Газовая сварка чугуна — Технология газовой сварки

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Газовая сварка чугуна. Чугуны в зависимости от их структуры различаются на три вида — белые, серые и ковкие. Все три вида в свою очередь делятся на легированные и нелегированные.
^ Газосварочные работы с ним осуществляются только в части исправления брака литья, наплавки, наварки. Сам по себе белый чугун очень твердый металл, практически не обрабатываемый в машиностроении. Белый чугун — трудносвариваемый металл, очень жидкотекуч при сварке. Излом у него светлосерый.
^ Применяется как конструкционный металл. Степень свариваемости может быть как хорошей, так и плохой, в зависимости от его структуры. Есть простая практика определения свариваемости чугуна. Если излом у серого чугуна черный — свариваемость плохая. Излом крупнозернистый, с крупными включениями графита — ограниченная свариваемость. При светло-сером изломе свариваемость будет хорошей.
^ . Наиболее применим в промышленности по причине хорошей обрабатываемости. Сам по себе ковкий чугун — это результат переработки белого чугуна. Суть этой переработки в том, что белый чугун подвергается медленному нагреву (томлению) в течение нескольких суток при температуре 900 — 1000°С. Затем такими же медленными темпами происходит охлаждение.
Все три вида чугуна для конкретных целей могут быть легированы различными добавками для повышения их прочности и улучшения технологичности. Переходя к вопросу газовой сварки чугунных изделий, сразу оговоримся, что основной объем сварочных работ — это ремонт поврежденных или изношенных деталей или же исправление брака литья, обработки термической или механической. Способов сварки чугуна достаточно много. Прежде всего, сварка может проводиться как с расплавлением основного металла, так и без этого. В свою очередь, сварка с расплавлением металла делится на холодную и горячую сварку. А сварка без расплавления основного металла предполагает пайкосварку с чугунным присадочным материалом и латунным припоем.
^ При горячей сварке обязателен предварительный подогрев свариваемых деталей. Детали при нагреве должны находиться в жестком закрепленном каркасе, что позволит устранить возникающие при нагреве напряжения, которые впоследствии, при сварке, могут привести к образованию трещин. Если нагрев носит местный характер, то жесткий каркас можно не применять. Крупные детали нагреваются до температуры 500 — 700°С, а небольшие до 300 — 400°С. Каким способом нагреть деталь, сварщик решает в зависимости от имеющихся условий. Конечно, лучше всего осуществить нагрев установками индукционного нагрева с применением токов промышленной частоты. Но чаще всего нагрев осуществляется пламенными горелками, паяльными лампами и, конечно же, горелками индукционного типа ЛГК-15 и ЛГК-25.
При горячей сварке чугуна обязательно применение флюсов. Попадая в сварочную ванну, они предотвращают окисление кромок твердого металла, извлекают оксиды и неметаллические включения из расплавленного металла, а также способствуют образованию пленки, защищающей его от воздействия газов пламени и воздуха. Положительное влияние флюсов сказывается также в улучшении смачивания поверхности твердого металла жидким присадочным металлом. Кроме того, при сварке чугуна можно применять газообразный флюс БМ-1, который представляет собой смесь метилбората (70 — 75%) с метанолом (25 — 30%). Эта смесь в виде жидкости заливается в специальный флюсосмеситель типа КГФ-3, через который пропускается горячий газ для сварки. Поскольку флюс легко испаряется, пары его извлекаются горючим газом и подаются с ним по рукаву в горелку, где они сгорают в пламени. Процесс с использованием газообразного флюса называется газофлюсовой сваркой. Флюс БМ-1 обеспечивает получение густого, вязкого шлакового покрова на поверхности сварочной ванны.
^ Холодная сварка не потребует предварительного нагрева деталей. Применима она в тех случаях, когда детали имеют возможность свободно расширяться без возникновения внутренних напряжений при нагревании и охлаждении. Подготовку кромок можно выполнить как механическим, так и термическим способом (расплавить кромки вдоль шва). При термическом способе жидкий чугун должен быстро удаляться присадочным прутком и тут же на кромки наносится флюс. Пламя, расплавляя кромки, удаляет жиры, которые могут глубоко проникнуть в пористый чугун. Сама газовая сварка осуществляется ацетиленокислородным пламенем. Горелки, которые используются при этом — универсальные Г2 и ГЗ (или их прототипы). Если применяются газы-заменители ацетилена, то используются уже специальные горелки ГЗУ. Можно использовать и горелки Г2 и ГЗ, но они должны быть обязательно укомплектованы наконечниками, которые на один номер больше, чем те, которые использовались при ацетиленокислородной сварке.
Сама сварка производится нормальным пламенем или пламенем с небольшим избытком ацетилена. Если ацетилена будет много, это приведет к образованию пор. Если же процесс сварки будет вестись медленно и пламя при этом будет окисляющим, то в шве будет большое количество оксидов и шлаковых включений. Присадочным материалом будет служить чугунный пруток длиной от 400 до 700 мм. Мощность пламени и диаметр присадочного прутка выбирают с учетом толщины свариваемой детали. Есть определенная зависимость диаметра присадочного прутка, номера наконечника горелки и площади дефекта, которая сведена в таблице 8:
^
^
Площадь дефекта (в см2)
Номер наконечника
6
5
5
6-8
5-20
6
8-10
20-30
6
12
больше 30
7
^
^
Содержание флюса (в %)
1
100 плавленой буры
2
100 прокаленной буры
3
100 технической буры
4
56 прокаленной буры, 22 углекислого натрия, 22 углекислого калия
5
50 технической буры, 50 двууглекислого натрия
6
23 плавленой буры, 27 углекислого натрия, 50 натриевой селитры
7
50 прокаленной буры, 50 натриевой селитры, 4 керосина (сверх 100)
^
^
Наплавленный металл (структура)
Марка прутков
Состав прутков
Детали сложного профиля с тонкими стенками
Ферритная структура
Б
Кремний до 4 — 5% при невысоком содержании углерода
Крупногабаритные отливки (предварительно подогретые)
— » —
А
Кремний 3 — 3,5% при невысоком содержании углерода
— » —
Перлитная структура большой плотности
I (з-д "Станколит")
Кремний 4 — 5%, невысокое содержание углерода, легирование хромом (0,10%), никелем (0,10%), титаном (0,10%), оловом (0,3 -0,5%)
Детали сложного профиля с тонкими стенками (при наличии местного подогрева)
Перлитная структура большой плотности
I (з-д "Станколит")
То же, но с легированием
Последовательность технологических операций при проведении горячей сварки чугуна. Отчистка поверхности пламенем горелки или металлическим скребком (щеткой). Кромки надо разделать под углом 70° Подогрев детали. Мало- и среднегабаритные детали надо подогревать до температуры 300 — 400°С, а крупногабаритные до 500 — 600°С (до появления коричнево-красного цвета). Установка детали. Установить деталь в зоне действия вытяжной вентиляции с расположением дефекта в нижнем положении и горизонтальной плоскости (продолжительность перерыва между окончанием подогрева и началом сварки для небольших отливок несложной конфигурации не должна превышать 3 — 5 мин во избежание охлаждения детали ниже 400°С). Нагрев и обработка поверхности. Отрегулировать нормальное пламя удельной мощности 100 — 120 л/ч на 1 мм толщины металла и восстановительной ее частью (на расстоянии 2 — 3 мм от ядра), равномерно прогреть кромки дефекта до расплавления с одновременным нанесением флюса и равномерным распределением его по поверхности дефекта с помощью присадочного прутка. Заполнение места сварки присадочным металлом. Расплавить пруток наиболее горячей частью пламени (ближе к ядру) и заполнить дефект (трещину, ржавчину) расплавленным присадочным металлом, добавляя периодически флюс на кончике прутка. Вести сварку ванным способом (отдельными сварочными ваннами длиной 20 — 50 мм каждая) с поддержанием металла в жидком состоянии до полного заполнения дефекта присадочным металлом; при заварке краевых дефектов поддерживать ванну в полужидком состоянии (для исключения стекания металла) за счет периодического отведения пламени от места дефекта для охлаждения ванны и изменения угла наклона горелки к поверхности изделия с 80 до 10°. Удалять неметаллические включения из ванны в процессе сварки с помощью флюсования жидкого металла и интенсивного его перемешивания присадочным прутком. Окончание процесса сварки. Сначала надо медленно отвести горелку от поверхности ванны на 50 — 60 мм и наплавленный металл подогреть пламенем в течение 0,5 -1,5 мин, накрыть деталь листовым асбестом для замедленного охлаждения металла шва и обеспечения свойств сварного соединения, равноценных со свойствами основного металла. Последним следует этап термообработки. Детали нагреваются, мелкие до 300 — 400°С, крупные до 500 — 600°С с последующим медленным охлаждением.
^ Подготовка места наплавки и прилегающей поверхности (очищаются от грязи, оксидов, других загрязнений). Очистка производится пламенем горелки и металлической щеткой.
Разделка будущего места наплавки (зубило, сверло, фре­за, другие механические способы обработки поверхно­сти). Схематично разделка дефекта под пайкосварку изоб­ражена на рис.6.
Рис.6. Схема процесса низкотемпературной пайка-сварки чугуна чугунным присадочным материалом при исправлении дефектов: а — с продольной разделкой; б — с дефектом типа раковин
Установка и нагрев детали. Сама деталь должна быть установлена в зоне действия вытяжной вентиляции с расположением дефекта в нижнем положении и горизонтальной плоскости. Нагреть поверхности разделочного дефекта и металл в зоне дефекта до 300 — 350°С. Нанести на поверхность дефекта флюс и нагреть его факелом пламени, а не ядром, во избежание выдувания. Горелку наклонить под углом 50 — 60°. На рис. представлена пайкосварка правым способом. Продолжить нагрев кромки дефекта до температуры 750 — 800°С при использовании прутков УНЧ-2 и флюса МАФ-1 или до 900 — 950°С при применении прутков НЧ-2 и флюса ФСЧ2. Одновременно нагреть конец прутка до оплавления и обмакнуть его во флюс. Равномерно распределить флюс на поверхности дефекта концом прутка. Расплавить конец прутка трением его о нагретую поверхность. Заполнение места разделки расплавленным металлом. Для этого расплавить пруток наиболее горячей частью факела пламени (на 2 — 3 мм от ядра). Заполнить объем разделки каплями жидкого присадочного металла и ванным методом, перемещая горелку и пруток по винтовой восходящей линии или круговыми движениями, в зависимости от вида дефекта. Производить наплавку за один проход при толщине металла до 6 мм и в два прохода при толщине 8 — 12 мм. Периодически добавлять флюс в расплавленный металл и непрерывно перемешивать металл прутком, касаясь стенок дефекта.
^
Правильное охлаждение места напайки (заварки). Заваренный участок медленно охлаждается под пламенем горелки в течение 1,5 — 3 мин. После этого, обеспечивая замедленное охлаждение, медленно отвести горелку. Очистить шов от остатков флюса и промыть его водой
^ Решая вопрос о применении газовой сварки для соединения легированных сталей, имеющих в своем составе молибден, хром, никель, титан и другие элементы, надо хорошо знать те особенности, которыми эти стали обладают. В принципе применимость газовой сварки определяется химическим составом каждого конкретного вида легированных сталей. По отно­шению к некоторым сталям газовая сварка не рекомендуется.
Высокохромистая сталь — в ней при продолжительном нагреве происходит рост зерен из-за высокого наличия в химическом составе хрома — более 15%. А так как газовая сварка предполагает длительное термическое воздействие (в отличие от дуговой сварки), то применение газовой сварки нежелательно вообще. Хромистая сталь, как это и очевидно, имеет в своем составе меньше хрома, чем высокохромистая. Нежелательного роста зерен не будет, но эта сталь имеет ярко определенную тенденцию к закалке на воздухе, что неизбежно приведет к появлению трещин. Избежать этого можно, если замедлить остывание шва. Для этого, отводя горелку от шва при окончании работ, надо продолжать нагревать металл пламенем в радиусе 30 -40 мм от готового шва. Ввиду этого можно сделать вывод, что газовая сварка для хромистых сталей применима, но только при условии соблюдения правильного термического режима. Хромоникелевая сталь. Сразу оговоримся, что газовая сварка этой стали с применением газов-заменителей ацетилена исключена. Сварка ацетиленом возможна, но только при условии применения специальных флюсов и если толщина металла не превышает 1 — 2 мм. Последующая термическая обработка шва обязательна. Но и при соблюдении всех перечисленных условий механические свойства шва, выполненного газовой сваркой, будут ниже, чем у основного металла. Если это неприемлемо, то сварку надо вести только электродами со специальными покрытиями. Лучше всего сварку осуществлять аргонодуговым методом. Практика показала, что этот вид сварки дает самые качественные швы при соединении хромоникелевых сталей. Молибденовая сталь (включая и хромомолибденовую) также, как и хромистые стали, имеет тенденцию к закалке на воздухе при температуре ниже 0°С. Поэтому газовую сварку можно вести только после того, как деталь подогрета до 250 — 300°С. Особенно это важно при сварке в условиях отрицательных температур и при толщинах металла более 10 мм. После газовой сварки обязательна термообработка с замедленным остыванием шва. При соблюдении всех перечисленных условий газовая сварка возможна. Хромомолибденовая сталь. Противопоказаний по газовой сварке нет при соблюдении условий, изложенных в таблице для легированных сталей.
^ Применимость газовой сварки при работе с углеродистыми сталями определяется процентом наличия в них углерода. Чем меньше углерода, тем выше оценка свариваемости. Поэтому при работе с высокоуглеродистой сталью рекомендуется пайка или наплавка, а газовую сварку следует исключить.
Низкоуглеродистая сталь. Если предполагается работа с листами (деталями толщиной до 5 мм), то никаких осложнений не предвидится. Хороший результат будет получен без применения флюсов вообще. Рабочим газом при этом должен быть ацетиленокислород. После сварки рекомендуется проковка готового шва при температуре вишнево-красного каления. Далее сваренное изделие необходимо охлаждать в замедленном темпе. Чтобы исключить появление пористости, необходимо использо­вать присадочный материал, в котором процент содержания углерода меньше, чем в основном металле. В случае, если предполагается сварка толщин более 5 мм, лучше применить дуговую сварку с применением плавящихся электродов, работающих в среде углекислого газа. Если приходится использовать в качестве горючего газа пропан, бутан или природный газ, то надо быть готовым к тому, что качество шва будет ниже, чем в случае с ацетиленкислородом.
Среднеуглеродистая сталь. Так же, как хромистая и молибденовая стали, имеет тенденцию к закалке на воздухе. А это — угроза появления трещин. Послесварочная доводка шва включает в себя правильную термообработку, обеспечивающую замедленное охлаждение шва. Горючий газ, который обеспечивает выполнение качественного шва — ацетиленокислород. Применение газов-заменителей исключено. Но и ацетиленкислород при сварке сталей с содержанием углерода выше 0,4% не сможет гарантировать качественный шов. Качественный шов будет только в случае применения дуговой сварки.

Газовая сварка чугуна. Чугуны в зависимости от их структуры различаются на три вида — белые, серые и ковкие. Все три вида в свою очередь делятся на легированные и нелегированные.  

^ Газосварочные работы с ним осуществляются только в части исправления брака литья, наплавки, наварки. Сам по себе белый чугун очень твердый металл, практически не обрабатываемый в машиностроении. Белый чугун — трудносвариваемый металл, очень жидкотекуч при сварке. Излом у него светлосерый.

^ Применяется как конструкционный металл. Степень свариваемости может быть как хорошей, так и плохой, в зависимости от его структуры. Есть простая практика определения свариваемости чугуна. Если излом у серого чугуна черный — свариваемость плохая. Излом крупнозернистый, с крупными включениями графита — ограниченная свариваемость. При светло-сером изломе свариваемость будет хорошей.

^ . Наиболее применим в промышленности по причине хорошей обрабатываемости. Сам по себе ковкий чугун — это результат переработки белого чугуна. Суть этой переработки в том, что белый чугун подвергается медленному нагреву (томлению) в течение нескольких суток при температуре 900 — 1000°С. Затем такими же медленными темпами происходит охлаждение.

 Все три вида чугуна для конкретных целей могут быть легированы различными добавками для повышения их прочности и улучшения технологичности. Переходя к вопросу газовой сварки чугунных изделий, сразу оговоримся, что основной объем сварочных работ — это ремонт поврежденных или изношенных деталей или же исправление брака литья, обработки термической или механической. Способов сварки чугуна достаточно много. Прежде всего, сварка может проводиться как с расплавлением основного металла, так и без этого. В свою очередь, сварка с расплавлением металла делится на холодную и горячую сварку. А сварка без расплавления основного металла предполагает пайкосварку с чугунным присадочным материалом и латунным припоем. 

^ При горячей сварке обязателен предварительный подогрев свариваемых деталей. Детали при нагреве должны находиться в жестком закрепленном каркасе, что позволит устранить возникающие при нагреве напряжения, которые впоследствии, при сварке, могут привести к образованию трещин. Если нагрев носит местный характер, то жесткий каркас можно не применять. Крупные детали нагреваются до температуры 500 — 700°С, а небольшие до 300 — 400°С. Каким способом нагреть деталь, сварщик решает в зависимости от имеющихся условий. Конечно, лучше всего осуществить нагрев установками индукционного нагрева с применением токов промышленной частоты. Но чаще всего нагрев осуществляется пламенными горелками, паяльными лампами и, конечно же, горелками индукционного типа ЛГК-15 и ЛГК-25.

 При горячей сварке чугуна обязательно применение флюсов. Попадая в сварочную ванну, они предотвращают окисление кромок твердого металла, извлекают оксиды и неметаллические включения из расплавленного металла, а также способствуют образованию пленки, защищающей его от воздействия газов пламени и воздуха. Положительное влияние флюсов сказывается также в улучшении смачивания поверхности твердого металла жидким присадочным металлом.  Кроме того, при сварке чугуна можно применять газообразный флюс БМ-1, который представляет собой смесь метилбората (70 — 75%) с метанолом (25 — 30%). Эта смесь в виде жидкости заливается в специальный флюсосмеситель типа КГФ-3, через который пропускается горячий газ для сварки. Поскольку флюс легко испаряется, пары его извлекаются горючим газом и подаются с ним по рукаву в горелку, где они сгорают в пламени. Процесс с использованием газообразного флюса называется газофлюсовой сваркой. Флюс БМ-1 обеспечивает получение густого, вязкого шлакового покрова на поверхности сварочной ванны. 

^ Холодная сварка не потребует предварительного нагрева деталей. Применима она в тех случаях, когда детали имеют возможность свободно расширяться без возникновения внутренних напряжений при нагревании и охлаждении. Подготовку кромок можно выполнить как механическим, так и термическим способом (расплавить кромки вдоль шва). При термическом способе жидкий чугун должен быстро удаляться присадочным прутком и тут же на кромки наносится флюс. Пламя, расплавляя кромки, удаляет жиры, которые могут глубоко проникнуть в пористый чугун. Сама газовая сварка осуществляется ацетиленокислородным пламенем. Горелки, которые используются при этом — универсальные Г2 и ГЗ (или их прототипы). Если применяются газы-заменители ацетилена, то используются уже специальные горелки ГЗУ. Можно использовать и горелки Г2 и ГЗ, но они должны быть обязательно укомплектованы наконечниками, которые на один номер больше, чем те, которые использовались при ацетиленокислородной сварке.

 Сама сварка производится нормальным пламенем или пламенем с небольшим избытком ацетилена. Если ацетилена будет много, это приведет к образованию пор. Если же процесс сварки будет вестись медленно и пламя при этом будет окисляющим, то в шве будет большое количество оксидов и шлаковых включений. Присадочным материалом будет служить чугунный пруток длиной от 400 до 700 мм. Мощность пламени и диаметр присадочного прутка выбирают с учетом толщины свариваемой детали. Есть определенная зависимость диаметра присадочного прутка, номера наконечника горелки и площади дефекта, которая сведена в таблице 8:                 

^

^ Площадь дефекта (в см2) Номер наконечника
6 5 5
6-8 5-20 6
8-10 20-30 6
12 больше 30 7

 

^

^ Содержание флюса (в %)
1 100 плавленой буры
2 100 прокаленной буры
3 100 технической буры
4 56 прокаленной буры, 22 углекислого натрия, 22 углекислого калия
5 50 технической буры, 50 двууглекислого натрия
6 23 плавленой буры, 27 углекислого натрия, 50 натриевой селитры
7 50 прокаленной буры, 50 натриевой селитры, 4 керосина (сверх 100)

 

^

^ Наплавленный металл (структура) Марка  прутков Состав прутков
Детали сложного профиля с тонкими стенками Ферритная структура Б Кремний до 4 — 5% при невысоком содержании углерода
Крупногабаритные отливки (предварительно подогретые) — » — А Кремний 3 — 3,5% при невысоком содержании углерода
— » — Перлитная структура большой плотности I (з-д "Станколит") Кремний 4 — 5%, невысокое содержание углерода, легирование хромом (0,10%), никелем (0,10%), титаном (0,10%), оловом (0,3 -0,5%)
Детали сложного профиля с тонкими стенками (при наличии местного подогрева) Перлитная структура большой плотности I (з-д "Станколит") То же, но с легированием

  Последовательность технологических операций при проведении горячей сварки чугуна. Отчистка поверхности пламенем горелки или металлическим скребком (щеткой). Кромки надо разделать под углом 70°  Подогрев детали. Мало- и среднегабаритные детали надо подогревать до температуры 300 — 400°С, а крупногабаритные до 500 — 600°С (до появления коричнево-красного цвета).  Установка детали. Установить деталь в зоне действия вытяжной вентиляции с расположением дефекта в нижнем положении и горизонтальной плоскости (продолжительность перерыва между окончанием подогрева и началом сварки для небольших отливок несложной конфигурации не должна превышать 3 — 5 мин во избежание охлаждения детали ниже 400°С).  Нагрев и обработка поверхности. Отрегулировать нормальное пламя удельной мощности 100 — 120 л/ч на 1 мм толщины металла и восстановительной ее частью (на расстоянии 2 — 3 мм от ядра), равномерно прогреть кромки дефекта до расплавления с одновременным нанесением флюса и равномерным распределением его по поверхности дефекта с помощью присадочного прутка.  Заполнение места сварки присадочным металлом. Расплавить пруток наиболее горячей частью пламени (ближе к ядру) и заполнить дефект (трещину, ржавчину) расплавленным присадочным металлом, добавляя периодически флюс на кончике прутка. Вести сварку ванным способом (отдельными сварочными ваннами длиной 20 — 50 мм каждая) с поддержанием металла в жидком состоянии до полного заполнения дефекта присадочным металлом; при заварке краевых дефектов поддерживать ванну в полужидком состоянии (для исключения стекания металла) за счет периодического отведения пламени от места дефекта для охлаждения ванны и изменения угла наклона горелки к поверхности изделия с 80 до 10°. Удалять неметаллические включения из ванны в процессе сварки с помощью флюсования жидкого металла и интенсивного его перемешивания присадочным прутком.  Окончание процесса сварки. Сначала надо медленно отвести горелку от поверхности ванны на 50 — 60 мм и наплавленный металл подогреть пламенем в течение 0,5 -1,5 мин, накрыть деталь листовым асбестом для замедленного охлаждения металла шва и обеспечения свойств сварного соединения, равноценных со свойствами основного металла.  Последним следует этап термообработки. Детали нагреваются, мелкие до 300 — 400°С, крупные до 500 — 600°С с последующим медленным охлаждением. 

^  Подготовка места наплавки и прилегающей поверхности (очищаются от грязи, оксидов, других загрязнений). Очистка производится пламенем горелки и металлической щеткой.

 Разделка будущего места наплавки (зубило, сверло, фре­за, другие механические способы обработки поверхно­сти). Схематично разделка дефекта под пайкосварку изоб­ражена на рис.6. 

Рис.6. Схема процесса низкотемпературной пайка-сварки чугуна чугунным присадочным материалом при исправлении дефектов: а — с продольной разделкой; б — с дефектом типа раковин

   Установка и нагрев детали. Сама деталь должна быть установлена в зоне действия вытяжной вентиляции с расположением дефекта в нижнем положении и горизонтальной плоскости. Нагреть поверхности разделочного дефекта и металл в зоне дефекта до 300 — 350°С. Нанести на поверхность дефекта флюс и нагреть его факелом пламени, а не ядром, во избежание выдувания. Горелку наклонить под углом 50 — 60°. На рис. представлена пайкосварка правым способом. Продолжить нагрев кромки дефекта до температуры 750 — 800°С при использовании прутков УНЧ-2 и флюса МАФ-1 или до 900 — 950°С при применении прутков НЧ-2 и флюса ФСЧ2. Одновременно нагреть конец прутка до оплавления и обмакнуть его во флюс. Равномерно распределить флюс на поверхности дефекта концом прутка. Расплавить конец прутка трением его о нагретую поверхность.  Заполнение места разделки расплавленным металлом. Для этого расплавить пруток наиболее горячей частью факела пламени (на 2 — 3 мм от ядра). Заполнить объем разделки каплями жидкого присадочного металла и ванным методом, перемещая горелку и пруток по винтовой восходящей линии или круговыми движениями, в зависимости от вида дефекта. Производить наплавку за один проход при толщине металла до 6 мм и в два прохода при толщине 8 — 12 мм. Периодически добавлять флюс в расплавленный металл и непрерывно перемешивать металл прутком, касаясь стенок дефекта. 

 

^

  Правильное охлаждение места напайки (заварки). Заваренный участок медленно охлаждается под пламенем горелки в течение 1,5 — 3 мин. После этого, обеспечивая замедленное охлаждение, медленно отвести горелку. Очистить шов от остатков флюса и промыть его водой 

^ Решая вопрос о применении газовой сварки для соединения легированных сталей, имеющих в своем составе молибден, хром, никель, титан и другие элементы, надо хорошо знать те особенности, которыми эти стали обладают. В принципе применимость газовой сварки определяется химическим составом каждого конкретного вида легированных сталей. По отно­шению к некоторым сталям газовая сварка не рекомендуется.

 Высокохромистая сталь — в ней при продолжительном нагреве происходит рост зерен из-за высокого наличия в химическом составе хрома — более 15%. А так как газовая сварка предполагает длительное термическое воздействие (в отличие от дуговой сварки), то применение газовой сварки нежелательно вообще. Хромистая сталь, как это и очевидно, имеет в своем составе меньше хрома, чем высокохромистая. Нежелательного роста зерен не будет, но эта сталь имеет ярко определенную тенденцию к закалке на воздухе, что неизбежно приведет к появлению трещин. Избежать этого можно, если замедлить остывание шва. Для этого, отводя горелку от шва при окончании работ, надо продолжать нагревать металл пламенем в радиусе 30 -40 мм от готового шва. Ввиду этого можно сделать вывод, что газовая сварка для хромистых сталей применима, но только при условии соблюдения правильного термического режима. Хромоникелевая сталь. Сразу оговоримся, что газовая сварка этой стали с применением газов-заменителей ацетилена исключена. Сварка ацетиленом возможна, но только при условии применения специальных флюсов и если толщина металла не превышает 1 — 2 мм. Последующая термическая обработка шва обязательна. Но и при соблюдении всех перечисленных условий механические свойства шва, выполненного газовой сваркой, будут ниже, чем у основного металла. Если это неприемлемо, то сварку надо вести только электродами со специальными покрытиями.  Лучше всего сварку осуществлять аргонодуговым методом. Практика показала, что этот вид сварки дает самые качественные швы при соединении хромоникелевых сталей. Молибденовая сталь (включая и хромомолибденовую) также, как и хромистые стали, имеет тенденцию к закалке на воздухе при температуре ниже 0°С. Поэтому газовую сварку можно вести только после того, как деталь подогрета до 250 — 300°С. Особенно это важно при сварке в условиях отрицательных температур и при толщинах металла более 10 мм. После газовой сварки обязательна термообработка с замедленным остыванием шва. При соблюдении всех перечисленных условий газовая сварка возможна. Хромомолибденовая сталь. Противопоказаний по газовой сварке нет при соблюдении условий, изложенных в таблице для легированных сталей. 

^ Применимость газовой сварки при работе с углеродистыми сталями определяется процентом наличия в них углерода. Чем меньше углерода, тем выше оценка свариваемости. Поэтому при работе с высокоуглеродистой сталью рекомендуется пайка или наплавка, а газовую сварку следует исключить.

 Низкоуглеродистая сталь. Если предполагается работа с листами (деталями толщиной до 5 мм), то никаких осложнений не предвидится. Хороший результат будет получен без применения флюсов вообще. Рабочим газом при этом должен быть ацетиленокислород. После сварки рекомендуется проковка готового шва при температуре вишнево-красного каления. Далее сваренное изделие необходимо охлаждать в замедленном темпе. Чтобы исключить появление пористости, необходимо использо­вать присадочный материал, в котором процент содержания углерода меньше, чем в основном металле. В случае, если предполагается сварка толщин более 5 мм, лучше применить дуговую сварку с применением плавящихся электродов, работающих в среде углекислого газа. Если приходится использовать в качестве горючего газа пропан, бутан или природный газ, то надо быть готовым к тому, что качество шва будет ниже, чем в случае с ацетиленкислородом.

 Среднеуглеродистая сталь. Так же, как хромистая и молибденовая стали, имеет тенденцию к закалке на воздухе. А это — угроза появления трещин. Послесварочная доводка шва включает в себя правильную термообработку, обеспечивающую замедленное охлаждение шва. Горючий газ, который обеспечивает выполнение качественного шва — ацетиленокислород. Применение газов-заменителей исключено. Но и ацетиленкислород при сварке сталей с содержанием углерода выше 0,4% не сможет гарантировать качественный шов. Качественный шов будет только в случае применения дуговой сварки.

применением газов-заменителей ацетилена исключена,углекислого калия технической буры,двууглекислого натрия плавленой буры,натриевой селитры прокаленной буры,высокоуглеродистой сталью рекомендуется пайка,применение газов-заменителей исключено,применение газовой сварки нежелательно,проведении горячей сварки чугуна,газовой сварки обязательна термообработка,потребует предварительного нагрева деталей

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …