Выпускник научится — Пояснительная записка ·Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной…

^ — подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;- соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;- правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);- осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;- входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;- выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;- соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности, учитывающие специфику работы с различными экранами.

Выпускник научится:- осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;- учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;- выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью;- проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;- проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, проводить транскрибирование цифровых звукозаписей;- осуществлять видеосъемку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.

Выпускник научится:- создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;- сканировать текста и осуществлять распознавание сканированного текста;- осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом, средствами текстового редактора;- создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;- использование средств орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке.

Выпускник научится:- создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;- создавать диаграммы различных видов (алгоритмических, концептуальных, классификационных, организационных, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами;- создавать специализированные карты и диаграммы: географические (ГИС), хронологические;- создавать графические сообщения проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств.

Выпускник научится:- использовать звуковые и музыкальные редакторы;- использовать клавишные и кинестетические синтезаторы;- использовать программы звукозаписи и микрофоны.

Выпускник научится:- организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер; — работать с особыми видами сообщений: диаграммы (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), карты (географические, хронологические) и спутниковые фотографии, в том числе в системах глобального позиционирования;- проводить деконструкцию сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов; — использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки;- формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения; — избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.

Выпускник научится:- выступать с аудио-видео поддержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;- участвовать в обсуждении (видео-аудио, текстовый форум) с использованием возможностей интернета;- использовать возможности электронной почты для информационного обмена;- вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;- осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);- соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

Выпускник научится:- использовать различные приемы поиска информации в интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализ результаты поиска;- использовать приемы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;- использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;- искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;- формировать собственное информационное пространство: создание системы папок и размещение в ней нужных информационных источников, размещение информации в Интернете.

Выпускник научится:- вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической, и визуализации;- строить математические модели; — проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике.

Выпускник научится:- моделировать с использованием виртуальных конструкторов;- конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью;- моделировать с использованием средств программирования;- проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать свое время с использованием ИКТ.
1.2.3.3. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выпускник научится:- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме;- выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;- использовать такие математические методы и приемы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство «от противного», доказательство «по аналогии», опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения; построение и исполнение алгоритма;- использовать такие естественнонаучные методы и приемы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;- использовать некоторые методы получения знания, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;-отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; — видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:-ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста,
выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
объяснить порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснить назначение карты, рисунка, пояснить части графика или таблицы и т.д.;
-находить в тексте требуемую информацию («пробежать» текст глазами, определить его основные элементы, сопоставить формы выражения информации в запросе и в самом тексте, установить, являются ли они тождественными или синонимическими, найти необходимую единицу информации в тексте);-решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
определять назначение разных видов текстов;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию
различать темы и подтемы специального текста;
выделять не только главную, но и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность изложения идей текста;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции;
понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им;
Выпускник научится:-структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;-преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;-интерпретировать текст:
сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию разного характера,
обнаружить в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов,
сделать выводы из сформулированных посылок,
вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста;
Работа с текстом: оценка информацииВыпускник научится:-откликнуться (отрефлексировать) на содержание текста:
связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников,
оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире,
найти доводы в защиту своей точки зрения;
-откликнуться (отрефлексировать) на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;-на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;-в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; -использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте);

Коммуникативная компетенция
Речь и речевое общение
Выпускник научится:-владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;-владеть различными видами диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;-нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения;-оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;-уметь предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Аудирование
Выпускник научится-владеть различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и передавать содержание ауудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;-понимать и уметь формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию комментировать её в устной форме;-передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Чтение
Выпускник научится-понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических жанров, художественно-публицистического жанра), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);-владеть практическими умениями ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;-передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;-владеть приемами работы с учебной книгой, справочникам и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;-отбирать и систематизировать материал на определенную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Говорение
Выпускник научится:-создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);-обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;-извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определенную тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;-соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию; правила речевого этикета.
Письмо
Выпускник научится:-создавать письменные монологических высказывания разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);-излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана.-соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические нормы, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Текст
Выпускник научится:-анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;-осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т.п.-создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учетом требований к построению связного текста.

Выпускник научится:-владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);-различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);-создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);-оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; -исправлять речевые недостатки, редактировать текст;-выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция
Общие сведения о языке
Выпускник научится:-характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка в кругу славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка»;-определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;-оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Выпускник научится:-проводить фонетический анализ слова;-соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;-извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности.

Выпускник научится:-делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;-различать изученные способы словообразования; -анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; -применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Выпускник научится:-проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;-группировать слова по тематическим группам;-подбирать к словам синонимы, антонимы;-опознавать фразеологические обороты; -соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;-использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;-опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение); -пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарем, словарем синонимов, антонимов, фразеологическим словарем и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:-опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;-анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;-употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;-применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;-распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Синтаксис
Выпускник научится:-опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;-анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;-употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;-использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;-применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Выпускник научится:-соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);-объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);-обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;-извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Культуроведческая компетенция
Язык и культура
Выпускник научится:-выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;-приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;-уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
1.2.3.6. Литература.
Устное народное творчество
Выпускник научится:-осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, «традиционным» фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);-выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народа, формирования представлений о русском национальном характере,-видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин-учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения,
целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях,
-определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию,-выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»,-пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы,-выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной, -видеть «необычное в обычном», устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Выпускник научится:-осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;-воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку,-определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения,-выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации,-определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями, -анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя свое отношение к прочитанному,-создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах,-сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах,-работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации.
1.2.3.7. Иностранный язык
Раздел «Коммуникативные умения»
Говорение. Диалогическая речь
Выпускник научится вести комбинированный диалог в стандартных ситуациях неофициального общения, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.
Говорение. Монологическая речь
Выпускник научится:-рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своей школе, своих интересах, планах на будущее; о своем городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы);-описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы);-давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей; -передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст/ ключевые слова/ план/вопросы.
Аудирование
Выпускник научится:-воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;-воспринимать на слух и понимать значимую/ нужную/ запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.
Чтение
Выпускник научится:-читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;-читать и выборочно понимать значимую/ нужную/ запрашиваемую в несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений.
Письменная речь
Выпускник научится:-заполнять анкеты и формуляры в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка;-писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка.

Фонетическая сторона речи
Выпускник научится:-различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить все звуки иностранного языка;-соблюдать правильное ударение в изученных словах;-различать коммуникативные типы предложения по интонации;-адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей, в том числе соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных словах.
Орфография
Выпускник научится правильно писать изученные слова.
Лексическая сторона речи
Выпускник научится:-узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы;
-употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета) в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
-соблюдать существующие в иностранном языке нормы лексической сочетаемости;
-распознавать и образовывать родственные слова с использованием основных способов словообразования (аффиксации, конверсии) в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей.
Грамматическая сторона речиВыпускник научится:
-оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами иностранного языка в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте;
-распознавать и употреблять в речи: различные коммуникативные типы предложений: утвердительные, отрицательные, вопросительные (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме);
распространенные простые предложения, в т.ч. с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке (We moved to a new house last year);
предложения с начальным It (It’s cold. It’s five o’clock. It’s interesting. It’s winter.);
предложения с начальным There + to be (There are a lot of trees in the park.);
сложносочиненные предложения с сочинительными союзами and, but, or;
косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени;имена существительные в единственном и множественном числе, образованные по правилу, и исключения; имена существительные c определенным/неопределенным/ нулевым артиклем;личные, притяжательные, указательные, неопределенные, относительные, вопросительные местоимения;имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения; а также наречия, выражающие количество (many/much, few/a few, little/a little); количественные и порядковые числительные; глаголы в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Present Simple, Future Simple и Past Simple, Present и Past Continuous, Present Perfect; глаголы в следующих формах страдательного залога: Present Simple Passive, Past Simple Passive;
различные грамматические средства для выражения будущего времени: Simple Future, to be going to, Present Continuous;
условные предложения реального характера (Conditional I – If I see Jim, I’ll invite him to our school party)
модальные глаголы и их эквиваленты (may, can, be able to, must, have to, should, could).
1.2.3.8. История России. Всеобщая история
Раздел 1. История Древнего мира
Выпускник научится:
-определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, “до н.э.”, “н.э.”);
использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
-проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
-описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
-раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
-объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
-давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Выпускник научится:
-локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
-использовать историческую карту как источник информации о территории, экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, направлениях крупнейших передвижений людей  походов, завоеваний, колонизаций и др.;
-проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
-составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
-раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
-объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
-сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
-давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

Выпускник научится:
-локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
-использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, основных процессах социально-экономического развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений  походов, завоеваний, колонизации и др.;
-анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
-составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
-систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
-раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностей; д) художественной культуры Нового времени;
-объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
-сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
-давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник научится:
-локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события новейшей эпохи, характеризовать основные этапы отечественной и всеобщей истории ХХ–начала XXI в.; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в новейшее время;
-использовать историческую карту как источник информации о территории России (СССР) и других государств в ХХ  начале XXI вв., значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира в новейшую эпоху, местах крупнейших событий и др.;
-анализировать информацию исторических источников  текстов, материальных и художественных памятников новейшей эпохи;
-представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни людей различного социального положения в России и других странах в ХХ  начале XXI вв.; б) ключевые события эпохи и их участников; в) памятники материальной и художественной культуры новейшей эпохи;
-систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;
-раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития России и других стран, политических режимов, международных отношений, развития культуры в ХХ  начале XXI вв.;
-объяснять причины и следствия наиболее значительных событий новейшей эпохи в России и других странах (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.);
-сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран в новейшую эпоху (опыт модернизации, реформы и революции и др.), сравнивать исторические ситуации и события;
-давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории ХХ  начала XXI вв.
-проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи, города, края в ХХ  начале XXI вв.
1.2.3.9. Обществознание

Оцените статью
Добавить комментарий