Внеурочная деятельность студентов как фактор повышения качества их жизни

Внеурочная деятельность студентов
как фактор повышения качества их жизни
Автор: Телитченко В.М. — преподавательФГОУ СПО «Новооскольский сельскохозяйственный колледж»Современная социально- экономическая ситуация в стране требует от каждого человека мобильности, новых нестандартных вариантов построения своей жизни. Сегодня нужна яркая, энергичная личность, хорошо образованная, с позитивным взглядом на жизнь, готовая к развитию, к проявлению инициативы, способная брать ответственность на себя. «Развитие человека — это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе наш абсолютный национальный приоритет. Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей…», — отмечает В.В.Путин (1). Знания, инициатива, нацеленность на результат – все это составляющие инновационного поведения граждан, инновационного развития страны. А развитие это в значительной степени зависит от того, насколько оно поддерживается молодым поколением, его созидательной инициативностью.Молодежь – целостный социальный феномен, она устремлена в будущее и в то же время несет в себе наследие старших поколений, формируется в условиях становления гражданского общества и рыночных экономики.Исторический опыт свидетельствует, что студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического, экономического и духовного преобразования российского общества.Студенчество существенно отличается своими устремлениями, жизненными ориентирами, потенциальными интеллектуальными возможностями, уровнем духовного, социального, общекультурного развития, направленностью поведения и ценностей от представителей иных групп молодежи.Трансформация российского общества инициировала новые задачи образования по социализации и адаптации молодежи. Среда обитания молодых формирует такое социальное поле, которое, с одной стороны, способствует адаптации к изменяющимся общественным условиям, независимости от родителей, но с другой стороны оказывает губительное влияние на подрастающее поколение, изменяя взгляды и принципы формирующейся личности. В современном обществе резко возрос спрос на самостоятельного, компетентного, творческого человека, готового к поиску, генерированию новых идей, принятию нетрадиционных решений на самом ответственном уровне, способного не только выжить и освоить опыт старших поколений, но и обогатить его собственными свершениями.В этой связи проблемы формирования профессиональной культуры, социального и духовно-нравственного развития, раскрытия творческого потенциала должны стать основополагающими в совершенствовании профессиональной подготовки и воспитании студентов. Речь идет о комплексном обучении человека в процессе его становления как полноценного члена общества.Рассмотрим специфические возможности внеурочной работы в осуществлении комплексного подхода к воспитанию.По своим целям и задачам процесс воспитания в урочной и внеурочной деятельности не имеет принципиальных различий. Однако в способах реализации этих задач можно выделить ряд существенных особенностей. Учет этих особенностей значительно повышает эффективность комплексного подхода к воспитанию студентов. По сравнению с занятиями внеурочная работа открывает перед преподавателями разнообразные возможности для удовлетворения индивидуальных запросов студентов, учета их интересов и склонностей. Во внеурочной деятельности не требуется так строго, как на занятиях, регламентировать темп и объем работы, ее содержание и способы организации.В ходе внеурочной работы существенно изменяется позиция студента: на смену непосредственному педагогическому руководству приходит опосредствованное влияние педагога на студента через взаимодействие со студенческим самоуправлением, что способствует повышению активности студентов во всех видах деятельности. Значительно повышается роль самого студента в выборе способов использования свободного времени, в реализации самовоспитания, формировании определенных жизненных установок. Расширяются условия удовлетворения интересов и потребностей студентов, развития их задатков и способностей в избранных видах деятельности. Внеурочная работа расширяет сферу влияния окружающей среды на формирование личности студента. Участвуя в ней в своем городе или микрорайоне, он имеет возможность полнее ощутить себя активным борцом за улучшение нашей повседневной жизни. К таким методам, средствам и формам внеаудиторной деятельности студентов, посредством которых осуществляется процесс целенаправленного формирования у них готовности к экологическому образованию, относятся: участие студентов в экологических акциях и грантовых программах, социальные опросы разных слоев населения, научно- исследовательские конференции, олимпиады, экспедиции, фотоконкурсы. Следует также учитывать, что семья наиболее близка ко всем институтам общественного воспитания – государственным учреждениям, общественным организациям, поэтому их взаимодействие через различные формы и виды внеурочной работы принимает более ощутимую, ярко выраженную окраску. Во внеурочной работе значительно увеличивается круг организаторов воспитания студентов. Под руководством учебной части колледжа внеурочной работой студентов занимаются студенческий орган самоуправления – студенческий совет, руководители кружков, секций, военно — патриотического центра, родительская общественность. Все это приводит к расширению связей студентов с повседневной жизнью, с различными организациями и культурно – просветительными учреждениями.« Важно, — отмечается в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, — охватить всех учащихся разнообразными массовыми и индивидуальными формами воспитательной работы во внеурочное время. Развивать их самодеятельность, патриотическое движение, создавать клубы по интересам, кружки технического и художественного творчества, спортивные секции».
В современной школе применяются: массовые формы обучения – лектории, вечера, конкурсы, соревнования, субботники; групповые формы – кружковые занятия, экскурсии, бригадные работы в лагерях труда и отдыха; индивидуальные формы – изготовление наглядных пособий, приборов, презентаций, занятия литературным и изобразительным творчеством и др.
Во внеурочной воспитательной работе используются разнообразные методы воспитания: убеждение ( беседы, рассказы, лекции); организация общественно полезной деятельности, стимулирование студентов путем предъявления требований, путем поощрения или порицания; организация различных соревнований и др.Богатство и разнообразие форм и методов позволяют при умелом выборе и сочетании успешно решать задачу комплексного подхода к обучению.Возможности внеклассной работы для комплексного решения воспитательных задач реализуются, конечно, не автоматически, а целенаправленно. Прежде всего необходимо учитывать важнейшую закономерность воспитания – обусловленность воспитательного процесса, его целей и задач потребностям общества.Следующая основная закономерность воспитания – соответствие его задач особенностям системы, в которой протекает воспитательный процесс, уровню образованности, воспитанности и развитости воспитуемых. Из этой закономерной связи вытекает необходимость конкретизировать задачи воспитательной работы на основе изучения возрастных, групповых и индивидуальных особенностей студентов.При организации воспитательного процесса необходимо учитывать также закономерную зависимость содержания воспитания от его задач. Содержание воспитательной работы не может быть произвольным, опирающимся, допустимым, только на спонтанные интересы студентов. Оно должно строго подчиняться всему кругу намеченных задач, иначе процесс не даст желаемых результатов.Столь же закономерный характер имеет зависимость методов и форм воспитания от задач и содержания воспитательного процесса. При выборе оптимальных сочетаний методов воспитания педагог должен учитывать возможности каждого метода в решении поставленной воспитательной задачи и избирать именно те из них, которые способствуют ее успешному решению. Точно также должны оцениваться возможности различных форм воспитания и избираться оптимальные виды их для каждой ситуации.
Таким образом, для повышения качества жизни особое внимание необходимо уделять формированию главных личностных качеств – ценностных ориентаций, профессиональной направленности, жизненных планов. Важно одновременно оперативно корректировать процесс профессионального воспитания, направлять его на удовлетворение личностных и общественных потребностей на основе реализации уважения выбора студентов и учета уровня их развития. Одной из задач педагога в связи с этим является воспитание студентов в соответствии с государственной и региональной стратегией профессионального развития, формирование социально необходимого типа личности.

Оцените статью
Добавить комментарий