосистем.       Особенности агроэкосистемы. Структура и устойчивость агроэкосистем. Влияние человека на живые организмы в экосистеме.       Биосфера как глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере и ноосфере. Эволюция биосферы. Роль живого вещества в биосфере. Концепция устойчивого развития биосферы.       Экологические проблемы биосферы, их влияние на жизнь людей и их решение. Последствия деятельности человека в экосистеме.       Ответственность человечества за сохранение жизни на Земле и сохранение биосферы.

      ^ Описание, измерение и оценка факторов окружающей среды, влияющих на здоровье человека.

      Экскурсия. Жизнь природного сообщества весной.

^ 2

      В результате изучения биологии учащиеся должны

      знать/понимать:

       признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
       сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
       особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
      уметь:
      • объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
       изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
       распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
       выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
      • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
       определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
       анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
       проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:       • соблюдения мер по профилактике заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;       • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;       • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;       • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;       • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

      1 Изучается одно семейство двудольных и одно семейство однодольных — по выбору учителя.

      2 Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования. Ч. 1. Основное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. — М., 2004. — С. 165—167.

^ для 10—11 классов

общеобразовательных учреждений

Базовый уровень

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Программа курса «Биология» для 10—11 классов создана в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования по биологии и требованиями к нему на базовом уровне (Государственный стандарт общего образования). В соответствии с Федеральным базисным учебным планом (2004) на изучение предмета биологии (базовый уровень) в старшей школе отводится учебное время в объеме 35 ч/год (1 ч/нед.).       В соответствии с базовым уровнем стандарта программа отражает инвариантную часть основ содержания науки биологии о важнейших законах и закономерностях существования природы и культурологическую составляющую дисциплины (роль биологии как науки в современном обществе и в культуре личности), а также гуманистические, экологические, природоохранные, здравоохранительные, этические и другие аспекты в изучении природы, имеющие мировоззренческое, культурологическое, социальное, гражданственное значение. При этом особое внимание уделено развитию экологической, валеологической культуры и формированию компетентностных качеств личности.       Программа направлена на достижение следующих целей:       • освоение основополагающих знаний о биологических системах (биосистемах) разных уровней сложности, выдающихся открытиях в науке биологии, истории развития современных представлений о живой природе, методах познания и роли биологии в формировании естественно-научной картины мира;

       овладение умениями применять знания биологии в практической деятельности, находить и анализировать информацию о живых объектах, наблюдать, сравнивать и описывать предметы и явления живого мира;

      • воспитание необходимости бережного, ответственного отношения к окружающей природе;       • формирование готовности использовать приобретенные знания, умения и отношения в своей повседневной жизни, оценивать свою деятельность в окружающей природной среде, осознавать нормы и правила поведения в природе.       Данная программа является непосредственным продолжением программы по биологии для основной школы (6—9 классы), составленной авторским коллективом под руководством профессора О. А. Корниловой.       В создании программы и учебников к ней авторы опирались на девиз: «Образование для всех».

^

10 класс
35 ч/год (1 ч/нед.)

Глава 1. Биология как наука (7 ч)

      Живая природа как объект изучения биологии.       Отличительные признаки жизни: структурно-уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный.       Методы познания живой природы.       Значение биологических теорий, идей и гипотез в развитии современной естественно-научной картины мира.       Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки.

Глава 2. ^ (13 ч)

      Из истории развития современных представлений о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн).       Основы клеточной теории. Роль клеточной теории в биологии и научном мировоззрении.       Химические основы строения клетки. Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки.       Важнейшие органические вещества клетки: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты. Структура и функции ДНК и РНК.       Основные части строения клетки: поверхностный комплекс, ядро и цитоплазма с органоидами. Органоиды клетки, их строение и функции.       Доядерные и ядерные клетки. Сравнение клеток растений и животных. Вирусы — неклеточная форма жизни.       Деление клетки: митоз и мейоз.       Строение и функции хромосом. Роль постоянства состава и формы хромосом в клетках.       ДНК как носитель наследственной информации клетки. Ген и его значение в клетке. Генетический код как матричная основа синтеза в клетке.       Клеточная инженерия. Клонирование клеток.

      ^ Приготовление микропрепарата для рассмотрения клеточного строения кожицы листа; рассмотрение под микроскопом готовых препаратов различных животных клеток.

      Лабораторная работа № 2. Рассмотрение под микроскопом готовых препаратов различных клеток растений и грибов; фаз митоза клеток кончика корня.

Глава 3. ^ (15 ч)

      Организм — единое целое, как биосистема.       Обмен веществ и превращения энергии — основное свойство живых организмов.       Размножение организмов: половое и бесполое. Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных.       Рост и развитие организма. Индивидуальное развитие организма. Этапы онтогенеза. Индивидуальное развитие человека.       Репродуктивное здоровье. Причины нарушений развития организма. Последствия вредных факторов на развитие зародыша человека: алкоголя, никотина, наркотических веществ.       Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Генетическая терминология и символика.       Закономерности наследования, установленные Г. Менделем.       Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене, генотипе и геноме.       Наследственная и ненаследственная изменчивость.       Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни, их причины и профилактика.       Значение генетики для медицины и селекции. Селекция как наука и практика. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.       Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.       Биотехнология, ее достижения и значение. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии.       Решение элементарных генетических задач.

      ^ Выявление признаков сходства зародышей человека с другими млекопитающими.

      Лабораторная работа № 4. Рассмотрение под микроскопом инфузорий как одноклеточных организмов и выявление поведенческих реакций на факторы среды.

^

Глава 1. Вид, его происхождение и эволюция (17 ч)

      Развитие эволюционных идей в биологии. Значение работ К. Линнея, Ж. Б. Ламарка и эволюционной теории Ч. Дарвина.       Значение эволюционной теории в формировании научного мировоззрения.       Вид, его критерии и свойства. Вид как основная структурная и классификационная единица системы живого мира.       Популяция — структурная единица вида и единица эволюции.       Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Естественный отбор и его роль в эволюции.       Современное учение об эволюции как синтетическая теория эволюции (СТЭ). Микроэволюция как путь появления новых видов.       Результаты эволюции: видообразование и приспособленность организмов.       Система органического мира как свидетельство эволюции.       Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.       Гипотезы происхождения жизни на Земле. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов в процессе эволюции.       Происхождение человека — крупнейшее событие на Земле. Этапы эволюции человека. Синхронное взаимодействие биологических и социальных факторов в происхождении человека.       Человеческие расы, их родство и происхождение. Гипотезы происхождения человека.

      ^ Наблюдение и описание морфологических признаков у разных видов: на примере комнатных растений (традесканции, бегонии, пеларгонии и др.) или гербария (подорожники, горошки, яснотки и др.).

      Лабораторная работа № 2. Выявление черт приспособленности растений и животных к условиям среды обитания. Сравнение особенностей организмов из разных мест обитания.

Глава 2. ^ (10 ч)

      Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная.       Экологические факторы среды. Значение экологических факторов в жизни организмов.       Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме и агроэкосистеме.       Структура экосистем. Видовая и пространственная структура экосистем.       Пищевые связи экосистем. Цепи питания и их разнообразие в экосистемах. Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах.       Устойчивость экосистем. Биологическое разнообразие как механизм устойчивости экосистем. Устойчивые и неустойчивые экосистемы. Механизмы устойчивости экосистем.       Смена экосистем. Причины смены экосистем.       Антропогенные изменения в экосистемах. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.

      ^ Определение водозапасающей способности зеленых и сфагновых мхов как условия заболачивания в природе. Определение антропогенных изменений в экосистемах. Определение пылевого загрязнения воздуха в помещении и на улице.

Глава 3. ^ (8 ч)

      Понятие о биосфере как глобальной экосистеме. Учение В. И. Вернадского о биосфере.       Роль живых организмов в биосфере. Ценность биологического разнообразия биосферы.       Эволюция биосферы. Последствия деятельности человека в природе.       Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Экологические законы природопользования. Правила поведения в природной среде.       Сохранение биологического разнообразия и природных ресурсов в целом как задача устойчивого развития биосферы.       Пути и средства сохранения природных ресурсов биосферы. Значение биологических знаний в культуре личности и общества.       Обобщение представлений о многообразии жизни, выраженной биосистемами разных уровней сложности.

      Экскурсия. Биологическое разнообразие живого мира вокруг нас.

^ 1

      В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

      знать/понимать:

      • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
       строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
       сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;
       вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
       биологическую терминологию и символику;
      уметь:
       объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических средств на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
       решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
       описывать особей видов по морфологическому критерию;
       выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
       сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
       анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
       изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
       находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет-ресурсах) и критически ее оценивать;
      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:       • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;       • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;       • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологий (клонирование, искусственное оплодотворение).

      1 Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования. Ч. 2. Среднее (полное) общее образование / Министерство образования Российской Федерации. — М., 2004. — С. 179—181.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …