Вопросы к тексту — Программа адресована учащимся десятых классов общеобразовательных учебных учреждений. Концепция программы

^ В какой форме написано произведение?Есть ли сюжет в этом стихотворении?Какие слова в стихотворении подсказывают, что история дубового листка похожа на человеческую судьбу?Какую роль играет художественное слово в данном стихотворении?
эпитеты: от ветки родимой, жестокою бурей, райские птицы, с тоскою глубокой, бедный листочек, в отчизне суровой, листьев изумрудных, сынам моим свежим;
обилие инверсий, придающих фразе новый выразительный оттенок, выделяющих логическим ударением наиболее значимые слова, например, засох и увял он, шепчется ветер, с тоскою глубокой;
олицетворение, например, приюта молит, шепчется ветер, я солнцем любима;
антитеза, причём противопоставлены герои, образы, эпитеты: листок и чинара, Чёрное море и степь, пыльный, жёлтый листок и изумрудные, свежие листья чинары, солнце и буря.
Какие чувства вы испытали при чтении стихотворения?Что вам в этом помогло?Что первично в данном произведении: события или чувства героев?
Вывод: перед нами лирическое произведение, потому что художественное слово в нём способствует выражению чувств, переживаний. Каждое слово несёт на себе особую смысловую и эмоциональную нагрузку. Речь сжата и выразительна.
5. Работа с отрывком стихотворения в прозе Я.С. Тургенева «Голуби».
Прошло несколько мгновений — та же стояла жестокая тишь… Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад: то летят домой ровным полётом два белых голубя.

Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака, всё закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой…

Нахохлились оба – и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…
Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них… Хоть я и один… один, как всегда.
Вопросы по тексту:В какой форме написано произведение? (в прозаической);Как организован текст? (перед нами повествование с элементами описания);Есть ли сюжет? (да);Какие из известных вам выразительных средств использованы в тексте?- метафора: два платка, два белых комочка;- эпитеты: рьяный ливень, рыжие облака;- инверсия: я едва домой добежал;- сравнения: низкие, словно в клочья разорванные облака, стреляет как из пушки отрывистый гром;- олицетворение: визжит ветер;- градация: визжит, мечется; всё закрутилось, смешалось; захлестал, закачался ливень.С какой целью использует автор перечисленные средства выразительности? (для создания картины природной стихии, бурной и неукротимой);Есть ли в данном тексте антитеза? (Противопоставлены: 1) бешенство бури и спокойствие, умиротворение двух белых голубей, которые сильны тем, что они вместе;2) два голубя, которые чувствуют своим крылом крыло соседа, и герой, который один, как всегда);Какую роль в тексте играет антитеза? (она организует текст, несёт основную смысловую нагрузку, показывает душевное состояние героя);Так что же первично в данном тексте: событие или чувства? (чувство одиночества героя).
Вывод: перед нами лирическое произведение, т.к. с помощью художественного слова выражаются чувства и переживания героя, каждое слово насыщено смыслом и эмоциями, объём произведения небольшой, ощутимы повторения ритмически подобных синтаксических конструкций, звуковые переклички.

пёстрою толпою окружён…»
Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта.
И.В. Гёте.
Цели урока:
1) введение учащихся во внутренне сложный мир Лермонтова, формирование умений и навыков анализа лирического текста;2) овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка;3) формирование глубокого уважения к родной литературе.
Ход урока.
1. Оргмомент.2. Мотивационное начало урока, постановка цели.3. Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой.Каковы основные мотивы лирики Лермонтова (мотивы одиночества, странничества, бесприютности)?Каким вы представляете себе лирического героя поэзии Лермонтова? (Он «сын страдания», разочарованный в действительности, одинокий, романтически рвущийся к воле и свободе и трагически не находящий их; он не может слиться ни с миром природы, ни с миром людей; как поэт он не находит слушателей и вынужден бежать «из городов»; как человек он не видит в мире ни дружбы, ни любви. Всеобщая разобщённость, трагическая безысходность одиночества воспринимаются им как закон бытия).4. Чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Как часто, пёстрою толпою окружён…»Ваши первые впечатления о стихотворении, о чём оно? (Лермонтов всегда хотел любить и быть любимым, но всю свою жизнь оставался одиноким. Он не понят окружающими, сам не желает подчиняться законам общества, поэтому одинокий лирический герой Лермонтова ищет спасения от чуждого ему мира в уединении с природой, старается уйти от реальной действительности в прошлое).Какова композиция стихотворения? (Оно состоит из трёх частей, в которых автор представляет две картины – сцену бала и воспоминания о детстве, — построенные по принципу антитезы).Какие цвета, звуки и люди составляют враждебную герою действительность? (Дисгармоничный цвет: «пёстрая толпа»; звуки: «шум музыки и пляски», «дикий шепот затверженных речей», «шум толпы людской»; безжизненные люди: «маски». Образ маскарада символичен: речь идёт не просто о бале, где люди скрывают под масками своё настоящее лицо, а о фальши и бездушии светского общества).Почему эта действительность видится герою «как будто бы сквозь сон»? (Она не является для него подлинной).Как влияет на состояние героя его окружение? (Герой раздвоен: наружно он в блеске и суете света, а душой он далеко; его «холодные руки» — знак отчуждённости).Какую роль играют эпитеты в изображении сцены бала? (Они несут большую эмоциональную нагрузку, дают уничтожающую характеристику светскому обществу: «дикий» (шёпот), «затверженные» (речи), «бестрепетные» (руки). Шёпот предполагает особую доверительность, гимность, но среди «бездушных» людей шёпотом произносятся «затверженные» речи, поэтому он — «дикий». В светском обществе лживы не только речи, но и душа «давно бестрепетные руки» «красавиц городских» пытаются передать искренние чувства, но лирический герой холоден к их ласкам, понимая всю наигранность душевных движений светских дам).Какие цвета, звуки и люда составляют идеальный мир «старинной мечты»? (Гармоничные, чистые цвета, звуки, что говорит о подлинности этого мира для героя: «зелёная сеть трав «едящий пруд», «дымящееся село» и «туманы над полями», лазурный огонь глаз, розовая улыбка; святые звуки прошлых лет, листы шумят под робкими шагами; себя герой видит ребёнком, предмет его мечтаний – прекрасная девушка, которую он любит, о которой плачет и тоскует. В мире, созданном воображением героя, всё просто и естественно).Опишите пейзаж «царства дивного». (Это родина, родной дом и сад, окрестности подёрнуты туманом, дымкой; природа живая: пруд «спящий», луч «глядит»).Какую роль играют средства выразительности в описании идеального мира? (Они очень эмоциональны: «странная» (тоска), «лазурный» (огонь), «молодой» (день), «розовая» (улыбка), «свежий» (островок) – и помогают передать чувства героя, раскрыть его внутренний мир. Олицетворения («встают туманы», «глядит луч») убеждают в реальности несбыточной мечты того, кто летит к ней «вольной, вольной птицей». Лексический повтор усиливает желание героя порвать узы, которые связывают его с «пёстрой толпой»).Почему память о часах мечтаний сравнивается с островком в море? (Эта память жива, несмотря на сомнения и страсти – как островок «цветёт» на пустыне морей. Но жить мечтой о прошлом невозможно: время не повернуть вспять. И лирический герой осознаёт хрупкость созданного им мира: поэтому луч «вечерний» (скоро он погаснет), листья – жёлтые, цвета осени, «вечера года», шаги – робкие, боязливые. Но в этих воспоминаниях герой черпает силы для жизни в жестокой реальности).Меняется ли лирический герой, когда возвращается в реальность из мира воспоминаний? (Да, теперь это другой, более сильный духом человек. Он готов действовать и гневно восклицает: О, как мне хочется смутить весёлость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!..)Одиночество – тяжкий крест лирического героя Лермонтова. Можно ли сказать, что в этом стихотворении одиночество – благо? (Наверное, да. Потому что герой – господин царства мечты, а люди нарушили это состояние погружения в свой мир).Покажите источник «железного стиха, облитого горечью и злостью». (Стихотворение написано секстинами (шестистрочиями), в которых чередуется 6-тистопный и 4-хстопный ямб с многочисленными пиррихиями. Перебивы в стихотворном ритме передают дисгармонию в душе лирического героя, невозможность исполнения мечты. Кроме того, в стихотворении заметно явное преобладание мужских рифм. Они придают стиху жёсткость, чеканность. Но «железный стих» не исконное качество поэзии Лермонтова, он появляется как реакция на обман, на исчезновение мечты, спугнутой шумом толпы, как средство мщения).В чём же заключается основная мысль стихотворения? (Она заключена в последних строчках. Это мысль о враждебности светской черни всему живому, истинному, естественному, о бездуховности и пустоте света).5. Подведение итогов урока. Слово учителя.6. Задание для тех, кто любит поэзию. Примерно следуя предложенной на уроке логике разбора, проанализируйте любое стихотворение М. Лермонтова.7. Домашнее задание для всех: письменный анализ стихотворения «Как часто, пёстрою толпою окружён…»

Задание 1.
Прочитать отрывки, сравнить их: что в них общего и чем они различаются. (Это задание помогает учащимся понять специфику поэтической речи. Проделывая подобные сравнительные упражнения, школьники развивают свои литературные способности).Но едва Владимир выехал за Буря мглою небо кроет,околицу в поле, как поднялся Вихри снежные крутя;ветер и сделалась такая метель, То, как зверь, она завоет,что он ничего не взвидел. В од- То заплачет, как дитя,ну минуту дорогу занесло; ок- То по кровле обветшалойрестность исчезла во мгле мут- Вдруг соломой зашумит,ной и желтоватой, сквозь кото- То, как путник запоздалый,рую летели мутные хлопья снегу; К нам в окошко застучит.небо слилося с землёю.
Задание 2.
Из данных слов составить пять рифмующихся пар. (Задание развивает чувство рифмы).Вод, восток, натощак, птица, плывёт, срок, сторон, так, трезвон, царица.
Задание 3.
Придумать самостоятельно четыре рифмы к каждому слову. (Задание на воссоздание различных стиховых окончаний, т.е. мужских, женских, дактилических рифм).Меч, брат, радость, просвещение, красавица.
Задание 4.
Предлагаются поэтические строки из разных произведений. Нужно подобрать свои строки со сходными ритмами и словоразделами. (Это задание подводит к целостному восприятию строки и её внутренней ритмической структуры. Одновременно у детей развиваются творческие способности, готовность писать в заданном или избранном размере).1) Горит восток зарёю новой… (А.С. Пушкин)2) Дубовый листок оторвался от ветки родимой… (М.Ю. Лермонтов)3) Наша Таня громко плачет… (А. Барто)
Задание 5.
Восстановить пропущенное в стихе слово. Количество слогов в нём обозначено. (Это задание связано с подстановкой слова, пропущенного в середине или конце строки. Для этого нужно выбирать стихи, не изучавшиеся ранее. Дети должны подобрать слова, подходящие не только по количеству слогов, но и по смыслу).Не видно птиц. Покорно чахнетЛес, и больной Грибы сошли, но пахнетВ оврагах сыростью грибной.И.А. Бунин
Задание 6.
Переписать текст, соблюдая графически стихотворные строки. (Задание связано с восприятием поэтической строки как единицы стиха. Оно помогает учителю определить, насколько хорошо учащиеся воспринимают движение ритма, смену поэтических строк).Идут они той же дорогой, какой весь народ наш идёт, но грязь обстановки убогой к ним словно не липнет. Цветёт красавица, миру на диво, румяна, стройна, высока, во всякой одежде красива, ко всякой работе ловка…Н.А. НекрасовВозможно разнообразие заданий, развивающих творческие способности, чувство языка, фантазию, образное мышление у детей, например, придумать эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы, антитезы с предложенным словом: дом, река, цветок и т.п.
Основные понятия курса.
1. Жанр – формы, в которых проявляются литературные роды.
2. Лирика – род литературы, в котором изображаются мысли, чувства, переживания лирического героя.
3. Эпос – род литературы, в котором изображаются события, поступки героев.
4. Стихи – особый тип художественной речи, определяющим признаком которого является строгая ритмическая организация.
5. Проза – все виды не стихотворно организованной речи.
6. Вирши – досиллабические и силлабические стихи духовного содержания на Украине. Позднее под словом «вирши» стали понимать силлабическую поэзию вообще.
(от лат. слог) – система построения стиха, в основе которой лежит равносложие, т.е. одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке (в русском С.с. обычно 11 или 13 слогов).
8. Тринадцатисложник — «длинный» силлабический стихотворный размер, в каждой строке содержится 13 слогов, завершается она женской рифмой с ударением на втором слоге от конца строки. В середине 13-тисложника постоянная пауза – цезура – после 5-го или 7-го слога. Соседние строки рифмуются между собой (парная рифмовка).
9. Одиннадцатисложник – силлабический стихотворный размер, в каждой строке – 11 слогов, с цезурой после 5-го или 7-го слога и, главным образом, с женской рифмой.
10. Ритм стиха – повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых особенностей.
– система построения стиха, основанная на правильном чередовании ударных и безударных слогов, была предложена В. Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению российских стихов», 1735) и разработана М. Ломоносовым («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739). Сущность силлабо-тонической системы в том, что в стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по определённой системе и образуют двусложные и трёхсложные размеры.
– двусложный размер, где ударение приходится на четные – 2, 4, 6, 8 и т.д. – слоги, хотя часто встречаются пиррихии.
13. Хорей – двусложный размер, где ударение приходится на нечётные – 1, 3, 5, 7 и т.д. – слоги, хотя часто встречаются пиррихии.
14. Пиррихий – пропуск ударения среди стоп ямба или хорея, образуется за счёт длинных многосложных слов, в которых ударный слог оказывается в окружении многих безударных.
15. Спондей — в противоположность пиррихию лишнее, сверхсхемное ударение в стихотворной строке, как правило, за счёт значимых односложных слов.
16. Стопа – условная единица, при помощи которой определяется стихотворный размер силлабо-тонического стихосложения.
17. Анапест – трёхсложный размер, где ударение падает преимущественно на 3, 6, 9, 12 и т.д. слоги.
18. Амфибрахий – трёхсложный размер, где ударения падают преимущественно на 2, 5, 8, 11 и т.д. слоги.
19. Дактиль – трёхсложный размер, где ударения падают преимущественно на 1, 4, 7, 10 и т.д. слоги.
20. Тоническое стихосложение – стихосложение, в котором ритмичность создаётся количеством ударений в стихе.
21. Пауза – перерыв в звучании речи, отделяющий друг от друга слова, строки, предложения. В стихе это прежде всего цезура.
22. Цезура – внутристиховая пауза, разделяющая стиховую строку на два полустишия, – равные или неравные.
– несовпадение смыслового и ритмического строения строки или строфы, когда предложение не укладывается в стихотворную строку и занимает часть следующей строки (строчный перенос) или же предложение не укладывается в границах строфы и переходит в следующую строфу (строфический перенос).
24. Клаузула – окончание, т.е. группа слогов, состоящая из последнего ударного и следующих за ним неударных слогов. При повторе двух и более клаузул возникает рифма.
25. Рифма – повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк.
26. Мужская рифма – ударение падает на последний слог строки (окно – давно).
27. Женская рифма – ударение падает на второй от конца строки слог (даром – пожаром).
28. Дактилическая рифма – ударение падает на третий от конца строки слог (расстилается – разливается).
29. Гипердактилическая рифма – ударение падает на четвертый и последующие от конца строки слоги (свешивающиеся – смешивающиеся).
30. Парная (смежная) рифма – связывает соседние строки (по схеме аа, бб).
31. Перекрёстная рифма – связывает первую и третью, вторую и четвёртую строки (по схеме абаб).
32. Кольцевая (охватная, опоясывающая) рифма – рифмуются первая и четвертая, вторая и третья строки (по схеме абба).
33. Точная рифма – в рифмующихся словах повторяющиеся звуки одинаковы (гор – спор, он – сон).
34. Неточная рифма – в рифмующихся словах есть несовпадающие звуки (рассказ – тоска, распят – паспорт).
36. Простая рифма – в конце строки в рифмованное созвучие включено одно слово (чести – мести, прекрасный – ясный).
37. Составная рифма – в рифмованное созвучие включается два-три слова («ста расти – старости», «большевиков – больше веков»).
– незарифмованная строка среди рифмованных, используется в особой форме построения строфы, где могут рифмоваться только четные или нечётные строки; незарифмованной может оставаться и одна строка.
39. Панторифма – созвучие, включающее в себя не только отдельные слова или их окончания (как обычно), а стихотворные строки целиком.
40. Строфа – сочетание стихов, образующее единство. Объединённые рифмой стихи в строфу представляют ритмическое и синтаксическое целое. Строфа отделена от смежных сочетаний стихов большой паузой, завершением рифменного ряда и иными признаками.
. Двустишие (дистих) – простейшая и наименьшая строфа, сочетание двух строк (автор должен специально обозначить дистих). Им написано стихотворение А.С. Пушкина «Чёрная шаль».
Трехстишие (терцет, терцина) – строфа из трёх рифмующихся строк. (А.К. Толстой «Дракон»).
43. Катрен (четверостишие) – строфа из четырёх рифмующихся строк, наиболее распространена в русском стихосложении.
44. Пятистишие – строфа из пяти рифмующихся строк, редко используется самостоятельно. (Я. Смеляков «Счастливый человек»).
45. Шестистишие (секстина) – строфа из шести строк («Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина, «Родина» М.Ю. Лермонтова).
46. Семистишие (септимы) – строфа из семи строк («Бородино» М.Ю. Лермонтова).
47. Октава – восьмистрочная строфа («Домик в Коломне» А.С. Пушкина).
48. Девятистишие (спенсерова строфа, нона) – строфа из девяти строк, практически не встречается в поэзии 19-20 веков.
49. Десятистишие (децима) – строфа из десяти строк («Бородинская годовщина» А.С. Пушкина).
50. Одиннадцатистишие – строфа из одиннадцати строк. (М. Лермонтов «Поле Бородина»).
51. Двенадцатистишие – строфа из двенадцати строк.
52. Тринадцатистишие (тринадцатисложник, сложное рондо, рондель) – строфа из тринадцати строк.
53. Четырнадцатистишие (сонет, онегинская строфа) – строфа из четырнадцати строк.
54. Онегинская строфа – стихотворная композиция, созданная Пушкиным специально для романа «Евгений Онегин». Состоит из 14-ти строк четырёхстопного ямба, расположенных по схеме: три четверостишия (перекрёстной рифмовки, смежной, кольцевой) и заключительное двустишие. Такая структура связана с последовательностью развития мысли: обычно в первом катрене формулируется тема строфы, во втором даётся её развитие, в третьем – кульминация, в двустишии – афористический вывод. Такое построение делает стих романа чрезвычайно гибким и разнообразным, а каждая строфа становится как бы самостоятельным стихотворением. После Пушкина использовалась крайне редко.
55. Сонет – стихотворение из 14-ти стихов, построенное по строгой строфической схеме: два четверостишия и два трёхстишия, чередование рифм абба — абба – ввг — дгд (итого пять рифм).
56. Дольник – вид русского и немецкого стихосложения, являющийся своеобразной промежуточной формой между силлабо-тоническим (главным образом трехсложным) стихом и чисто тоническим. Строки его, совпадая по числу ударений, сравнительно свободно располагают безударные слоги. Сочетания ударных и безударных слогов образуют уже не «стопы», а «доли», где количество безударных колеблется от одного до трёх-четырёх.
Вольный стих – силлабо-тонический стих с произвольно меняющимся количеством стоп, но одной метрической формы, — чаще всего это вольный ямб, хотя встречается и вольный хорей, и вольные трёхсложные размеры.
Белый стих – нерифмованный, книжный (в отличие от фольклорного, тоже, как правило, не имеющего рифмы) стих. Название произошло от того, что его окончания, где обычно помещается созвучие (рифма), остаются в звуковом отношении незаполненными («белыми»).
Верлибр (свободный стих) – система стихотворной речи, где вся идейно-художественная структура, поэтическая форма основывается лишь на организующем движении лирической интонации. Здесь необязательны внешние традиционные признаки стихосложения: нет строгого ритмического построения, особенностей, свойственных количественно слого- и ударно-упорядоченным системам стихосложения, могут отсутствовать клаузулы и рифмы, нарушена соразмерность стихотворных строк. По словам В. Брюсова, «отдельные стихи могут быть произвольного метра и произвольной длины». Многочисленные разновидности верлибра пока не классифицированы, его закономерности не описаны с достаточной степенью подробности и являются предметом изучения в современном стиховедении.
Лирический герой – образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём. Не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания.

Оцените статью
Добавить комментарий