Глава 2 Методы и приёмы обучения на уроках по социально – бытовой подготовке

  • От :
  • Категории : Без рубрики

 

Глава 2 Методы и приёмы обучения на уроках по социально – бытовой подготовке.
Метод обучения – это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности. Направленной на решение задач образования, воспитания и развития.

Приём обучения – это «деталь, часть метода, отдельные операции мышления в процессе усвоения знаний, формирования умений и навыков

^
а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

^ . Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения.. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой

.Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.

^ :

— рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;- содержать только достоверные и научно проверенные факты;- включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;- иметь четкую логику изложения;- быть эмоциональным;- излагаться простым и доступным языком;- отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение — это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

^ :

— точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;- последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;- использования сравнения, сопоставления, аналогии;- привлечения ярких примеров;- безукоризненной логики изложения.. В среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.

Беседа — диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие "сократическая беседа”.

^

Широкое распространение имеет эвристическая беседа (от слова "эврика” — нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.

Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала.

.Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу.Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа "да” или "нет”.

В целом, метод беседы имеет следующее преимущество:

— активизирует учащихся;- развивает их память и речь;- делает открытыми знания учащихся;- имеет большую воспитательную силу;- является хорошим диагностическим средством.

Недостатки метода беседы:

— требует много времени;- содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);- необходим запас знаний.

^ — важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно.

^ . Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

^ :

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

^ . Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированными. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.

^ .

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

^ используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.

^ относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д. К учебно-трудовым упражнениям относятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.

^ сознательный подход учащихся к их выполнению;

соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений — сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем — на воспроизведение — применение ранее усвоенного — на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации — на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков.

Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.

^ — это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, как-то: над ростом растений и развитием животных, над погодой, ветром. В любом случае учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа может быть частью урока, занимать урок и более.Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).

^

Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивация – это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Мотивы могут быть разными: познавательными, узкопрактическими, влияющими на самоутверждение, самоопределение и саморазвитие личности и др.Для каждого школьного возраста характерны свои проблемы формирования мотива. Первой особенностью мотивации школьников средних классов является возникновение стойкого интереса к определенному предмету. Этот интерес возникает постепенно, по мере накопления знаний, и опирается на логику этого знания. Но развиваются привычка к бездумной деятельности и привычка хитрить. Учащиеся стремятся уйти от трудностей, и развивается мотив избегания неудачи. Отметка становится внешним мотивом, мотив достижения успехов в учебе не развивается. Работая с учащихся с ограниченными возможностями здоровья, это можно наблюдать в учебной деятельности. Ученики больше привязаны к тем предметам, в которых больше успехов. Там же, где труднее, прилагают меньше усилий, а отметку хотят иметь лучше.Интенсивность учебной деятельности в существенной мере зависит от мотива. Мотив влияет на цель деятельности, при этом происходит явление сдвига мотива на цель. Цель – это, то чего сознательно хочет достигнуть человек в результате этой деятельности. Так при изучении темы «Стирка изделий» на уроках СБО каждый ученик ставит перед собой разные цели: одни хотят научиться стирать, другие – присутствовать на интересном занятии, а третьи желают получить хорошую оценку. Если цели разные, то и деятельность будет разная. При проведении практических работ можно заметить, что учащиеся, которые хотят научиться стирать, выполняют предложенную работу с удовольствием, с желанием, но если ученик работает ради оценки, то удовольствия от работы ученик получает мало, отсюда вытекает, что у него не достаточно сформированы внутренние мотивы деятельности.

^

Один из первых дефектологов Э.Сеген, описывая умственно отсталого ребенка, с которым не проводилось специального обучения и воспитания, писал, что он (этот ребенок) ничего не знает, ничего не может и ничего не хочет. Таким указанием на отсутствие у умственно отсталых детей желаний, стремлений, потребностей (кроме физиологических) Э. Сеген как бы специально подчеркивает необходимость формирования у них мотивов деятельности.Мотивы учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида связанны не со стремлением достичь реально значимых результатов, а с необходимостью выполнения поставленной задачи, к решению которой у них, как правило, нет внутренней готовности. Мотивы деятельности бывают связаны только с конкретной ситуацией и не способствуют достижению учащимися далеких целей. Как правило, ученики не подчиняют свои действия, направленные на достижение конечной цели, требованиям задания.У учащихся старших классов мотивы деятельности, особенно имеющей практическую основу, характеризуются относительной устойчивостью. Сознание общественной значимости выполняемой работы или изготовляемой вещи — исключительно важный мотив, который изменяет отношение к заданию, положительно влияет на характер, способы выполнения и эффективность действий. Постепенно в ходе выполнения общественно значимых трудовых заданий у школьников формируются действенные и более далекие мотивы деятельности, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие их познавательных процессов и форм поведения.Различные мотивы деятельности по-разному влияют на отношение учеников к заданию, изменяют характер и эффективность их действий. В том случае, когда умственно отсталые школьники, занимаясь какой-то деятельностью, хотят продемонстрировать собственные умения, они руководствуются в основном личностными мотивами. Причем, желая показать свою умелость, школьники часто бывают, торопливы, поспешность ведет к появлению ошибок, на преодоление которых приходится затрачивать много времени. Это тормозит выполнение задания и снижает его качество, а также вызывает раздражение учеников и их недовольство. В итоге у них снижается мотивация деятельности. В том случае, когда ученики выполняют общественно значимые задания, осознание серьезности работы заставляет их действовать не торопясь, аккуратно. Относясь с вниманием к каждой производимой операции, они пользуются более эффективными средствами и приемами, что позволяет достигнуть лучших результатов.О короткой мотивации деятельности умственно отсталых школьников свидетельствует их отношение к возникающим трудностям и к полученным результатам. Обычно, сталкиваясь с трудностями, ученики отходят от конечной цели и, добившись определенного результата, не соотносят его с условиями всей задачи, обнаруживая отсутствие критичности. Личная заинтересованность школьников в получении правильных результатов способствует появлению у них потребности в ответственном отношении к своим действиям, побуждает выполнять их продуманно, учитывая требования, предъявляемые к конечному результату.Незрелость мотивационной сферы умственно отсталых школьников обнаруживается и в том, что мотивы усваиваются ими формально, не становясь для них собственными мотивами и стремлениями. Одно из важных направлений коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми школьниками предполагает формирование у них разнообразных, устойчивых побудительных мотивов учения и мотивов морального порядка; создание таких условий, которые позволяют школьникам получать удовлетворение от выполняемой ими деятельности. Достижение успехов в большей мере зависит от положительного, эмоционально окрашенного отношения учащихся к учебной и трудовой деятельности, к педагогам, коллективу товарищей, родителей.

Факторы, влияющие на формирование положительной мотивации

  1. Содержание учебного материала.
  1. Организация учебной деятельности.
  1. Стиль педагогической деятельности.
  1. Коллективные, групповые, индивидуальные формы учебной деятельности.
  1. Оценка учебной деятельности школьника в безличной форме, в сравнительной динамике.
  1. Создание ситуацию успеха.

Причинами низкой мотивации учения учащихся являются:

  1. Знание не является личностно значимым.
  1. Отсутствие ситуации успеха.
  1. Нет возможности для самореализации ученика в учении.
  1. Учебные задания за пределами зоны ближайшего развития.
  1. Невысокий уровень притязаний.

Всё это приводит к неудовлетворительным оценкам, пропускам учебных занятий, нарушение дисциплины на уроках. Поэтому необходимо в процессе обучения создавать такие условия, чтобы каждый ученик показал себя с лучшей стороны, чтобы знал, что его деятельность была нужна ему самому и окружающим людям. В процессе обучения наиболее важным является подход личностно-ориентированного обучения И. С. Якиманской, которая говорит, что реализация личностно-ориентированного обучения предполагает создание особых психолого-педагогических условий для развития каждого человека. Формирование учебной мотивации учащихся длительный процесс. На каждом уроке необходимо обращать внимание на эту сторону процесса обучения. Ученика, не желающего что-то делать, научить невозможно, поэтому главная роль учителя направить ученика в нужном направлении. Любой урок должен иметь мотивационный цикл, который позволяет учителю наполнить психологическим содержанием каждый этап урока.

^

1-й этап: возникновение мотивации.

2-й этап: подкрепление и усиление, возникшей мотивации.

3-й этап: мотивация завершения.

Рассмотрим эти этапы на одном уроке в 7 классе «Способы ухода за мебелью».

^

На этом этапе необходимо зафиксировать у детей мотивы предыдущих достижений. Или вызвать мотивы относительной неудовлетворенности. (Но не успели еще рассмотреть некоторые сведения.) Так при изучении темы «Способы ухода за мебелью» рассматриваем теоретические основы: из чего изготовлена мебель. На следующем уроке проводим практическую работу «Уход за мебелью» и начинаем урок со слов: «На прошлом уроке мы изучили разные виды мебели, но как эти знания применить на практике? Сегодня мы будем чистить мебель из разных материалов, используя материал прошлого урока». Таким образом, определилась цель на практическую работу с применением изученного материала.

^

Следующий этап подкрепляет мотивацию при следующих условиях:

  1. Чередование видов деятельности и применение дидактических материалов. На уроках используются различные виды работ: беседа о назначении разной мебели, демонстрация приемов работы при уходе за мебелью, применение схемы «Порядок чистки мягкой мебели», выполнение работы.
  1. Получение эмоциональной удовлетворенности от работы.
  1. Самоконтроль и. самооценка, рассказ о своей работе, сравнение друг с другом выстиранных изделий.

^ Данный этап также важен, так как настраивает учащихся на следующий урок. В конце урока выставляются оценки за проделанную работу. Оценки могут быть одинаковые, а комментарий к ним разный. Выделяется, что получилось, а что нет при работе, выражается надежда на старание в следующий раз.Нужные потребности и мотивы могут быть сформированы у учащихся только в процессе их собственной деятельности. Необходимо, чтобы содержание обучения, цели и задачи, которые ставит учитель перед учащимися, имели бы для них ясно понимаемый и лично значимый смысл.

«Для того чтобы учащийся включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые перед ним ставятся в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании». (Рубинштейн С.А)

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …