Глава З Диагностика учащихся — Сиротюк А. Л. С40 Нейропсихологическое и психофизиологическое со­провождение обучения

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Глава З Диагностика учащихсяНейропсихологическая диагностика позволяет опре­делить, на каком возрастном этапе произошел «сбой» программы развития. Это является основой для построе­ния адекватных коррекционных программ.Разработанный А.Р. Лурия метод качественного анали­за не только выявляет нарушенные звенья психической деятельности, но и те структуры мозга, недостаточность которых играет решающую роль в их возникновении. Лу­рия считал, что психометрический подход для нейропси-хологической топической диагностики не подходит и до­стоверность диагноза обеспечивается не статистическими данными, а совпадением характера нарушений различных психических функций при определенном синдроме.Нейропсихологическое обследование детей должно быть профессиональным, системным, вычленяющим ме­ханизмы и причины дефектов. Многие из существующих методик диагностики и коррекции построены по прин­ципу симптома. Например, если ребенок не говорит, то считается необходимым исследовать и корректировать речь. Если неграмотно пишет, то элиминировать дефект письма. Такой подход не выявляет причину и механизм дефекта, а лишь описывает фасадные проявления ней-ропсихологического синдрома. Восстановительная рабо­та в этом случае также должна идти не от симптома, а от механизма нейропсихологического нарушения. Так, на­пример, если у ребенка нарушено письмо, то невозмож­но научить его писать при помощи изматывающих тре­нировок. Следует помнить, что процесс письма состоит из нескольких звеньев, и нарушение каждого из них мо­жет привести к дисграфии, т.е. частичному нарушению навыков письма вследствие очагового поражения, недо­развития или дисфункции коры головного мозга.При диагностике и коррекции необходимо учитывать, что формирование мозговой организации идет снизу вверх (от ствола к правому полушарию), от задних отде-лов к передним, справа налево (от правого полушария к левому), слева вниз (от передних отделов левого полу­шария к стволовым образованиям).Для нейропсихологической диагностики можно ре­комендовать книги Л.С. Цветковой «Нейропсихологичес-кие методы обследования детей» (М.: Педагогическое об­щество России, 2000) и «Схема нейропсихологического обследования детей» под редакцией А.В. Семенович (М.: МПГУ, 1999). Кроме того, есть методики Ю.В. Микадзе, ОН. Усановой и др.В лаборатории А.Р. Лурия разработана система количе­ственного анализа, по которой выполнение нейропсихо-лопМеских тестов оценивается по четырехбалльной шкале:
баллов — правильное выполнение теста;
балл — 75% правильно выполненного теста и 25% оши­бок;
балла — 50% правильно выполненного теста и50% ошибок;
балла — 100% ошибок.
3.1. Схема нейропсихологического заключения
Характеристика личности ребенка.
Анамнез (течение беременности, прохождение родов,развитие ребенка, соматические заболевания, жалобы ро­дителей, динамика развития отдельных психологическихсимптомов).
Функциональные, моторные и сенсорные асимметрии.
Данные экспериментально-психологического исследо­вания:
состояние гностических процессов; состояние праксиса (пальцевого праксиса позы, про­странственного, динамического, орального); характеристика внимания;характеристика речевых процессов (письма, чтения); характеристика счета; характеристика памяти;характеристика интеллектуальной деятельности; характеристика эмоциональных реакций.
Оценка полученных данных. Характеристика синдрома.
Рекомендации.
76
77
^ Для исследования соматических заболеваний необхо­димы беседа с родителями и изучение медицинской карты ребенка. Кроме того, эффективно использование теста «Гомункулюс», разработанного А.В. Семенович.
Тест «Гомункулюс»
Рис. 3.1. «Гомункулюс»Тест предназначен для диагностики соматических на­рушений. Рисунок следует увеличить до стандарта А4. Тест выполняется ведущей рукой. Ребенку предлагается рас­красить рисунок. Все, что для него актуально, он отме­тит на рисунке. Важно обращать внимание на то, с чего начинается раскраска. По окончании раскрашивания ре­бенку задаются следующие вопросы по рисунку: Кого ты раскрасил? Как его зовут? Сколько ему лет? Что он сей­час делает? Чем он вообще занимается? Любимое и не­любимое занятие? Боится ли он чего-нибудь? Где жи­вет? С кем? Кого больше всех любит? С кем дружит (играет, гуляет)? Какое у него настроение? Его самое заветное желание? Чем бы он защищался от врагов? Ка­кое у него здоровье? Что и как часто болит? Что в нем хорошего, плохого? Кого он тебе напоминает?
^
Пуговицы, деление туловища пополам — желудочно-кишечные заболевания. Искривленная линия пуговиц — ско-шоз позвоночника. Пуговицы до конца — запоры, эну­рез, энкопрез.
Цветные руки — не развита тонкая моторика рук.
Красные уши — недоразвитие фонематического слу­ха, слуховые галлюцинации.
Красные волосы, дорисованная шапка — вегетососу-листая дистония. гидроцефалия.
Красный рот — астма, кашель.
Красные волнистые линии — сосудистые нарушения.
Перевязка на горле, бусы, воротник — воспаленныеминдалины, ситуативные воспоминания, обвитие пупови­ной во время беременности, дисфункция щитовидной же­лезы, тахикардия.
Румянец на шеках — дисфункция щитовидной железы.
Маленький рот. его отсутствие — логопедическиепроблемы.
Нераскрашенная фигура — асоматогнозис (невос­приятие собственного тела).
Не раскрашена нижняя часть тела — энурез, эн­копрез.
Нос — фаллос (в сочетании с красными губами ине прорисованной нижней частью может свидетельство­вать о сексуальных проблемах или мастурбации). Ситуа­тивно — просмотр порнофильма накануне.
Сильный нажим на рисунке — обозначено больноеместо.
Пятно на теле — гипертонус обозначенной части тела.
Затемненная левая сторона — функциональные на­рушения сердечной деятельности.
Помеченные суставы — подвывихи при рождении,боль в суставах.
‘ Крупные штрихи раскраски — органические нару­шения, эписиндром.
В нашей диагностической практике тест показал высокую результативность (при условии объективной интерпретации). Иллюстрацией сказанного являются детские варианты тес­та . которые подтверждают официальный ме­дицинский и нейропсихологический диагноз (DS).
78
$
DS; родовая травма шейных отделов позвоночника, внутричерепное давление, дизартрические1 проявления, бронхиальная астма, энурез2, неразвитая тонкая моторика рук, парез (частичный паралич) левой ноги
to
DS: родовая травма шейных отделов позвоночника, мозговые органические нарушения, правосторонний элисиндром, энкопрез3, сколиоз (искривление) позвоночника.
DS: мозговые органические нарушения, внутричерепное давление, слухо­вые галлюцина­ции, дисфунк­ция желчевыво-дящих путей.
DS: внутриче­репное давле­ние, логоневроз, сколиоз (ис­кривление) по­звоночника.
1 Дизартрия (от греч. arthroo — издаю членораздельные зву­ки) — расстройство речи (артикуляции) при поражении про­долговатого мозга (бульбарный паралич), коры головного мозга.
^ Энурез — недержание мочи.
3 Энкопрез — недержание кала
8081 *
^ ■ У детей с задержкой психического развития нередко наблюдается недостаточное развитие моторики, различ­ных видов движения. Они плохо скоординированы, сни­жена скорость, отсутствует ритмика и плавность движе­ний. Известно, что каждый участок мозга вносит свое специфическое участие в организацию полноценного предметного действия, соответственно по двигательным нарушениям можно определить, какой участок мозга «не срабатывает».
^ (праксис — способность
осуществлять сложные целенаправленные движения и дей­ствия). По нему исследуются кинестетические ощущения,которые обеспечиваются теменными зонами коры большихполушарий головного мозга.
Праксис поз по зрительному образцу (4—5 лет). Инст­рукция: «Делай, как я». Ребенку последовательно предлага­ется несколько поз пальцев, которые он должен воспроиз­вести. Поочередно обследуются обе руки. После выполнениякаждой позы ребенок свободно кладет руку на стол.
Праксис поз по кинестетическому образцу. Инст­рукция: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как у тебя сложе­ны пальцы?» Затем рука ребенка «разглаживается» и егопросят воспроизвести заданную ранее позу.
Оральный праксис. Инструкция: «Делай, как я». Эк­спериментатор выполняет следующие действия: улыба­ется; вытягивает губы в трубочку; выдвигает язык пря­
мо, поднимает его к носу, проводит им по губам; надувает
щеки; хмурится, поднимает брови и др.
Каждое движение воспроизводится ребенком. Вариантом может быть выполнение этого теста по словесной инструк­ции, например: «Нахмурься» или «Дотянись языком до носа». Но в этом случае следует дифференцировать вто­ричные ошибки, которые возникают у ребенка из-за не­достаточного понимания.
^ Проверяется
последовательность и способность переключения с одногодействия на другое, что обеспечивается заднелобнымиотделами коры левого полушария. В этом процессе уча­ствует мозолистое тело, координирующее совместнуюработу обоих полушарий." Проба «Кулак—ребро—ладонь» (с 7 лет). Инструкция «Делай, как я». Далее выполняется последовательный ряд движений. Два раза вы выполняете задание вместе с ребен­ком медленно и молча, потом предлагаете ему сделать са­мому и в более быстром темпе. Затем — с зафиксирован­ным языком (легко прикушенным) и с закрытыми глазами. Поочередно обследуются обе руки. При необходимости мож­но предложить ребенку те же движения, но в измененной последовательности, например «ребро—ладонь—кулак».
Реципрокная (перекрестная, разнонаправленная) ко­ординация рук. Инструкция: «Положи руки на стол (одна рукав кулак, другая в ладошку). Делай, как я». Несколько раз выделаете вместе с ребенком реципрокные смены кулака и ла­дошки, потом предлагаете ему сделать это самостоятельно.
Проба Хэда (с 8 лет). Инструкция: «То, что я будуделать правой рукой, ты будешь делать своей (прикос­нуться) правой рукой, то, что я буду делать левой ру­кой, ты будешь делать своей (прикоснуться) левой ру­кой». Предлагается выполнение одноручных, а затемдвуручных проб. После выполнения каждой пробы при­нимается свободная поза. Позы:
а) правая рука вертикально вверх на уровне груди:б) левая рука горизонтально на уровне груди;в) правая рука горизонтально на уровне подбородка(затем носа);г) левая рука вертикально на уровне носа;д) левая рука держит правое плечо (затем правое ухо).е) левая рука вертикально на уровне груди — праваярука горизонтально ладонью прикасается к ладони левой,ж) правая рука вертикально на уровне груди — леваярука прикасается кулаком к ладони правой.
Рис 3.2. Проба на исследование пространственной организации движений
Б — пробы с двумя руками
82
83
^ Ответственными за вы­полнение движений в пространстве являются теменные и теменно-затылочные зоны коры, а также совместная деятельность пространственного, слухового и вестибу­лярного анализаторов. В целом пространственные дей­ствия обеспечивает височно-теменно-затылочная зона.
^
Проба Тойбера. Вы несколько раз одновременно при­касаетесь к двум местам на теле ребенка (например, к обе­им рукам) и просите его показать, куда вы прикоснулись.В этом случае важен учет обоих прикосновений, посколькупроба направлена на выявление феномена игнорирова­ния в тактильной сфере.
Проба Ферстера. Экспериментатор рисует пальцем(палочкой) то на правой, то на левой руке ребенка фигу­ры (треугольник, крестик, кружок) или цифры и проситназвать нарисованное. Обязательным условием являетсязакрепление в памяти ребенка рисуемых знаков.
Проекция прикосновения. Инструкция: «Закрой глаза.Я дотронусь до тебя, а ты покажешь это место на "человеч­ке"». Вы дотрагиваетесь до различных частей тела ребенка ипросите его обозначить точки прикосновения на моделичеловека. Можно использовать рисунки из альбома «Нейро­психология детского возраста» (под ред. А.В. Семенович). Раз­мер рисунков следует увеличить до стандарта А4.
• Реципрокная координация рук. Инструкция «Сло­жи левую руку в кулак, большой палец отставь в сторонукулак разверни пальцами к себе. Правой рукой прямойладонью в горизонтальном положении прикоснись к ми­зинцу левой. После этого одновременно поменяй положе­ние правой и левой руки в течение 6—8 смен позиции»

Глава З Диагностика учащихсяНейропсихологическая диагностика позволяет опре­делить, на каком возрастном этапе произошел «сбой» программы развития. Это является основой для построе­ния адекватных коррекционных программ.Разработанный А.Р. Лурия метод качественного анали­за не только выявляет нарушенные звенья психической деятельности, но и те структуры мозга, недостаточность которых играет решающую роль в их возникновении. Лу­рия считал, что психометрический подход для нейропси-хологической топической диагностики не подходит и до­стоверность диагноза обеспечивается не статистическими данными, а совпадением характера нарушений различных психических функций при определенном синдроме.Нейропсихологическое обследование детей должно быть профессиональным, системным, вычленяющим ме­ханизмы и причины дефектов. Многие из существующих методик диагностики и коррекции построены по прин­ципу симптома. Например, если ребенок не говорит, то считается необходимым исследовать и корректировать речь. Если неграмотно пишет, то элиминировать дефект письма. Такой подход не выявляет причину и механизм дефекта, а лишь описывает фасадные проявления ней-ропсихологического синдрома. Восстановительная рабо­та в этом случае также должна идти не от симптома, а от механизма нейропсихологического нарушения. Так, на­пример, если у ребенка нарушено письмо, то невозмож­но научить его писать при помощи изматывающих тре­нировок. Следует помнить, что процесс письма состоит из нескольких звеньев, и нарушение каждого из них мо­жет привести к дисграфии, т.е. частичному нарушению навыков письма вследствие очагового поражения, недо­развития или дисфункции коры головного мозга.При диагностике и коррекции необходимо учитывать, что формирование мозговой организации идет снизу вверх (от ствола к правому полушарию), от задних отде-лов к передним, справа налево (от правого полушария к левому), слева вниз (от передних отделов левого полу­шария к стволовым образованиям).Для нейропсихологической диагностики можно ре­комендовать книги Л.С. Цветковой «Нейропсихологичес-кие методы обследования детей» (М.: Педагогическое об­щество России, 2000) и «Схема нейропсихологического обследования детей» под редакцией А.В. Семенович (М.: МПГУ, 1999). Кроме того, есть методики Ю.В. Микадзе, ОН. Усановой и др.В лаборатории А.Р. Лурия разработана система количе­ственного анализа, по которой выполнение нейропсихо-лопМеских тестов оценивается по четырехбалльной шкале:

  1. баллов — правильное выполнение теста;
  2. балл — 75% правильно выполненного теста и 25% оши­бок;
  1. балла — 50% правильно выполненного теста и50% ошибок;
  2. балла — 100% ошибок.

3.1. Схема нейропсихологического заключения

  1. Характеристика личности ребенка.
  1. Анамнез (течение беременности, прохождение родов,развитие ребенка, соматические заболевания, жалобы ро­дителей, динамика развития отдельных психологическихсимптомов).
  1. Функциональные, моторные и сенсорные асимметрии.
  1. Данные экспериментально-психологического исследо­вания:

состояние гностических процессов; состояние праксиса (пальцевого праксиса позы, про­странственного, динамического, орального); характеристика внимания;характеристика речевых процессов (письма, чтения); характеристика счета; характеристика памяти;характеристика интеллектуальной деятельности; характеристика эмоциональных реакций.

  1. Оценка полученных данных. Характеристика синдрома.
  2. Рекомендации.

76

77

^ Для исследования соматических заболеваний необхо­димы беседа с родителями и изучение медицинской карты ребенка. Кроме того, эффективно использование теста «Гомункулюс», разработанного А.В. Семенович.

Тест «Гомункулюс»

Рис. 3.1. «Гомункулюс»Тест предназначен для диагностики соматических на­рушений. Рисунок следует увеличить до стандарта А4. Тест выполняется ведущей рукой. Ребенку предлагается рас­красить рисунок. Все, что для него актуально, он отме­тит на рисунке. Важно обращать внимание на то, с чего начинается раскраска. По окончании раскрашивания ре­бенку задаются следующие вопросы по рисунку: Кого ты раскрасил? Как его зовут? Сколько ему лет? Что он сей­час делает? Чем он вообще занимается? Любимое и не­любимое занятие? Боится ли он чего-нибудь? Где жи­вет? С кем? Кого больше всех любит? С кем дружит (играет, гуляет)? Какое у него настроение? Его самое заветное желание? Чем бы он защищался от врагов? Ка­кое у него здоровье? Что и как часто болит? Что в нем хорошего, плохого? Кого он тебе напоминает?

^

  • Пуговицы, деление туловища пополам — желудочно-кишечные заболевания. Искривленная линия пуговиц — ско-шоз позвоночника. Пуговицы до конца — запоры, эну­рез, энкопрез.
  • Цветные руки — не развита тонкая моторика рук.
  • Красные уши — недоразвитие фонематического слу­ха, слуховые галлюцинации.
  • Красные волосы, дорисованная шапка — вегетососу-листая дистония. гидроцефалия.
  • Красный рот — астма, кашель.
  • Красные волнистые линии — сосудистые нарушения.
  • Перевязка на горле, бусы, воротник — воспаленныеминдалины, ситуативные воспоминания, обвитие пупови­ной во время беременности, дисфункция щитовидной же­лезы, тахикардия.
  • Румянец на шеках — дисфункция щитовидной железы.
  • Маленький рот. его отсутствие — логопедическиепроблемы.
  • Нераскрашенная фигура — асоматогнозис (невос­приятие собственного тела).
  • Не раскрашена нижняя часть тела — энурез, эн­копрез.
  • Нос — фаллос (в сочетании с красными губами ине прорисованной нижней частью может свидетельство­вать о сексуальных проблемах или мастурбации). Ситуа­тивно — просмотр порнофильма накануне.
  • Сильный нажим на рисунке — обозначено больноеместо.
  • Пятно на теле — гипертонус обозначенной части тела.
  • Затемненная левая сторона — функциональные на­рушения сердечной деятельности.
  • Помеченные суставы — подвывихи при рождении,боль в суставах.

‘ Крупные штрихи раскраски — органические нару­шения, эписиндром.

В нашей диагностической практике тест показал высокую результативность (при условии объективной интерпретации). Иллюстрацией сказанного являются детские варианты тес­та . которые подтверждают официальный ме­дицинский и нейропсихологический диагноз (DS).

78

$ DS; родовая травма шейных отделов позвоночника, внутричерепное давление, дизартрические1 проявления, бронхиальная астма, энурез2, неразвитая тонкая моторика рук, парез (частичный паралич) левой ноги
to DS: родовая травма шейных отделов позвоночника, мозговые органические нарушения, правосторонний элисиндром, энкопрез3, сколиоз (искривление) позвоночника.

DS: мозговые органические нарушения, внутричерепное давление, слухо­вые галлюцина­ции, дисфунк­ция желчевыво-дящих путей.

DS: внутриче­репное давле­ние, логоневроз, сколиоз (ис­кривление) по­звоночника.

1 Дизартрия (от греч. arthroo — издаю членораздельные зву­ки) — расстройство речи (артикуляции) при поражении про­долговатого мозга (бульбарный паралич), коры головного мозга.

^ Энурез — недержание мочи.

3 Энкопрез — недержание кала

8081 *
^ ■ У детей с задержкой психического развития нередко наблюдается недостаточное развитие моторики, различ­ных видов движения. Они плохо скоординированы, сни­жена скорость, отсутствует ритмика и плавность движе­ний. Известно, что каждый участок мозга вносит свое специфическое участие в организацию полноценного предметного действия, соответственно по двигательным нарушениям можно определить, какой участок мозга «не срабатывает».

^ (праксис — способность

осуществлять сложные целенаправленные движения и дей­ствия). По нему исследуются кинестетические ощущения,которые обеспечиваются теменными зонами коры большихполушарий головного мозга.

  • Праксис поз по зрительному образцу (4—5 лет). Инст­рукция: «Делай, как я». Ребенку последовательно предлага­ется несколько поз пальцев, которые он должен воспроиз­вести. Поочередно обследуются обе руки. После выполнениякаждой позы ребенок свободно кладет руку на стол.
  • Праксис поз по кинестетическому образцу. Инст­рукция: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как у тебя сложе­ны пальцы?» Затем рука ребенка «разглаживается» и егопросят воспроизвести заданную ранее позу.
  • Оральный праксис. Инструкция: «Делай, как я». Эк­спериментатор выполняет следующие действия: улыба­ется; вытягивает губы в трубочку; выдвигает язык пря­

    мо, поднимает его к носу, проводит им по губам; надувает

    щеки; хмурится, поднимает брови и др.

Каждое движение воспроизводится ребенком. Вариантом может быть выполнение этого теста по словесной инструк­ции, например: «Нахмурься» или «Дотянись языком до носа». Но в этом случае следует дифференцировать вто­ричные ошибки, которые возникают у ребенка из-за не­достаточного понимания.

^ Проверяется

последовательность и способность переключения с одногодействия на другое, что обеспечивается заднелобнымиотделами коры левого полушария. В этом процессе уча­ствует мозолистое тело, координирующее совместнуюработу обоих полушарий." Проба «Кулак—ребро—ладонь» (с 7 лет). Инструкция «Делай, как я». Далее выполняется последовательный ряд движений. Два раза вы выполняете задание вместе с ребен­ком медленно и молча, потом предлагаете ему сделать са­мому и в более быстром темпе. Затем — с зафиксирован­ным языком (легко прикушенным) и с закрытыми глазами. Поочередно обследуются обе руки. При необходимости мож­но предложить ребенку те же движения, но в измененной последовательности, например «ребро—ладонь—кулак».

  • Реципрокная (перекрестная, разнонаправленная) ко­ординация рук. Инструкция: «Положи руки на стол (одна рукав кулак, другая в ладошку). Делай, как я». Несколько раз выделаете вместе с ребенком реципрокные смены кулака и ла­дошки, потом предлагаете ему сделать это самостоятельно.
  • Проба Хэда (с 8 лет). Инструкция: «То, что я будуделать правой рукой, ты будешь делать своей (прикос­нуться) правой рукой, то, что я буду делать левой ру­кой, ты будешь делать своей (прикоснуться) левой ру­кой». Предлагается выполнение одноручных, а затемдвуручных проб. После выполнения каждой пробы при­нимается свободная поза. Позы:

а) правая рука вертикально вверх на уровне груди:б) левая рука горизонтально на уровне груди;в) правая рука горизонтально на уровне подбородка(затем носа);г) левая рука вертикально на уровне носа;д) левая рука держит правое плечо (затем правое ухо).е) левая рука вертикально на уровне груди — праваярука горизонтально ладонью прикасается к ладони левой,ж) правая рука вертикально на уровне груди — леваярука прикасается кулаком к ладони правой.

Рис 3.2. Проба на исследование пространственной организации движений

Б — пробы с двумя руками

82

83

^ Ответственными за вы­полнение движений в пространстве являются теменные и теменно-затылочные зоны коры, а также совместная деятельность пространственного, слухового и вестибу­лярного анализаторов. В целом пространственные дей­ствия обеспечивает височно-теменно-затылочная зона.

^

  • Проба Тойбера. Вы несколько раз одновременно при­касаетесь к двум местам на теле ребенка (например, к обе­им рукам) и просите его показать, куда вы прикоснулись.В этом случае важен учет обоих прикосновений, посколькупроба направлена на выявление феномена игнорирова­ния в тактильной сфере.
  • Проба Ферстера. Экспериментатор рисует пальцем(палочкой) то на правой, то на левой руке ребенка фигу­ры (треугольник, крестик, кружок) или цифры и проситназвать нарисованное. Обязательным условием являетсязакрепление в памяти ребенка рисуемых знаков.
  • Проекция прикосновения. Инструкция: «Закрой глаза.Я дотронусь до тебя, а ты покажешь это место на "человеч­ке"». Вы дотрагиваетесь до различных частей тела ребенка ипросите его обозначить точки прикосновения на моделичеловека. Можно использовать рисунки из альбома «Нейро­психология детского возраста» (под ред. А.В. Семенович). Раз­мер рисунков следует увеличить до стандарта А4.

• Реципрокная координация рук. Инструкция «Сло­жи левую руку в кулак, большой палец отставь в сторонукулак разверни пальцами к себе. Правой рукой прямойладонью в горизонтальном положении прикоснись к ми­зинцу левой. После этого одновременно поменяй положе­ние правой и левой руки в течение 6—8 смен позиции»

данные экспериментально-психологического исследо вания,дорисованная шапка вегетососу-листая дистония,дисфунк ция желчевыво-дящих путей,выполнение нейропсихо-лопмеских тестов оценивается,теменно-затылочные зоны коры,схема нейропсихологического обследования детей,лурия метод качественного анали,балл правильно выполненного теста,дисфункции коры головного мозга,организацию полноценного предметного действия

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …