В чем сложность и противоречивость натуры Печорина

Критики и литературоведы, достаточно опытных вопросах русской и мировой литературы, сразу же заговорили о новом художественном типе героя — молодому человеку с не-однозначным, противоречивым характером, и по этой причине неспособную найти в жизни. С начала Печорин предстает перед читателями как «странный человек». Вот как то говорит добродушный Максим Максимыч: «Славный был малый, смею вас заверить; лишь немного странный … Да, с большими был странностями ». Удивительно во внешнем и внутреннем образе Печорина подчеркивают и другие персонажи романа (странствующий офицер, княжна Мери).
Но этого особенности Печорин достигает не благодаря своему социальному происхождению или привилегированному сословию обществе, в то время время было достаточно, чтобы произвести впечатление и заинтересовать людей. Печорин заставляет себя говорить других героев, а вслед и самих читателей, благодаря своим внутренним качествам и глубине характера. Сложный внутренний мир Печорина — и есть тот главный, вырабатывающий жизненную энергию нерв, который влияет окружающий мир, с его положительными и отрицательными сторонами. Многие поступки Печорина даже его близкие друзья, такие как Максим Максимыч, Вернер, Вера и другие, не могут понять и объяснить. Но при этом они решаются обвинять своего друга в безнравственности. Возможно, потому, что в поступках Печорина всегда чувствовались естественные движения души героя.
Лермонтов выносит на суд читателей всю генеалогию сложности, неоднозначности характера и поведения Печорина: Сам герой в откровенном разговоре с Максимом Максимычем так объясняет свою «странность»: «Воспитание ли меня сделало таким, бог ли меня создал, не знаю знаю только то, что причиной несчастья других, то и сам не менее несчастлив ». Действительно, самым удивительным для Печорина и тех людей, с которыми когда-то его сводит судьба, остается злополучный финал всех участников. Когда молодой офицер увидел Печорина, его поразили глаза этого человека. Стальной блеск, они отражали, мог говорить только об одном — или о злом нраве, или о глубокой постоянной фуста.
Но самое главное, что все свои противоречия Печорин сумел почувствовать и осознать, и при этом не сумел сделать этого шага — преодолеть их. Так, герой искренне признавался: «Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пус-тее день в день … ».
Печорин действительно обладает многими завидными качествами — он умный, физически развит, внешне привлекательный, смел и уверен в себе. Но при этом ему таки не хватает важного звена, той животворящей силы, которая смогла бы объединить и направить достоинства Печорина а нужное русло. По этому поводу герой произносит ключевую фразу: «Если бы все меня любили, в себе нашел бы бесконечные источники любви». Печорин, наверное, забыл старинную мудрость, которая гласит: от добра добра не ищут. Через препятствия и все проблемы человека ведет только всепоглощающая, а не эгоистичная любовь.
Однако в течение всего романа Печорин был больше занят личными проблемами, чем судьбой других героев. В одном из своих соображений, сам того до конца не осознавая, герой выносит себе приговор, он говорит: «Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого ». Итак, Печорин выбирает дорогу зла, а не любви. Но назвав свой роман «Герой нашего времени», Лермонтов разве что усложняет проблему, выносит за рамки личного решения. На самом деле, может быть, это время породило таких героев? Пушкин в романе «Евгений Онегин» изобразил молодого человека 20-х: умного, не удовлетворенного существующей действительностью, жизнь и прошла без пользы.
Только остыть страсти вокруг Онегина, как вслед за появился другой герой — Григорий Печорин, молодой человек, составляет поколения 1930-х годов XIX века из романа Лермонтова «Герой нашего времени». И снова тот же судьба, трагическая, неординарная. Страстное стремление героев понять смысл жизни, поиски истины, с одной стороны, и бесцельное, паразитическое существование, с другой стороны, — это трагический разлад мечты и действительности.

Оцените статью
Добавить комментарий