Герасимова Т. П. Начальный курс географии: учеб для 6 кл общеобразоват учреждений / Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Куртамышского района «Березовская средняя общеобразовательная школа» «РАССМОТРЕНО»На заседании педагогического советаПротокол №________от «_____»____________________ «УТВЕРЖДАЮ»Директор школы:_________/Л.В.Заикина/
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ГЕОГРАФИЯ» ДЛЯ 6 КЛАССА
Автор – составительЛ.В.Заикинаучитель географии 1 квалификационной категории
2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для VI класса «География Земли» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по географии на базовом уровне, примерной программы по географии и авторской программы А.В. Шатных по курсу «География Земли» для общеобразовательных учреждений. Она конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.Курс «География Земли» рассчитан на два года изучения: в VI и VII классах. Федеральный базисный учебный план отводит на его изучение 105 часов. В VI классе – 35 часов, из расчёта 1-го часа в неделю, и в VII – 70 часов – по 2 часа в неделю. За счёт регионального компонента добавлены 17 часов (0,5 часа недельных) в курс 6 класса. Опорными для обучающихся являются знания и умения по курсам «Окружающий мир» (начальная школа) и «Природоведение» 5 класс. В ходе изучения географии в VI классе предполагается ознакомить учащихся с базовыми знаниями о природе планеты Земля, ее основных закономерностях и взаимовлиянии природы и населения. Для реализации программы используется учебник: Герасимова Т.П. Начальный курс географии: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2005 – 2010. УМК: географический атлас 6 класс Москва, Картография, 2008-2010 г.Содержание географического образования в VI классе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит национально-региональный компонент по географии своего края, области, района, региона. Изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.
Цели и задачи курса
Главная цель курса — формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, и прежде всего карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления знаний (в форме представлений), которые будут использоваться в дальнейшем при изучении географии.Изучение курса географии в 6 классе направлено на:
• освоение знаний об основных географических понятиях; источниках географической информации: географической карте, глобусу, плане местности; о Земле как планете Солнечной системы; о великих географических открытиях и развитии географических знаний человека о Земле; геосферах Земли и географической оболочке; об особенностях природы своей местности;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, ориентирования в окружающей среде; использования плана своего населённого пункта и др.
Рабочая программа включает в себя три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность разделов, перечень практических работ, требования к уровню подготовки учеников, учебно-тематический план.
^ программы позволит обучающимся усвоить материал о развитии географических знаний человека о Земле, познакомить с выдающимися географическими открытиями и исследованиями в России и мире.
^ программы направлен на изучение Земли как планеты, её места в Солнечной системе и является переходным от изученного ранее материала по природоведению к собственно географическим знаниям. Включение этого раздела в программу обусловлено необходимостью создания у обучающихся представления о месте Земли как части более масштабного и значимого объекта, как единого целого в системе координат всей Вселенной.
^ программы направлен на изучение источников географической информации, среди которых важнейшее значение имеют географическая карта, глобус, план местности. Здесь же даётся представление о методах изучения Земли. Большое место в этом разделе занимают практические работы с картой и глобусом, планом местности, по ориентированию. Планируются практические работы на местности и экскурсии. Их проведение планируется за счёт времени, добавленного из регионального компонента.
^ программы «природа Земли и человек» является базовым для содержания курса географии в VI классе, где осуществлен покомпонентный подход к изучению природы Земли. Изучаются: литосфера и рельеф Земли, гидросфера, атмосфера и биосфера. Покомпонентный подход направлен на формирование целостных знаний обо всех компонентах природной среды и их влиянии на человека. При изучении геосфер Земли раскрываются особенности природы своей местности.Каждый из изучаемых природных компонентов тесно связан со всеми остальными, поэтому итоговой частью раздела является изучение географической оболочки, в состав которой входят все компоненты природной среды, в том числе и человек, влияющий на природные комплексы и в то же время зависящий от воздействия на него природной среды.Географическая оболочка рассматривается не только как самый крупный природный комплекс, но и как место проживания человека, где разворачивается его основная деятельность по преобразованию природной среды. Обучающиеся имеют возможность познакомиться с отдельными примерами местных природных комплексов на экскурсии в природу. Взаимодействие природы и человека рассматривается на основе краеведческого подхода.При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку. В программе обращено внимание на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой географической культурой обучающихся: умение ориентироваться в городской или сельской местности по компасу, солнцу, местным признакам; пользоваться планом своего населенного пункта и др.
^ направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.
В процессе реализации программы осуществляется деятельностный подход в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся. С этой целью организуется самостоятельная познавательная, поисковая и творческая деятельность обучающихся с различными источниками географической информации, с привлечением литературных произведений, электронных пособий и материалов Интернет о природных явлениях и процессах. Планируется проведение различных типов уроков по дидактической цели, практикумов, ролевых игр, экскурсий и других организационных форм обучения. Исходя из требований к уровню подготовленности обучающихся, определяется содержание фрагментов уроков с целью контроля по каждой крупной теме курса и итоговый контрольный урок в заключение изучения курса географии в 6 классе. Для этого используются различные методы и приемы разноуровневого контроля знаний, умений и способов деятельности учащихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины;
различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
основные источники информации по географии своей местности и родного края;
природные особенности своей местности, местоположение своего населенного пункта на карте области;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений,
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; географические координаты своего населенного пункта и областного центра, г. Кургана; обозначать его на контурной карте;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации из картографических источников.
^

Раздел, тема
Количество часов
В том числе на:
практические работы
экскурсия
Контрольные работы
1.
Введение
1
2.
Раздел 1. Развитие географических знаний человека о Земле
3
2
Раздел 2. Земля планета солнечной системы
3
2
2.
Раздел 3. Источники географической информации
10
3
1
3.
Раздел 4. Природа Земли и человек.
33
14
2
^
1
1
Итого часов:
51
19
3
1
Содержание тем учебного курса
Введение(1 час)
Требования к уровню подготовленности
знать/понимать:
Предмет изучения географии, значение науки географии.
Дидактические единицы:
Что изучает география. Место географических знаний в современной жизни. Моя малая Родина.
^
Требования к уровню подготовленности
знать/понимать:
результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
о развитии географии в разные исторические эпохи;
о современных научных исследованиях Земли;
уметь
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения выдающихся географических открытий и путешествий;
Дидактические единицы:Представление о мире в древности. Представления об устройстве мира в древнем Китае, Египте, Греции, Риме. Страбон – «отец» географии. Карта Земли Птолемея. География в эпоху средневековья. Путешествия викингов. Арабский путешественник Ибн Баттута. Путешествие Марко Поло в Китай и страны Центральной и Передней Азии. Исследования русских землепроходцев в XIV – XVI вв. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина Эпоха Великих географических открытий. Открытие «нового света» Х. Колумбом. Экспедиция Васко да Гамы в Индию. Кругосветные путешествия Ф. Магеллана, Ф. Дрейка.Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире в XVII – XIX вв. Открытие и исследование Австралии и Океании А. Тасманом и Д. Куком. Первое русское кругосветное путешествие И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева в Антарктиду.Современные научные исследования Земли. Исследования полярных областей (Р. Пири, Р. Амундсен, Р. Скотт), Мирового океана, достижение Ж. Пикаром и Д. Уолшем дна Марианской впадины. Покорение Э. Хиллари и Н. Тенсингом горы Джомолунгма. Исследования верхних слоев атмосферы и глубин литосферы. Изучение природы с помощью искусственных спутников Земли.
^
Требования к уровню подготовленности
знать/понимать:
основные термины: Млечный путь, геоид, осевое вращение земли, орбитальное движение, день летнего солнцестояния, день зимнего солнцестояния, день весеннего равноденствия, день осеннего равноденствия, полярный день, тропики, полярные круги, полярная ночь, местное время, поясное время, линия перемены дат;
форму и размеры Земли;
географические следствия движений Земли;
планеты Солнечной системы; иметь представление о Луне – спутнике Земли; взаимодействии Земли и Луны.
уметь
применять приборы и инструменты для осуществления наблюдений за высотой солнца над горизонтом
описывать и объяснять положение Земли в Солнечной системе; движение Земли вокруг Солнца (в ключевых положениях в дни равноденствий и солнцестояний).
Дидактические единицы:
Солнце — источник жизни на Земле. Земля — одна из девяти планет Солнечной системы; ее ближайшие соседи. Луна — спутник Земли, их взаимодействие.
Практическая работа
Составление и объяснение схемы «Положение Земли в Солнечной системе».
Форма и размеры Земли. Движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года в обоих полушариях. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
Практическая работа
Составление и объяснение схемы «Движение Земли вокруг Солнца (в ключевых положениях в дни равноденствий и солнцестояний)».
Раздел 3. Источники географической информации (10 часов)
Требования к уровню подготовленности
знать/понимать:
основные географические понятия: географические координаты, ориентирование, план местности, масштаб, азимут, географическая карта
термины: геоинформационные системы, условные знаки, легенда карты, градусная сеть, параллели, меридианы, географическая широта, географическая долгота, гномон, полярная съемка, маршрутная съемка, абсолютная высота, относительная высота, горизонтали (изогипсы), изобаты, послойная окраска, бергштрих;
различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
способы ориентирования на местности;
основные источники информации по географии своей местности и родного края;
методы изучения Земли;
местоположение своего населённого пункта на карте области;
алгоритм организации и проведения наблюдения;
уметь
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты географических объектов; географические координаты областного центра – г. Кургана;
обозначать на контурной карте местоположение областного центра;
Дидактические единицы:
Глобус. Градусная сетка. Параллели. Меридианы. Географические координаты: географическая широта и долгота. Способы изображения земной поверхности на глобусе.План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Условные знаки. Чтение топографического плана местности. Описание маршрута. План своего населённого пункта.Географическая карта — особый источник информации. Легенда карты. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте. Карта своей местности. Другие источники информации по географии своей местности и родного края.Методы изучения Земли: космический, картографический, статистический, полевой, геоинформационный. Значение каждого из них для получения, обработки, передачи и представления географической информации. Работа географа в полевых условиях. Наблюдения и путешествия как способы познания окружающего мира.
Экскурсия в окружающую природу с целью изучения местных объектов природы; описание на местности форм рельефа, водных объектов.
Практические работы:
Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте; географических координат по карте полушарий и физической карте России; направлений и расстояний. Определение местоположения и географических координат своего населенного пункта и регионального центра. Обозначение его на контурной карте.
Составление плана местности. Школьный двор.
Определение местоположения и географических координат своего населенного пункта и областного центра, г. Кургана. Обозначение его на контурной карте.
Раздел 4. Природа Земли и человек. (33 часа)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Куртамышского района «Березовская средняя общеобразовательная школа» «РАССМОТРЕНО»На заседании педагогического советаПротокол №________от «_____»____________________ «УТВЕРЖДАЮ»Директор школы:_________/Л.В.Заикина/

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «ГЕОГРАФИЯ» ДЛЯ 6 КЛАССА

Автор – составительЛ.В.Заикинаучитель географии 1 квалификационной категории

2013 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для VI класса «География Земли» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по географии на базовом уровне, примерной программы по географии и авторской программы А.В. Шатных по курсу «География Земли» для общеобразовательных учреждений. Она конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.Курс «География Земли» рассчитан на два года изучения: в VI и VII классах. Федеральный базисный учебный план отводит на его изучение 105 часов. В VI классе – 35 часов, из расчёта 1-го часа в неделю, и в VII – 70 часов – по 2 часа в неделю. За счёт регионального компонента добавлены 17 часов (0,5 часа недельных) в курс 6 класса. Опорными для обучающихся являются знания и умения по курсам «Окружающий мир» (начальная школа) и «Природоведение» 5 класс. В ходе изучения географии в VI классе предполагается ознакомить учащихся с базовыми знаниями о природе планеты Земля, ее основных закономерностях и взаимовлиянии природы и населения. Для реализации программы используется учебник: Герасимова Т.П. Начальный курс географии: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2005 – 2010. УМК: географический атлас 6 класс Москва, Картография, 2008-2010 г.Содержание географического образования в VI классе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит национально-региональный компонент по географии своего края, области, района, региона. Изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Цели и задачи курса

Главная цель курса — формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, и прежде всего карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления знаний (в форме представлений), которые будут использоваться в дальнейшем при изучении географии.Изучение курса географии в 6 классе направлено на:

освоение знаний об основных географических понятиях; источниках географической информации: географической карте, глобусу, плане местности; о Земле как планете Солнечной системы; о великих географических открытиях и развитии географических знаний человека о Земле; геосферах Земли и географической оболочке; об особенностях природы своей местности;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, ориентирования в окружающей среде; использования плана своего населённого пункта и др.

Рабочая программа включает в себя три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность разделов, перечень практических работ, требования к уровню подготовки учеников, учебно-тематический план.

^ программы позволит обучающимся усвоить материал о развитии географических знаний человека о Земле, познакомить с выдающимися географическими открытиями и исследованиями в России и мире.

^ программы направлен на изучение Земли как планеты, её места в Солнечной системе и является переходным от изученного ранее материала по природоведению к собственно географическим знаниям. Включение этого раздела в программу обусловлено необходимостью создания у обучающихся представления о месте Земли как части более масштабного и значимого объекта, как единого целого в системе координат всей Вселенной.

^ программы направлен на изучение источников географической информации, среди которых важнейшее значение имеют географическая карта, глобус, план местности. Здесь же даётся представление о методах изучения Земли. Большое место в этом разделе занимают практические работы с картой и глобусом, планом местности, по ориентированию. Планируются практические работы на местности и экскурсии. Их проведение планируется за счёт времени, добавленного из регионального компонента.

^ программы «природа Земли и человек» является базовым для содержания курса географии в VI классе, где осуществлен покомпонентный подход к изучению природы Земли. Изучаются: литосфера и рельеф Земли, гидросфера, атмосфера и биосфера. Покомпонентный подход направлен на формирование целостных знаний обо всех компонентах природной среды и их влиянии на человека. При изучении геосфер Земли раскрываются особенности природы своей местности.Каждый из изучаемых природных компонентов тесно связан со всеми остальными, поэтому итоговой частью раздела является изучение географической оболочки, в состав которой входят все компоненты природной среды, в том числе и человек, влияющий на природные комплексы и в то же время зависящий от воздействия на него природной среды.Географическая оболочка рассматривается не только как самый крупный природный комплекс, но и как место проживания человека, где разворачивается его основная деятельность по преобразованию природной среды. Обучающиеся имеют возможность познакомиться с отдельными примерами местных природных комплексов на экскурсии в природу. Взаимодействие природы и человека рассматривается на основе краеведческого подхода.При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку. В программе обращено внимание на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой географической культурой обучающихся: умение ориентироваться в городской или сельской местности по компасу, солнцу, местным признакам; пользоваться планом своего населенного пункта и др.

^ направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.

В процессе реализации программы осуществляется деятельностный подход в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся. С этой целью организуется самостоятельная познавательная, поисковая и творческая деятельность обучающихся с различными источниками географической информации, с привлечением литературных произведений, электронных пособий и материалов Интернет о природных явлениях и процессах. Планируется проведение различных типов уроков по дидактической цели, практикумов, ролевых игр, экскурсий и других организационных форм обучения. Исходя из требований к уровню подготовленности обучающихся, определяется содержание фрагментов уроков с целью контроля по каждой крупной теме курса и итоговый контрольный урок в заключение изучения курса географии в 6 классе. Для этого используются различные методы и приемы разноуровневого контроля знаний, умений и способов деятельности учащихся.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины;
  2. различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
  2. основные источники информации по географии своей местности и родного края;
  3. природные особенности своей местности, местоположение своего населенного пункта на карте области;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений,
  2. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  3. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; географические координаты своего населенного пункта и областного центра, г. Кургана; обозначать его на контурной карте;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  2. проведения самостоятельного поиска географической информации из картографических источников.

^

Раздел, тема Количество часов В том числе на:
практические работы экскурсия Контрольные работы
1. Введение 1
2. Раздел 1. Развитие географических знаний человека о Земле 3
2 Раздел 2. Земля планета солнечной системы 3 2
2. Раздел 3. Источники географической информации 10 3 1
3. Раздел 4. Природа Земли и человек. 33 14 2
^ 1 1
Итого часов: 51 19 3 1

Содержание тем учебного курса

Введение(1 час)

Требования к уровню подготовленности

знать/понимать:

Предмет изучения географии, значение науки географии.

Дидактические единицы:

Что изучает география. Место географических знаний в современной жизни. Моя малая Родина.

^

Требования к уровню подготовленности

знать/понимать:

  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • о развитии географии в разные исторические эпохи;
  • о современных научных исследованиях Земли;

уметь

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения выдающихся географических открытий и путешествий;

Дидактические единицы:Представление о мире в древности. Представления об устройстве мира в древнем Китае, Египте, Греции, Риме. Страбон – «отец» географии. Карта Земли Птолемея. География в эпоху средневековья. Путешествия викингов. Арабский путешественник Ибн Баттута. Путешествие Марко Поло в Китай и страны Центральной и Передней Азии. Исследования русских землепроходцев в XIV – XVI вв. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина Эпоха Великих географических открытий. Открытие «нового света» Х. Колумбом. Экспедиция Васко да Гамы в Индию. Кругосветные путешествия Ф. Магеллана, Ф. Дрейка.Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире в XVII – XIX вв. Открытие и исследование Австралии и Океании А. Тасманом и Д. Куком. Первое русское кругосветное путешествие И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева в Антарктиду.Современные научные исследования Земли. Исследования полярных областей (Р. Пири, Р. Амундсен, Р. Скотт), Мирового океана, достижение Ж. Пикаром и Д. Уолшем дна Марианской впадины. Покорение Э. Хиллари и Н. Тенсингом горы Джомолунгма. Исследования верхних слоев атмосферы и глубин литосферы. Изучение природы с помощью искусственных спутников Земли.

^

Требования к уровню подготовленности

знать/понимать:

  • основные термины: Млечный путь, геоид, осевое вращение земли, орбитальное движение, день летнего солнцестояния, день зимнего солнцестояния, день весеннего равноденствия, день осеннего равноденствия, полярный день, тропики, полярные круги, полярная ночь, местное время, поясное время, линия перемены дат;
  • форму и размеры Земли;
  • географические следствия движений Земли;
  • планеты Солнечной системы; иметь представление о Луне – спутнике Земли; взаимодействии Земли и Луны.

уметь

  • применять приборы и инструменты для осуществления наблюдений за высотой солнца над горизонтом
  • описывать и объяснять положение Земли в Солнечной системе; движение Земли вокруг Солнца (в ключевых положениях в дни равноденствий и солнцестояний).

Дидактические единицы:

Солнце — источник жизни на Земле. Земля — одна из девяти планет Солнечной системы; ее ближайшие соседи. Луна — спутник Земли, их взаимодействие.

Практическая работа

  1. Составление и объяснение схемы «Положение Земли в Солнечной системе».

Форма и размеры Земли. Движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года в обоих полушариях. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Практическая работа

  1. Составление и объяснение схемы «Движение Земли вокруг Солнца (в ключевых положениях в дни равноденствий и солнцестояний)».

Раздел 3. Источники географической информации (10 часов)

Требования к уровню подготовленности

знать/понимать:

  • основные географические понятия: географические координаты, ориентирование, план местности, масштаб, азимут, географическая карта
  • термины: геоинформационные системы, условные знаки, легенда карты, градусная сеть, параллели, меридианы, географическая широта, географическая долгота, гномон, полярная съемка, маршрутная съемка, абсолютная высота, относительная высота, горизонтали (изогипсы), изобаты, послойная окраска, бергштрих;
  • различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
  • способы ориентирования на местности;
  • основные источники информации по географии своей местности и родного края;
  • методы изучения Земли;
  • местоположение своего населённого пункта на карте области;
  • алгоритм организации и проведения наблюдения;

уметь

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений;
  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты географических объектов; географические координаты областного центра – г. Кургана;
  • обозначать на контурной карте местоположение областного центра;

Дидактические единицы:

Глобус. Градусная сетка. Параллели. Меридианы. Географические координаты: географическая широта и долгота. Способы изображения земной поверхности на глобусе.План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Условные знаки. Чтение топографического плана местности. Описание маршрута. План своего населённого пункта.Географическая карта — особый источник информации. Легенда карты. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте. Карта своей местности. Другие источники информации по географии своей местности и родного края.Методы изучения Земли: космический, картографический, статистический, полевой, геоинформационный. Значение каждого из них для получения, обработки, передачи и представления географической информации. Работа географа в полевых условиях. Наблюдения и путешествия как способы познания окружающего мира.

Экскурсия в окружающую природу с целью изучения местных объектов природы; описание на местности форм рельефа, водных объектов.

Практические работы:

  1. Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте; географических координат по карте полушарий и физической карте России; направлений и расстояний. Определение местоположения и географических координат своего населенного пункта и регионального центра. Обозначение его на контурной карте.
  2. Составление плана местности. Школьный двор.
  3. Определение местоположения и географических координат своего населенного пункта и областного центра, г. Кургана. Обозначение его на контурной карте.

Раздел 4. Природа Земли и человек. (33 часа)

обучающиеся имеют возможность познакомиться,реализации программы используется учебник,каждой крупной теме курса,неравномерное распределение солнечного света,арабский путешественник ибн баттута,школьники овладевают первоначальными представлениями,уолшем дна марианской впадины,программу обусловлено необходимостью создания,заикина рабочая учебная программа,пояснительная записка рабочая программа

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …