Галина ПАВЛОВА, председатель областной Лиги юных журналистов: «Мы не играем в газету, мы в ней работаем»

Галина ПАВЛОВА, председатель областной Лиги юных журналистов: «Мы не играем в газету, мы в ней работаем»

Любопытные, общительные, иногда даже сверх меры. Всегда в поиске, с вопросом в глазах. Молодые, открытые, наивные, охочие до знаний. Пожалуй, так бы в общих чертах я охарактеризовала тех юных корреспондентов, с которыми приходится сталкиваться по роду деятельности. А что думает о молодых журналистах-школьниках их «главный начальник», председатель областной Лиги юных журналистов Галина ПАВЛОВА? Мы побеседовали накануне главного для всех школьных СМИ медиасобытия года — фестиваля «Журналина», который в этом году пройдет в Златоусте с 15 по 18 ноября.- Как возникла областная Лига юных журналистов и какие цели она преследует?- Идея создания общественной организации, которая объединила бы всех, кто занимается детской журналистикой, — редакторов, руководителей юнкоровских объединений, самих юных журналистов — вынашивалась уже давно. А в 2006 году обрела реальные перспективы — на фестиваль «Журналина-2006» приехал президент общероссийской общественной детской организации «Лига юных журналистов» Александр ШКОЛЬНИК. Узнав о нашей идее, он предложил стать региональным отделением этой организации. Несколько месяцев понадобилось на оформление документов и регистрацию. А 5 апреля 2007 года мы получили свидетельство о государственной регистрации Челябинского регионального отделения «Лига юных журналистов». Основное направление деятельности — предоставление возможности детям и подросткам самореализации через участие в детских СМИ, включение детских и юношеских изданий в информационное пространство Челябинской области, медиаобразование детей и молодежи.- В уставе среди задач лиги обозначено: «Привлечение внимания общества к положению дел в СМИ для детей». Для чего к ним нужно привлекать внимание общества?- А как же иначе? Детские СМИ и издания для детей всегда должны быть в центре внимания общества. Мы живем в информационном мире, и очень важно, чтобы ребенок получал качественную информацию, которая давала бы знания, расширяла кругозор, помогала ориентироваться на истинные духовные ценности, воспитывала гражданскую позицию, способствовала личностному росту. А работая в детских СМИ, ребята не просто получают готовый информационный продукт, но и сами участвуют в его создании, попутно приобретая знания и навыки в редакционно-издательском деле. — Действительно ли дети получают сегодня качественную, как вы сказали, информацию?- Увы, о качестве современной информации, которая лавиной хлынула на школьника с приходом Интернета, говорить не приходится. Скорее, надо защищать ребенка от того, что пытаются ему навязать с экранов телевизора и монитора. И вот как раз в этом плане работа в детских СМИ может стать той подушкой информационной безопасности, которая научила бы молодежь понимать, критически осмысливать и использовать во благо получаемые сведения. — Должны ли быть газета, радио- или телеканал в каждой школе, в каждом образовательном учреждении? Почему?- Для детей и подростков всегда важно иметь возможность высказать свою точку зрения, быть услышанными и понятыми. И детские, в том числе школьные газеты, журналы, телестудии, а в последнее время и интернет-сайты дают эту возможность. Сейчас, когда в школах практически повсеместно появились компьютеры и оргтехника, не иметь хотя бы газету непростительно. Помимо профессиональных знаний и навыков в детских СМИ осуществляется участие детей и подростков в социальных видах деятельности. При выполнении заданий редакции юнкоры контактируют с большим кругом людей, деятельность которых осуществляется в различных сферах социально-экономической и общественной жизни. Это позволяет им быть в курсе того, как работают различные общественные и социально-экономические институты. Это, если хотите, и есть гражданское воспитание: ведь подросток участвует в социально значимом деле, видит результаты своего труда. Мы, например, всегда подчеркиваем: мы не играем в газету, мы в ней работаем.- Бытует мнение, что руководители детских СМИ работают фактически на голом энтузиазме. Так ли это — в школах, учреждениях доп- образования? Как вы сотрудничаете с ними, охотно ли они идут на контакт?- К сожалению, наши руководители не получают высоких зарплат. Специфика работы руководителя детского издания такова, что в отведенные каким-либо расписанием часы уложиться трудно. Надо дать теоретические знания, провести практические, при этом прочитать и отредактировать огромное количество детских работ. И не просто прочитать и своей рукой выправить, а сделать это вместе с ребенком, чтобы он понял, что получилось хорошо, а что — не очень. То есть поработать с каждым индивидуально. А еще надо газету сверстать (сделать монтаж теле- или радиосюжета) в соответствии с требованиями типографии или студий. И съездить на конкурсы и фестивали, помочь юнкору написать научно-исследовательскую работу, просто собраться в редакции и поговорить по душам. Кто еще способен на такую, почти круглосуточную деятельность, если не энтузиаст в самом хорошем смысле этого слова? Да и нет ведь в большинстве школ такой должности — редактор детского СМИ. Обычно с ребятами занимаются учителя-предметники, педагоги дополнительного образования. А что касается контакта, то с руководителями детских СМИ районного и городского масштаба отлажена система взаимодействия. Мы встречаемся ежеквартально на семинарах, видимся на фестивалях и конкурсах, регулярно обмениваемся информацией.К сожалению, не всегда удается достичь желаемого результата. Вот, например, создали информационный портал юных журналистов «Читай и Пиши». Каждая редакция получила собственный аккаунт, может регистрировать своих юнкоров, которые уже самостоятельно выкладывают на сайт тексты, фотографии, теле- и радиосюжеты. Портал работает второй месяц, а материалы выкладывают только 10 редакций из 23 зарегистрированных. Несколько изданий до сих пор не прислали необходимую информацию для того, чтобы зарегистрироваться на портале. При этом редакциям создание сайта не стоило ни копейки. — С какими трудностями чаще всего приходится сталкиваться в работе с юными корреспондентами? Как они реагируют на критику? Чему приходится учить больше всего?- Основная трудность, на мой взгляд, заключается в том, что мы работаем с разновозрастными категориями школьников. На занятия приходят школьники 5-11-х классов, с разной степенью подготовленности, вот и приходится строить учебный процесс так, чтобы и те, и другие получили необходимые знания и навыки, позволяющие выполнить редакционное задание. Большинство наших юных корреспондентов на критику реагируют адекватно. Абсолютно точно знаю, что многие мои коллеги практикуют разбор всех выполненных ребятами заданий. Это и дисциплинирует, и позволяет сразу понять, где допущен промах либо найден оригинальный способ подачи материала. Есть, конечно, «головокружение от успехов»: увидели свою фамилию под парой заметок, похвалила учительница, восхитились друзья — все, я журналист, все знаю, все умею. Тут, конечно, надо «звезду» на землю спускать, однако тонко и деликатно. А учить, как это ни странно, приходится больше всего русскому языку. У современного школьника прямо беда и с орфографией, и с пунктуацией, и с логикой изложения, и со словарным запасом.- Вы отслеживаете судьбу своих выпускников, общаетесь со студентами. Как бы вы оценили современное качество обучения в школе и вузе?- Да, с большинством ребят мы поддерживаем связь и после выпуска их из детских редакций. Чаще всего, конечно, общаемся с теми, кто ушел на факультеты журналистики. У нас ежегодно большая часть тех, кто решил связать жизнь с журналистикой, поступает в челябинские вузы. Исторически сложилось так, что «телики» и «радики» идут в ЮУрГУ, а газетчики в ЧелГУ. Там наши ребята котируются очень высоко, поскольку приходят с четко выраженной мотивацией, абсолютно точно знают, что журналистика — нелегкий хлеб. Учатся, как правило, легко, с удовольствием, и у преподавателей на хорошем счету. Когда бываю в университетах, обязательно смотрю рейтинги и радуюсь, видя знакомые фамилии в первых строках.А качество обучения, на мой взгляд, зависит от обучаемого: хочет школьник или студент взять от учителя или преподавателя все или даже немного больше — возьмет. Нет желания учиться — то никакое качество не поможет. И вообще, ограничивать свое образование только рамками учебного заведения — заведомо остаться в проигрыше. Успешен только тот, кто всю жизнь учится: рабочий, инженер, педагог, врач. А журналист тем более. Ведь ему приходится встречаться с людьми разных профессий. Соответственно, необходимо иметь широкий кругозор, чтобы разговаривать с ними на одном языке и не выглядеть невежественным.- Получается, что увеличивающийся с каждым годом интерес к профессии журналиста вы объясняете возрастающей мотивацией вчерашних школьников? Или есть и другие причины такой популярности? И нужно ли нам столько журналистов?- В первую очередь отвечу на последний вопрос. Мы всегда подчеркиваем, что не ставим перед собой цель сделать из всех ребят журналистов. Если они вырастут грамотными, коммуникативными, умеющими думать, слышать других и понимать, как и чем живет общество — считаю, что мы свой долг выполнили. А если кто-то решил сделать журналистику своей профессией — этим ребятам помогаем осуществить мечту. Кстати, не могу сказать, что все повально идут на журфаки. Среди наших выпускников есть и юристы, и экономисты, и дизайнеры, и специалисты редакционно-издательского дела, и филологи, и экологи, и лингвисты. Можно перечислять до бесконечности, и представителей других профессий будет больше, чем журналистов. Однако многие, по их собственному признанию, считают годы, проведенные в детских редакциях, лучшими в жизни. И уверенно говорят, что все, чему они там научились, очень пригодилось.- С кем труднее: с молодыми юнкорами, пусть неопытными, но с незашоренным взглядом, или с профессиональными журналистами, имеющими за плечами багаж жизненного опыта?- Я сейчас, наверное, скажу не очень приятную для коллег вещь. Во-первых, жизненный опыт — вещь, несомненно, хорошая и полезная. Однако именно он порой становится помехой. Бывалый журналист уже знает, о ком или о чем лучше не писать — себе дороже будет. Во-вторых, чувствуя себя этакими профи, некоторые взрослые перестают стремиться к чему-то новому, их трудно переубедить, а самую безобидную критику воспринимают в штыки. А молодые быстрее перестраиваются, быстрее реагируют, имеют оригинальный взгляд на обыденные вещи. Работая и с теми, и с другими, убедилась: легче учить молодых, чем переучивать опытных.

http://planetasmi.ru/blogi/comments/8725.html
Недавно на факультете журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова прошла Летняя школа для руководителей школьных СМИ и состоялся круглый стол на тему “Настоящее и будущее школьных СМИ”. Редакция IJNet встретилась с деканом факультета, профессором, доктором филологических наук Еленой Леонидовной Вартановой.— Почему Московский университет уделяет особое внимание школьным СМИ?— Мы видим в этом свою социальную миссию, считаем, что это важная культурная задача для общества. Школьные СМИ, с одной стороны, формируют грамотную и требовательную аудиторию, на которую должны будут работать наши журналисты. Не секрет, что журналистика всегда отражает наше общество, и чем выше запросы общества к журналистике, к ежедневной прессе, к телевизионным новостям, тем качественнее пресса и телевизионное вещание. Поэтому, первая задача, которую ставит перед собой факультет журналистики — поддержать развитие гражданского общества уже на уровне школы, на уровне формирования активного, критически мыслящего гражданина.Вторая задача — взаимодействие со школьными изданиями, школьными учителями. Мы хотим сформировать более твердое представление о журналистике среди школьников. Это своего рода профориентационная работа. Нам очень важно, чтобы ребята, приходя к нам, уже имели опыт работы в школьных СМИ. Для нас школьные СМИ – это хорошая апробация компетенций, природных журналистских талантов наших школьников.Третья задача — нам очень важно поддержать репутацию и престиж профессии журналиста у школьных учителей. Интерес к СМИ, интерес к общественно-политической журналистике, полученный в школе, может приобрести всероссийское распространение. Мы знаем примеры таких стран, как Швеция, Финляндия и Нидерланды, в которых существуют специальные уроки газеты в школе. И там обществознание и современную политику изучают по материалам средств массовой информации. Газеты, журналы, документальное кино становятся источниками информации о действительности, окружающей нас. Мне кажется, для учителей это хорошая поддержка для продвижения культуры чтения, гражданской культуры среди школьников.— В чем заключаются особенности школьных СМИ? Каковы их цели и задачи?— Ответ на этот вопрос довольно широк. У каждой школы свои цели и задачи, у каждой школы свое СМИ, у кого-то газеты, у кого-то радио и даже телевидение.На наш взгляд, взгляд более академический, особенности школьных СМИ заключаются в том, что они функционируют в двух плоскостях. С одной стороны, школы работают на воспитание будущего гражданина, привлекая школьников, чтобы они писали в газеты, создавая сюжеты для телевидения и радио. Задача заключается в том, чтобы они понимали проблемы общества и то, как масс-медиа могут влиять на эти проблемы, решать их. Важно формировать сознание активного гражданина, члена гражданского общества. Фактически сегодняшние школьные СМИ должны формировать новое поколение граждан.С другой стороны, здесь есть и иная цель, так как школьные издания – это в определенном смысле корпоративные СМИ, они не только должны информировать о том, что происходит в школах, но они призваны формировать идентичность сообщества учителей и школьников.Зачастую школьные СМИ рассматриваются как информационный инструмент администрации, прежде всего инструмент управления общественным мнением в школе, а не средством взаимодействия со школьной общественностью. И это довольно сложный момент, поскольку мы видим две противоречащие друг другу цели, но лучшие школьные газеты как раз умеют их объединить и создавать продукт, востребованный и школьниками, и учителями, создавать такой продукт, из которого школьная администрация сама может почерпнуть много нового о своих учениках.— Школьные СМИ освещают события в школе, или они готовят будущих профессиональных или гражданских журналистов?— Конечно, школьные издания освещают события в школе, и это их первичная информационная задача. Готовят ли они профессиональных журналистов? Думаю, что нет. Хотя профориентационная деятельность школьных СМИ очевидна, это совсем не значит, что любой школьник, написавший статью, должен в дальнейшем пойти учиться на факультет журналистики.Первоначальные навыки журналистского творчества, безусловно, формируются. Важно, что школьники начинают работать с информацией, начинают вычленять из информационного потока важные события, пытаются эти события анализировать. Если администрация использует школьные СМИ как канал влияния, то ученики получают не столько навыки профессионального журналиста, сколько навыки профессионального пиарщика. Здесь может произойти некое смешение понятий.Очень важно, чтобы школьным изданием руководил грамотный педагог, который понимает тонкости профессии. Любой словесник может правильно научить школьника излагать текст, но функциональную и природную особенность журналистики он может и не представлять. Многие учителя, которые способны прекрасно отредактировать текст, могут заставить школьника написать материал, восхваляющий директора, поэтому профориентационное начало у таких СМИ есть, но всегда ли они готовят к профессиональной журналистике — это большой вопрос.Готовят ли школьные СМИ граждан? Думаю, да. Сегодня гражданская журналистика стала очень актуальной, и школьные издания, безусловно, участвуют в этом процессе, воспитывая активного гражданина, способного участвовать в публичных дебатах по актуальным вопросам развития общества.— Насколько в России распространена школьная журналистика? У какого количества российских школ есть свои — Ежегодно в России выпускается более трех миллионов школьных изданий. Аудитория у такого рода СМИ достаточно разнообразна. Школьные газеты с интересом читают не только учащиеся и их педагоги, но и родители, родственники и друзья. Такая обширная аудитория охватывает все возрастные категории.Сегодня очень сложно выявить все школьные СМИ. Многие школы создают сайты и первичную информацию о своих событиях выкладывают в Интернет, но это совсем не школьная журналистика. Это просто платформа, на которой школы презентуют себя, стремясь присутствовать в публичном пространстве.— Насколько в этом плане отличаются разные регионы? Где можно получить информацию о школьных СМИ в России?— В информационно развитых регионах, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, школьная журналистика достаточно развита.Трудно предположить, чтобы школьные газеты существовали на хорошем уровне там, где нет нормальной журналистики. Но есть и обратные примеры. Мы знаем о случаях, когда школьная газета в поселке была единственной газетой своего населенного пункта, и в ней школьники ставили вопросы о внешкольной жизни — вопросы, связанные с состоянием дорог или с состоянием муниципального управления. Поэтому, можно сказать, иногда в информационно бедных регионах могут появиться интересные примеры школьной журналистики.— Какие изменения принесли новые технологии? Насколько они доступны российским учителям и школьникам, в частности, в регионах?— Новые технологии принесли кардинальные изменения в публичную сферу и информационное пространство России. Реализация программы Министерства связи и Министерства образования по установке Интернета в российских школах технологически подготовила школу для выхода в глобальное информационное пространство. Но тут возник парадокс: школьники свободно владеют технологиями, школы технически оборудованы, а среди педагогического состава нет людей, которые могли бы возглавить движение школьной журналистики. Поэтому сейчас нужно ставить не вопросы технической оснащенности школ, а уже на имеющейся технологической платформе формировать СМИ с их редакционной политикой, их миссией и концепцией.Многие из победителей конкурса “Лучшее школьное издание”, ежегодно проводимого факультетом журналистики МГУ, имеют хорошие онлайн-версии газет: Онлайн-газета “П.С.”, газета “Секунда” из новосибирской школы, “Классные известия” Центра образования №1474 г. Москва.— Современные школьники очень быстро передают друг другу новости с помощью мобильных и других технологий. Как совместить традиции журналистики и современные технологии в обучении школьников журналистике?— В традиции российской журналистики — прицельное внимание к слову, особый фокус на тексте, а уж как этот текст передать, будет зависеть от времени. Использование новых технологий не означает отмены традиций. Компьютер прекрасно интегрирует традиции и очень важно, чтобы школа понимала и ориентировала школьника на особую работу со словом, на понимание тех эффектов, которые это слово может произвести на читателя или слушателя.У школьников сегодня очень большая техническая грамотность, они прекрасно освоили использование новых технологий, и перед школой сейчас стоит задача насытить формы содержанием. Учителя должны ориентировать ребят на развитие кругозора, на формирование широкой гуманитарной базы. Школьники должны не просто в совершенстве овладеть словом, они должны развивать свой мыслительный аппарат.— Школьные учителя часто принадлежат к тем поколениям, которые выросли без компьютеров и получили университетское образование без современных технологий. Возможно, им даже приходится чему-то учиться у своих учеников?— Учителям приходится изучать новые технологии, и для того, чтобы создавалось современное школьное издание, необходимо, чтобы обе стороны — и школьники и учителя — прошли свой путь. Как ни трудно нам было бы обновлять свои технические навыки, для того, чтобы найти взаимодействие со своими учениками, сегодня нам нужно постоянно повышать свой уровень технологической грамотности.При подготовке школьной газеты учителя могут легко получить позитивный опыт от своих учеников, которые с удовольствием обучат их новым технологическим приемам. Такое неформальное дружеское общение может дать очень многое для преодоления конфликта поколений.Конечно, интеллектуально дети находятся не на том же уровне, что и учителя, и школьное издание – это хороший повод преодолеть конфликт поколений, найти общий язык более взрослому и более молодому поколениям. Одни знают, другие умеют. Школьные проекты помогут и тем, и другим.— Какие материалы получат участники конференции? Брошюры, диски, вебсайты?— Участники Летней школы получают материалы по организации школьного печатного издания, школьной телестудии, школьного онлайн-СМИ “Медиаобразование в школе: сборник программ преподавания дисциплин”, диски с материалами конкурса “Лучшее школьное издание”.— Что послужило толчком к организации Летней школы?— Летняя школа является частью комплексного проекта “Медиаобразование”, который стартовал на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова в сентябре 2003 г., когда при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве была проведена Международная научно-практическая конференция “Медиаобразование в ХХI веке”.Впоследствии были сформулированы конкретные задачи проекта, соответствующие его стратегической цели – расширению связей и контактов между факультетами журналистики и школами, созданию системы преподавания дисциплин о СМИ в школе. Первым значимым мероприятием на этом этапе стал Слет школьных учителей в ноябре 2008 г.Большие конференции хороши, но зачастую учителям не нужны академические рассуждения и научные доклады, им нужно обменяться опытом и получить определенные навыки в конкретных аспектах производства школьных СМИ, таким образом мы вышли на Летние школы. Это очень удобный формат, не очень длинный, достаточно интенсивный и, самое главное, очень живой.— Планируете ли Вы сделать Летнюю школу международной?— Несколько лет назад мы проводили семинар по медиаобразованию в одной из московских школ с привлечением специалистов из Финляндии. Но основная цель Летней школы по журналистике – взаимодействие с учителями из России. Школ в России очень много, и работы нам хватает.— Поддерживаете ли Вы связи с учителями, принимавшими участие в предыдущих конференциях?— Связи с учителями поддерживаем, всегда приглашаем их на мероприятия, проводимые факультетом журналистики для школ. Некоторые учителя печатаются в изданиях факультета, например, книга “Медиаобразование в школе” была сделана частично по материалам Летней школы.— Приглашаете ли Вы в летнюю школу школьников, участвующих в подготовке школьных изданий?— В прошлом году мы устраивали семинары для школьников из редакций, участвующих в конкурсе “Лучшее школьное издание”. На факультете ребята занимались выпуском печатного издания и радиопрограммы. Работа, если на нее хватает ресурсов, ведется во всех направлениях.

Авторы: Урезкова Н.С., Ежова М.Г. http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=667
В последнее десятилетие XX века в России начало формироваться и развиваться информационное общество. Способствует этому широкое внедрение новых информационно-коммуникационных технологий. Этот процесс имеет глобальный характер и вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество неизбежно. Вместе с этим, согласно Концепции формирования информационного общества в России, основными особенностями перехода России к обществу нового типа должны быть: историческая преемственность, национальная идентичность, восстановление нравственного сознания и образование единого духовного пространства страны. Основная перспективная задача перехода к информационному обществу – это информатизация системы общего образования, ориентированная на воспитание нового поколения, отвечающего по своему уровню, развитию и образу жизни условиям информационного общества, имеющего определенный уровень информационной культуры. Основными признаками сформированной информационной культуры у человека могут служить: — способность грамотно использовать в своей деятельности современные средства ИКТ (умение работать на ПК, знание основ офисных информационных технологий, умение использовать компьютерные сети); — знание о сущности основных информационных процессов; умение грамотно извлекать информацию из различных источников, правильно интерпретировать её, представлять, сохранять и преобразовывать; — способность к интеллектуальному творческому труду, умения и навыки решать поставленные задачи в процессе групповой работы и др.С целью формирования гражданина нового информационного общества, во многих школах страны ведется работа по созданию единых образовательных сред данных учреждений. Школы оснащаются современным компьютерным оборудованием, ведется работа по повышению квалификации педагогических кадров по области ИКТ, осуществляется подключение к сети Интернет, корректируются направления методической работы.Эти изменения затрагивают все школьные структуры, наполняют их новым содержанием. Эффективным средством формирования единой информационной образовательной среды в школе и воспитания информационной культуры у учащихся может служить школьный Пресс-центр. Школьный Пресс-центр в большинстве своем состоит из учеников школы. Это гибкая саморазвивающаяся структура, призванная формировать активную личность, способную к анализу происходящих событий, свободную от стереотипов мышления, деятельную, творческую и саморазвивающуюся, обладающую коммуникативными умениями, понимающую роль СМИ в формировании общественного сознания и как средство манипулирования им. Члены школьного Пресс-центра учатся самостоятельно добывать информацию, грамотно представлять её. Конечно, соперничать с крупными печатными изданиями школьная пресса не может. Но именно она предоставляет ученику возможность проявить инициативу и обсудить темы, близкие современной молодежи. Школьный Пресс-центр может служить стартовой площадкой для самоопределения старшеклассников. Для ребят активных и любознательных – это своеобразный катализатор и генератор идей. Сохраняя традиции, с учетом новых направлений, перед современным школьным Пресс-центром можно поставить следующие задачи:1) Своевременное информирование учеников, членов педагогического коллектива о жизни школы2) Организация сотрудничества и вовлечение в совместную деятельность всех участников УВП: педагогов, учеников и родителей3) Образование учащихся по области журналистики, обучение основам создания печатных публикаций4) Формирование активной личностной позиции школьников, навыков лидерства5) Развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных навыков. Развитие эстетического вкуса, формирование умения «видеть прекрасное»6) Способствовать самовыражению, самоопределению и самореализации учащихся7) Распространение опыта педагогов и учащихся по области образования и самообразования. Поддержание авторитета и престижа школы, её педагогов и учеников8) Поддержание традиции издания школьной газетыПри составлении модели школьного Пресс-центра следует учитывать составляющие компоненты:Финансовый компонент:- материальная база;- финансирующий орган;- спонсорское финансирование;- доходы от рекламной деятельности, продажи печатных изданийТехнический компонент:- современная компьютерная техника (компьютеры для набора и верстки материалов, хранения материалов, обработки текстовых и фотоматериалов; сканер, принтер, модем);- устройства для сбора и хранения информации (фотоаппарат, диктофон);- доступ в сеть Интернет.Организационный компонент:- научный руководитель Пресс-центра;- сотрудники Пресс-центра (главный редактор, корректор, юнкоры, художники-дизайнеры, фотокорреспондент, верстальщики);- администрация школы.Научный компонент:- учебные материалы по области журналистики, верстки и дизайну печатных изданий;- занятия по журналистике;- занятия по работе на компьютере.Психологический компонент:- психологические основы деятельности журналиста;- журналистская этика;- правила общения;- психологическая атмосфера в школьном Пресс-центре.Документальный компонент:- Программа школьного Пресс-центра;- Принципы школьного Пресс-центра;- Обязанности членов школьного Пресс-центра;- Традиции школьного Пресс-центра;- Кодекс чести журналиста;- Закон о свободе слова, Закон о СМИ;- Конвенция о правах ребенка;- Словарь журналиста.Наряду с целевыми установками корректируются направления работы школьного Пресс-центра:- Издание печатных публикаций (издание школьной газеты, тематических выпусков газеты по предметам, альманаха научных трудов членов педагогического коллектива, альманаха лучших научных работ учащихся, тематических листовок к праздникам и других печатных публикаций).- Вовлечение всех участников УВП в совместную деятельность, организация диалога между ними (проведение пресс- конференций с интересными людьми, выступления членов Пресс-центра на педагогических советах и ученических конференциях, создание почтового ящика для реализации обратной связи, организация диалога между всеми участниками УВП на страницах школьной газеты, проведение самостоятельных конкурсов, проведение смотров стенгазет, организация выставок творческих работ, фотографий и рисунков, социологические опросы и тестирования).- Обучение, развитие и саморазвитие членов школьного Пресс-центра (заседания членов Пресс-центра по направлениям: Школа журналистики, Школа печатного издательского дела, культурно-массовые мероприятия для членов школьного Пресс-центра, экскурсии, встречи с журналистами взрослых СМИ, реализация самостоятельных авторских творческих проектов членов школьного Пресс-центра).- Поддержание авторитета школы (публикации о жизни школы в районных СМИ, размещение выпусков газеты и лучших материалов на сайте школы).В результате функционирования такого Пресс-центра можно планировать достижение следующих результатов:- Получение учащимися Пресс-центра знаний и формирование умений, необходимых для издания школьных печатных публикаций- Развитие и раскрытие творческих способностей детей. Создание банка данных об учащихся, обладающих яркими творческими способностями: владение словом, стихосложение, организаторские способности, владение ИКТ- Предоставление возможности для самореализации и общественного признания- Предоставление площадки для свободного выражения личного мнения по различным проблемам, в том числе и жизни школы; для ведения дискуссий по этим проблемам- Своевременное информирование о событиях в школе посредством размещения материалов в школьной газете, тематических выпусках, на страницах школьного сайта, в районной прессе- Распространение опыта педагогов через выпуск альманаха научных работ учителей школыКак и в любой деятельности, в работе по созданию и функционированию школьного Пресс-центра, могут возникнуть проблемы. Среди всех проблем, связанных с организацией и функционированием школьного Пресс-центра, можно выделить следующие: источники финансирования, организация и активность, свобода слова и материально-техническое обеспечение.1. Источники финансированияБудет заблуждением утверждать, что школьная пресса может быть самоокупаемой. Если даже крупные СМИ, для того чтобы приносить прибыль, должны выпускаться тиражом несколько десятков тысяч экземпляров, то, что уж говорить о школьной газете. Её тираж составляет, как правило, несколько десятков или сотен копий. Сознавая всю важность существования Пресс-центра, администрация школы должна финансировать его работу и помогать в решении финансовых проблем. Другой вариант решения проблемы – спонсорская помощь. В качестве спонсоров могут выступать шефствующие организации, крупные СМИ, родители учащихся. Дополнительным источником пополнения материальной базы Пресс-центра может быть издание платной газеты. В этом случае цена обычно делается чисто символической и служит, скорее, воспитательным средством. Это способствует повышению авторитета издания и осознания учениками ценности вложенного в газету творческого труда. Если рассматривать как один из вариантов финансирования – размещение платных рекламных объявлений, то следует заметить, что в этом случае могут существенно снизиться воспитательные функции школьного Пресс-центра. Коммерциализация проекта убивает творческое начало всей работы и заставляет писать не «то, что хочется мне», а «то, что нужно кому-то».2. Проблема руководстваРуководство школьным Пресс-центром – непростая задача. Руководитель школьного Пресс-центра должен обладать хорошими организаторскими способностями, быть творцом и инициатором новых идей, коммуникативным и деятельным. От него требуется знание основ журналистики, основ дизайна печатных публикаций, умение работать с современными информационно-коммуникационными технологиями (в случае, если газета верстается на компьютере). В современной ситуации он не может рассчитывать на высокую оплату этого труда. Оплата производится, как правило, из часов, выделяемых на кружки, а это небольшие деньги. Несмотря на это, во многих школах находятся такие педагоги-издатели. Им только нужна всесторонняя психологическая и материальная поддержка в лице администрации школы. Было бы неплохо, чтобы в школе была введена ставка руководителя школьного Пресс-центра и эта работа оплачивалась в соответствии с нагрузками. 3. Низкая активностьЕще одна проблема просматривается в низкой активности самих школьников. Помочь активизировать её смогут следующие моменты. Во-первых, это яркий пример руководителя Пресс-центра, его энергичность, талант руководителя, знания и творческие умения, опыт работы. Все эти качества формируются у педагога в течение нескольких лет руководства Пресс-центром. Во-вторых, этому может способствовать привлечение к работе в Пресс-центре инициативных, умных учеников с оригинальным мышлением и личностным взглядом на мир, творческих лидеров. В-третьих, на активность влияет психологическая атмосфера в школьном Пресс-центре. Создание благоприятной психологической атмосферы в организации – это, в первую очередь, задача руководителя Пресс-центра. Во многом это зависит от его личных качеств. Помочь сплочению членов школьного Пресс-центра и повышению активности учащихся могут совместные мероприятия (чаепития, вечеринки, игры, поездки, походы и пр.) В четвертых, важна роль в поддержании авторитета школьного Пресс-центра администрации школы. Желательно ввести издание школьной газеты в разряд школьных традиций.4. Свобода словаМожно много говорить о том, что в Конституции страны есть статьи о свободе слова, предоставляющие всем гражданам страны свободно выражать свою личную позицию по любой теме. Школа – «государство в государстве» и у неё свое правительство. Очень хорошо, если руководство школы, да и сам руководитель Пресс-центра, понимают важность предоставления школьникам и учителям своеобразной трибуны для выражения своих взглядов на страницах школьной газеты. Или, по крайней мере, не препятствуют ученикам и учителям высказывать личные мнения и в случае несогласия с мнением членов школьного Пресс-центра, ведут грамотный диалог. В то же время, у членов школьного Пресс-центра должно быть единое мнение по важнейшим вопросам школьной жизни, позиция Пресс-центра. Она вырабатывается всеми членами организации на заседаниях Пресс-центра. Это не значит, что по отдельным вопросам ученики и учителя не могут иметь разногласий. В своей работе все участники должны придерживаться своеобразного кодекса чести журналиста (или принципов журналистской этики), который может быть оформлен документально. 5. Техническое обеспечениеВ связи с оснащением школ страны современной компьютерной техникой и периферийным оборудованием (сканер, модем, принтер, фотоаппарат и др.), проблема технического обеспечения работы школьного Пресс-центра почти снята. Здесь важно организовать грамотное использование этого оборудования (выделить время для работы в компьютерном кабинете, организовать доступ в сеть Интернет, научить пользоваться имеющимся оборудованием) Любой творческий процесс невозможен без постоянных нововведений. Для усовершенствования работы школьного Пресс-центра можно рекомендовать следующие проекты на будущее:- Сотрудничество с журналистами взрослых СМИ, проведение совместных исследовательских, творческих проектов.- Расширение структуры школьного Пресс-центра (отдел «Школьный сайт», «Видеостудия», «Фотостудия»).- Реализация совместных проектов со школьными структурами: библиотекой, кружком «Краеведение», школьным музеем и другими.- Способствовать изданию сборника лучших творческих произведений учеников и учителей школы- Проведение конкурсов внутри Пресс-центра: «Лучший репортаж года» и др.- Проведение мастер — классов по журналистике и компьютерному дизайну.- Создание на школьном сайте личных страничек отдельных учащихся с размещением на них творческих авторских материалов.- Установление связей с другими школьными Пресс-центрами в области и через Интернет.- Участие в российском конкурсе лучших школьных газет.
Приложение №5
Сайты интересных школьных газет:
http://www.sch578.edusite.ru/p12aa1.html
http://www.nelidovo.edu.ru/schoolpres/schoolpres.htm
http://www.621.metallostroy.ru/press.php
http://gazeta867.narod.ru/
http://school7.vov.ru/txt/gaseta.htm
http://www.shkola89.ru/life_chig/
http://sait-shcola6.narod.ru/nash_dela_gazeta.htm
Приложение №6
1.
http://www.rsci.ru/grants/grant_news/267/188986.php
III Международный конкурс школьных газет.
2.
http://press-school.blogspot.com/
3.
http://www.grani21.ru/node/45577
Открытый конкурс школьных газет “Школа-пресс-2012”.
4.http://www.proshkolu.ru/contest/konkurs/
Конкурс школьных газет.
Приложение №7
Декларация прав ребенка
Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеиот 20 ноября 1959 года
ПРЕАМБУЛА
Принимая во внимание, что народы Объединенных Наций вновь утвердили в Уставе свою веру в основные права человека и в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,
принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство,
принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения,
принимая во внимание, что необходимость в такой специальной охране была указана в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и признана во Всеобщей декларации прав человека, а также в уставах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,
принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет,

провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами:
Принцип 1
Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.
Принцип 2
Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.
Принцип 3
Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
Принцип 4
Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
Принцип 5
Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.
Принцип 6
Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
Принцип 7
Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
Принцип 8
Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
Принцип 9
Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
Принцип 10
Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.
Конвенция о правах ребенка
Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года

Оцените статью
Добавить комментарий