Глава 3. Экспериментальное исследование применения эффективных методов и приёмов в процессе формирования социально-бытовой компетенции на уроках СБО в 7 – 9 классах

Глава 3. Экспериментальное исследование применения эффективных методов и приёмов в процессе формирования социально-бытовой компетенции на уроках СБО в 7 – 9 классах. Сформировать у учащихся положительное отношение к уроку СБО, к предмету, к обучению, у учащихся с низкой мотивацией, можно, используя на уроке эффективные методы и приёмы методы и приёмы.Для установления уровня мотивации учащихся был проведён эксперимент на базе специальной (коррекционной) школы VIII вида города Котельнича Кировской области. В эксперименте принимали участие ученики с 7 по 9 классы, в количестве 18 человек. Характеристика уровней учебной мотивации.

Ребенок положительно относится, к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, полно овладевает программой, прилежен, всегда внимательно слушает указания учителя, выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет интерес к самостоятельной работе по всем предметам, поручения выполняет охотно. Как правило, занимает благоприятное статусное место в классе.

Ребенок положительно относится к школе, понимает учебныйматериал, усваивает основное в программе, требует контроля. Может быть сосредоточен на интересе.

К школе часто относится отрицательно, безразлично. Нарушает дисциплину, учебный материал усваивает фрагментарно. К самостоятельным занятиям интереса не проявляет, к урокам готовится не регулярно, требует постоянного контроля и помощи, нуждается в паузах, пассивеный, близких друзей в классе, как правило, нет.

Учебный материал усваивает с трудом, овладевает минимальными знаниями, не старателен, не внимательно слушает указания учителя, выполняет поручения только после многочисленных напоминаний, самостоятельную работу выполнять не может.Причины:- несовершенство педагогической деятельности,- неблагоприятные социально-бытовые условия,- отклонения в психическом и физическом развитии,- непонимание детьми специальной позиции учителя, его профессиональной роли,-недостаточное развитие общения и способности взаимодействия с другими, -неправильное отношение ребенка к самому себе, своим возможностям, способностям, своей деятельности и. результатам. Низкая активность ведет к низкой успеваемости.

Учащимся было предложено выполнить:- тест «Мотивация учебной деятельности», -методику «Мотивы учебной деятельности» и анкету, -анкетирование с родителями « Сформированность социально – бытовых навыков дома»,-наблюдение воспитателями за поведением детей вне дома.Были опрошены ученики седьмых, восьмых и девятых классов. Всего18 учеников.
Для определения уровня мотивации учащихся был проведён тест «Мотивация учебной деятельности». Учащимся было предложено ответить на девять вопросов, ответы предполагались такие: да, иногда, нет.
Цель: выяснить уровень мотивации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
В результате эксперимента были получены следующие данные (см. таблицу 1)Таблица 1.Уровни учебной мотивации по классам.
Уровни учебной мотивации
7 класс
8 класс
9 класс
Высокая
0
0
0
Средний
8,3%
16,6%
24,9%
Низкий
75,1%
75,1%
66,8%
Критический
16,6%
8,3%
8,3%
Анализ полученных данных совпадает с исследованиями отечественных дефектологов. 16,6 % от всех учащихся 7 класса находятся на уровне дезадаптации, в 8-м и 9-м классе — 8,3 %. На низком уровне мотивации в 7-м и 8-м классе –75,1% учащихся, в 9-м –66,8%. Средний уровень мотивации имеют 7кл.-8,3%, 8кл-16,6%, 9кл-24,9%. Учитывая индивидуальные особенности учащихся, применяя дидактические материалы, создавая ситуацию успеха на различных уроках, у учащихся формируется положительная учебная мотивация, которая к концу обучения в специальной (коррекционной) школе становится на более высоком уровне, чем в начале обучения.
Учащимся было предложено выполнить методику «Мотивы учебной деятельности». В данной методике предложено 12 предложений, из которых необходимо было выбрать те, которые подходят для ученика.
: выявить мотивы учебной деятельности школьника методом анкетирования.
При анализе данных были получены следующие результаты (см. таблицу 2) Мотивы учебной деятельности учащихся Таблица 2.
Мотивы
Выборы учащихся
7класса
8 класса.
9 класса.

21 %
19 %
33 %
Мотивация благополучия.
11 %
11,5 %
8 %
Престижная мотивация.
11 %
12 %
8 %

12 %
15,5 %
21 %
Мотивация содержанием.
21 %
21 %
19 %
Мотивация процессом.
17 %
21 %
9 %
Анализ полученных результатов показывает, что более разнообразные мотивы у семиклассников. Наибольшее количество выборов было у широких социальных мотивов, мотивации избегания, содержанием и процессом. Учащихся больше привлекает сама учеба (процесс и содержание), а также значимая для других людей деятельность. Учащиеся седьмых классов стараются избегать неудачи, негативного отношения со стороны родителей, одноклассников, учителей. Остальные мотивы находятся примерно на одном уровне.Учащиеся восьмых классов отдали свое предпочтение тем же мотивам, что семиклассники, но проценты изменились. Социальные мотивы несколько снизились из-за возрастных особенностей подросткового возраста. Мотивация процессом обучения и мотивация избегания имеют больший процент, чем у 7-х классов.Учащиеся 9-х классов выбрали меньшее количество мотивов. Наибольший процент получили широкие социальные мотивы. Выпускники готовят себя к будущей жизни, к работе на производстве. Мотивация избегания выше, чем у учащихся 7-х и 8-х классов. Ученики 9-х классов стараются избегать неприятностей и плохих оценок, потому что по итогам года получают свидетельство об окончании школы и характеристику для дальнейшей учебы. Мотивы учения девятиклассников более конкретные.Данные всех исследований подтверждают особенности мотивационной сферы учащихся специальной (коррекционной) школы: устойчивость мотивов деятельности, имеющей практическую основу; их малоразвитая любознательность, ограниченность мотивов.
Проведено исследование уровня сформированности социально – бытовых навыков детей старшего школьного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии. Цель: выявить формирование социально – бытовых навыков дома и вне дома у учащихся старших классов. Для оценки уровня сформированности социально – бытовой адаптации детей использовались результаты наблюдений за детьми воспитателями, а их родителям были предложены анкеты, которые включали 2 группы показателей:
Социально-бытовые навыки, применяемые в условиях дома:
1.1 навыки личной гигиены;1.2 навыки выбора и покупки одежды;1.3 навыки приготовления несложных блюд;1.4 навыки ухода за жилищем;1.5 навыки оказания медицинской помощи;1.6 навыки соблюдения правил экономии.
2. Социально-бытовые навыки, применяемые вне дома:
2.1 ориентировка на улице, в городе;
2.2 навыки организации досуга;2.3 ориентировка в магазине, в аптеке, на предприятиях службы быта;2.4 знание правил собственной безопасности.
Результаты.
Проанализировав, результаты наблюдений за поведением детей вне дома и ответы на вопросы анкет, получены следующие результаты (табл. 1, рис.1,2). Наиболее сформированными социально-бытовыми навыками в условиях дома оказались навыки ухода за жилым помещением (1.4) и навыки личной гигиены (1.1) – 61,1% , на всё же 38,9% убираются дома только после напоминания взрослых, не всегда прибирают свои вещи, летом забывают о соблюдении правил личной гигиены. Наименее сформированными оказались навыки экономии в домашнем хозяйстве(1.6) – 33,3% и навык оказания медицинской помощи (1.5) – 38,8%. Учащиеся затрудняются в составлении семейного бюджета — 66.7% и в редких случаях могут оказать элементарную медицинскую помощь – 61,2%. Слабо развиты навыки приготовления пищи – подогреть себе пищу, приготовить бутерброд не могут – 50% детей.
Рис.1. Сформированность социально-бытовых навыков в условиях дома (в %). Среди социально-бытовых навыков, применяемых вне дома, самый высокий показатель в разделе «Ориентировка на улице, в городе» (2.1) – 50% и «Знание правил собственной безопасности» (2.4) – 50%. Хотя половина из всех обследуемых детей слабо ориентируются в городе, не помнят, где находится то или иное учреждение, где можно купить необходимые предметы быта. Нарушают правила собственной безопасности (могут погладить незнакомое животное, нарушить правила дорожного движения…). Низкий показатель развития навыков организации досуга (2.2) и навыков ориентировки в магазине, в аптеке, на предприятиях службы быта (2.3). Учащиеся не могут организовать свой досуг, не проявляют интереса к какой – либо деятельности – 38,8%. В случае необходимости только 2 человека (33,3%) из 6 могут уточнить у прохожих, где находится какой – либо объект, а 4 человека (66,7%) не умеют вступать в разговор с взрослыми и сверстниками. Они редко пользуются в разговоре вежливыми словами.
Рис.2 Сформированность социально – бытовых навыков вне дома (в %) Таблица 1Формирование социально – бытовых навыков.
Социально-бытовые навыки
7 класс
8 класс
9 класс
Навыки сформированы (кол-во учащихся)
Навыки сформированы ( в % )
Навыки сформированы (кол-во учащихся)
Навыки сформированы ( в % )
Навыки сформированы (кол-во учащихся)
Навыки сформированы ( в % )
1.Социально-бытовые навыки, применяемые дома1.1Навыки личной гигиены1.2Навыки выбора одежды1.3Приготовление несложных блюд1.4 Навыки ухода за жилищем.1.5Навыки оказания медицинской помощи.1.6 Навек соблюдения правил экономии
332311
50%50%33,3%50%16,6%16,6%
333432
50%50%50%66,6%50%33,3%
444433
66,6%66,6%66,6%66,6%50%50%
2. Соц.- бытовые навыки, применяемые вне дома.2.1Ориентировка на улице.2.2Навык организации досуга2.3 Ориентировка в магазине, службе быта…2.4 Знание правил собственной безопасности.
2212
33,3%33,3%16,6%33,3%
3233
50%33,3%33,3%33,3%
4334
66,6%50%50%66,6%
Эти показатели говорят о том, что у детей с нарушением интеллекта слабо развиты речь и навыки общения. Необходимо развивать навыки культурного поведения в общении с людьми, научить их коммуникабельности. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защищать себя или избежать опасности. Уровень развития социально-бытовых навыков, применяемых дома у учащихся 7 класса выше, чем уровень развития навыков, применяемых вне дома. У учащихся 8 и 9 классов навыки примерно одинаковы, что дома, что вне дома. Ни в одном из классов нет высокого уровня сформированности тех или иных навыков. В процессе обучения подбирались такие методы и приёмы, которые способствовали расширению знаний учащихся, способствовали развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, мотивировали на дальнейшее овладение знаниями и умениями. Система работы по использованию наиболее эффективных методов раскрыта в главе 4 « Методические рекомендации по применению эффективных методов и приёмов работы на уроках СБО в старших классах». После проведения занятий был проведён контрольный эксперимент. Результаты его можно увидеть в таблице 2 и на графиках.Таблица 2Формирование социально – бытовых навыков.
Социально-бытовые навыки
7 класс
8 класс
9 класс
Навыки сформированы (кол-во учащихся)
Навыки сформированы ( в % )
Навыки сформированы (кол-во учащихся)
Навыки сформированы ( в % )
Навыки сформированы (кол-во учащихся)
Навыки сформированы ( в % )
1.Социально-бытовые навыки, применяемые дома1.1Навыки личной гигиены1.2Навыки выбора одежды1.3Приготовление несложных блюд1.4 Навыки ухода за жилищем.1.5Навыки оказания медицинской помощи.1.6 Навык соблюдения правил экономии
443422
66,6%66,6%50%66,6%33,3%33,3%
443533
66,6%66,6%50%83,3%50%50%
564544
83,3%100%66,6%83,3%66,%66,6%
2. Соц.- бытовые навыки, применяемые вне дома.2.1Ориентировка на улице.2.2Навык организации досуга2.3 Ориентировка в магазине, службе быта…2.4 Знание правил собственной безопасности.
3223
50%33,3%33,3%50%
3344
50%50%66,6%66,6%
5445
83,3%66,6%66,6%83,3%
В начале эксперимента учащимся требовалась постоянная помощь учителя, у их не было достаточно знаний и практики. После целенаправленной работы по подбору и использованию в работе современных, продуманных методов и приёмов произошло увеличение количества учащихся, у которых были сформированы социально – бытовые навыки, применяемые дома и вне дома, в каждом следующем классе количество учащихся, показывающих хорошие знания, возрастает. Количество учеников, требующих помощи, уменьшается (см. таблицу 3)Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов. Таблица 3
Социально-бытовые навыки
7 классНавыки сформированы(%)
8 классНавыки сформированы(%)
9 классНавыки сформированы (%)
Констат.
Контр.
Констат.
Контр.
Констат.
Контр.
1.Социально-бытовые навыки, применяемые дома1.1Навыки личной гигиены1.2Навыки выбора одежды1.3Приготовление несложных блюд1.4 Навыки ухода за жилищем.1.5Навыки оказания медицинской помощи.1.6 Навык соблюдения правил экономии
50%50%33,3%50%16,6%16,6%
66,6%66,6%50%66,6%33,3%33,3%
50%50%50%66,6%50%33,3%
66,6%66,6%50%83,3%50%50%
66,6%66,6%66,6%66,6%50%50%
83,3%100%66,6%83,3%66,%66,6%
2. Соц.- бытовые навыки, применяемые вне дома.2.1Ориентировка на улице.2.2Навык организации досуга2.3 Ориентировка в магазине, службе быта…2.4 Знание правил собственной безопасности.
33,3%33,3%16,6%33,3%
50%33,3%33,3%50%
50%33,3%33,3%33,3%
50%50%66,6%66,6%
66,6%50%50%66,6%
83,3%66,6%66,6%83,3%
Социально – бытовые навыки
7 класс
8 класс
9 класс
Конст.
Контр.
Конст.
Контр.
Конст.
Контр.
Социально – бытовые навыки. применяемые дома
36,08%
52,7%
49,98%
61,08%
61%
77,7%
Социально – бытовые навыки вне дома
29,12%
41,65%
37,47%
58,3%
58,3%
74,95%
Таблица 4Сравнительный анализ контрольного и констатирующего эксперименто.Отслеживая результаты учащихся в процессе проведения эксперимента, был сделан вывод, что у учеников старших классов в большинстве случаев сформированы социально – бытовые навыки. Используя эффективные методы работы учащиеся занимаются познавательной деятельностью, а благоприятная обстановка на уроках, изучение значимых и интересных для учащихся сведений выполнение практических работ и занимательных заданий способствует формированию положительной учебной мотивации к предмету СБО.Таким образом, результаты экспериментального исследования наглядно подтверждают, что использование эффективных методов в организации системы работы по формированию жизненной компетенции позволит выпускникам школы уверенно начать самостоятельную жизнь после окончания обучения, успешно адаптироваться в социуме.

Оцените статью
Добавить комментарий