Глава 4. Методические рекомендации по применению эффективных методов обучения на уроках СБО

Глава 4. Методические рекомендации по применению эффективных методов обучения на уроках СБО.

Игра – важное средство самовыражения детей, проба сил, социально- педагогическая форма детской жизни. Сюжетно- ролевая игра – это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов.
В игре учащийся учится управлять собой: происходят качественные изменения в психике детей, формирование основных психических процессов и свойств личности, что особенно важно для коррекционной работы с детьми- олигофренами. В сюжетно- ролевых играх учащиеся усваивают правила поведения в обществе, знакомятся с профессиями, учатся вести себя в общественных местах, пользоваться услугами различных предприятий и учреждений.Сюжетно- ролевая игра применяется как один из ведущих методов обучения при работе над многими темами, особенно теми, в которых затруднено проведение практических работ. Проводятся на этапе закрепления какого-либо материала . Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы. Игра проходит по составленному плану, дети оказываются в ситуации выбора и принятия самостоятельного решения. В процессе сюжетно- ролевой игры проходит проигрывание с учащимися реальных ситуаций, воссоздаются те или иные бытовые сюжеты, с которыми люди сталкиваются в реальной жизни.

знаний, опыта детей , их возможностями.

Демонстрация педагогом ситуации с выполнением той
социальной роли, которой хочет научить детей.

Самостоятельное разыгрывание ситуации детьми.
Разработала систему игр и считаю проведение их целесообразно для закрепления знаний по той или иной теме.

ТЕМА
КЛ.
НАЗВ. ИГРЫ

1.2.3.4.
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯТРАНСПОРТТОРГОВЛЯСРЕДСТВА СВЯЗИ
56789558
ситуативные диалоги:- при встрече- расставании- за столом« Посещение театра»« В гости к другу»« Встреча молодых людей»« Я принимаю гостей»« Я еду домой»« Я иду за продуктами»« Телефонная справочная служба»
отработать умение культурного обращения к взрослым, сверстникам с вопросом, просьбой, закрепить слова приветствия при встрече и расставании, правила поведения за столом, пользование столовыми приборами, салфеткой, умение аккуратно принимать пищу.отработать правила поведения в зрелищных и культурно- просветительских учреждениях, способы ведения разговора с работниками этих учреждений.отрабатывать правила поведения в гостях, вручение и прием подарков, умение поддерживать беседу, приглашать на танец.отрабатывать правила поведения юноши и девушки при знакомстве в общественных местах и дома, умение вести беседу, соизмерять поведение влюбленных с поведением окружающих людей.отрабатывать умение встречать гостей, вежливо вести себя во время приема , организовать досуг приглашенных, выбирать нужные темы для разговора.отрабатывать навыки соблюдения правил поведения в общественном транспорте, правил при посадке и высадке, покупки билета, обращения с просьбой к пассажирам и контролеру.отрабатывать умение выбирать необходимые продукты в зависимости от меню,подсчитывать стоимость покупки, культурно вести себя с работниками торговли.вырабатывать умение культурно обращаться за справкой в справочную службу, кратко объяснять те сведения, по которым необходимо получить информацию.
Результатом проведения таких игр является то, что учащиеся:
стали более свободно общаться со взрослыми и сверстниками;
находясь на экскурсии, не боятся общения с работниками различных предприятий;
уверенно пользуются вежливыми словами, правильно выбирают форму общения со взрослыми и сверстниками;
получают более глубокие представления о жизни и деятельности людей;
стало значительно меньше неадекватного восприятия учащимися различных ситуаций;
к концу 9 класса многие выпускники уже свободно пользуются услугами сферы быта;
большинство учащихся владеют основами делового общения.
Большое значение имеет овладение детьми не теоретическими сведениями, а практическими умениями и навыками , т.к. сведения не подкрепленные действиями , не будут способствовать подготовке к самостоятельной жизни. Практические виды деятельности на уроках СБО являются основным методом отработки теоретических знаний. Они дают возможность перевести знания в умения. При проведении практических работ решаются задачи воспитания :
личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
организация труда: бережное отношение к предлагаемым материалам;
развитие внимания, наблюдательности, памяти, находчивости. смекалки, сообразительности.
Стараюсь больше использовать систему упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. В ходе проведения таких упражнений у детей сформировывается навык , который они будут использовать в своей самостоятельной жизни. Применение таких заданий практикую на каждом уроке. Разработала систему упражнений по каждой теме.

ТЕМА
КЛ.

ВЫРАБОТКА СОЦ. УМЕНИЙ
1.2.3.4.5.6.7.
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

ТРАНСПОРТТОРГОВЛЯСРЕДСТВА СВЯЗИЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВАТРУДОУСТ-РОЙСТВО
56785756785678989
— уход за кожей рук- стирка носового платка;- установка настольной лампы- выполнение зарядки- уход за глазами;- выбор сезонной одеждыподбор мыла и шампуня- протирание кожи лица;- подбор лосьонавыполнение упражнений для укрепления осанкиизготовление несложных сувенировсоставление маршрута от вокзала до школыработа с расписанием пригородных поездовработа с расписанием поездов дальнего следованияработа с расписанием автобусовопределить сроки годности продуктов- написание адреса на конверте;- составление текста письмазаполнение бланков на отправку бандеролиработа с телефонным справочникомзаполнение квитанции на оплату телефона- снять показания счетчика;- расчет стоимости израсходованной энергии;- заполнение квитанций;- составление доверенности на получение зпсоставление деловых бумаг
отрабатывать умение правильно мыть и вытирать руки, наносить крем для рук после стирки, стирать мелкие предметы, устанавливать настольную лампу для чтенияотрабатывать умение выполнять комплекс утренней зарядки, понимать ее необходимость для здоровья, промывание глаз , пользование пипеткой, выбирать одежду по сезону.вырабатывать умение определять тип своей кожи и волос, подбирать себе мыло и шампунь в зависимости от типа своих волос и кожи тела, отбирать из предложенных парфюмерных средств, средства для себя.вырабатывать умение протирать кожу лица ватным тампоном по лицевым линиям, начиная с проблемных участков кожи, определять тип кожи лица и подбирать средства по уходу за кожей лица.учить детей следить за своей осанкой сидя, стоя, выполнять специальные упражнения, вырабатывать красивую походку.учить учащихся выбирать подарки для друзей и родственников, изготовлять подарки своими руками.вырабатывать умение находить самый безопасный путь до школы, учитывая все опасные места по дороге, избегать коротких и опасных путей.учить находить в расписании поезд нужного направления, учить отличать прямое и обратное направления, определять время прибытия и отправления.учить находить в расписании поезд нужного направления, определять – скорый или пассажирский, прямое и обратное направление, время прибытия и отправления, номер маршрута.учить ориентироваться по маршрутной карте, находить нужный автобус, его время отправления, путь следования, номер маршрута.учить детей определять сроки годности различных продуктов. различать сроки изготовления и реализации, находить на товаре нужную информацию.закреплять знание учащихся домашнего адреса и адреса школы- интерната, учить правильно писать адрес на конверте, письмо маме о жизни в школе, подбирать нужные слова, формулировать мысли.учить заполнять бланки на отправку бандероли. составлять опись посылаемых предметов.учить ориентироваться в справочнике и находить нужную информацию, рассказать о принципах составления телефонного справочника.дать представление об абонентской плате за телефон. периодичности оплаты, отдельной оплате услуг междугородней связи, учить правильно заполнять квитанцию.учить снимать показания счетчика, высчитывать количество израсходованной электроэнергии, определять стоимость , дать представление о доверенности, учить составлять доверенность на получение своей зп на своих родителей.познакомить учащихся с требованиями к составлению деловых бумаг, учить заполнять анкеты, писать заявления о приеме на работу, на предоставление отпуска, составлять автобиографию, писать расписку, накладную.
Опыт показал, что старшеклассники наших коррекционных школ не всегда владеют различными видами бытового труда. Они затрудняются не только последовательно рассказать, как будут выполнять какую- либо работу, но практически выполнить ее. Здесь очень важно найти более оптимальный путь овладения этими навыками. Поэтому, прежде чем выполнять практическую работу , недостаточно одного объяснения учителя, нужно составить карту или схему действия технологическую карту
Намочи тампон лосьоном, отожми его
Использование таких схем помогает выработать у ребенка алгоритм выполнения того или иного действия и в последствии закрепить его. Практическая отработка социально- бытовых навыков как никогда пригодится ребенку с интеллектуальной недостаточностью в самостоятельной жизни.Результатом использования практических упражнений является то, что учащиеся:
стали более терпеливыми и усидчивыми, выполняют практическую
работу до конца;
с введением технологических карт стало меньше вопросов у учащихся по правильности выполнения той или иной работы;
появилась заинтересованность в этом виде работы, учащиеся всегда спрашивают, будут ли они сегодня выполнять практическую работу и какую;
некоторые из учащихся стали подходить к работе творчески, искать свои решения задач, выходы из ситуаций, заменять одни предметы другими;
стараются грамотно и аккуратно заполнять различные деловые бумаги, понимая их значимость.
Значительное место в обучении социально- бытовой ориентировке отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные предприятия, магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Цель экскурсий заключается не только в закреплении знаний, но и в закреплении умений рационально с учетом материальных возможностей выбирать тот товар, который необходим, ориентироваться в маркировке на этикетках одежды, осуществлять подсчеты при написании телеграмм, покупке медицинских препаратов, подсчитывать размер платы за коммунальные услуги и др.Экскурсии носят не только познавательный характер. Они строятся таким образом, чтобы учащиеся выполняли разного рода практические задания, которые требуют контакта с незнакомыми людьми.
Желательно проводить экскурсии по окончании каждой темы. Например, изучив тему « Средства связи» в 6 классе, научившись составлять тексты телеграмм, идем на экскурсию на почту и на месте составляем телеграмму и подсчитываем ее стоимость. Изучив тему « Транспорт» в 8 классе, научившись пользоваться расписанием движения автобусов, маршрутной картой, идем на экскурсию на автовокзал и там ищем нужные маршруты и автобусы, учимся обращаться в справочную службу.
Целесообразно проведение следующих экскурсий:

ТЕМА
КЛ
ЭКСКУРСИЯ

ТРАНСПОРТТОРГОВЛЯСРЕДСТВА СВЯЗИУЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИТРУДОУСТРОЙ-СТВО
67856788967899
на железнодорожный вокзална железнодорожный вокзална автовокзалв продовольственный магазинв промтоварный магазинв Дом торговлина рынокна переговорный пунктна почтув дом детского творчествана швейную фабрикув мэриюв Дом бытана биржу труда
познакомить с работой жд вокзала, показать расположение пригородных касс, поработать с расписанием.рассмотреть расположение различных служб вокзала в здании, определить расположение касс для поездов дальнего следования, поработать с расписанием, обратиться в справочную службу вокзала.познакомиться с работой автовокзала, рассмотреть маршрутную карту, поработать с расписанием, обратиться в справочную службу автовокзала.познакомить с работой продуктового магазина, его работниками, учить находить нужный товар на прилавках, различать отделы магазина, обращаться с вопросом к продавцу.познакомить с работой данного магазина, графиком работы, ассортиментом учить находить нужный отдел и нужный товар, обращаться с просьбой к продавцу.уточнить назначение универмагов, их удобства, учить разбираться в множестве отделов и находить нужный товар, обращаться с вопросом к продавцу, расспрашивать о качестве товара и гарантийном обслуживанииуточнить расположение рынка, учить выбирать более дешевый и качественный товар, торговаться с продавцом, находить месторасположение нужных товаров.познакомить с работой переговорного пункта, прочитать всю информацию для пользователей телефонной междугородней связи, познакомиться с тарифами, рассчитывать стоимость разговора.познакомить с работой почтового отделения, предоставляемыми услугами, заполнить бланк на отправление денежного перевода.познакомить с работой детского дома творчества, кружками, учить выбирать кружки по интересам, поинтересоваться о работе понравившегося кружка.познакомить с работой данного предприятия, рабочими специальностями, ассортиментом выпускаемой продукции, названиями цехов, отделов.познакомить с работой данного учреждения, выяснить по каким вопросам можно обращаться, определить расположение различных служб и круг их деятельности, обратиться в комиссию по делам молодежи.познакомить с работой данного предприятия с перечнем предоставляемых услуг ателье, обувная мастерская , определить рабочие специальности, стоимость предоставляемых услуг и как ими воспользоваться.познакомить с профилем данного учреждения, узнать какие документы нужны для постановки на учет по безработице, условия постановки на учет.
Отправляясь на каждую экскурсию, учащийся, кроме основных задач для всего класса , получает персональное задание на карточке , которое он должен выполнить в процессе экскурсии. Например: во время проведения экскурсии на почту в 9 классе, ребята получают и выполняют такие задания:
ЗАПОЛНИТЬ КВИТАНЦИЮ ПО ОПЛАТЕ УСЛУГ ТЕЛЕФОНА ЗА ОДИН МЕСЯЦ.
ПРОЧИТАТЬ И РАССКАЗАТЬ КАКИЕ УСЛУГИ СВЯЗИ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ДАННОЕ ПОЧТОВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ.

Оцените статью
Добавить комментарий