Гиперактивный?

  • От :
  • Категории : Без рубрики


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Подготовила: Хомяк С.Л.

г. Мегион

2009

Гиперактивный? Невнимательный?

Аббревиатура СДВГ знакома многим родителям. Если у ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью (так раскрывается эта аббревиатура), в воспитании его возникает немало проблем: ребенку трудно сосредоточиться и, напротив, он легко отвлекается; чрезмерная активность или двигательная расторможенность сочетается у него со слабым контролем побуждений. Описанию импульсивных, неугомонных, невнимательных, непослушных детей, испытывающих трудности в адаптации и обучении, посвящены работы многих специалистов. Но что делать мамам дома, до того как ребенок пошел в детский сад и попал, надо надеяться, к квалифицированным педагогам? Как мамам справиться с бурей эмоций и энергии ребенка, укротить их хоть немного? Возможно, им поможет мой опыт. Предлагаемую методику я разработала для собственного сына, который в результате родовой травмы имел целый букет неврологических заболеваний (гипертензия, энцефалопатия, задержка речевого развития). При хорошей координации движений, развитом вестибулярном аппарате наш Миша в три года произносил всего три слова («папа», «пока», «покушать»), при этом невозможно было удержать его внимание, он не мог ничего повторить, говорил на каком-то своем языке и не понимал нас.

Если у матери есть хоть немного свободного времени, которое она готова уделить своему ребенку, то эти заметки для нее. Начинать занятия можно уже с двух лет. Все занятия построены по принципу «от простого к сложному». И очень важно — повторение, повторение многократное и постоянное.

С чего начать? Посоветуйтесь со знающим невропатологом.

Найдите и прочитайте книгу Ромены Агустовой «Говори, ты это можешь» — в ней уникальный педагог учит говорить, читать и писать детей с болезнью Дауна. Из этой книги я узнала много тонкостей в работе с детьми, у которых отставание речи.

Выработайте с ребенком режим дня: обязательны дневной сон и прогулки утром и вечером.
Я двумя руками за воскресные школы, школы творчества, но решительно против обыкновенного детского сада (до пяти лет). Это очень сильный
стресс для нестандартного ребенка. Но с активными и возбудимыми детьми маме дома сложно заниматься. Мы живем в маленьком городке, школы раннего развития у нас нет. Но я заметила: приезжает муж с работы (а ему по роду службы приходится не бывать дома день-два), и сын перенимает какие-то его жесты, слова; может быть, срабатывает эффект новизны. Я повторяю каждый день: «Где у Миши носик?» — эффекта никакого. Папа приехал, один раз показал, сколько Мише лет, тот обратил внимание. Поэтому я попросила знакомую, преподавателя студии декоративно-прикладного искусства, заниматься с сыном. Три раза в неделю минут по сорок они делали зарядку, рисовали, лепили колбаски и лепешечки, распевали гласные звуки, раскладывали по мисочкам камушки… Все это повторялось из занятия в занятие и продолжалось около четырех месяцев. Регулярность очень важна! Миша привык, что у него занятия, а у мамы свои дела. (Кстати, у Миши требующие заботы две сестренки, старшая и младшая.) «По утрам Витальевна приходит со мной заниматься, а вечером пить чай и разговаривать с мамой». Важно общение со сверстниками. Раз-два в неделю мы с сыном ходим в гости к мальчику, который очень хорошо говорит. Сначала Ванечка (он мальчик робкий) боялся Мишу. Но со временем их общение обогатило обоих; Миша перенял многие слова от Вани, а Ваня научился отстаивать свою точку зрения и сопротивляться натиску моего сына. Необходимо приобрести материалы для занятий: — цветные карандаши (чем мягче, тем лучше), восковые мелки; — простые карандаши (также чем мягче, тем лучше); — клей-карандаши разного диаметра;

— двустороннюю цветную бумагу (детям сложно запомнить, где лицевая, где изнаночная сторона бумаги, обычно двусторонняя бумага продается в наборах для оригами);

белую бумагу (лучше отдельными листами); — линейки (у нас их три: одна — офицерская, другая — с кругами разного диаметра и третья — с различными геометрическими фигурами); — деревянный строительный набор, в котором есть кубики, кирпичики, брусочки, цилиндры, арки, полукруги, треугольники (позже мы еще приобрели и набор «Лего»). Создайте нужную атмосферу занятий: — выключите телевизор, радио, телефон (поскольку гиперактивные дети на все отвлекаются); — занимайтесь, в одно и то же время (лучше с утра после завтрака); — занимайтесь в одном и том же месте; — приготовьте все материалы заранее (чтобы ребенок не видел, как вы это делаете — пусть каждый раз это будет для него сюрпризом); — помогайте ребенку, он должен видеть результат; — после занятия обязательно повесьте листок с заданием на стенку, чтобы ребенок мог показать его папе и другим членам семьи); — время занятий — 10 — 15 минут (у нас первые занятия с Мишей длились 6 минут, на большее его не хватало). Выбранным вами темам посвящаются по несколько занятий: одно — аппликация, одно — рисование, одно — лепка, еще может быть конструирование; — на каждом занятии вводится одно-два новых слова, не больше;

— их форма не должна быть уменьшительно-ласкательной (

кот, а не кошечка — ласкательные суффиксы, удлиняют слова, а звуки ч, ш, щ дети позднее осваивают); — знакомимся только с тремя фигурами: это круг, прямоугольник, треугольник; — цвета должны быть простыми; — постепенно вводятся понятия «один» и «много».

За несколько лет мы проработали около ста тем. «Автомобиль» — это была первая тема. Почему стоит начать занятия с нее? В наше время ребенок уже в два года знает, что такое машина. Если он еще не говорит, будет неплохо, если ребенок, отвечая на вопрос «Где машина?», покажет на рисунок.

Занятие с аппликацией. Покажите ребенку рисунок машины без колес и предложите его исправить. Он с удовольствием согласится. Машин на рисунке может быть не одна, а две-три. Слова для занятия: клеим, колесо.

На следующем занятии снова показываем рисунок машины без колес и предлагаем нарисовать недостающие детали с помощью линейки с кругами. Линейку держите сами. Пусть ребенок не только обводит круг, но и закрашивает его (линейку не убирайте). Делать это нужно только цветными карандашами. С ними управляться тяжелее, но они лучше развивают мелкую моторику. Возможно, ребенок решит «покалякать» на предложенном рисунке; не надо, дайте ему для этого чистый лист бумаги. Слова для занятия:

машина едет. Старайтесь не употреблять вместо машина слова автомобиль, легковушка, бибика, малыш от вас должен слышать одно слово.

Для занятия с лепкой подготовьте шарики из пластилина и рисунок автомобиля без колес. Предложите ребенку смять шарик в лепешечку-колесо и прилепить его в нужное место. Слова для занятия:

колесо круглое. Занятия по конструированию мы обычно проводим по выходным вместе с папой. До трех лет сын просто всё разбрасывал, и приводить в порядок ничего не хотел; выполнить задание «кубик на кубик» он не мог. Когда начали регулярно заниматься, решили попробовать еще и конструирование. Самое главное в этих занятиях, чтобы ребенок повторял последовательность действий. Вот примерные темы, которые вы можете использовать дальше. «Божья коровка», «Поезд», «Корзина с помидорами», «Сыр», «Рыбка», «Автобус», «Флажки», «Яичница», «Бусы», «Рубашка»…

Результаты занятий я сохраняла в большой папке, мы часто с Мишей смотрели их, повторяя выученные слова, говорили о цвете и форме предметов. Затем я выложила эти описания в интернете на сайте

http://dom-boginy.ru/forum/, на котором помимо развивающих методик занятий с детьми можно найти много разнообразной информации, интересной маме и хозяйке дома. Описания и фотографии занятий выкладывались на форуме каждую неделю в течение нескольких месяцев. Одной из первых откликнулась Анна Слуева из Серпухова, она опробовала методику со своей дочкой. И приняла активное участие в обсуждении данной методики.

Сейчас Мише 5 лет, он хорошо говорит, недавно научился произносить звук

р, знает много стихотворений наизусть, ходит в детский сад. На занятиях, со слов воспитателя, он внимателен, усерден. Но пока ему еще сложно эмоционально справляться с неудачами. Дома мы продолжаем заниматься, ведь впереди новый сложный этап — школа.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …