В процессе преподавания предмета «Технология» решаются следующие задачи — Очинин Н. И., Н. В. Матяш.]; под ред. В. Д. Си­моненко

  • От :
  • Категории : Без рубрики

 

^

  • овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда.
  • овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
  • умения ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
  • формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
  • развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Решение задач творческого развития личности учащихся обеспе­чивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллек­тивно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания уча­щихся, раскрытие их творческих способностей.

Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уров­ня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требова­ниями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, эко­логическим и эргономическим .

Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на базовом уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

^

Резерв учебного времени 3 часа из авторской программы отнесён в рабочей программе к теме «Творческая проектная деятельность» на презентацию результатов проектной деятельности. Таким образом, на изучение данной темы отводится 19 часов.

Программа включают в себя разделы «Производство, труд и технологии», «Технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Творческая проектная деятельность».Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

^ Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года.Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (практические работы) и устный опрос (собеседование), фронтальный опрос; опрос в парах; практикум, тестирование.

^

В результате изучения технологии ученик должен

Знать/понимать

влияние технологий на общественное развитие; составляющие современного производства товаров или услуг; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; основные этапы проектной деятельности; источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.

Уметь

оценивать потребительские качества товаров и услуг; составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда; использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач; проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности; выбирать средства и методы реализации проекта; выполнять изученные технологические операции; планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения.

^ для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда; решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки; самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности; рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг; составления резюме и проведения самопрезентации.

^

на 2013-2014 учебный год

Предмет. Технология Класс: 10 класс

Учитель: Пышная Е.В..

№ п.п Тема урока Часы учебнрго времени Плановые сроки прохождения программы Фактические сроки прохождения программы 10 «А» ^ Домашнее задание
«Производство, труд и технологии» (16 ч.)Технология как часть общечеловеческой культуры 1 02.09-07.09 10 «Б»03.09 04.09 Вводный урок П.1 Найти информацию по теме урока
Взаимосвязь технологий, организации производства и характер труда. 1 09.09-14.09 10.09 11.09 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности Повторить правила техники безопасности
Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства. 1 16.09-21.09 17.09 18.09 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности П.1 стр16
Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества. Входной контроль 1 23.09-28.09 24.09 25.09 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности П.2
Влияние научно-технической революции на качество жизни человека и состояние окружающей среды. 1 30.09-05.10 01.10 02.10 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности Найти информацию по теме урока
Промышленные технологии и транспорт. 1 07.10-12.10 08.10 09.10 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности Найти информацию по теме урока
Современные сельскохозяйственные технологии 1 14.10-19.10 15.10 16.10 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности Найти информацию по теме урока
Природоохранные технологии. 1 21.10-26.10 22.10 23.10 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности П 3
Понятие «альтернативные источники энергии». 1 28.10-02.11 29.10 30.10 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности Найти информацию по теме урока
Экологическое сознание и мораль в техногенном мире 1 11.11-16.11 12.11 13.11 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности П.3 стр 53
Перспективные направления раз-вития современных технологий 1 18.11-23.11 19.11 20.11 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности П.4
Применение лучевых технологий 1 25.11-30.11 26.11 27.11 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности П.4 стр.66
Нанотехнологии. Основные понятия 1 02. 12-07.12 03.12 04.12 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности П.4 стр 74
Информационные технологии. Рубежный контроль 1 09.12-14.12 10.12 11.12 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности Найти информацию по теме урока
Новые принципы организации современного производства 1 16.12-21.12 17.12 18.12 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности П.4 стр79
Автоматизация технологических процессов. 1 23.12-28.12 24.12 25.12 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности Найти информацию по теме урока
«Технология проектирования и создание материальных объектов или услуг»

«Творческая проектная деятельность» (19 ч.)

Понятие творчества.

1 10.01-18.01 14.01 15.01 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности П.1 стр.87
Пути повышения творческой активности личности при решении нестандартных задач. 1 20.01-25.01 21.01 22.01 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности Найти информацию по теме урока
Защита интеллектуальной собственности 1 27.01-01.02 28.01 29.01 Урок комплексного применения знаний и способов деятельности Найти информацию по теме урока
Методы решения творческих задач 1 03.02-08.02 04.02 05.02 Урок комплексного применения знаний и способов деятельности П.2 стр 97
Методы активизации поиска решений творческих задач 1 10.02-115.02 11.02 12.02 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности Найти информацию по теме урока
Поиск оптимального варианта решения 1 17.02-22.02 18.02 19.02 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности П.3 стр 109
Ассоциативные методы 1 24.02-01.03 25.02 26.02 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности П.4 стр 116
Особенности современного проектирования 1 03.03-08.03 04.03 05.03 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности П.1 стр 123
Потребительские свойства товаров. Экспертиза и оценка изделия 1 10.03-15.03 11.03 12.03 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности Найти информацию по теме урока
Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности. 1 17.03-22.03 18.03 19.03 Урок комплексного применения  знаний и способов деятельности П.2 стр.129-131
Источники информации при проектировании 1 01.04-

05.04

01.04 02.04 Урок комплексного применения знаний и способов деятельности Найти информацию по теме урока
Создание банка идей продуктов труда 1 07.04-12.04 08.04 09.04 Урок комплексного применения знаний и способов деятельности Стр 131-133217-220
Графическое представление вариантов будущего изделия 1 14.04-19.04 15.04 16.04 Урок комплексного  применения знаний и способов деятельности Найти информацию по теме урока
Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг 1 21.04-26.04 22.04 23.04 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности 133-135200-202
Правовые отношения на рынке товаров и услуг 1 28.04-03.05 29.04 30.04 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности Найти информацию по теме урока
Источники получения информации о товарах и услугах. Итоговый контроль 1 05.05-10.05 06.05 07.05 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности Найти информацию по теме урока
Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план 1 12.05-17.05 13.05 14.05 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности 136-139
Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта. 1 19.05-24.05 20.05 20.05 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности Найти информацию по теме урока
Мысленное построение нового изделия 1 26.05-31.05 27.05 28.05 Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности Стр 136
Итого 35 часов

^

Производство, труд и технологии

  1. Технология как часть общечеловеческой культуры, 2 ч

Теоретические сведения. Понятие «культура», виды культуры. Материальная и духовная составляющие культуры, их взаимосвязь. Понятия «технология» и «технологическая культура». Технология как область знания и практическая деятельность человека. Виды промышленных технологий. Технологии непроизводственной сферы и универсальные технологии. Три составляющие технологии (инструмент, станок, технологический процесс). Технологические уклады и их основные технические достижения.

Практические работы. Подготовка доклада об интере­сующем открытии в области науки и техники. Попытка ре­конструкции исторической ситуации (открытие колеса, при­ручение огня, зарождение металлургии).

Теоретические сведения. Развитие технологической культуры в результате научно-технических и социально- экономических достижений. Понятия «техносфера», «тех­ника», «наука», «производство». Взаимозависимость науки и производства. Потребность в научном знании. Наука как сфера человеческой деятельности и фактор производства. Наукоёмкость материального производства.

Практическая работа. Подготовка доклада об интере­сующем открытии (известном учёном, изобретателе) в об­ласти науки и техники.

^ 4 ч

Теоретические сведения. Влияние научно-технической революции на качество жизни человека и состояние окру­жающей среды. Динамика развития промышленных техно­логий и истощение сырьевых ресурсов «кладовой» Земли. Основные насущные задачи новейших технологий.

Современная энергетика и энергоресурсы. Технологические процессы тепловых, атомных и гидроэлектростанций, их влияние на состояние биосферы. Проблема захоронения радиоактивных отходов.

Промышленность, транспорт и сельское хозяйство в сис­теме природопользования. Материалоёмкость современной промышленности. Потребление воды и минеральных ре­сурсов различными производствами. Коэффициент ис­пользования материалов. Промышленная эксплуатация ле­сов. Отходы производств и атмосфера. Понятия «парнико­вый эффект», «озоновая дыра».

Интенсивный и экстенсивный пути развития сель­ского хозяйства, особенности их воздействия на экоси­стемы. Агротехнологии: применение азотных удобрений и химических средств защиты растений. Животноводческие технологии и проблемы, связанные с их использованием.

Практические работы. Посадка деревьев и кустарников возле школы. Оценка запылённости воздуха. Определение наличия нитратов и нитритов в пищевых продуктах.

^

Теоретические сведения. Природоохранные техноло­гии. Основные направления охраны природной среды. Экологически чистые и безотходные производства. Сущ­ность и виды безотходных технологий. Переработка быто­вого мусора и промышленных отходов. Комплекс меро­приятий по сохранению лесных запасов, защите гидросфе­ры, уменьшению загрязнённости воздуха. Рациональное использование лесов и пахотных земель, минеральных и водных ресурсов. Сохранение гидросферы. Очистка ес­тественных водоёмов. Понятие «альтернативные источники энергии». Исполь­зование энергии Солнца, ветра, приливов и геотермальных источников, энергии волн и течений. Термоядерная энерге­тика. Биогазовые установки. Исследования возможности применения энергии волн и течений.

Практические работы. Оценка качества пресной воды. Оценка уровня радиации.

Теоретические сведения. Экологически устойчивое раз­витие человечества. Биосфера и её роль в стабилизации ок­ружающей среды. Необходимость нового, экологического сознания в современном мире. Характерные черты проявле­ния экологического сознания. Необходимость экономии ре­сурсов и энергии. Охрана окружающей среды.

Практические работы. Уборка мусора около школы или в лесу. Выявление мероприятий по охране окружающей сре­ды на действующем промышленном предприятии.

Теоретические сведения. Основные виды промышлен­ной обработки материалов. Электротехнологии и их приме­нение: элекронно-ионная (аэрозольная) технология; метод магнитной очистки; метод магнитоимпульсной обработки; метод прямого нагрева; электрическая сварка.Лучевые технологии: лазерная и электронно-лучевая об­работка. Ультразвуковые технологии; ультразвуковая сварка и ультразвуковая дефектоскопия. Плазменная обработка: на­пыление, резка, сварка; применение в порошковой метал­лургии. Технологии послойного прототипирования и их ис­пользование. Нанотехнологии: история открытия. Понятия нанотехнологии»., «наночастица», «наноматериал». Нано­продукты: технология поатомной (помолекулярной) сборки. Перспективы применения нанотехнологии.

Практическая работа. Посещение промышленного пред­приятия (ознакомление с современными технологиями в про­мышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания).

Теоретические сведения. Пути развития индустриаль­ного производства. Рационализация, стандартизация произ­водства. Конвейеризация, непрерывное (поточное) произ­водство. Расширение ассортимента промышленных товаров в результате изменения потребительского спроса. Гибкие производственные системы. Многоцелевые технологиче­ские машины. Глобализация системы мирового хозяйства.

Практическая работа. Подготовка рекомендаций по вне­дрению новых технологий и оборудования в домашнем хо­зяйстве, на конкретном рабочем месте (производственном участке).

Теоретические сведения. Возрастание роли информа­ционных технологий. Автоматизация производства на осно­ве информационных технологий. Автоматизация технологи­ческих процессов и изменение роли человека в современ­ном и перспективном производстве. Понятия «автомат» и «автоматика». Гибкая и жёсткая автоматизация. Примене­ние автоматизированных систем управления технологиче­скими процессами (АСУТП) на производстве. Составляющие АСУТП.

Практическая работа. Экскурсия на современное произ­водственное предприятие.

Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность (16ч.)

Теоретические сведения. Понятие творчества. Введе­ние в психологию творческой деятельности. Понятие «твор­ческий процесс». Стадии творческого процесса. Виды твор­ческой деятельности: художественное, научное, техниче­ское творчество. Процедуры технического творчества.Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Ре­зультат творчества как объект интеллектуальной собствен­ности.Способы повышения творческой активности личности при решении нестандартных задач. Понятие «творческая за­дача». Логические и эвристические (интуитивные) пути ре­шения творческих задач, их особенности и области приме­нения. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Практическая работа. Упражнения на развитие мышле­ния: решение нестандартных задач.

Теоретические сведения. Понятие интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности. Формы защиты авторства. Публикация. Патент на изобрете­ние. Условия выдачи патентов, патентный поиск. Критерии патентоспособности объекта. Патентуемые объекты: изоб­ретения, промышленные образцы, полезные модели, товар­ные знаки. Рационализаторские предложения. Правила ре­гистрации товарных знаков и знака обслуживания.

Практические работы. Разработка товарного знака сво­его (условного) предприятия. Составление формулы изобре­тения (ретроизобретения) или заявки на полезную модель, промышленный образец.

Теоретические сведения. Методы активизации поиска решений. Генерация идей. Прямая мозговая атака (мозговой шторм). Приёмы, способствующие генерации идей: анало­гия, инверсия, эмпатия, фантазия. Обратная мозговая атака. Метод контрольных вопросов. Синектика.Поиск оптимального варианта решения. Морфологиче­ский анализ (морфологическая матрица), сущность и при­менение. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод экономии. Основные этапы ФСА. Использование ФСА на производстве. АРИЗ. Ассоциативные методы реше­ния задач. Понятие «ассоциации». Методы фокальных объ­ектов, гирлянд случайностей и ассоциаций, сущность и при­менение.

^ Конкурс «Генераторы идей». Решение задач методом синектики. Игра «Ассоциативная цепочка шагов». Разработка новой конструкции входной двери с помощью эвристических методов решения задач.

^

Теоретические сведения. Проектирование как создаю новых объектов действительности. Особенности современного проектирования. Возросшие требования к проектированию. Технико-технологические, социальные, экономически экологические, эргономические факторы проектирования. Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика.

Значение эстетического фактора в проектировании, с эстетические требования к продукту труда. Художественный дизайн. Закономерности эстетического восприятия. Закон гармонии.

Практические работы. Решение тестов на определение наличия качеств проектировщика. Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта.

^

Теоретические сведения. Планирование профессиональной и учебной проектной деятельности. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, по­шаговое планирование действий. Алгоритм дизайна. Петля дизайна. Непредвиденные обстоятельства в проектирова­нии, действия по коррекции проекта.

Практическая работа. Планирование деятельности по учебному проектированию.

Теоретические сведения. Роль информации в совре­менном обществе. Необходимость информации на разных этапах проектирования. Источники информации: энцикло­педии, энциклопедические словари, Интернет, E-mail, элек­тронные справочники, электронные конференции, теле­коммуникационные проекты. Поиск информации по теме проектирования.

Практические работы. Воссоздать исторический ряд объекта проектирования. Формирование банка идей и пред­ложений.

Теоретические сведения. Объекты действительности как воплощение идей проектировщика. Создание банка идей продуктов труда. Методы формирования банка идей. Творче­ский подход к выдвижению идей (одушевление, ассоциации, аналогии, варианты компоновок, использование методов ТРИЗ). Анализ существующих изделий как поиск вариантов дальнейшего усовершенствования. Графическое представле­ние вариантов будущего изделия. Клаузура.

Практические работы. Создание банка идей и предло­жений. Выдвижение идей усовершенствования своего про­ектного изделия. Выбор наиболее удачного варианта с ис­пользованием метода морфологического анализа.

Теоретические сведения. Проектирование как отраже­ние общественной потребности. Влияние потребностей лю­дей на изменение изделий, технологий, материалов. Рынок потребительских товаров и услуг. Конкуренция товаропроизводителей. Методы выявления общественной потребно­сти. Изучение рынка товаров и услуг. Правила составления анкеты. Определение конкретных целей проекта на основа­нии выявления общественной потребности.

Практические работы. Составление анкеты для изуче­ния покупательского спроса. Проведение анкетирования для выбора объекта учебного проектирования.

  1. Правовые отношения на рынке товаров и услуг, 2 ч

Теоретические сведения. Понятия «субъект» и «объект» на рынке потребительских товаров и услуг. Нормативные ак­ты, регулирующие отношения между покупателем и произ­водителем (продавцом). Страхование. Источники получения информации о товарах и услугах. Торговые символы, этикетки, маркировка, штрих код. Серти­фикация продукции.

Практические работы. Изучение рынка потребитель­ских товаров и услуг. Чтение учащимися маркировки това­ров и сертификатов на различную продукцию.

Теоретические сведения. Пути продвижения проекти­руемого продукта на потребительский рынок. Понятие мар­кетинга, его цели и задачи. Реклама как фактор маркетинга. Средства рекламы.Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта. Задачи бизнес-плана. Определение целевых рамок продукта и его места на рынке. Оценка издержек на произ­водство. Определение состава маркетинговых мероприятий по рекламе, стимулированию продаж, каналам сбыта. Про­гнозирование окупаемости и финансовых рисков. Понятие рентабельности. Экономическая оценка проекта.

Практическая работа. Составление бизнес-плана на производство проектируемого (или условного) изделия (ус­луги).

^

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (практические работы, тестовые задания) и устный опрос (собеседование), творческая работа, решение ситуационных задач, презентации проектов, деловые игры, анкетирование, диагностика знаний, умений, навыков

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …