Вопрос 2. Этапы и особенности формирования и развития мировой экономики — 1. Мировая экономика и мировое хозяйство. 2

  • От :
  • Категории : Без рубрики

 

^
Прочитать основной теоретический материал по вопросу в пособии "Мировая экономика", тема 1, § 2. Чтобы сразу перейти к теоретическому материалу, щелкните здесь.

Дополнительный материал Вы найдете в книгах:

1. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: ЮРИСТ, 1999, С. 31-36.2. Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. — М., 1994. — С. 30.3. Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учебное пособие. – М., 2006. – С. 6-9. 4. Сергеев П.В. Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе: Учебное пособие по курсу "Мировая экономика". – М., 1998. – С. 7-10.

При изучении вопроса выполните следующие инструкции:

Подумайте, какое значение имеет выделение этапов развития мировой экономики? В чем заключаются особенности и тенденции развития современного этапа?

Проанализируйте различные точки зрения по поводу выделения этапов развития мировой экономики. Какая точка зрения является, на ваш взгляд, более обоснованной?

Необходимо помнить, что высокий уровень экономической взаимозависимости экономик стран мира заключает в себе определенные угрозы. Экономика страны становится более уязвимой от колебаний конъюнктуры мировых рынков товаров, капиталов, валютных рынков. В этой связи подумайте, современная мировая экономика является более или менее стабильной, чем 30-40 лет назад?

^

Мировая экономика формировалась на протяжении значительного периода времени, и, разумеется, продолжает развиваться дальше. По вопросу об этапах формирования мировой экономики, стартовому периоду в научной литературе не существует единого мнения. С позиций ряда специалистов5 исторически первыми стали экономические отношения, связывавшие единую целостность Римской империи, которая была первой всемирной империей, характеризовавшейся единством экономических отношений. Однако такая позиция может быть признана верной лишь с точки зрения европейцев: далеко от Римской империи автономно существовали и развивались экономики, например, Индии и Китая, в которых и не слышали ни о какой Римской империи. Некоторые авторы (Е.Ф. Авдокушин, И.А. Спиридонов) особенно подчеркивают, что современная мировая экономика – результат процессов, главным образом ХХ в., тогда как до этого периода шло лишь формирование предпосылок. Такая точка зрения также не может быть признана убедительной: достаточно сказать, что Парижская валютная система золотого стандарта (мировая по характеру) начала формироваться с 1821 г.

Учитывая вышесказанное, можно выделить следующие этапы формирования мировой экономики.

  1. XV – XVII вв. Эпоха Великих географических открытий, в течение которых люди открыли Землю. Установление постоянных связей с неизвестными ранее странами и континентами способствовало созданию и развитию мировой торговли. Страны Европы (Испания, Португалия, Англия, Голландия), выступившие инициаторами этих открытий, начали захватывать колонии, которые превратились в периферию мирового хозяйства и послужили основой международного обмена. Во много раз выросли поставки драгоценных металлов, пряностей, ценных сортов древесины. Не следует забывать, что мировое хозяйство этого периода держалось, главным образом, на силе меча, и сопровождалось грабежом богатств колоний (индейцы Центральной и Южной Америки, Индия, Африка), работорговлей, нескончаемыми войнами. Однако мировой рынок оставался ограниченным по масштабам товарооборота. В мировом хозяйстве доминировал не производственный, а торговый, купеческий капитал.
  2. XVIII – начало XX вв. Эпоха промышленной революции. В этот период происходило стремительное развитие производительных сил, была создана фабричная индустрия, ориентированная на массовый выпуск промышленной продукции – основы мировой торговли. Паровой транспорт связал континенты как внутри, так и между ними. Были созданы современные средства связи – телеграф, телефон, радио. Наличие колоний являлось стимулирующим фактором развития мировой экономики, порождая одновременно политические и социальные проблемы, провоцируя конфликты между странами, вылившиеся в Первую Мировую войну.
  3. 10-40-е гг. ХХ в. Начало этому периоду положили Первая Мировая война и революции в России в 1917 г. В целом период характеризуется нарастанием кризисных явлений и неустойчивости развития ведущих стран мира. В 1917 г. из мирохозяйственных связей в результате революции выпала Россия. Началось формирование двух типов мирового хозяйства – капиталистического и социалистического. Капиталистическая система хозяйства характеризовалась общей неустойчивостью экономических связей, вызванных Первой Мировой войной, переводом национальных экономик на военный лад, уничтожением значительной части производительных сил и людских ресурсов. Мировой экономический кризис (или «Великая депрессия»), начавшийся в 1929 г., обусловил нарастание тенденций к автаркии, к снижению роли экспорта капитала и товаров. Экспортная квота ведущих стран мира в 30-е гг. была в 1,5-2 раза ниже, чем в более благополучные 20-е гг. Так у США она сократилась с 6,1% в 1918 г. до 3,6 в 1938 г., у Дании с 29,1% до 21,3% за те же годы. Огромный урон мировой экономике принесла и Вторая Мировая война, особенно пострадавшими оказались СССР, Европа, Япония.
  4. 50-80 гг. ХХ в. Этот этап в развитии мировой экономики начался после окончания Второй Мировой войны. Основными чертами данного этапа стали:
  1. ^ мировой социалистической системы как особой подсистемы мирового хозяйства во главе с СССР. В социалистических странах производилась 1/3 мирового ВВП, в т.ч. в странах Совета экономической взаимопомощи – ¼. В основу развития экономик социалистических стран, их внешнеэкономических связей были положены не экономические принципы, а политические, классовые, идеологические: доминирование государственной собственности на средства производства, коллективизация сельского хозяйства, жестко централизованная система управления экономикой, отказ от использования преимуществ законов рыночного хозяйства. В результате сфера мирового товарообмена существенно сократилась, но мировой рынок продолжал существовать, внешнеэкономические связи устанавливались и между социалистическими и капиталистическими странами, сочетаясь с противоборством и соревнованием. При этом в начале 90-х гг. 9/10 мирового товарооборота приходилось на капиталистическую систему.
  2. ^ . Важнейшим элементом мировых производительных сил стали транснациональные компании, деятельность которых вела к формированию интернациональных производственных комплексов, включающих создание продукта, его реализацию, расчеты, кредитование, транспортировку.
  3. ^ , пришедшийся на 60-е гг. привел к образованию новой большой группы развивающихся стран. Старые экономические отношения метрополия-колония сменились новыми типами взаимоотношений на двусторонней и многосторонней основе. Начался вывоз предпринимательского капитала из промышленно-развитых стран в развивающиеся, что способствовало экономическому развитию последних. К середине 70-х гг. особое место заняли т.н. "новые индустриальные страны" Юго-Восточной Азии (НИС), в их числе "малые драконы" первой волны – Южная Корея, Гонконг (ныне часть КНР – Сянган), Сингапур, Тайвань, к которым впоследствии добавились Бразилия, Аргентина, Мексика, Индия.
  4. ^ США и других промышленно-развитых стран. Если в 1955 г. совокупный ВВП шести ведущих держав мира (после США) составлял 74% к ВВП США, то в 1970 г. – 114%, хотя по отдельности ни одна страна не смогла приблизиться к показателям США. Однако доминирование США в мировой экономике сменилось многополюсной системой, что проявилось в формировании трех центров – США-Западная Европа-Япония.
  5. ^ В 70-80-х гг. мировая экономика вступила в кризисную полосу. В 1974 г. экономический кризис охватил практически одновременно и все промышленно-развитые страны (впервые после Второй Мировой войны). В результате ни одна из стран не могла воспользоваться преимуществами начавшегося подъема в какой-либо стране или попытаться решить свои проблемы за счет какой-либо страны. Объем промышленного производства и экспорта стран сократился более чем на 10%, его спутниками стали высокая инфляция и безработица. В последующие годы, 1975-1979 гг., среднегодовые темпы роста ведущих стран не превышали 1,8%. Десятилетие 80-х гг. специалисты называют «потерянное десятилетие». Его начало ознаменовалось кризисом 1980-1982 гг., в ходе которого объемы промышленного производства сократились на 4%. Данный циклический кризис протекал на фоне кризиса структурного и отличался стагфляционной формой протекания. Вместе с тем, в отличие от 30-х гг., кризисные явления не привели к нарастанию автаркических тенденций. Напротив, внешнеэкономические связи промышленно-развитых стран расширялись и углублялись. Их экспортная квота за 60-80-е гг. возросла с 11% до 21%, а у развивающихся стран – с 18% до 26%.
  1. Современный этап развития мировой экономики начался в 90-е гг. ХХ в. и продолжается в наши дни. Одним из важнейших событий периода стал распад социалистической системы хозяйства, в результате которого страны Восточной Европы и бывшего СССР формируют экономические структуры, аналогичные промышленно-развитым странам. Реформы в России также нацелены на создание основ рыночной экономики, изменение системы управления хозяйством, глубокую интеграцию страны в мировую экономику. Период характеризуется формированием международных, а теперь уже и планетарных производительных сил. Активнейшим образом протекает процесс глобализации мировой экономики.

Каковы основные общие тенденции развития мировой экономики, в том числе на современном этапе?

А). ^ на мировую экономику. Исследования, проведенные в Институте мировой экономики и международных отношений, показывают, что за период 60-90-х гг. за счет НТП промышленно-развитые страны получали, и продолжают получать, более 50% прироста своего ВВП.

Б). ^ мировой экономики за счет роста роли и доли стран Азии. Бурный рост их ВВП привел к тому, что ныне доля этих стран в мировом ВВП составляет 40% и имеет тенденцию к дальнейшему росту, учитывая быстрые темпы развития китайской экономики. В свою очередь, доли США и Европы сокращаются.

В). ^ человечества, в первую очередь, сырьевой, демографической и экологической.

Г). Неравномерность экономического развития стран. Граждане стран т.н. «золотого миллиарда» (к началу XXI в. они насчитывали 20% населения Земли) потребляют 70-75% производимой энергии, 79% топлива, 85% мировой древесины, 75% металлов. "Золотой миллиард" имеет 84,7% мирового ВВП, 84,2% мировой торговли, 84,5% сбережений населения на внутренних счетах. Львиная доля ресурсов и потребления приходится на США. Насчитывая менее 5% населения Земли, они потребляют от 30 до 40% мировых ресурсов, более 25% нефтепродуктов. Каждый американец потребляет столько, сколько приходится на 8 среднестатистических жителей Земли, или 20 жителей развивающихся стран. Официальный порог бедности в США составляет 50 долларов в день, в то время как у 3,5 млрд. жителей Земли нет и 2 долларов в день. Для России планка бедности составляет 2 доллара в день, и согласно докладу ООН о развитии человека в 2003 г. за этой чертой бедности находилось 9 млн. человек. Официальная планка бедности в самой России проводится выше, на рубеже 2,5 доллара в день, и в этом случае за чертой бедности оказывается 29 млн. человек. Независимые эксперты дают и более грустную картину: по некоторым оценка 55% населения (80 млн. чел.) в России живут за порогом бедности в 1 доллар в день.

Д). ^ Такие интеграционные группировки как Европейский Союз, НАФТА, АСЕАН превратились в важных субъектов мировой экономики.

Е). ^ . Наиболее важным экономическим процессом, определяющим характер и перспективы развития мировой экономики стал процесс глобализации и усиления взаимозависимости национальных экономик. Глобализация понимается ныне как формирование единого планетарного хозяйства.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …