Выступление на совещании директоров культурно-досуговых учреждений Республики Коми

Выступление на совещании директоров культурно-досуговых учреждений Республики КомиУважаемые коллеги! Своё сегодняшнее выступление об итогах деятельности культурно-досуговых учреждений Республики Коми мне хотелось бы построить несколько по-новому, основываясь не на перечислении наших многочисленных конкурсов, выставок и фестивалей, масштабных районных и республиканских мероприятий, а на анализе тех процессов, задач и проблем, которые нам с вами предстоит решать, реализуя девиз нашего совещания «Повышение эффективности деятельности культурно-досуговых учреждений − веление времени». Стратегическая задача культурной политики каждого региона состоит в том, чтобы в сфере культуры была осуществлена программа комплексной модернизации отрасли. Под ней понимается не вульгарная замена бесплатных форм культурной деятельности платными услугами, не переход от государственного финансирования учреждений культуры к их самофинансированию и тому подобные решения, но целенаправленная и системная работа по дифференцированному использованию культурного потенциала как творческого ресурса развития инновационной экономики государства. На это нацелены известные вам и Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и Постановление Правительства по их реализации, о которых будут говорить сегодня другие докладчики. По состоянию на 01 января 2014 года культурно-досуговая сфера системы Министерства культуры Республики Коми насчитывает 379 учреждений клубного типа, штатный состав которых составляет 2 280 человек, в том числе основной персонал – 1 745 человек. Всем давно известный лозунг «Кадры решают всё» в контексте современной стратегии актуален как никогда. Без кадрового потенциала невозможно решать поставленные задачи. При этом надо помнить, что понятия «кадровый потенциал» и «кадровый ресурс» не однозначные. Под кадровым потенциалом учёные понимают совокупность физических, духовных, культурных и иных качеств персонала, а под кадровым ресурсом − совокупность свойств сотрудников необходимых для воспроизводства жизнедеятельности организации, учреждения, отрасли. Таким образом, кадровый потенциал − всё, что вкладывается в человека; кадровый ресурс − всё то, что можно получить от него для учреждения, организации, отрасли. Каким же кадровым потенциалом мы располагаем сегодня? В сравнении с 2012 годом несколько увеличился процент специалистов с высшим образованием, который составил по региону 24,9 (+ 0,5 %). Лидируют по данной позиции г. Сыктывкар (51,1 %), г. Ухта (34,1 %), г. Усинск (29,2 %), г. Вуктыл (28 %); из сельских районов − Сыктывдинский (31,9 %), Прилузский (28,6 %). Самая низкая обеспеченность специалистами с высшим образованием в Ижемском районе (5,9 %), Княжпогостском (3,7 %), Койгородском (9,3 %), г. Воркута (9,3 %). В целом по Республике Коми ежегодно снижается и процент специалистов со средним профессиональным образованием, который составил на 01 января 2014 года 41,0 %, к уровню 2012 года − 0,6 %. Самая тяжёлая кадровая ситуация, когда более 50 % работников, относящихся к основному персоналу не имеют специального образования в Княжпогостском, Усть-Цилемском, Усть-Куломском районах, в г. Печора и г. Воркута. Кадровый состав стремительно стареет. Процент специалистов старше 55 лет остаётся достаточно высоким − 18,5 % (− 0,1 %). В то же время возможности повышения квалификации через систему курсов и семинаров Учебного центра используются не в полной мере. Так, из 13 учебных групп в 2013 году не побывали ни в одной работники культурно-досуговых учреждений г. Вуктыл; только в одной группе (Школа мастеров досуга) − г. Воркута (1 чел.); в одной группе (Современная хореография) − г. Ухта (1 чел.), Троицко-Печорский район (1 чел.); в одной группе − Койгородский район (3 чел.). Слабо повышают квалификацию в нашем учреждении работники культурно-досуговых учреждений Ижемского района, Княжпогостского района. Активно направляют слушателей из Сыктывкара, Печоры, Сыктывдинского и Усть-Вымского районов. Начиная с 2008 года ежегодно Республиканским Центром народного творчества и повышения квалификации организуются смотры, конкурсы по различным направлениям деятельности (методических служб, проектов патриотической направленности, смотров-конкурсов «Лучшее культурно-досуговое учреждение Республики Коми»). С 2013 года осуществляются новые проекты − конкурс профессионального мастерства среди руководителей и специалистов культурно-досуговых учреждений «Формула успеха» и конкурс на получение денежного поощрения из федерального бюджета лучшими культурно-досуговыми учреждениями, находящимися на территории сельских поселений, и их работниками. О них мы уже говорили вчера. Необходимо подчеркнуть, что эта форма стимулирования творческой активности, повышения профессионального роста тоже используется не в полной мере. В 2013 году в конкурсе «Формула успеха» приняли участие 16 человек из 20-ти муниципальных образований, в 2014 году − только 12. В Президентском конкурсе – 10 клубных работников и 10 учреждений. Ежегодно Республиканский Центр народного творчества и повышения квалификации усиливает информационно-методическое обеспечение специалистов отрасли.
Весной 2013 года, согласно Приказа Министерства культуры Республики Коми, Центр народного творчества и повышения квалификации создал собственную страницу в социальной сети «ВКонтакте» − «Центр народного творчества и ПК РК» (адрес: http://vk.com/culturerk), которая активно ведётся и пополняется новостями. По состоянию на 01 марта 2014 года более 190 подписчиков являются её постоянными посетителями.
В середине 2013 года открыта персональная страница на портале «Kuda idti». Страница и сегодня активно пополняется событиями и новостями. В конце 2013 года значительно преобразился официальный сайт учреждения: * полностью разработан новый дизайн; * добавились и функционируют различные дополнительные функции и свойства (виджет социальной сети, подписка на ленту новостей, связь с администратором сайта и другое); * пополняется новой информацией новостная лента, растёт раздел «Коллективы», заполняется раздел «Наследие», активно наполняется раздел «ДШИ − детские школы искусств» и т. д.; * возрос рейтинг его посещаемости. К 20-му числу каждого текущего месяца формируются сводные афиши наиболее значимых мероприятий городов и районов Республики Коми на предстоящий месяц. То есть по состоянию на 20 марта уже сформирована сводная республиканская афиша на апрель 2014 года (Раздел «Мероприятия» на официальном сайте учреждения). По окончании каждого месяца подводятся итоги мониторинга средств массовой информации о деятельности учреждения. Так, за 2013 год в средствах массовой информации число публикаций (в том числе видеорепортажей, радиоэфиров, статей в печатных изданиях и интернет-сайтах) о деятельности учреждения составляет 208 (двести восемь). Ежегодно издаются и направляются в муниципальные образования 12-15 наименований методических и репертуарных сборников. В 2013 году клубные учреждения получили достаточное количество изданий по нематериальному культурному наследию. Это сборник нормативных и информационных материалов «Нематериальное культурное наследие Республики Коми»; сборники «Народная культура как объект изучения, сохранения и восстановления», «Летние календарные праздники»; альбом «Народные коллективы-юбиляры», сборник песен Лидии Чувьюровой, сборник песен «Василей», методическое пособие «Луд» и другие. Говоря о кадровом ресурсе, следует отметить, что, несмотря на все проблемы, в культурно-досуговой сфере трудятся немало высокопрофессиональных, любящих и знающих своё дело специалистов. Благодаря им сохраняются богатства национальных культур, не умирает традиция проведения ярких масштабных фестивалей, смотров и праздников. Благодаря их умению впервые за последние годы наметились положительные тенденции к увеличению основных показателей культурно-досуговых учреждений. В 2013 году в большинстве муниципальных образований увеличилось число клубных формирований и участников в них. В целом по Республике Коми сеть клубных формирований увеличилась на 141 единицу, число участников на 2110 человек. Наибольший рост участников достигнут в культурно-досуговых учреждениях Воркуты (+ 625), Вуктыла (+ 375), Печоры (+ 227), Удорского района (+ 203), Прилузского района (+ 168). Число клубных формирований народного творчества возросло на 132 единицы, число участников в них − на 1578 человек. Наибольший прирост формирований народного творчества дали культурно-досуговые учреждения Воркуты, Сосногорска, Инты, Койгородского, Корткеросского, Усть-Куломского районов; наибольшего числа участников − культурно-досуговые учреждения Воркуты, Ухты, Вуктыла, Инты, Койгородского, Троицко-Печорского и Удорского районов. Неплохое развитие получили формирования хореографической направленности (+ 34), прочие (+ 111). 123 творческих коллектива имеют звание «Народный» или «Образцовый», 44 являются лауреатами международных и всероссийских конкурсов и фестивалей. В 2013 году в культурно-досуговых учреждениях Республики Коми значительно увеличилось число клубных формирований для детей до 14 лет (на 81 ед.), число участников в них − на 973 человека. Увеличилось также число клубных формирований для молодёжи (+ 12) и число их участников (+ 429). В целом по Республике Коми в сравнение с 2012 годом произошло увеличение числа культурно-массовых мероприятий (+ 163), в том числе для детей до 14 лет (+ 1014). Более глубокой и целенаправленной становится деятельность по сохранению нематериального культурного наследия. Практически завершена ревизия фольклорно-этнографической коллекции Республиканского Центра народного творчества и повышения квалификации. Материалы, подлежащие хранению, оцифрованы, поставлены на учёт в репертуарном фонде, проводится их описание, 18 объектов нематериального культурного наследия занесены в Федеральный и Республиканский реестры. На основе этих и вновь собранных материалов планируем издавать фольклорно-этнографические сборники, компакт-диски для использования в учебных и практических целях. В 2013 году впервые за много лет возобновились фольклорно-этнографические экспедиции. Их было 2 – в Ижемский район для дополнительного сбора материалов по фольклорному празднику «Луд» и в село Лойма Прилузского района для изучения песенно-игрового фольклора, традиций, характерных для северно-русской культуры. По материалам обеих экспедиций изданы методические сборники с приложением дисков. В продолжение научно-практической конференции, проведённой в 2012 году, в марте 2013 года состоялся трёхдневный семинар-практикум «Проблемы сохранения и развития традиционной народной культуры», в котором приняли участие 30 специалистов из 16 муниципальных образований, учёные Института языка, литературы и истории Уральского отделения Российской академии наук, Сыктывкарского государственного университета, коллеги из Яренского района Архангельской области. В рамках семинара-практикума состоялся выезд в Сысольский район (с. Визинга) для участия в народно-обрядовом празднике «Гажа валяй» и творческой лаборатории по народным обрядам. Работа по восстановлению и сохранению традиционной народной культуры ведётся сегодня во многих муниципальных районах. Особенно хочется отметить Усть-Цилемский, Троицко-Печорский, Удорский, Сысольский и Печорский районы, где она строится более системно и эффективно. Вместе с тем немало ещё встречается фактов этнографической безграмотности. Мы не всегда знаем региональные особенности одежды, обуви, привязанности обрядов к конкретным временным датам. Не всегда умеем вести постоянный диалог со старожилами, носителями местных традиций, и порой безответственно используем в праздниках и обрядах первоисточники. В обрядах, посвящённых Масленице, включаем тексты, носящиеся к Рождеству и т. п. Бесспорно легче воспользоваться уже апробированными материалами коллег, публикациями сценариев из журналов. Только какое значение играет такой «продукт» в популяризации народного праздника, если он оторван от местных традиций, искажает историю и культуру?Исправлять ситуацию нам придётся совместными усилиями. Поэтому одной из задач Республиканского Центра народного творчества и повышения квалификации станет организация деятельности базовых фольклорных коллективов, коллективов-лабораторий. Ими станут творческие коллективы, действующие при муниципальных культурно-досуговых учреждениях, такие как, фольклорный коллектив «Сипертас» Дома культуры села Нившера (Коркеросский район). Планируем и дальше укреплять связи и взаимодействие с учёными, музеями, библиотеками, образовательными учреждениями, в том числе и через подготовку и реализацию совместных проектов на республиканском и федеральном уровнях. С 2013 года в штате Республиканского Центра народного творчества и повышения квалификации появился специалист в области фольклора с высшим образованием Александр Альхимёнок, на которого мы возлагаем большие надежды. В то же время достижение желаемых стратегических целей культурной политики во многом зависит не только от кадрового потенциала, но и материально-технических и финансовых возможностей региона, района, городского округа. В ходе реализации государственной программы «Культура» муниципальные образования стали получать финансовые средства на ремонт и строительство, переоборудование клубных учреждений. На 142 единицы увеличился компьютерный парк, составляющий на 01 января 2014 год 714 единиц, число клубов, имеющих выход в интернет, увеличилось на 15 единиц и составляет 83 учреждения. В то же время выделенных средств явно недостаточно, чтобы изменить ситуацию коренным образом. По данным статистики процент зданий культурно-досуговых учреждений, требующих капитального ремонта и аварийных остаётся высоким и составляет 25,5 % от общего числа зданий, практически каждое 4-ое здание. Особенно проблемное положение в г. Вуктыл (71,4 %), г. Ухта (41,2 %), г. Воркута (33,3 %), г. Инта (30 %), Усинском (54,5 %), Усть-Вымском (85,7 %), Усть-Куломском (57,1 %), Сыктывдинском (52, 6 %) районах. По данным бухгалтерской отчётности в 2013 году на капремонт направлено 70 552 тысяч рублей или 5,5 % от общего поступления средств, в сравнение с 2012 годом − минус 1,0 %, на приобретение оборудования 52 946 тысяч рублей или 4,1 %, в сравнении с 2012 годом − минус 0,2 %. Сегодня не имеют даже по одному компьютеру на учреждение Усть-Куломский, Койгородский и Княжпогостский районы. Выход в интернет имеют только 5 культурно-досуговых учреждений из 27 − в Корткеросском; 5 из 25 − в Ижемском; 2 из 17 − в Княжпогостском; 1 из 16 − в Койгородском; 3 из 20 − в Сыктывдинском; 4 из 27 − в Усть-Цилемском; 3 из 24 − в Удорском; 2 из 36 − в Усть-Куломском районе. Наименьшее бюджетное финансирование на 1 учреждение получают культурно-досуговые учреждения Троицко-Печорского района (1477 тыс. рубл.); Прилузского (1446 тыс. рубл.); Усть-Куломского (1382 тыс. рубл.); Койгородского района (1196 тыс. рубл.). В то же время в г. Воркута (14 740 тыс. рубл.); г. Сыктывкар (7 583 тыс. рубл.); г. Инта (7 161 тыс. рубл.); г. Ухта (6 773 тыс. рубл.); г. Усинск (5 827 тыс. рубл.). Недостаток бюджетного финансирования вынуждает культурно-досуговые учреждения проводить больше платных развлекательных мероприятий, в основном дискотек, в ущерб мероприятиям социальной направленности, духовно-нравственной тематики. Так, доля дискотек и киновидеосеансов увеличилась в сравнении с 2012 годом и составляет по Республике Коми 41,6 % от общего числа проводимых мероприятий. В отдельных районах этот показатель ещё выше: в Усть-Куломском − 60,2 %, Усть-Цилемском − 59,6 %, Усть-Вымском − 56,3 %, Корткеросском − 52,1 %. Возвращаясь к теме нашего совещания «Повышение эффективности деятельности культурно-досуговых учреждений − веление времени» следует сказать, что сейчас происходит переосмысление роли культуры не только как производителя и хранителя культурных ценностей, но и как ресурса социально-экономического развития. Она стала оказывать направленное и прогнозируемое влияние на все сферы жизнедеятельности людей. Учреждения культуры включаются в решение самых актуальных социальных задач и проблем. А это значит, что все используемые клубными учреждениями формы должны иметь социальный эффект (пользу, результат) для жителей. Социальная эффективность − этот тот индикатор, который показывает способность учреждения достигать поставленные перед ним социальные, общественно-значимые цели. Сегодня в рамках обмена опытом мы будем говорить о разных критериях оценки деятельности культурно-досуговых учреждений, в том числе независимой оценке, которая должна проводиться в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 года № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги». Мы выполняем глобальный социальный заказ общества − улучшить качество важного ресурса − человеческого. И делаем мы это через выполнение конкретных творческих задач, используя ресурсы отрасли. О культурно-досуговом учреждении можно говорить, что оно работает эффективно, если направляет свою деятельность на организацию клубных формирований, развивающих творческое мышление, охватывающих современные виды творческой деятельности. Если участники клубной жизни имеют возможность самовыражаться в конкурсах, выставках, фестивалях и т. п. Поэтому, если сказать просто, что в каком-то культурно-досуговом учреждении работает столько-то клубных формирований, в которых столько-то участников, это значит, ничего не сказать, эффективна работа этого культурно-досугового учреждения или нет. Но можно оценить и по-другому, используя следующие относительные показатели, такие как:
индикатор разнообразия − количество видов творческой деятельности предлагаемых учреждением;
индикатор конкурсной деятельности − число участвующих в конкурсах, фестивалях, относительно занимающихся;
индикатор массовости — число постоянно занимающихся в клубе относительно количества временных посещений;
индикатор коллективного творчества − как соотношение числа клубных формирований, имеющих в результате коллективный продукт к общему числу клубных формирований;
Можно использовать индикаторы и для оценки эффективности мероприятий. Где-то их называют паспорта качества. Например, такие:
Актуальность темы проводимых мероприятий;
Соответствие проводимого мероприятия целям и задачам организации;
Квалификация сотрудников;
Условия для проведения мероприятия: соответствующее помещение, оснащение оборудованием
Документационное подтверждение проведения мероприятия (публикации в СМИ, отзывы посетителей, фото- и видеоматериалы);
Количество участников и посетителей и т. п.
Исходя из сказанного, наверно, надо по-другому и определять показатели для отнесения учреждений к группам по оплате труда, подводить итоги муниципальных и республиканских конкурсов и смотров культурно-досуговых учреждений. Нельзя сегодня забывать о важном инструментарии повышения качества услуг культуры − мониторинге спроса и предложения. Одним из таких является социологическое исследование. Нашим учреждением впервые совместно с методическими службами 6 муниципальных образований (Удорского, Сысольского, Корткеросского, Сыктывдинского, Усть-Цилемского районов и городского округа Ухта) было проведено масштабное социологическое исследование по теме «Влияние участия в творческих коллективах на интеграцию в социум и формирование успешной психологии личности». Его результаты необходимо использовать их в практической деятельности. Но некоторые из них заставляют задуматься. Так, из опрошенных 550 респондентов только 3 были полностью удовлетворены своим участием в творческом коллективе. Подробно с результатами исследования вы познакомитесь, прочитав брошюру, находящуюся в вашей папке. Итак, дорогие коллеги! Желая определить социальную эффективность своего учреждения или проводимого мероприятия надо помнить всегда, что выбор индикаторов определяется содержанием задач, решаемых учреждением. И, если правильно сформулированы цели и задачи нашей с вами деятельности, тогда и всем работникам коллектива легче добиваться определённых результатов.Успешная деятельность специалиста культурно-досуговой сферы ещё во многом зависит от степени владения им технологией социально-культурного проектирования. Управление проектами не дань моде, а наша стратегия на годы вперёд. Другой альтернативы быть конкурентоспособными ещё никто не придумал. Актуальность овладения основами социально-культурного проектирования обусловлена, во-первых тем, что владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволяет специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции. Во-вторых, проектная технология обеспечивает конкурентоспособность специалиста на рынке труда – умение разработать социально-значимый проект и оформить заявку на его финансирование, создав себе тем самым рабочее место в рамках существующих учреждений так и вне их.Проекты есть разные: долгосрочные, крупномасштабные, нацеленные на долгосрочные результаты, есть краткосрочные, результат которых мы можем измерить достаточно быстро. Нам надо помнить один важный момент: мы не можем ориентироваться только на удовлетворённость потребителя нашими услугами как на единственный показатель. Удовлетворённость – это одно, но культура выполняет ещё одну важную функцию – формирование вкуса. Вкус нужно формировать и воспитывать. Изменить ценности, сознание, мировоззрение за короткий период просто невозможно. Поэтому такие проекты могут быть рассчитаны на годы. В каждом проекте нужны и результат, и критерии. Подводя итоги нашему разговору, следует подчеркнуть, что сегодня в сфере культурно-досуговой деятельности происходят перемены, вызванные смещением акцентов государственной политики в социально-культурной сфере. Сделаны определённые выводы о взаимосвязи с ситуацией, связанной с потерей государством активной роли на рынке социально-культурных услуг. Сейчас властными структурами принимаются меры по укреплению позиций в этой сфере, которые находят отражение в государственных программах, повышении заработной платы работникам культуры, расширении системы грантов и премий, укреплении материально-технической базы. В своей программной статье в 2012 году Владимир Владимирович Путин писал: «… Культурные практики должны вернуть себе ключевое место в организации досуга людей…» и далее: «Мы будем развивать систему самодеятельного художественного творчества, начиная со школы». Исходя из изложенного, в сфере культурно-досуговой деятельности выдвигаются следующие актуальные задачи:
обогащение структуры досуга граждан позитивными развивающими занятиями путём использования ресурсов культуры;
развитие творческих способностей граждан для воспитания активной трудоспособной, здоровой (в нравственном и физическом смысле) личности;
содействие социализации подрастающего поколения путём вовлечения в коллективные формы досуга (в частности, в клубные формирования, массовые культурно-просветительские акции);
содействие формированию здорового социально-психологического климата в местных сообществах, остановка процесса деградации населения в сёлах и малых городах.
Эти задачи вызывают необходимость укрепления методических служб, как технологов культурно-досуговой деятельности, способных взять на себя функции координации различных субъектов деятельности, обеспечения равной доступности культурных услуг для большинства населения за счёт повышения квалификации специалистов культурно-досуговых учреждений, организации культурного обмена между территориями.Практикой проверено, что в тех районах, где созданы полноценные методические службы – гораздо содержательнее культурно-досуговая деятельность, внедряются инновационные формы и методы, более профессиональный состав кадров, там легче выстраивается вертикаль методического обеспечения «республика – район».Мы признательны методическим службам Сыктывдинского, Сысольского, Корткеросского, Усть-Вымского, Троицко-Печорского, Печорского и Усть-Цилемского районов за плодотворное сотрудничество!
Я желаю всем нам продуктивной работы и надеюсь, что по итогам совещания мы сможем воплотить в жизнь ваши наиболее интересные и актуальные предложения, направленные на повышение эффективности культурно-досуговой деятельности, в жизнь. Спасибо за внимание.

Оцените статью
Добавить комментарий