В процессе преподавания предмета «Технология» решаются следующие задачи — Очинин Н. И., Н. В. Матяш.]; под ред. В. Д. Си­моненко

^
овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда.
овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
умения ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Решение задач творческого развития личности учащихся обеспе­чивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллек­тивно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания уча­щихся, раскрытие их творческих способностей.
Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уров­ня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требова­ниями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, эко­логическим и эргономическим .
Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на базовом уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

Резерв учебного времени 3 часа из авторской программы отнесён в рабочей программе к теме «Творческая проектная деятельность» на презентацию результатов проектной деятельности. Таким образом, на изучение данной темы отводится 19 часов.
Программа включают в себя разделы «Производство, труд и технологии», «Технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Творческая проектная деятельность».Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года.Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (практические работы) и устный опрос (собеседование), фронтальный опрос; опрос в парах; практикум, тестирование.

В результате изучения технологии ученик должен
Знать/понимать
влияние технологий на общественное развитие; составляющие современного производства товаров или услуг; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; основные этапы проектной деятельности; источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.
Уметь
оценивать потребительские качества товаров и услуг; составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда; использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач; проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности; выбирать средства и методы реализации проекта; выполнять изученные технологические операции; планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения.
для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда; решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки; самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности; рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг; составления резюме и проведения самопрезентации.

на 2013-2014 учебный год
Предмет. Технология Класс: 10 класс
Учитель: Пышная Е.В..
№ п.п
Тема урока
Часы учебнрго времени
Плановые сроки прохождения программы
Фактические сроки прохождения программы
10 «А»

Домашнее задание
«Производство, труд и технологии» (16 ч.)Технология как часть общечеловеческой культуры
1
02.09-07.09
10 «Б»03.09
04.09
Вводный урок
П.1 Найти информацию по теме урока
Взаимосвязь технологий, организации производства и характер труда.
1
09.09-14.09
10.09
11.09
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
Повторить правила техники безопасности
Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства.
1
16.09-21.09
17.09
18.09
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
П.1 стр16
Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества. Входной контроль
1
23.09-28.09
24.09
25.09
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
П.2
Влияние научно-технической революции на качество жизни человека и состояние окружающей среды.
1
30.09-05.10
01.10
02.10
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
Найти информацию по теме урока
Промышленные технологии и транспорт.
1
07.10-12.10
08.10
09.10
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
Найти информацию по теме урока
Современные сельскохозяйственные технологии
1
14.10-19.10
15.10
16.10
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
Найти информацию по теме урока
Природоохранные технологии.
1
21.10-26.10
22.10
23.10
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
П 3
Понятие «альтернативные источники энергии».
1
28.10-02.11
29.10
30.10
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
Найти информацию по теме урока
Экологическое сознание и мораль в техногенном мире
1
11.11-16.11
12.11
13.11
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
П.3 стр 53
Перспективные направления раз-вития современных технологий
1
18.11-23.11
19.11
20.11
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
П.4
Применение лучевых технологий
1
25.11-30.11
26.11
27.11
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
П.4 стр.66
Нанотехнологии. Основные понятия
1
02. 12-07.12
03.12
04.12
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
П.4 стр 74
Информационные технологии. Рубежный контроль
1
09.12-14.12
10.12
11.12
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
Найти информацию по теме урока
Новые принципы организации современного производства
1
16.12-21.12
17.12
18.12
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
П.4 стр79
Автоматизация технологических процессов.
1
23.12-28.12
24.12
25.12
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
Найти информацию по теме урока
«Технология проектирования и создание материальных объектов или услуг»
«Творческая проектная деятельность» (19 ч.)
Понятие творчества.
1
10.01-18.01
14.01
15.01
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
П.1 стр.87
Пути повышения творческой активности личности при решении нестандартных задач.
1
20.01-25.01
21.01
22.01
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
Найти информацию по теме урока
Защита интеллектуальной собственности
1
27.01-01.02
28.01
29.01
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности
Найти информацию по теме урока
Методы решения творческих задач
1
03.02-08.02
04.02
05.02
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности
П.2 стр 97
Методы активизации поиска решений творческих задач
1
10.02-115.02
11.02
12.02
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
Найти информацию по теме урока
Поиск оптимального варианта решения
1
17.02-22.02
18.02
19.02
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
П.3 стр 109
Ассоциативные методы
1
24.02-01.03
25.02
26.02
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
П.4 стр 116
Особенности современного проектирования
1
03.03-08.03
04.03
05.03
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
П.1 стр 123
Потребительские свойства товаров. Экспертиза и оценка изделия
1
10.03-15.03
11.03
12.03
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
Найти информацию по теме урока
Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности.
1
17.03-22.03
18.03
19.03
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности
П.2 стр.129-131
Источники информации при проектировании
1
01.04-
05.04
01.04
02.04
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности
Найти информацию по теме урока
Создание банка идей продуктов труда
1
07.04-12.04
08.04
09.04
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности
Стр 131-133217-220
Графическое представление вариантов будущего изделия
1
14.04-19.04
15.04
16.04
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности
Найти информацию по теме урока
Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг
1
21.04-26.04
22.04
23.04
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
133-135200-202
Правовые отношения на рынке товаров и услуг
1
28.04-03.05
29.04
30.04
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
Найти информацию по теме урока
Источники получения информации о товарах и услугах. Итоговый контроль
1
05.05-10.05
06.05
07.05
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
Найти информацию по теме урока
Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план
1
12.05-17.05
13.05
14.05
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
136-139
Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта.
1
19.05-24.05
20.05
20.05
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
Найти информацию по теме урока
Мысленное построение нового изделия
1
26.05-31.05
27.05
28.05
Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
Стр 136
Итого 35 часов

Производство, труд и технологии
Технология как часть общечеловеческой культуры, 2 ч
Теоретические сведения. Понятие «культура», виды культуры. Материальная и духовная составляющие культуры, их взаимосвязь. Понятия «технология» и «технологическая культура». Технология как область знания и практическая деятельность человека. Виды промышленных технологий. Технологии непроизводственной сферы и универсальные технологии. Три составляющие технологии (инструмент, станок, технологический процесс). Технологические уклады и их основные технические достижения.
Практические работы. Подготовка доклада об интере­сующем открытии в области науки и техники. Попытка ре­конструкции исторической ситуации (открытие колеса, при­ручение огня, зарождение металлургии).
Теоретические сведения. Развитие технологической культуры в результате научно-технических и социально- экономических достижений. Понятия «техносфера», «тех­ника», «наука», «производство». Взаимозависимость науки и производства. Потребность в научном знании. Наука как сфера человеческой деятельности и фактор производства. Наукоёмкость материального производства.
Практическая работа. Подготовка доклада об интере­сующем открытии (известном учёном, изобретателе) в об­ласти науки и техники.
4 ч
Теоретические сведения. Влияние научно-технической революции на качество жизни человека и состояние окру­жающей среды. Динамика развития промышленных техно­логий и истощение сырьевых ресурсов «кладовой» Земли. Основные насущные задачи новейших технологий.
Современная энергетика и энергоресурсы. Технологические процессы тепловых, атомных и гидроэлектростанций, их влияние на состояние биосферы. Проблема захоронения радиоактивных отходов.
Промышленность, транспорт и сельское хозяйство в сис­теме природопользования. Материалоёмкость современной промышленности. Потребление воды и минеральных ре­сурсов различными производствами. Коэффициент ис­пользования материалов. Промышленная эксплуатация ле­сов. Отходы производств и атмосфера. Понятия «парнико­вый эффект», «озоновая дыра».
Интенсивный и экстенсивный пути развития сель­ского хозяйства, особенности их воздействия на экоси­стемы. Агротехнологии: применение азотных удобрений и химических средств защиты растений. Животноводческие технологии и проблемы, связанные с их использованием.
Практические работы. Посадка деревьев и кустарников возле школы. Оценка запылённости воздуха. Определение наличия нитратов и нитритов в пищевых продуктах.

Теоретические сведения. Природоохранные техноло­гии. Основные направления охраны природной среды. Экологически чистые и безотходные производства. Сущ­ность и виды безотходных технологий. Переработка быто­вого мусора и промышленных отходов. Комплекс меро­приятий по сохранению лесных запасов, защите гидросфе­ры, уменьшению загрязнённости воздуха. Рациональное использование лесов и пахотных земель, минеральных и водных ресурсов. Сохранение гидросферы. Очистка ес­тественных водоёмов. Понятие «альтернативные источники энергии». Исполь­зование энергии Солнца, ветра, приливов и геотермальных источников, энергии волн и течений. Термоядерная энерге­тика. Биогазовые установки. Исследования возможности применения энергии волн и течений.
Практические работы. Оценка качества пресной воды. Оценка уровня радиации.
Теоретические сведения. Экологически устойчивое раз­витие человечества. Биосфера и её роль в стабилизации ок­ружающей среды. Необходимость нового, экологического сознания в современном мире. Характерные черты проявле­ния экологического сознания. Необходимость экономии ре­сурсов и энергии. Охрана окружающей среды.
Практические работы. Уборка мусора около школы или в лесу. Выявление мероприятий по охране окружающей сре­ды на действующем промышленном предприятии.
Теоретические сведения. Основные виды промышлен­ной обработки материалов. Электротехнологии и их приме­нение: элекронно-ионная (аэрозольная) технология; метод магнитной очистки; метод магнитоимпульсной обработки; метод прямого нагрева; электрическая сварка.Лучевые технологии: лазерная и электронно-лучевая об­работка. Ультразвуковые технологии; ультразвуковая сварка и ультразвуковая дефектоскопия. Плазменная обработка: на­пыление, резка, сварка; применение в порошковой метал­лургии. Технологии послойного прототипирования и их ис­пользование. Нанотехнологии: история открытия. Понятия нанотехнологии»., «наночастица», «наноматериал». Нано­продукты: технология поатомной (помолекулярной) сборки. Перспективы применения нанотехнологии.
Практическая работа. Посещение промышленного пред­приятия (ознакомление с современными технологиями в про­мышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания).
Теоретические сведения. Пути развития индустриаль­ного производства. Рационализация, стандартизация произ­водства. Конвейеризация, непрерывное (поточное) произ­водство. Расширение ассортимента промышленных товаров в результате изменения потребительского спроса. Гибкие производственные системы. Многоцелевые технологиче­ские машины. Глобализация системы мирового хозяйства.
Практическая работа. Подготовка рекомендаций по вне­дрению новых технологий и оборудования в домашнем хо­зяйстве, на конкретном рабочем месте (производственном участке).
Теоретические сведения. Возрастание роли информа­ционных технологий. Автоматизация производства на осно­ве информационных технологий. Автоматизация технологи­ческих процессов и изменение роли человека в современ­ном и перспективном производстве. Понятия «автомат» и «автоматика». Гибкая и жёсткая автоматизация. Примене­ние автоматизированных систем управления технологиче­скими процессами (АСУТП) на производстве. Составляющие АСУТП.
Практическая работа. Экскурсия на современное произ­водственное предприятие.
Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность (16ч.)
Теоретические сведения. Понятие творчества. Введе­ние в психологию творческой деятельности. Понятие «твор­ческий процесс». Стадии творческого процесса. Виды твор­ческой деятельности: художественное, научное, техниче­ское творчество. Процедуры технического творчества.Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Ре­зультат творчества как объект интеллектуальной собствен­ности.Способы повышения творческой активности личности при решении нестандартных задач. Понятие «творческая за­дача». Логические и эвристические (интуитивные) пути ре­шения творческих задач, их особенности и области приме­нения. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Практическая работа. Упражнения на развитие мышле­ния: решение нестандартных задач.
Теоретические сведения. Понятие интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности. Формы защиты авторства. Публикация. Патент на изобрете­ние. Условия выдачи патентов, патентный поиск. Критерии патентоспособности объекта. Патентуемые объекты: изоб­ретения, промышленные образцы, полезные модели, товар­ные знаки. Рационализаторские предложения. Правила ре­гистрации товарных знаков и знака обслуживания.
Практические работы. Разработка товарного знака сво­его (условного) предприятия. Составление формулы изобре­тения (ретроизобретения) или заявки на полезную модель, промышленный образец.
Теоретические сведения. Методы активизации поиска решений. Генерация идей. Прямая мозговая атака (мозговой шторм). Приёмы, способствующие генерации идей: анало­гия, инверсия, эмпатия, фантазия. Обратная мозговая атака. Метод контрольных вопросов. Синектика.Поиск оптимального варианта решения. Морфологиче­ский анализ (морфологическая матрица), сущность и при­менение. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод экономии. Основные этапы ФСА. Использование ФСА на производстве. АРИЗ. Ассоциативные методы реше­ния задач. Понятие «ассоциации». Методы фокальных объ­ектов, гирлянд случайностей и ассоциаций, сущность и при­менение.
Конкурс «Генераторы идей». Решение задач методом синектики. Игра «Ассоциативная цепочка шагов». Разработка новой конструкции входной двери с помощью эвристических методов решения задач.

Теоретические сведения. Проектирование как создаю новых объектов действительности. Особенности современного проектирования. Возросшие требования к проектированию. Технико-технологические, социальные, экономически экологические, эргономические факторы проектирования. Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика.
Значение эстетического фактора в проектировании, с эстетические требования к продукту труда. Художественный дизайн. Закономерности эстетического восприятия. Закон гармонии.
Практические работы. Решение тестов на определение наличия качеств проектировщика. Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта.

Теоретические сведения. Планирование профессиональной и учебной проектной деятельности. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, по­шаговое планирование действий. Алгоритм дизайна. Петля дизайна. Непредвиденные обстоятельства в проектирова­нии, действия по коррекции проекта.
Практическая работа. Планирование деятельности по учебному проектированию.
Теоретические сведения. Роль информации в совре­менном обществе. Необходимость информации на разных этапах проектирования. Источники информации: энцикло­педии, энциклопедические словари, Интернет, E-mail, элек­тронные справочники, электронные конференции, теле­коммуникационные проекты. Поиск информации по теме проектирования.
Практические работы. Воссоздать исторический ряд объекта проектирования. Формирование банка идей и пред­ложений.
Теоретические сведения. Объекты действительности как воплощение идей проектировщика. Создание банка идей продуктов труда. Методы формирования банка идей. Творче­ский подход к выдвижению идей (одушевление, ассоциации, аналогии, варианты компоновок, использование методов ТРИЗ). Анализ существующих изделий как поиск вариантов дальнейшего усовершенствования. Графическое представле­ние вариантов будущего изделия. Клаузура.
Практические работы. Создание банка идей и предло­жений. Выдвижение идей усовершенствования своего про­ектного изделия. Выбор наиболее удачного варианта с ис­пользованием метода морфологического анализа.
Теоретические сведения. Проектирование как отраже­ние общественной потребности. Влияние потребностей лю­дей на изменение изделий, технологий, материалов. Рынок потребительских товаров и услуг. Конкуренция товаропроизводителей. Методы выявления общественной потребно­сти. Изучение рынка товаров и услуг. Правила составления анкеты. Определение конкретных целей проекта на основа­нии выявления общественной потребности.
Практические работы. Составление анкеты для изуче­ния покупательского спроса. Проведение анкетирования для выбора объекта учебного проектирования.
Правовые отношения на рынке товаров и услуг, 2 ч
Теоретические сведения. Понятия «субъект» и «объект» на рынке потребительских товаров и услуг. Нормативные ак­ты, регулирующие отношения между покупателем и произ­водителем (продавцом). Страхование. Источники получения информации о товарах и услугах. Торговые символы, этикетки, маркировка, штрих код. Серти­фикация продукции.
Практические работы. Изучение рынка потребитель­ских товаров и услуг. Чтение учащимися маркировки това­ров и сертификатов на различную продукцию.
Теоретические сведения. Пути продвижения проекти­руемого продукта на потребительский рынок. Понятие мар­кетинга, его цели и задачи. Реклама как фактор маркетинга. Средства рекламы.Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта. Задачи бизнес-плана. Определение целевых рамок продукта и его места на рынке. Оценка издержек на произ­водство. Определение состава маркетинговых мероприятий по рекламе, стимулированию продаж, каналам сбыта. Про­гнозирование окупаемости и финансовых рисков. Понятие рентабельности. Экономическая оценка проекта.
Практическая работа. Составление бизнес-плана на производство проектируемого (или условного) изделия (ус­луги).

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (практические работы, тестовые задания) и устный опрос (собеседование), творческая работа, решение ситуационных задач, презентации проектов, деловые игры, анкетирование, диагностика знаний, умений, навыков

Оцените статью
Добавить комментарий