• Вопросы и задания — Детская практическая психология

^ 1. Сформулируйте требования к организации психологической службы в детском дошкольном учреждении.2. Назовите функциональные зоны психологического кабинета. Обоснуйте ответ.3. Дайте определение понятию «психологический инструмента­рий». Перечислите его виды.4. Определите в перечне требования, предъявляемые психологичес­кому инструментарию:требование валидности;требование комплектации;требование репрезентативности;требование соответствия;требование стандартизации;требование монофункциональности.5. С целью формирования навыков оформления специальной и ор­ганизационно-методической документации практического психо­лога в условиях детского дошкольного учреждения:заполните формы протоколов диагностического обследова­ния на методическом материале, адаптированном к дошкольному возрасту (для лабораторного занятия);оформите психологическое заключение на материале диа­гностического обследования (по выбору): детей 3—4 лет, детей 4—5 лет, детей 6—7 лет;составьте (по выбору):выписку из психологического заключения, психологическую характеристику;составьте годовой план практического психолога с учетом целей и задач альтернативных образовательных программ для до­школьных учреждений (по выбору):«Радуга», «Развитие», «Истоки» и др.;составьте дифференцированный план работы практического психолога на месяц;заполните карту развития ребенка дошкольного возраста, используя медицинскую и педагогическую документацию (для лабо­раторного занятия);
обработайте психологический запрос с оформлением его в журнал психологического запроса.
Первый год жизни ребенка условно можно разделить на два перио­да — период новорожденности, который длится от четырех до шести недель и кончается с появлением комплекса оживления, и период младенчества, который заканчивается в год.Этап новорожденности — это время адаптации ребенка к новым, внеутробным условиям жизни, удлинения периода бодрствования по сравнению с периодом сна, формирования первых, необходи­мых для психического развития реакций — зрительного и слухового сосредоточения (т.е. умения сосредоточиться на звуковом или зри­тельном сигнале), первых сочетательных или условных рефлексов, например на положение при кормлении.
В это же время начинает проявляться закономерность, харак­терная для общего направления развития детей в первые годы жизни и существенно отличающая их от детенышей животных. Эта закономерность проявляется в том, что развитие сенсорных про­цессов — т.е. зрения, слуха, осязания, существенно опережает у че­ловеческих младенцев развитие моторики, в то время как у живот­ных, наоборот, движения развиваются раньше, чем органы чувств.
Зрительное и слуховое сосредоточение, которые появляются со­ответственно в 4—5 и 3 недели, фактически закладывают основу перехода от ощущения к восприятию, к возможности увидеть пред­мет целиком, во всей совокупности его свойств, а также проследить взглядом за движущимся предметом или повернуть голову за пере­мещающимся источником звука.
Эти реакции развиваются по принципу доминанты — т.е. в мо­мент сосредоточения все другие реакции ребенка прекращаются, он замирает и сосредотачивается только на том звуке или объекте, который привлек его внимание. На основе этих сформировавшихся реакций появляется и комплекс оживления, который и является по­казателем перехода к новому этапу развития — младенчеству.Комплекс оживления также является своего рода доминантой, так как в этот момент все другие потребности для ребенка теряют свое значение. Когда к нему подходит взрослый — он замирает, а затем начинает усиленно двигать ручками и ножками, улыбаться, гулить — словом делать все, чтобы привлечь к себе внимание взрос­лого.Такая реакция на взрослого доказывает, что близкие люди явля­ются для младенца не просто необходимым условием развития, но его источником. В этом также заключается существенное отличие детенышей человека от детенышей животных, так как среда, обще­ние со взрослыми, окружающая культура, язык не просто ускоряют или замедляют темп развития, благоприятствуя, или наоборот, пре­пятствуя формированию, становлению определенных качеств, но направляют это развитие и обогащают его новым содержанием, ко­торое может существенно изменить направление саморазвития детей. Об этом важно помнить всем взрослым, окружающим детей с первых дней их жизни.
Реакция на взрослого является не только первой собственно психологической реакцией ребенка, но и первой его социальной реакцией. Л.С. Выготский, говоря о развитии младенцев, писал о том, что это максимально социальное существо, и отчасти это дей­ствительно так, потому что ребенок полностью зависит от взросло­го, который удовлетворяет все его потребности. Сам ребенок никог­да не смог бы выжить, именно взрослый, окружая его вниманием, заботой и уходом, помогает ему нормально сформироваться. С не­обходимостью заботы взрослого связан и факт, о котором мы уже упоминали выше — преимущественное развитие сенсорики, т.е. ор­ганов чувств, а не движений, так как необходимые операции по уходу и обслуживанию берет на себя взрослый, давая возможность тем самым сформироваться органам, по которым проходит наиболее важная для психического развития информация. Развитие вос­приятия все первые годы жизни, фактически весь школьный возраст, является одним из наиболее важных психических процессов. От развития восприятия в этом возрасте, как мы увидим далее, во многом зависят и все другие познавательные процессы, прежде всего мышление.
Однако роль взрослого не сводится только к уходу за ребенком и созданию благоприятных условий для развития восприятия. Иссле­дования многих психологов (М.И. Лисина, Л.И. Божович, Э. Эрик-сон, А. Адлер, А. Фрейд, Дж. Боулби и др.) показали, что в первые месяцы жизни крайне важным для ребенка является эмоциональ­ный контакт, привязанность и защита, которая исходит от близкого взрослого. Доказывая, что ведущей деятельностью в младенческом возрасте является эмоционально-личностное общение со взрослым, Лисина провела серию экспериментов, в которых показала, что и познавательное развитие, а не только развитие эмоций и речи свя­зано с общением со взрослым. Этнопсихологические исследования также продемонстрировали, что дети, которые имеют постоянный тактильный контакт с матерью (например, привязаны у нее за спи­ной, как во многих африканских племенах), быстрее развиваются.К концу младенчества формируются практически все свойства восприятия детей — константность, правильность, предметность, системность. Появление этих свойств связано с развитием локомо-ций детей, перемещением в пространстве, благодаря чему они на­учаются видеть предмет под разным углом зрения, узнавать его в разных сочетаниях, с различного расстояния и под разнообразны­ми углами зрения. Появляются первые сенсорные эталоны — посто­янные образы окружающих предметов. С этими эталонами дети со­относят новые объекты, воспринимаемые в окружающем мире. Так как первые эталоны еще не являются обобщенными, но отражают свойства конкретных предметов, они получили название «предмет­ные эталоны».
Основные закономерности и нормативы психического развития младенцев были установлены в первые десятилетия XX в. благодаря исследованиям Н.М. Щелованова и А. Гезелла.
Систематическое изучение генезиса развития психики ребенка было начато Щеловановым еще в 1922 г. с открытием лаборатории генетической рефлексологии. Метод, который применялся в лабо­ратории, заключался в беспрерывном, систематическом наблюде­нии с регистрацией всех реакций ребенка, возникающих под влия­нием внешних и внутренних раздражителей. Применялся также и метод рефлексологического эксперимента, который заключался в сформировании искусственных сочетательных рефлексов у младен­цев (например, рефлекса на молоко в рожке определенной формы и цвета).Н.М. Щеловановым и его сотрудниками Н.Л. Фигуриным и М.П. Денисовой были установлены важнейшие закономерности развития детей в период новорожденности и младенчества. Ими была зафиксирована динамика перехода от сна к бодроствованию, описано развитие сенсорных анализаторов, показана возможность формирования первых условных рефлексов на втором-третьем месяце жизни. В их работах были открыты и описаны зрительное и слуховое сосредоточение, установлены нормативы развития памя­ти и восприятия младенцев, выявлены этапы становления мотори-ки и сенсомоторной координации в первый год жизни. Также был открыт комплекс оживления (термин, который был введен в психо­логию именно этими учеными) и кризис одного года. На основе полученных данных были разработаны критерии диагностики пси-{хического развития младенцев, которые, с некоторыми модифика­циями, используются и в современной практической психологии.
Большой вклад в исследование психического развития младен­цев внес и американский психолог Арнольд Луций Гезелл — созда­тель Иельской клиники нормального детства, в которой изучалось психическое развитие детей раннего возраста — от рождения до 3 лет. Периоды младенчества и раннего детства были в центре науч­ных интересов Гезелла в связи с тем, что он считал, что за первые 3 года жизни ребенок проходит большую часть своего психического развития, так как темпы этого развития наиболее высоки именно в первые 3 года, а затем постепенно замедляются со временем.
Исследования Гезелла в отличие от работ Щелованова были на­правлены не на анализ закономерностей развития психики в пер­вые три года жизни, а на установление нормативности этого разви­тия. В клинике Гезелла была разработана специальная аппаратура для объективной диагностики динамики психического развития ма­леньких детей, в том числе кино- и фотосъемка, «зеркало Гезелла» (полупроницаемое стекло, применяемое для объективного наблю­дения за поведением детей). Он также ввел в психологию новые методы исследования — лонгитюдный (метод продольного изуче­ния одних и тех же детей в течение определенного периода време­ни, чаще всего с рождения до подросткового возраста) и близнецо­вый (сравнительный анализ психического развития монозиготных близнецов). На основе этих исследований была выработана система тестов и показателей нормы для детей от 3 месяцев до 6 лет по сле-д дующим показателям — моторика, речь, адаптивное поведение, лич-ностно-социальное поведение. Модификация этих тестов также лежит в основе современной диагностики психического развития младенцев.В течение первого года жизни активно развиваются не только восприятие и движения, но и память. Именно в это время формиру­ются все генетические виды памяти — эмоциональная, моторная, образная, вербальная. Эмоциональная память есть, по некоторым данным, уже у плода. У младенца этот вид памяти является основ­ным в первые недели жизни, он помогает ему ориентироваться в действительности, фиксируя внимание и направляя органы чувств на наиболее важные в эмоциональном отношении объекты. В 7— 9 недель появляется и моторная память, ребенок может запомнить и повторить какое-то движение, у него начинают появляться опре­деленные привычные жесты, начало будущих операций. В 4 месяца у детей появляется образная память — сначала в виде узнавания зна­комых предметов, а в 8—9 месяцев и воспроизведение того, что ре­бенок видел ранее. Как появление моторной памяти влияет на орга­низацию движений, на локомоции детей, так появление образной памяти существенно влияет на его общение и формирование моти-вационной сферы. С развитием узнавания ребенок начинает диф­ференцировать окружающих взрослых, узнает приятных и неприят­ных людей. Дифференцируется и его реакция на них — оживление и улыбка на приятных сменяется плачем при появлении неприятных лиц. А развитие воспроизведения стимулирует появление первых мотивов или, как их называет Божович, мотивирующих представле­ний ребенка, которые способствуют становлению его личности, развития независимости от окружающей ситуации. Если раньше взрослый мог регулировать поведение ребенка, изменяя ситуацию, убирая, например, неприятные объекты и предлагая ребенку прият­ные, то теперь, с появлением воспроизведения, ребенок меньше за­висит от наличной ситуации, так как у него появляются и устойчи­вые желания, связанные с объектами или ситуациями, которые со­хранились в его памяти. Так и появляются постоянные побуждения или мотивы, направляющие деятельность ребенка.Развивается и мышление младенцев. К концу этого возраста у детей появляется ручной интеллект или наглядно-действенное мышление, которое строится на основе проб и ошибок и связано с развитием первых самостоятельных движений, локомоциий ребенка. Большое значение имеет и развитие ориентировки — реакции на новые предметы, стремление их обследовать. Недаром А.В. Запоро­жец, исследовавший познавательное развитие в первые годы жизни, подчеркивал, что различные психические процессы являют­ся по сути разными видами ориентировки в окружающем мире. Так восприятие, по его мнению, является ориентировкой в свойствах и качествах предметов, мышление — в отношениях и связях их между собой, а эмоции — в их личностном смысле. Поэтому время, в тече­ние которого ребенок обследует новый предмет, а также количест­во анализаторов, которые участвуют в этом процессе, является важ­ным показателем интеллектуального развития младенцев. То есть чем дольше ребенок рассматривает новую игрушку, чем больше раз­ных качеств он в ней открывает, тем выше его интеллектуальный уровень.Развивается и речь, прежде всего пассивная — ребенок слушает и различает звуки. Появляется и собственная, автономная речь детей, при этом надо помнить, что в этом возрасте развитие внешней речи идет от слова к предложению, а внутренней — от предложения к слову.Большое значение для понимания психического развития детей этого возраста имеют данные, полученные в работах Эриксона. Он выделил восемь основных этапов в развитии личности детей, осно­вой которой является ее идентичность, цельность. Эти этапы пред­ставляют собой серию критических периодов, которые должны быть преодолены в течение всей жизни. При этом конкретный этап не только формирует новое, необходимое для социальной жизни качество, но и подготавливает ребенка к следующему жизненному периоду. Каждая стадия дает возможность формирования противо­положных качеств и черт характера, которые осознает в себе чело­век и с которыми он начинает себя идентифицировать. Выделяя период до года в качестве первой стадии психического развития, Эриксон считал, что в это время психика детерминируется в основ­ном близкими людьми, родителями, которые формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия, т.е. открытости к миру или настороженности, закрытости к окружающему. Именно это ка­чество впоследствии даст возможность детям доброжелательно от­носиться к окружающим, без опаски и внутреннего барьера общать­ся с новыми, незнакомыми людьми. В некоторой степени работы Эриксона показывают, что мотивация общения закладывается именно в этот период. В этом концепция Эриксона очень близка выводам Лисиной о значении для младенца эмоционального обще­ния со взрослыми.Об этом же писал и английский психолог и психиатр Джон Боул-би, автор «теории привязанности». Его идея состояла в том, что в первые месяцы жизни устанавливается тесная эмоциональная связь между матерью и ребенком, которая не сводима ни к сексуальности, ни к инстинктивному поведению. Резкий разрыв этой связи приво­дит к серьезным нарушениям в психическом развитии ребенка, прежде всего в структуре его личности. Эти нарушения могут про­явиться не сразу (и в этом отличие описываемых Боулби явлений от госпитализма и сходных с ним отклонений), но значительно позд­нее, часто лишь в подростковом возрасте. Боулби доказывал, что мать для маленького ребенка является надежной защитой, своеоб­разной базой, которую он время от времени покидает, стремясь ис­следовать окружающий мир. Однако эта исследовательская актив­ность стабильна и адекватна в тех случаях, когда ребенок уверен, что он может в любой момент вернуться под защиту матери. Таким образом, главная цель формирования эмоциональной связи между ребенком и матерью — дать ребенку ощущение защищенности и без­опасности. Именно тепло и ласка, исходящие от матери в первые годы жизни ребенка, по его мнению, являются более важными, чем правильный уход за ребенком и его обучение. Работы Боулби, по­священные этим вопросам, привели в 50-х гг. в Англии, а позднее и в других странах, к изменению условий госпитализации маленьких детей, которых не разлучают с матерью.Развитие восприятия, мышления, становление эмоциональных контактов с окружающими, а также появление собственных моти­вов поведения изменяют социальную ситуацию развития младенца, который переходит на новый уровень. С этим связано и возникно­вение критического периода, в том числе и его негативных состав­ляющих, таких как упрямство, агрессия, негативизм, обидчивость. Как правило, эти проявления не становятся устойчивыми и с окон­чанием кризиса проходят, но при полном игнорировании стремле­ния и активности ребенка могут стать основой для формирования устойчивых негативных качеств личности.

Оцените статью
Добавить комментарий