Глава I. Теоретические основы управления муниципальной системой дошкольного образования

  • От :
  • Категории : Без рубрики

 

Глава I. Теоретические основы управления муниципальной системой дошкольного образования

1. Основные подходы к проектированию модернизации муниципальных систем дошкольного образования

Преобразования, происходящие на современном этапе в России, поставили новые задачи перед системой дошкольного образования. Эти задачи направлены как на изменение организационных, так и содержательных аспектов дошкольного образования. В стратегических документах определены приоритеты государственной политики в области развития дошкольного образования. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, в разделе III «Образование», одобренной Правительством РФ 1 октября 2008 года (протокол № 36), в Основных направлениях деятельности Правительства РФ, утвержденных распоряжением Правительства РФ 17 ноября 2008 г. (№ 1663-р), в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» от 4 февраля 2010 г. (№ Пр-271), в Федеральной целевой программе образования – 2011-2015 гг. и в новой программе ПНПО приоритетными задачами ставятся стимулирование усилий и поддержка инициатив по развитию системы дошкольного образования. Дошкольное образование призвано обеспечивать равные стартовые условия для обучения детей в школе. В Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г., утвержденной Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 выделено: «Обеспечить потребность семей в услугах ДО на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), повышение доступности и качества услуг, в том числе на основе принятия стандартов оказываемых услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста».Решение этих задач диктует необходимость пересмотра функций муниципальных систем дошкольного образования, характер направлений в деятельности. Для этого следует рассмотреть сущностные характеристики данной системы.

Муниципальные системы дошкольного образования (далее МСДО) определяют как территориально обособленные и относительно самостоятельные части региональной образовательной системы, ограниченные в пределах административно-территориальных единиц, имеющие свои органы управления и взаимосвязанные с другими аналогичными частями и институтами сферы образования региона. Можно выделить городские, районные, муниципальные системы дошкольного образования, интегрированные на уровне соответствующих административно-территориальных единиц. Муниципальная система образования – это совокупность всех образовательных учреждений, независимо от их форм собственности и административного подчинения, находящихся на территории данного муниципального образования, взаимодействующих между собой и с муниципальными органами управления образованием в интересах населения территории муниципального образования, ее комплексного развития [7, . С. 55–56]1.

Муниципальный уровень – самый массовый в управленческой вертикали образовательной системы. Эффективность его деятельности определяет качество дошкольного образования муниципального и регионального уровней. Муниципальная система дошкольного образования, являясь компонентом целостной образовательной системы, представляет собой сложную, многокомпонентную систему.В структурном плане МСДО представляет собой совокупность:

  • преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, реализуемых образовательными учреждениями разных видов и типов, форм, обеспечивающих выполнение федеральных образовательных стандартов и требований;
  • сбалансированной сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, форм, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в разнообразных образовательных услугах;
  • органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;
  • объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

В соответствии со статьей 12 Закона РФ «Об образовании», к образовательным относятся учреждения, осуществляющие образовательный процесс, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. В зависимости от вида и типа образовательных учреждений в них реализуются различные общеобразовательные и общеразвивающие программы, учитывающие как цели и задачи образовательного процесса, так и образовательные потребности и запросы социума. Основной структурной единицей являются Муниципальные дошкольные образовательные учреждения (далее – МДОУ), которые составляют сеть дошкольных образовательных учреждений разных видов: детский сад; детский сад для детей раннего возраста; детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста; детский сад присмотра и оздоровления; детский сад компенсирующего вида; детский сад комбинированного вида; детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей; центр развития ребенка-детский сад и другие. МДОУ реализуются общеобразовательные программы дошкольного образования разных уровней и направленностей, разрабатываемые, принимаемые и реализуемые ими самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. МСДО ориентирует деятельность МДОУ на воспитание детей дошкольного возраста, охрану и укрепление их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей и необходимую коррекцию нарушений развития этих детей в помощь семье, что является ведущей функцией.В соответствии с целями и задачами, определенными уставом, МДОУ могут реализовывать дополнительные общеразвивающие программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учетом потребностей семьи и на основе договора, заключаемого между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями). В соответствии со статьей 11.1 данного закона государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций. Анализ практики образования показывает, что в сфере дошкольного образования такие организации являются востребованными в силу невозможности охвата организованным образованием всех детей данного возраста.МСДО представляет собой относительно целостную, многомерную саморазвивающуюся совокупность взаимосвязанных образовательных, реабилитационных, инновационных процессов, протекающих в образовательных и иных социальных институтах данной территории, а также деятельность субъектов образования по управлению этими процессами. На первый план выходят такие её особенности, как открытость взаимодействию с социальной средой и сферный характер организации. Он предполагает тесную взаимосвязь, встроенность в социокультурную и социально-экономическую сферы региона, составляющими в совокупности образовательное пространство региона. В этих обстоятельствах управление муниципальной системой дошкольного образования неизбежно приобретает новые акценты.Эффективность деятельности МСДО во многом определяет качество и динамику модернизации дошкольного образования. «Модернизация, — считает известный специалист в области проблем развития Сирил Блэк, — может быть определена как процесс, посредством которого исторически эволюционировавшие институты адаптируются к быстро меняющимся функциям». По мнению Роберта Уорда, “модернизация … опирается на “систематическое”, непрерывное и целевое применение человеческой энергии для “рационального” контроля над природным и социальным окружением человека. Согласно Даниэлю Лернеру, модернизация — это своего рода ментальный сдвиг, достижение особого состояния раccудка, которое характеризуется верой в прогресс, склонностью к экономическому росту, готовностью адаптироваться к изменениям. Модернизация – процесс социальных изменений, в ходе которых происходят быстрые качественные преобразования в соответствии с имеющимся планом развития страны, производства и т. д. Учитывая эти определения, модернизацию муниципальной системы дошкольного образования можно определить как сознательно инициируемые, целесообразные реальные изменения, которые вносят в ее инфраструктуру новые, относительно стабильные элементы, отношения, содержащие в себе инновации, улучшающие качественные характеристики отдельных компонентов самой системы. Модернизация муниципальной системы дошкольного образования напрямую зависит от решения нормативно-правовых, социально-экономических, организационно-административных проблем формирования государственно-общественных структур управления образованием на муниципальном уровне. Если рассматривать модернизацию как процесс развития, на что же направлено развитие МСДО?

Развитие дошкольного образования предполагает решение актуальной проблемы обеспечения доступности дошкольного образования всем слоям населения. Особая задача обеспечения доступности связана с острым дефицитом мест в дошкольных образовательных учреждениях. Уровень рождаемости с 2002 года в России стабильно растет. Вместе с этим количество мест в детских садах не удовлетворяет потребности населения в этих услугах. В период упадка рождаемости с 1991 года многие здания детских садов были переданы в долгосрочную аренду или в полное распоряжение иным ведомствам или неведомственным организациям, что привело к резкому сокращению сети ДОУ во многих регионах. Сокращение охвата детей системой дошкольного образования в России составило с 70% до 50%. Такая социально-экономическая ситуация заставляет ставить новые задачи перед системой дошкольного образования. У детей, приходящих сегодня в школу, разные стартовые возможности, поскольку почти половина из них не посещает детский сад и не осваивает образовательные программы.

Необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения перед началом систематического обучения в школе свидетельствует о целесообразности построения особой работы с детьми старшего дошкольного (предшкольного) возраста. Каждый возрастной период сензитивен (чувствителен) к развитию определенных психологических способностей. Если упустить возможности возраста, то в будущем ребенок вряд ли будет успешен в учебе и в карьере. Модель процесса модернизации муниципальной системы дошкольного образования разрабатывается на основе системного, исторического, аксеологического, синергетического, личностного, деятельностного, диалогического и антропологического подходов.

Системный подход позволяет разрабатывать стройную систему, характеризующую все его основные элементы.

Деятельностный подход предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через деятельность и его разнообразие возможно удовлетворение изменяющихся запросов на дошкольное образование.

Личностный подход предполагает в качестве ведущего ориентира формирование личностных качеств: направленности, общественной активности, творческих способностей, черт характера.

Аксиологический подход позволяет моделировать с точки зрения общечеловеческих ценностей. В основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания, обучения и образования в целом.

^ позволяет рассматривать систему с точки зрения, самоорганизации, признания способности различных систем к саморазвитию не только за счет притока энергии, информации, вещества извне, но и за счет использования их внутренних возможностей.

Процесс модернизации муниципальной системы дошкольного образования включает в себя следующие компоненты: — изучение запросов населения в сфере образовательных услуг; — определение сильных и слабых сторон системы МСДО для соответствия этим запросам; — определение главной цели, задач, ценностей дошкольного образования как неотъемлемой части микросоциума; — обоснование целей модернизации МСДО; — определение путей достижения целей, выявление критических факторов успеха; — определение критериев для оценки успешности процессов модернизации;- решение вопросов кадрового обеспечения, способного реализовать поставленные цели модернизации; — систематический мониторинг условий и результатов процесса модернизации. Модернизация муниципальной системы дошкольного образования должна строиться на основе представлений о существующем социальном заказе и «завтрашнем дне» (социума, сети МДОУ и других форм ДО). Таким образом, модернизационные процессы направлены на развитие вариативных форм дошкольного образования. Изменить ситуацию может развитие конкуренции, приход на рынок всех форм дошкольных образовательных организаций, размещение муниципальной властью муниципального заказа на дошкольные образовательные услуги.

^

Нормативная правовая база РФ по дошкольному образованию состоит из законодательных актов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, ведомственных правовых актов, а также из законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области образования, а также НПА муниципального образования. В общем массиве нормативной правовой базы по дошкольному образованию на федеральном уровне, как считает Поличка Н.В., имеется более 15 законов, 4 указа Президента РФ, около 10 постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также ряд нормативных правовых актов Минобразования РФ.Основным законодательным актом в области дошкольного образования является Конституция РФ. В ст. 43 Конституции РФ закреплены две важные государственные гарантии реализации права граждан на образование: общедоступность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и бесплатность получения данного вида образования в указанных образовательных учреждениях. Положения ст. 43 Конституции получили свое развитие в таких законах, как Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и др. Из законодательных актов РФ системообразующим в области дошкольного образования является Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании». В данном законе, область образования провозглашена приоритетной, что соответственно обязывает государство обеспечить приоритетное развитие дошкольного образования (ст. 1). В то же время следует отметить, что в Законе не предусмотрены правовые механизмы, направленные на реализацию приоритетности дошкольного образования;

В статье 5 установлены государственные гарантии права граждан РФ на общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Образовательная программа дошкольного образования выделена как самостоятельная образовательная программа из общеобразовательных программ (ст. 9). Этой статьей установлены основные задачи, на решение которых должны быть направлены общеобразовательные программы: формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. При этом устанавливается, что образовательные программы дошкольного и начального общего образования являются преемственными (ст. 17). В законе определено, что ликвидация сельского дошкольного образовательного учреждения не допускается без согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением, что является мощным рычагом, препятствующим сокращению сети дошкольных образовательных учреждений на селе. Государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты производственной и социальной инфраструктуры приватизации (разгосударствлению) не подлежат. Дошкольное образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом. Дошкольные образовательные учреждения выделены в самостоятельный тип образовательных учреждений и определена возможность их видового разнообразия (ст. 12). На родителей возложены функции первых педагогов и обязанности формирования основ физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий» внесены права на дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме Закона РФ «Об образовании», другие законодательные акты РФ содержат ряд норм, регулирующих отдельные отношения в области дошкольного образования и в большинстве своем направленные на реализацию государственных гарантий в области дошкольного образования, на сохранение сети дошкольных образовательных учреждений, их поддержку и развитие.Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района и городского округа отнесена к вопросам местного значения (соответственно муниципального района и городского округа). При этом порядок обеспечения финансирования общедоступного и бесплатного дошкольного образования адекватен порядку, установленному положениями ст. 29 и 31 Закона РФ «Об образовании» (рассмотрены выше). Одновременно определено, что государство оказывает муниципальным образованиям финансовую поддержку путем создания в бюджетах субъекта РФ специального фонда. Средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований формируются путем отчислений от федеральных и региональных налогов, поступающих в бюджет субъекта РФ. Распределение средств фонда осуществляется в соответствии с фиксированной формулой, которая учитывает численность населения муниципального образования, долю детей дошкольного возраста в общей численности населения муниципального образования, а также другие факторы, определяющие экономико-социальные особенности данного субъекта РФ.Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» определена компетенция субъектов РФ в части обеспечения государственных гарантий права граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» предусмотрено проведение социальной, психологической, педагогической, санитарной экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей. Вопросы финансирования, оплаты и регламентации труда, аттестации педагогических и руководящих работников, лицензирования образовательной деятельности, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях и другие вопросы также отражены в ведомственных актах.Предоставление государственной (муниципальной) услуги по дошкольному образованию осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:- Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.;- Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ;- Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ;- Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ, Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г., № 1, ст. 16; 1997 г., № 46, ст. 5243; 1998, № 26, ст. 3014; 2000 г., № 2, ст. 153; 2004 г., № 35, ст. 3607; 2005 г., № 1, ст. 11; 2006 г., № 23, ст. 2378; 2007 г., № 1, ст. 21; № 30, ст. 3808, 2008 г., № 17, ст. 1756; № 27, ст. 3124;- Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.;- Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ), — Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992 г., № 30, ст. 1797;- Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;- Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;- Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»;- Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ);- Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;- Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;- Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве»;- Федеральный закон № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (с изменениями от 27 июля, 8, 29.11.2010 г., 7.02., 18.07.2011 г.)- Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»;- Федеральный закон от 08 ноября 2011 г. № 310-ФЗ «О внесении изменений в статьи 16 и 31 ФЗ РФ «Об образовании» в части обеспечения территориальной доступности МОУ»;- Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;- Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»;- Постановление Правительства РФ от 19.09.1997 г. № 1204 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста»;- Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»;- Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 г. № 522 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций»;- Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 849 «О перечне затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования»;- Закон РС(Я) «Об образовании» от 23.05.1995 г., З № 59-1;- Закон РС(Я) «О государственно-общественном управлении в сфере дошкольного и общего образования в РС(Я)», принят постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) от 19.02.2009 г. З/216-IV;- Закон РС(Я) «Об учебных программах и учебных изданиях для учреждений дошкольного и общего среднего (полного) образования РС(Я) принят постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) от 19.06.2008 г. З № 50- IV;- Постановление Правительства РС(Я) от 22 февраля 2007 г. № 68 "О компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования";- Распоряжение Правительства РС(Я) от 26 мая 2007 г. № 652-р «Об утверждении Временного порядка расходования и учета субвенций на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования»;- Закон РС(Я) от 19 июня 2007 г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями по осуществлению выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования»;- Постановление Правительства РС(Я) от 19 июля 2007 г. № 321 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 февраля 2007 г. № 68 ««О компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования»; — Соглашение между субъектом РФ РС(Я) и Федеральным агентством по образованию о предоставлении субсидии бюджету субъекта РФ на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования № РП-47/02-17-РФ-IМО-02;

— иные нормативные правовые акты РФ и РС(Я) регулирующие отношения по предоставлению государственной (муниципальной) услуги.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …