Герасим и его окружение в произведении И.С. Тургенева «Муму» — 1. Писатели о роли книги в жизни человека и общества

Тема 21.

Цель работы школьной мастерской – написать речь от имени немого Герасима.
* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.
I.Задания для создания диалоговой ситуации:
1.Ответьте на вопросы:
Чем был «замечателен» дворник Герасим, один из многочисленной челяди барыни?
Что придавало ему торжественную важность?
Почему не полюбилось Герасиму московское житье?
Что входило в ежедневные обязанности Герасима и как он справлялся с ними?
В каких отношениях находился герой с остальной челядью барыни?
Чем ему понравилась Татьяна?
Как барыня распорядилась судьбой Татьяны, Герасима и Капитона? Принесло ли это кому-нибудь счастье?
При каких обстоятельствах Герасим нашел Муму и как ухаживал за ней?
Почему Герасим полюбил свою питомицу?
Какое событие нарушило тихую и счастливую жизнь дворника и его собаки?
Как изменился Герасим после пропажи Муму? Что в его поведении говорит о тяжелых душевных переживаниях?
Что послужило причиной «решительного натиска на Герасимово убежище»?
Почему Герасим сам взялся убить Муму? Как это произошло?
Каким образом герой выразил протест против бесчеловечности и жестокости крепостного уклада жизни?
2. Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«Образ немого богатыря Герасима в повести “Муму” настолько емок, что тяготеет к символу; он вбирает в себя лучшие черты народного характера: рассудительность и практический ум, нравственную силу, добродушие и любовь ко всему живому, неразрывная связь крестьянина с землей, богатырская сила и выносливость».
(Ю.В. Лебедев)
Как вы понимаете значение слова «символ»? Что символизирует образ Герасима?
Какими лучшими чертами народного характера наделен немой богатырь?
Почему портрет Герасима особенно ярко дается на фоне природы?
II. Задания для создания эвристической ситуации:1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«“Муму” – повесть о могучей потребности человека преодолеть чувство одиночества в мире». (В.И. Кулешов)
Почему одиноки барыня, Герасим, Татьяна? Как преодолевают они свое одиночество?
Согласны ли вы с тем, что «“Муму” – повесть о могучей потребности человека преодолеть чувство одиночества»?
2.Назовите одиноких героев повести.
III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи: 1.Узнайте героя повести «Муму» по описанию.
Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках.
Женщина лет двадцати восьми, маленькая, худая, белокурая, с родинкой на левой щеке. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень быстро соскочила. Нрава она была весьма смирного.
Он вошел, закинул руки назад, развязно прислонясь к выдающемуся углу стены. Прищурил он свои оловянные глазки, но не опустил их, даже усмехнулся слегка.
Она выезжала редко и уединенно доживала последние дни своей скупой и скучающей старости… Иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей.
Человек, которому, судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом.
Она заметалась, бедненькая, с тем тоскливым беспокойством, которое обыкновенно овладевает подвластным человеком, когда он еще не знает хорошенько, как ему понять восклицание начальника.
Справка. Татьяна, приживалка, башмачник Капитон, Герасим, барыня, Гаврила.2.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:«Нигде до этой повести Тургенев не изображал с такой силой давящий уклад крепостничества, который делает рабов “и немыми, и глухими”. Ведь “немой” оказывается и прачка Татьяна, которая с покорным “слушаюсь” узнает о решении выдать ее замуж за пьяницу Капитона, не считаясь с ее привязанностью к Герасиму».
(П.Г. Пустовойт)
Случайно ли, на ваш взгляд, И.С. Тургенев рисует русский народ бессловесным?
Почему и Татьяну, и другую челядь можно назвать «немыми»?
Как И.С. Тургенев относится к народной покорности? Обоснуйте свой ответ.
3.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопрос:
«К финалу кажется, что наступает предел терпению: вот-вот взорвется и разбушуется Герасим, потрясенный вопиющей несправедливостью, раскроет немые уста и заговорит! Какой грозной будет эта речь!» (В.И. Кулешов)
Какими вопиющими несправедливостями потрясен герой?
IV.Задания для создания ситуации критики и воплощения:
Индивидуальное выполнение в составе группы:
Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«Конфликт разрешается уходом Герасима в родную деревню. Торжествен и радостен его путь домой, сама природа вместе с немым героем празднует освобождение. Но в сознании читателя остается тревожный вопрос: изменит ли что-нибудь в крепостническом мире такая форма протеста?» (П.Г. Пустовойт)
Перечитайте описание природы в заключительном эпизоде повести. Согласны ли вы с тем, что «природа вместе с немым героем празднует освобождение»? Приведите примеры и доказательства.
Как бы вы ответили на вопрос, который остается в сознании читателя после прочтения повести?
Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«Мы – народ юный и сильный, который верит и имеет право верить в свое будущее. В русском человеке таится и зреет зародыш будущих великих дел, великого народного развития». (И.С. Тургенев)
Согласны ли вы с И.С. Тургеневым в том, что «мы – народ юный и сильный»?
На чем основывается, по-вашему, вера писателя в русского человека?
Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«Тургенев считал, что повесть дает богатую пищу для размышлений и выводов. Герой изображен как личность исключительной духовной красоты, наделенная физической мощью и непостижимой кротостью, добротой, нравственной чистотой. Герасима можно сравнить с фольклорными героями». (В.И. Кулешов)
Как вы думаете, над какими вопросами можно поразмышлять и какие выводы сделать после прочтения «Муму» И.С. Тургенева?
В чем, по-вашему, состоит духовная красота Герасима?
Каких сказочных и былинных героев из русского фольклора напоминает вам Герасим?
Коллективное выполнение задачи:1. Напишите речь от имени немого Герасима. К кому будет она обращена? Какими чувствами наполнена?
2. Напишите свой финал «Муму». Что бы вы изменили в поведении Герасима?
Тема 22.
Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды
Цель работы школьной мастерской – написать письмо матери от лица Жилина.
* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.
I.Задания для создания диалоговой ситуации:
1.Ответьте на вопросы:
Когда родился Л.Н. Толстой?
Какое воспитание он получил в семье?
Какие печальные события омрачили его детство?
Назовите самое дорогое для Л.Н. Толстого место на земле.
В каком году писатель отправился на Кавказ и участвовал в боевых действиях?
Над какими произведениями он работает в это время?
Почему Л.Н. Толстой стал участником Крымской войны и защитником Севастополя?
2. Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:«“Кавказский пленник” написан Толстым для “Азбуки”, которую выпустил в свет в 1872 г. Нужно сказать, что Толстой был не только гениальным художником слова, но и выдающимся педагогом. В 1859 г. он открыл в своей усадьбе Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда же писатель помог открыть еще двадцать три начальные школы в деревнях тульской губернии, окружавших Ясную Поляну.“Я хочу образования для народа”, – заявлял он. Став учителем, писатель увидел, что для народных школ нужны хорошие учебные книги и пособия. “Азбука” Толстого включала много занимательного и поучительного материала. Он заботился о том, чтобы в его “Азбуке” “все было красиво, коротко, просто и, главное, ясно”».
(По К.Н. Ломунову)
Как вы думаете, почему свой рассказ «Кавказский пленник» Л.Н. Толстой поместил в «Азбуку»?
Чему с помощью этого произведения писатель намеревался научить своих учеников?
Согласны ли вы с тем, что этот рассказ поучительный и занимательный?
II. Задания для создания эвристической ситуации:1. Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:«События, описанные Л.Н. Толстым в рассказе “Кавказский пленник”, происходили больше ста пятидесяти лет назад. На Кавказе в то время шла тяжелая кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевывать кавказские земли. Жившие там горские народы оказывали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.Толстой в ту пору был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего медленно передвигавшегося отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его друг чеченец Садо. Вот как это было.Став большими друзьями, Толстой и Садо по кавказскому обычаю поменялись лошадьми… Когда друзей стали настигать чеченцы, Толстой легко мог уйти от них на резвом скакуне, но он ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в опасности. У Садо было ружье, но оно оказалось незаряженным. Однако Садо не растерялся. Он грозно целился из ружья в приближавшихся преследователей и кричал на них. А те хотели взять пленников живыми и потому не стреляли. Особенно они были злы на Садо, дружившего с русским офицером.Преследуемые чеченцами Толстой и Садо приблизились к крепости Грозной настолько, что погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости тотчас появились конные казаки, а чеченцы повернули обратно и умчались в горы. В память об этом случае Садо подарил Толстому свою саблю. Она и теперь хранится в Московском музее Л.Н. Толстого».
(К.Н. Ломунов)
Что такое быль? Случайно ли «Кавказский пленник» назван Л.Н. Толстым былью?
Как вы оцениваете поступок Л.Н. Толстого, не оставившего друга в беде?
Как вы думаете, важна ли для настоящей дружбы национальность товарищей? Почему?
2. Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«Сейчас я лежал за лагерем. Чудная ночь! Луна только что выбиралась из-за бугра и освещала две маленькие, тонкие, низкие тучки; за мной свистел свою заунывную, непрерывную песнь сверчок; вдали слышна лягушка и около аула раздастся то крик татар, то лай собаки; и опять все затихнет, и опять слышен только свист сверчка и катится легенькая, прозрачная тучка мимо дальних и ближних звезд». (Из дневника Л.Н. Толстого во время его пребывания на Кавказе)
Найдите пейзажные зарисовки в «Кавказском пленнике». Какую роль сыграли личные впечатления писателя в описании природы Кавказа?
Вспомните описание той ночи, когда Жилин вторично бежит из плена. Почему в этом пейзаже все движется: месяц, свет от него, тени, бегущие по склонам гор, речка, журчащая под горой?
III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи: 1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«Толстой сурово осуждает царское правительство за жестокость, с которой оно вело войну за присоединение Кавказа. Царские войска разоряли и сжигали аулы, вызывали к себе ненависть горских племен. Писатель выступает против национальной розни, против тех, кто натравливает один народ на другой». (В.М. Сотников)
Почему жители аула со страхом смотрели на пленного русского офицера? За что старик-горец чуть не убил Жилина, когда тот подошел к его жилью?
Почему горцы быстро привыкли к пленнику? За что его стали ценить?
Расскажите, как подружилась с Жилиным Дина. Почему Жилин и Дина понимали друг друга, хотя не знали языка?
Какова главная мысль были Л.Н. Толстого?
2.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«Чувство жалости и любви к хорошему, ни в чем не повинному человеку помогло Дине преодолеть страх. Рискуя своей жизнью, она освободила Жилина из неволи». (В.М. Сотников)
Почему Дина, рискуя жизнью, спасла от смерти Жилина?
Как отношения Дины и Жилина помогают раскрыть главную мысль «Кавказского пленника»?
3. Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«Сравнивая поступки Жилина и Костылина, их поведение в трудные минуты, их характеры и даже внешний облик, мы видим, что все симпатии писателя на стороне Жилина – простого, честного, храброго и стойкого в беде человека, смело идущего навстречу опасностям». (К.Н. Ломунов)
О чем говорят фамилии Жилин и Костылин.
Почему, по вашему мнению, Л.Н. Толстой назвал свой рассказ «Кавказский пленник», хотя в плену оказались двое офицеров?
Сравните внешний облик героев, их характеры и поступки.
Какой художественный прием использует автор, рисуя этих героев?
IV.Задания для создания ситуации критики и воплощения:
Индивидуальное выполнение в составе группы:
1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«Несколькими красочными штрихами Л.Н. Толстой умеет создать запоминающиеся портреты своих героев». (К.Н. Ломунов)
Какими деталями вам запомнились портреты Дины, Жилина, Костылина, «красного» татарина?
Какие черты характера выявляются в портрете Жилина?
Как в портрете Дины выразилась авторская симпатия к девочке?
2.Понаблюдайте над тем, как строит свои фразы Л.Н. Толстой (начинает с глагола, за которым следует существительное: «выехал Жилин вперед», «прибежала девочка»).3. Приведите другие примеры сказового строения фразы Л.Н. Толстого.4.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«Язык “Кавказского пленника” очень напоминает язык народных сказок и былей». (В.И. Коровин)
Согласны ли вы с тем, что язык «Кавказского пленника» близок к фольклорному? Приведите примеры, доказывающие это, из русских народных сказок.
Какие пословицы и поговорки подходят по смыслу к рассказу Л.Н. Толстого?
— Друзья познаются в беде.- Добро не лихо – ходит тихо.- Мир не без добрых людей.- Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.- Бояться несчастья – и счастья не будет.
Коллективное выполнение задачи:
1. Пофантазируйте и опишите судьбу Жилина и Костылина после событий, изображенных Л.Н. Толстым.
2.Составьте викторину «Узнай героя» по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».
3.Попробуйте представить дальнейшее развитие сюжета, когда о поступке Дины узнает ее отец.4.Перечитайте сцену торга (гл. II). Напишите письмо матери от лица Жилина.

Оцените статью
Добавить комментарий