В. А. Мальцев

  • От :
  • Категории : Без рубрики

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕНАЛОГОВОЕ ПРАВО
В.А. МАЛЬЦЕВ
Допущено в качестве учебника для студентов
образовательных учреждений
среднего профессионального образования,
обучающихся по специальности 0201 — Правоведение
МоскваAcademia2004Рецензенты:
кандидат юридических наук, профессор кафедры конституционного и муници­пального права Академии труда и социальных отношений М.А.Митюков; кандидат социологических наук, доцент кафедры
«Административное и гражданское право»Московской государственной академии приборостроения
и информатики А.А.Громова
Мальцев В. А.М215 Налоговое право: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заве­дений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 240 с. ISBN 5-7695-1797-2В учебнике рассматриваются основные теории налогообложения и этапы развития налоговой системы России. В общей части налогового права рас­крываются понятие и функции налогов и сборов, принципы и элементы налогообложения, система налогового планирования, анализируются ос­нования исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. В особен­ной части налогового права подробно освещаются основные виды нало­гов и сборов в Российской Федерации. Дается характеристика налогового контроля, видов налоговых правонарушений и ответственности за их со­вершения, а также системы обеспечения защиты прав налогоплательщи­ков. Законодательный и фактический материал дан по состоянию на 15 марта 2004 года.Учебник предназначен для студентов средних профессиональных учеб­ных заведений, обучающихся по специальности «Правоведение».УДК 34(075.32) ББК 67.402я723© Мальцев В.А., 2004© Образовательно-издательский центр «Академия», 2004 ISBN 5-7695-1797-2 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2004ПРЕДИСЛОВИЕЦелью данного учебника является ознакомление с основами современного налогового права, с этапами его развития, эконо­мическими и социальными причинами его становления, форма­ми и содержанием налогообложения, принципами и нормами налогового законодательства, структурой налоговой системы, правами и обязанностями участников налоговых правоотношений. Подробно характеризуются основные виды налогов, действующих в Российской Федерации, раскрываются основания наступления ответственности за налоговые правонарушения, а также методы защиты прав налогоплательщиков.Исторический путь развития государства тесно переплетается с установлением налогообложения и проведением налоговых ре­форм. Каждый этап, каждая веха в истории сопровождалась уста­новлением инструментов регулирования в первую очередь дохо­дов, с одной стороны, государственных, с другой — населения, поскольку за период своего существования человечество и госу­дарство не придумали более эффективного способа управления, кроме как с помощью денег.Имея значительные денежные средства, государство может вли­ять на все экономические и социальные процессы, происходящие в нем. Именно деньги лежат в основе установления системы нало­гообложения. Государство, изымая часть средств из товарооборо­та, формирует свои доходы, которые необходимы ему для своего существования. В то же время за годы рыночных преобразований в России подтверждается мысль о том, что налоги должны отражать глубинные процессы, происходящие в экономике. Связь эконо­мики и налогов неразрывна, с помощью налогов регулируются производственные и непроизводственные отношения, а уровень развития экономики диктует государству установление «жесткой» или «мягкой» системы налогообложения с высокой или низкой степенью изъятия.Трансформация национального хозяйства России в экономику рыночного типа поставила задачу формирования абсолютно но­вой налоговой системы, которая служила бы источником попол­нения государственного бюджета. Отсутствие собственного опыта в этой области и необходимость создания налоговой системы с нуля привели к тому, что использовался в основном метод проб иошибок, а также механическое перенесение некоторых черт со­временных зарубежных (в первую очередь европейских) налого­вых систем на российскую почву без учета текущих реалий и осо­бенностей конкретного этапа развития национальной экономики. В течение последних десяти лет в нашей стране шла апробация различных видов стратегии управления налогообложением, в ре­зультате сформировалась та налоговая система, которую мы име­ем на сегодняшний день.Необходимость изучения данной дисциплины продиктована требованием времени, поскольку каждый юрист, экономист, ме­неджер и другие специалисты в своей практической деятельности обязательно столкнутся с теми или иными положениями и нор­мами налогового права.В учебнике выделяются пять основных разделов: «История воз­никновения и теория налогообложения и налогового права», «На­логовое право как отрасль (подотрасль) права», «Общая часть на­логового права», «Особенная часть налогового права» и «Налого­вый контроль и ответственность по налоговому праву», что по­зволяет последовательно изучить все основные институты данной отрасли права. В целях более прочного усвоения изложенного в учебнике материала раздел I, главы разделов II, III, параграфы главы 1 и главы 2 — 4 раздела IV, главы раздела V завершаются перечнями контрольных вопросов и заданий. Имеется в учебнике и список законодательных актов и дополнительной учебной лите­ратуры по рассматриваемой тематике.
РАЗДЕЛ I
^
Глава 1
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В РОССИИ
К изучению истории налогообложения в России обращались многие известные историки и юристы, такие как Н.М.Карам­зин, В.О.Ключевский, С.М.Соловьев, В.Н.Татищев и другие.Первым научным трудом в данной области считается опублико­ванная в 1818 г. книга Н.И.Тургенева «Опыт теории налогов». При этом следует отметить, что вплоть до середины XVIII в. термины «налог», «налогообложение» в России не применялись. Для обозна­чения фискальных платежей в русском языке использовалось слово «подать». Поэтому даже в начале XX в. налоговая политика страны называлась «податной политикой». Впервые термин «налог» упоми­нается в работе историка А.Я.Поленова (1738—1816 гг.) «О кре­постном состоянии крестьян в России» в 1766 г. В законодательстве термин «налог» утвердился лишь к середине XIX в.Можно выделить несколько этапов истории возникновения и развития налогообложения в России.
I этап (IX—XVII вв.) характеризуется введением прямого на­лога или дани, собираемой с населения. Единицей обложения данью был дым, определявшийся количеством печей и труб в каждом домохозяйстве. Счет «на дым» сохранялся в России вплоть до XVII в. Дань платили предметами потребления (мехами, жи­вотными и др.) или деньгами. Во времена Золотой Орды (1243 — 1480 гг.) появляются различные подати и сборы. Известно 14 ви­дов «ордынских тягостей», из которых главным был налог мон­гольскому хану, а также торговые сборы, извозные повинно­сти, взносы на содержание ханских послов, «выход» («царева дань») и др.1. Помимо ордынской с населения взималась дань, которая непосредственно направлялась прямо в княжескую казну. Со второй половины XVII в. налоги и сборы стали взиматься в
1 См.: Соловьев СМ. Собр. соч. — М., 1988. — Кн. П. —С. 12.
денежной форме. В военное время вводились чрезвычайные нало­ги, предназначенные для покупки оружия, изготовления пороха и для выкупа пленников, которые впоследствии вошли в состав налога на содержание стрелецкого войска.II этап включает в себя налоговые реформы Петра I (XVIII в.). Главным изменением в системе прямых налогов был переход от подворного налога к подушной подати, которая представляла со­ бой вид прямого личного налога, взимаемого с «души» в разме­рах, независимых от величины имущества и дохода. С конца XVIII в. подушный налог становится главным доходом государства, на негоприходилось свыше 50 процентов всех доходов. В ходе реформ быливведены такие новые виды налогов, как гербовые сборы, налогис постоялых дворов, налог с продажи съестного, пробирная по­шлина и несколько чрезвычайных налогов для содержания армии и флота.Петр I установил правило, по которому от уплаты налогов освобождались те, кто непосредственно служил государству. Впо­следствии от большинства налогов освобождались купцы, почет­ные граждане и некоторые другие категории населения.III этап — налоговые реформы XIX—начала XX в. При Александре I (1777—1825 гг.) вносятся крупные изменения в части таких налогов, как оброчные сборы, пошлины с наследств, горная подать, гербовый сбор, введены новые сборы (процентный сбор с доходов от недвижимого имущества), реформируется система организации сбора налогов. При проведении крестьянской реформы 1861 г. была изменена система сбора промыслового на­лога, введены земельный налог, подомовый налог. Активно при­ меняются акцизные сборы. Так, за период с 1863 по 1880 г. вводятся акцизы на спиртные напитки, соль, керосин, табак. В началеXX в. устанавливается новая система обложения доходов населения, взимаются налоги и сборы с предпринимательской деятельности, изменяется система сборов с крестьянских хозяйств, вводятся новые налоги (квартирный, гостиничный, с увеселительных заведений и др.).IV этап — налоговые реформы в СССР. 8 ноября (26 октября)1917 г. учреждается Народный комиссариат финансов, в обязан­ность которого входит контроль за поступлением и взиманием налогов. Одними из первых вводятся прямые налоги (на прибыль предприятий и доходы от личных промыслов), затем объявляет­ся введение чрезвычайного единовременного 10-миллиардного революционного налога на нужды революционного строитель­ства и оборону страны, который устанавливался для богатой ча­сти городского населения и зажиточных крестьян. Новая экономическая политика 1921 г. (НЭП) воспроизвела в общих чертах налоговую систему дореволюционной России, однако установи­ла и ряд новых налогов — подоходно-имущественный налог, сельскохозяйственный налог, налог на сверхприбыль, сборы на жи­лищное и культурно-бытовое обслуживание и др. В 1930—1932 гг. в СССР проводится новая налоговая реформа, которая полнос­тью упразднила систему акцизов, а все 86 платежей-предприя­тий были сведены к двум — налог с оборота и отчисления от прибыли. Таким образом, вся прибыль предприятий, за исклю­чением нормативных отчислений на формирование фондов, изы­малась в доход государства. Существенные изменения в налого­вом законодательстве СССР произошли в годы Великой Отече­ственной войны (1941 — 1945 гг.), появились налог на холостя­ков, одиноких и малосемейных граждан, подоходный налог с физических лиц, сельскохозяйственный налог, государственная пошлина и др. С 1965 г. вместо отчислений от прибыли вводятся три платежа в бюджет — за фонды предприятий, рентные плате­жи (изъятие излишних накоплений) и взнос свободного остатка прибыли. С принятием 30 июня 1987 г. Закона СССР «О государ­ственном предприятии (объединении)» начинается реформа си­стемы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет, формируется правовая база для введения налогов с ин­дивидуальных предпринимателей, а также для кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций. С этого вре­мени была признана целесообразность отчислений платежей в бюджет в форме налогов.
V этап — налоговые реформы Российской Федерации (1990 г.— начало XXI в.). В этот период вносятся изменения в законодатель­ство, устанавливающие новый порядок налогообложения физи­ческих лиц, принимается целый ряд законов, касающихся земель­ного, дорожного налога. Впервые в нашей стране вводятся налог на добавленную стоимость, налог с продаж, принимается Закон об основах налоговой системы в Российской Федерации. В это же время образуется Государственная налоговая служба (с 1998 г. — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам)1, а затем в 1993 г. — Федеральная служба налоговой полиции России (упразднена Указом Президента Российской Федерации в 2003 г.). В 1998 г. принимается первая часть Налогового кодекса Российс­кой Федерации, в 2000 г. — вторая. В настоящее время продолжает­ся совершенствование налогового законодательства, отменяются некоторые виды налогов, такие как налог с продаж, налог на покупку иностранной валюты, дорожный налог, реформируется структура налоговой системы. Все это связано в первую очередь с происходящими изменениями в экономической и социальной сфере государства.
_________________________
1 Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 (СЗ РФ. — 2004. — № 11. — Ст. 945) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу.
^
Налоги исторически объективно присущи государству, требу­ющему для своего функционирования постоянного финансового обеспечения. Поэтому следует согласиться с английским исследо­вателем А. Порки, который определил, что «государство и налоги появились на свет почти одновременно», что «государство — это дитя, словно родившееся уже с ложкой в одной руке и мечом — ё другой»’.
В то же время тпл одна современная налоговая система не мо­жет действовать без теоретических концепций. Опыт зарубежных стран показывает, как на основе сочетания теории налогообло­жения и применения ее на практике достигается успех в развитии государства. Ведь именно теоретические положения легли в осно­ву налоговых систем наиболее экономически развитых стран, та­ких как США, Великобритания, Германия, Франция, что спо­собствовало созданию в них устойчивого налогообложения.
При существовании различных общих налоговых теорий, таких как теория обмена, атомистическая теория (С.де Вобан, Ш. Мон­тескье), теория наслаждения (Ж. Симонд де Сисмонди), теория налога как страховой премии (А. Тьер, Д. Мак-Куллох), следует обратить особое внимание на более классические теоретические концепции: теория налогового нейтралитета, кейнсианская тео­рия, теория монетаризма, теория экономики предложения и со­циальная теория налогов.
Сторонники теории налогового нейтралитета (А. Смит, Д. Ри-кардо) рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты на содержание пра­вительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование эко­номики, страховой платеж и др.) налогам не отводилась.
А. Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) указал, что правительство должно обеспечивать развитие рыночной экономики, охраняя право соб­ственности. Для выполнения данной функции государству необ­ходимы соответствующие средства. Поскольку в условиях рынка доля прямых доходов государства (от государственной собствен­ности) существенно уменьшается, то основным источником по­крытия указанных расходов должны стать поступления от налогов. Что касается затрат на финансирование иных расходов (строи­тельство, содержание дорог, суды и др.), то они должны покры­ваться за счет пошлин и сборов, уплачиваемых заинтересованны­ми в этом лицами. При этом считалось, что поскольку налоги
1 Porki A. The History of Taxation. — London, 1989. — P. 3.
носят безвозмездный характер, то пошлины и сборы не должны рассматриваться в качестве налогов.
Противоположностью теории налогового нейтралитета высту­пила теория английского экономиста Джона Кейнса (1883 — 1946 гг.) и его последователей. Центральная мысль этой теории состояла в том, что налоги являются главным рычагом регулиро­вания экономики и одним из слагаемых ее успешного развития. По мнению Дж. Кейнса, изложенному им в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.), экономический рост зави­сит от денежных сбережений только в условиях полной занятости. Однако полной занятости практически невозможно достичь. В этих условиях большие сбережения мешают экономическому росту, по­скольку они не вкладываются в производство и представляют со­бой пассивный источник дохода. Для того чтобы устранить нега­тивные последствия, излишние сбережения должны изыматься с помощью налогов.
^ была выдвинута в 50-х гг. XX в. профессором экономики Чикагского университета Милтоном Фридменом и основана на количественной теории денег. По мне­нию ее автора, изложенному в статье «Относительная стабиль­ность скорости обращения денег и мультипликатор инвестиций в Соединенных Штатах, 1897—1958 гг.», регулирование экономи­ки может осуществляться через денежное обращение, которое за­висит от количества денег и банковских процентных ставок. При этом налогам не отводится такая важная роль, как в кейнсианских экономических концепциях. В данном случае налоги наряду с иными механизмами воздействуют на денежное обращение. В час­тности, через налоги изымается излишнее количество денег. В те­ории монетаризма и кейнсианской теории налоги уменьшают не­благоприятные факторы развития экономики. Однако если в пер­вом случае этим фактором являются деньги, то во втором — из­лишние сбережения.
^ сформулированная в конце XX в. американскими учеными М. Бернсом, Г. Стайном и А. Лэф-фером, в большей степени, чем кейнсианская теория, рассмат­ривает налоги в качестве одного из факторов экономического раз­вития и регулирования. Данная теория исходит из того, что высо­кое налогообложение отрицательно влияет на предприниматель­скую и инвестиционную активность, что в конечном итоге при­водит и к уменьшению налоговых платежей. Поэтому в рамках теории предлагается снизить ставки налогообложения и предос­тавить корпорациям всевозможные льготы. Таким образом, сни­жение налогового бремени, по мнению авторов теории, приво­дит к бурному экономическому росту.
Нельзя не сказать и о социальной теории налогов, которая легла в основу установления налоговых систем Норвегии, Дании, Шве-
ции, Финляндии, Германии и ряда других стран. Исходя из дан­ной концепции, высокие отчисления от доходов необходимы в первую очередь для развития социальной сферы, а также в целях сдерживания процесса воспроизводства. При этом применение дан­ной теории возможно лишь в тех странах, где экономика находит­ся на достаточно высоком уровне развития. Последователи дан­ной теории утверждают, что большие отчисления в социальную сферу (наука, образование, культура, здравоохранение и т.д.) позволят ускорить экономические, производственные процессы, внедрять новые технологии, что в конечном итоге скажется на общем уровне развития государства. Интересной, в рамках данной теории, представляется концепция немецкого экономиста Л. Эр-харда, который стоял у истоков создания современной налоговой системы Германии. Так, он указывал на непосредственную связь между стабилизацией государственных расходов и развитием бы­стрыми темпами производства, поскольку только таким путем мож­но добиться достижения основной для населения цели — сниже­ния налогового бремени.
Контрольные вопросы и задания
Назовите этапы развития налогообложения в России.
Чем характеризуется налоговая реформа, проводимая в настоящеевремя в Российской Федерации?
Назовите основные теоретические концепции налогообложения.
Какая из теорий налогообложения может быть использована в Российской Федерации?

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕНАЛОГОВОЕ ПРАВО

В.А. МАЛЬЦЕВ


Допущено в качестве учебника для студентов

образовательных учреждений

среднего профессионального образования,

обучающихся по специальности 0201Правоведение

МоскваAcademia2004Рецензенты:

кандидат юридических наук, профессор кафедры конституционного и муници­пального права Академии труда и социальных отношений М.А.Митюков; кандидат социологических наук, доцент кафедры

«Административное и гражданское право»Московской государственной академии приборостроения

и информатики А.А.Громова

Мальцев В. А.М215 Налоговое право: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заве­дений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 240 с. ISBN 5-7695-1797-2В учебнике рассматриваются основные теории налогообложения и этапы развития налоговой системы России. В общей части налогового права рас­крываются понятие и функции налогов и сборов, принципы и элементы налогообложения, система налогового планирования, анализируются ос­нования исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. В особен­ной части налогового права подробно освещаются основные виды нало­гов и сборов в Российской Федерации. Дается характеристика налогового контроля, видов налоговых правонарушений и ответственности за их со­вершения, а также системы обеспечения защиты прав налогоплательщи­ков. Законодательный и фактический материал дан по состоянию на 15 марта 2004 года.Учебник предназначен для студентов средних профессиональных учеб­ных заведений, обучающихся по специальности «Правоведение».УДК 34(075.32) ББК 67.402я723© Мальцев В.А., 2004© Образовательно-издательский центр «Академия», 2004 ISBN 5-7695-1797-2 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2004ПРЕДИСЛОВИЕЦелью данного учебника является ознакомление с основами современного налогового права, с этапами его развития, эконо­мическими и социальными причинами его становления, форма­ми и содержанием налогообложения, принципами и нормами налогового законодательства, структурой налоговой системы, правами и обязанностями участников налоговых правоотношений. Подробно характеризуются основные виды налогов, действующих в Российской Федерации, раскрываются основания наступления ответственности за налоговые правонарушения, а также методы защиты прав налогоплательщиков.Исторический путь развития государства тесно переплетается с установлением налогообложения и проведением налоговых ре­форм. Каждый этап, каждая веха в истории сопровождалась уста­новлением инструментов регулирования в первую очередь дохо­дов, с одной стороны, государственных, с другой — населения, поскольку за период своего существования человечество и госу­дарство не придумали более эффективного способа управления, кроме как с помощью денег.Имея значительные денежные средства, государство может вли­ять на все экономические и социальные процессы, происходящие в нем. Именно деньги лежат в основе установления системы нало­гообложения. Государство, изымая часть средств из товарооборо­та, формирует свои доходы, которые необходимы ему для своего существования. В то же время за годы рыночных преобразований в России подтверждается мысль о том, что налоги должны отражать глубинные процессы, происходящие в экономике. Связь эконо­мики и налогов неразрывна, с помощью налогов регулируются производственные и непроизводственные отношения, а уровень развития экономики диктует государству установление «жесткой» или «мягкой» системы налогообложения с высокой или низкой степенью изъятия.Трансформация национального хозяйства России в экономику рыночного типа поставила задачу формирования абсолютно но­вой налоговой системы, которая служила бы источником попол­нения государственного бюджета. Отсутствие собственного опыта в этой области и необходимость создания налоговой системы с нуля привели к тому, что использовался в основном метод проб иошибок, а также механическое перенесение некоторых черт со­временных зарубежных (в первую очередь европейских) налого­вых систем на российскую почву без учета текущих реалий и осо­бенностей конкретного этапа развития национальной экономики. В течение последних десяти лет в нашей стране шла апробация различных видов стратегии управления налогообложением, в ре­зультате сформировалась та налоговая система, которую мы име­ем на сегодняшний день.Необходимость изучения данной дисциплины продиктована требованием времени, поскольку каждый юрист, экономист, ме­неджер и другие специалисты в своей практической деятельности обязательно столкнутся с теми или иными положениями и нор­мами налогового права.В учебнике выделяются пять основных разделов: «История воз­никновения и теория налогообложения и налогового права», «На­логовое право как отрасль (подотрасль) права», «Общая часть на­логового права», «Особенная часть налогового права» и «Налого­вый контроль и ответственность по налоговому праву», что по­зволяет последовательно изучить все основные институты данной отрасли права. В целях более прочного усвоения изложенного в учебнике материала раздел I, главы разделов II, III, параграфы главы 1 и главы 2 — 4 раздела IV, главы раздела V завершаются перечнями контрольных вопросов и заданий. Имеется в учебнике и список законодательных актов и дополнительной учебной лите­ратуры по рассматриваемой тематике.

РАЗДЕЛ I

^

Глава 1

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

В РОССИИ

К изучению истории налогообложения в России обращались многие известные историки и юристы, такие как Н.М.Карам­зин, В.О.Ключевский, С.М.Соловьев, В.Н.Татищев и другие.Первым научным трудом в данной области считается опублико­ванная в 1818 г. книга Н.И.Тургенева «Опыт теории налогов». При этом следует отметить, что вплоть до середины XVIII в. термины «налог», «налогообложение» в России не применялись. Для обозна­чения фискальных платежей в русском языке использовалось слово «подать». Поэтому даже в начале XX в. налоговая политика страны называлась «податной политикой». Впервые термин «налог» упоми­нается в работе историка А.Я.Поленова (1738—1816 гг.) «О кре­постном состоянии крестьян в России» в 1766 г. В законодательстве термин «налог» утвердился лишь к середине XIX в.Можно выделить несколько этапов истории возникновения и развития налогообложения в России.

I этап (IX—XVII вв.) характеризуется введением прямого на­лога или дани, собираемой с населения. Единицей обложения данью был дым, определявшийся количеством печей и труб в каждом домохозяйстве. Счет «на дым» сохранялся в России вплоть до XVII в. Дань платили предметами потребления (мехами, жи­вотными и др.) или деньгами. Во времена Золотой Орды (1243 — 1480 гг.) появляются различные подати и сборы. Известно 14 ви­дов «ордынских тягостей», из которых главным был налог мон­гольскому хану, а также торговые сборы, извозные повинно­сти, взносы на содержание ханских послов, «выход» («царева дань») и др.1. Помимо ордынской с населения взималась дань, которая непосредственно направлялась прямо в княжескую казну. Со второй половины XVII в. налоги и сборы стали взиматься в

1 См.: Соловьев СМ. Собр. соч. — М., 1988. — Кн. П. —С. 12.

денежной форме. В военное время вводились чрезвычайные нало­ги, предназначенные для покупки оружия, изготовления пороха и для выкупа пленников, которые впоследствии вошли в состав налога на содержание стрелецкого войска.II этап включает в себя налоговые реформы Петра I (XVIII в.). Главным изменением в системе прямых налогов был переход от подворного налога к подушной подати, которая представляла со­ бой вид прямого личного налога, взимаемого с «души» в разме­рах, независимых от величины имущества и дохода. С конца XVIII в. подушный налог становится главным доходом государства, на негоприходилось свыше 50 процентов всех доходов. В ходе реформ быливведены такие новые виды налогов, как гербовые сборы, налогис постоялых дворов, налог с продажи съестного, пробирная по­шлина и несколько чрезвычайных налогов для содержания армии и флота.Петр I установил правило, по которому от уплаты налогов освобождались те, кто непосредственно служил государству. Впо­следствии от большинства налогов освобождались купцы, почет­ные граждане и некоторые другие категории населения.III этап — налоговые реформы XIX—начала XX в. При Александре I (1777—1825 гг.) вносятся крупные изменения в части таких налогов, как оброчные сборы, пошлины с наследств, горная подать, гербовый сбор, введены новые сборы (процентный сбор с доходов от недвижимого имущества), реформируется система организации сбора налогов. При проведении крестьянской реформы 1861 г. была изменена система сбора промыслового на­лога, введены земельный налог, подомовый налог. Активно при­ меняются акцизные сборы. Так, за период с 1863 по 1880 г. вводятся акцизы на спиртные напитки, соль, керосин, табак. В началеXX в. устанавливается новая система обложения доходов населения, взимаются налоги и сборы с предпринимательской деятельности, изменяется система сборов с крестьянских хозяйств, вводятся новые налоги (квартирный, гостиничный, с увеселительных заведений и др.).IV этап — налоговые реформы в СССР. 8 ноября (26 октября)1917 г. учреждается Народный комиссариат финансов, в обязан­ность которого входит контроль за поступлением и взиманием налогов. Одними из первых вводятся прямые налоги (на прибыль предприятий и доходы от личных промыслов), затем объявляет­ся введение чрезвычайного единовременного 10-миллиардного революционного налога на нужды революционного строитель­ства и оборону страны, который устанавливался для богатой ча­сти городского населения и зажиточных крестьян. Новая экономическая политика 1921 г. (НЭП) воспроизвела в общих чертах налоговую систему дореволюционной России, однако установи­ла и ряд новых налогов — подоходно-имущественный налог, сельскохозяйственный налог, налог на сверхприбыль, сборы на жи­лищное и культурно-бытовое обслуживание и др. В 1930—1932 гг. в СССР проводится новая налоговая реформа, которая полнос­тью упразднила систему акцизов, а все 86 платежей-предприя­тий были сведены к двум — налог с оборота и отчисления от прибыли. Таким образом, вся прибыль предприятий, за исклю­чением нормативных отчислений на формирование фондов, изы­малась в доход государства. Существенные изменения в налого­вом законодательстве СССР произошли в годы Великой Отече­ственной войны (1941 — 1945 гг.), появились налог на холостя­ков, одиноких и малосемейных граждан, подоходный налог с физических лиц, сельскохозяйственный налог, государственная пошлина и др. С 1965 г. вместо отчислений от прибыли вводятся три платежа в бюджет — за фонды предприятий, рентные плате­жи (изъятие излишних накоплений) и взнос свободного остатка прибыли. С принятием 30 июня 1987 г. Закона СССР «О государ­ственном предприятии (объединении)» начинается реформа си­стемы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет, формируется правовая база для введения налогов с ин­дивидуальных предпринимателей, а также для кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций. С этого вре­мени была признана целесообразность отчислений платежей в бюджет в форме налогов.

V этап — налоговые реформы Российской Федерации (1990 г.— начало XXI в.). В этот период вносятся изменения в законодатель­ство, устанавливающие новый порядок налогообложения физи­ческих лиц, принимается целый ряд законов, касающихся земель­ного, дорожного налога. Впервые в нашей стране вводятся налог на добавленную стоимость, налог с продаж, принимается Закон об основах налоговой системы в Российской Федерации. В это же время образуется Государственная налоговая служба (с 1998 г. — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам)1, а затем в 1993 г. — Федеральная служба налоговой полиции России (упразднена Указом Президента Российской Федерации в 2003 г.). В 1998 г. принимается первая часть Налогового кодекса Российс­кой Федерации, в 2000 г. — вторая. В настоящее время продолжает­ся совершенствование налогового законодательства, отменяются некоторые виды налогов, такие как налог с продаж, налог на покупку иностранной валюты, дорожный налог, реформируется структура налоговой системы. Все это связано в первую очередь с происходящими изменениями в экономической и социальной сфере государства.

_________________________

1 Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 (СЗ РФ. — 2004. — № 11. — Ст. 945) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу.

^

Налоги исторически объективно присущи государству, требу­ющему для своего функционирования постоянного финансового обеспечения. Поэтому следует согласиться с английским исследо­вателем А. Порки, который определил, что «государство и налоги появились на свет почти одновременно», что «государство — это дитя, словно родившееся уже с ложкой в одной руке и мечом — ё другой»’.

В то же время тпл одна современная налоговая система не мо­жет действовать без теоретических концепций. Опыт зарубежных стран показывает, как на основе сочетания теории налогообло­жения и применения ее на практике достигается успех в развитии государства. Ведь именно теоретические положения легли в осно­ву налоговых систем наиболее экономически развитых стран, та­ких как США, Великобритания, Германия, Франция, что спо­собствовало созданию в них устойчивого налогообложения.

При существовании различных общих налоговых теорий, таких как теория обмена, атомистическая теория (С.де Вобан, Ш. Мон­тескье), теория наслаждения (Ж. Симонд де Сисмонди), теория налога как страховой премии (А. Тьер, Д. Мак-Куллох), следует обратить особое внимание на более классические теоретические концепции: теория налогового нейтралитета, кейнсианская тео­рия, теория монетаризма, теория экономики предложения и со­циальная теория налогов.

Сторонники теории налогового нейтралитета (А. Смит, Д. Ри-кардо) рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты на содержание пра­вительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование эко­номики, страховой платеж и др.) налогам не отводилась.

А. Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) указал, что правительство должно обеспечивать развитие рыночной экономики, охраняя право соб­ственности. Для выполнения данной функции государству необ­ходимы соответствующие средства. Поскольку в условиях рынка доля прямых доходов государства (от государственной собствен­ности) существенно уменьшается, то основным источником по­крытия указанных расходов должны стать поступления от налогов. Что касается затрат на финансирование иных расходов (строи­тельство, содержание дорог, суды и др.), то они должны покры­ваться за счет пошлин и сборов, уплачиваемых заинтересованны­ми в этом лицами. При этом считалось, что поскольку налоги

1 Porki A. The History of Taxation. — London, 1989. — P. 3.

носят безвозмездный характер, то пошлины и сборы не должны рассматриваться в качестве налогов.

Противоположностью теории налогового нейтралитета высту­пила теория английского экономиста Джона Кейнса (1883 — 1946 гг.) и его последователей. Центральная мысль этой теории состояла в том, что налоги являются главным рычагом регулиро­вания экономики и одним из слагаемых ее успешного развития. По мнению Дж. Кейнса, изложенному им в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.), экономический рост зави­сит от денежных сбережений только в условиях полной занятости. Однако полной занятости практически невозможно достичь. В этих условиях большие сбережения мешают экономическому росту, по­скольку они не вкладываются в производство и представляют со­бой пассивный источник дохода. Для того чтобы устранить нега­тивные последствия, излишние сбережения должны изыматься с помощью налогов.

^ была выдвинута в 50-х гг. XX в. профессором экономики Чикагского университета Милтоном Фридменом и основана на количественной теории денег. По мне­нию ее автора, изложенному в статье «Относительная стабиль­ность скорости обращения денег и мультипликатор инвестиций в Соединенных Штатах, 1897—1958 гг.», регулирование экономи­ки может осуществляться через денежное обращение, которое за­висит от количества денег и банковских процентных ставок. При этом налогам не отводится такая важная роль, как в кейнсианских экономических концепциях. В данном случае налоги наряду с иными механизмами воздействуют на денежное обращение. В час­тности, через налоги изымается излишнее количество денег. В те­ории монетаризма и кейнсианской теории налоги уменьшают не­благоприятные факторы развития экономики. Однако если в пер­вом случае этим фактором являются деньги, то во втором — из­лишние сбережения.

^ сформулированная в конце XX в. американскими учеными М. Бернсом, Г. Стайном и А. Лэф-фером, в большей степени, чем кейнсианская теория, рассмат­ривает налоги в качестве одного из факторов экономического раз­вития и регулирования. Данная теория исходит из того, что высо­кое налогообложение отрицательно влияет на предприниматель­скую и инвестиционную активность, что в конечном итоге при­водит и к уменьшению налоговых платежей. Поэтому в рамках теории предлагается снизить ставки налогообложения и предос­тавить корпорациям всевозможные льготы. Таким образом, сни­жение налогового бремени, по мнению авторов теории, приво­дит к бурному экономическому росту.

Нельзя не сказать и о социальной теории налогов, которая легла в основу установления налоговых систем Норвегии, Дании, Шве-

ции, Финляндии, Германии и ряда других стран. Исходя из дан­ной концепции, высокие отчисления от доходов необходимы в первую очередь для развития социальной сферы, а также в целях сдерживания процесса воспроизводства. При этом применение дан­ной теории возможно лишь в тех странах, где экономика находит­ся на достаточно высоком уровне развития. Последователи дан­ной теории утверждают, что большие отчисления в социальную сферу (наука, образование, культура, здравоохранение и т.д.) позволят ускорить экономические, производственные процессы, внедрять новые технологии, что в конечном итоге скажется на общем уровне развития государства. Интересной, в рамках данной теории, представляется концепция немецкого экономиста Л. Эр-харда, который стоял у истоков создания современной налоговой системы Германии. Так, он указывал на непосредственную связь между стабилизацией государственных расходов и развитием бы­стрыми темпами производства, поскольку только таким путем мож­но добиться достижения основной для населения цели — сниже­ния налогового бремени.

Контрольные вопросы и задания

  1. Назовите этапы развития налогообложения в России.
  2. Чем характеризуется налоговая реформа, проводимая в настоящеевремя в Российской Федерации?
  3. Назовите основные теоретические концепции налогообложения.
  4. Какая из теорий налогообложения может быть использована в Российской Федерации?

новых налогов подоходно-имущественный налог,представляется концепция немецкого экономиста,сторонники теории налогового нейтралитета,вводились чрезвычайные нало ги,нашей стране вводятся налог,необходимость создания налоговой системы,имея значительные денежные средства,методы защиты прав налогоплательщиков,применение дан ной теории,сни жение налогового бремени

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …