ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО! — Россия родина моя

^
«Русские народные инструменты». Первый урок в разделе «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» может быть построен на рассматривании и озвучивании рисунков, фотографий, картин на вводном и последующем разворотах. Дети увидят изображение русских народных инструментов, услышат, как звучит гармонь, балалайка, ложки, рожок и др. Все это, а также предметы декоративно-прикладного искусства и стихотворение Г. Серебрякова позволят, с одной стороны, продолжить тему «Россия — Родина моя», с другой — начать с детьми разговор о значении фольклора в жизни каждого народа, в том числе и русского.
Здесь будет повод обратиться к тем песням, с которыми учащиеся познакомились в I классе, а также вспомнить, какие народные песни и каких исполнителей знают и любят в их семье. Конечно, учитель должен быть готов к любому неожиданному повороту этой беседы и иметь музыкальные записи и ноты для того, чтобы озвучить детские музыкальные впечатления.
«Плясовые наигрыши». Звучание плясовой русской народной песни «Светит месяц», которую дети слушают в записи и в которой определяют голоса знакомых им музыкальных инструментов, позволит заострить их внимание на вариационном построении музыки и разучить на уроке, а затем исполнить по «ритмической партитуре» этот наигрыш. Какие же особенности песни-пляски необходимо использовать в процессе разучивания партий детского оркестра? Четкое выделение первой доли в размере 4/4 (нижняя строка партитуры — бубен), равномерная пульсация (средняя строка — ложки), характерный ритмический рисунок — пунктирный ритм (верхняя строка — хлопки или притопы).
Аналогичную работу над созданием ритмической партитуры к русской народной песне-пляске «Камаринская» можно провести на уроке, подчеркивая симметричность фразировки, акценты в конце фраз, равномерность ритмической пульсации и характерного рисунка мелодии. Учителю необходимо помнить о последовательности в работе над созданием и исполнением ритмического сопровождения, о поэтапном подключении партий в ансамблевой игре, о выборе тембров инструментов, усиливающих характер исполняемой детьми пьесы. Творческие задания типа подбора коллекции изображений музыкальных инструментов или рисования инструментов, распространенных в той местности, где живут учащиеся, и обращение к рабочей тетради и слушание музыки помогут связать впечатления детей с их жизненным опытом.
«Выходили красны девицы». «Бояре, а мы к вам пришли». Разучивание этих игровых русских народных песен направлено на создание ситуации, в которой дети узнают приемы озвучивания песенного фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоение движений в «ролевой игре», разучивание мелодии и поиск характера звучания голосов. Желательно, чтобы мелодия разучивалась в процессе разыгрывания песни, с поочередным включением групп детского хора в соответствии с сюжетом. При этом следует обращать внимание на интонационную выразительность воспроизведения мелодии в зависимости от создаваемого образа (кого изображают дети, чью роль исполняют). Это поможет добиться уравновешенности ансамбля детского хора при исполнении песни-диалога, естественности звучания, а также избежать форсирования звука.
Работу над освоением различных жанров народных песен можно продолжить и в рабочей тетради при исполнении народных песенок «Дождик, дождик», «Заинька, зайка!», «Жук, жук, где твой дом?», «Калинка», «Во поле береза стояла», «Скок, поскок», «Выходили красны девицы». В процессе работы в рабочих тетрадях над указанными песнями происходит также освоение элементов музыкальной азбуки: такт, тактовая черта, размер такта, длительности нот, ритмический рисунок, фраза, штрихи (legato, staccato), динамические оттенки (f, m, mf), а также элементы формы — запев и припев в двухчастной куплетной песне.
«Музыка в народном стиле». Приступая к этой теме, нужно вновь обратиться к пьесам из «Детского альбома» П. Чайковского («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская») и из «Детской музыки» С. Прокофьева («Ходит месяц над лугами», «Вечер»). Сопоставление мелодий этих произведений, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами, вокализация (пропевание) в удобных тональностях их главных мелодий, подключение музыкальных инструментов для их озвучивания помогут учащимся понять и услышать характерные народные интонации, ритмы, тембры, приемы развития.
«Сочини песенку». Занятия вокальными и инструментальными импровизациями с детьми можно начать с выразительного прочтения текстов народных песенок-прибауток, определения их жанровой основы и характерных особенностей: «Раным-рано поутру» — песенка-призыв; «Тили-бом» — песенка, сочетающая в себе выразительность (тревогу, испуг) и изобразительность; «Водичка, водичка» — ласковая присказка в вальсовом ритме; «Уж ты, котя-коток» — колыбельная; «Мышка, мышка» — песенка-диалог; «Радуга-дуга» — песенка-закличка.
Можно предложить детям выбрать тот текст, который им больше понравится, и попытаться в характере распевной декламации, опираясь на исходную интонацию (она записана на нотной строке рядом с рисунком к песне), пропеть хотя бы несколько фраз. Было бы неверным надеяться на то, что дети смогут сразу сочинить песенку на заданный текст. Однако пусть они попытаются представить себя в роли сочинителей и нараспев читают эти разнохарактерные стихотворения. Лучшие «композиторские» варианты могут быть разучены всем классом. К этим детским песенкам можно также подобрать инструментальное сопровождение, подчеркивающее их характер. При этом предложите школьникам самостоятельно выбрать тембры инструментов и аргументировать свой выбор.
«Проводы зимы». «Встреча весны». На страницах учебника дети знакомятся с некоторыми чертами и приметами народных праздников. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, а также введение в уроки элементов детских игр, соответствующих данному празднику, инструментальное исполнение уже знакомых плясовых наигрышей, оформление класса народными орнаментами и рисунками на тему этих праздников, выполнение на уроках труда и изобразительного искусства несложных элементов народного костюма придадут этим урокам соответствующий эмоциональный настрой, яркость и праздничную атмосферу.
Бесспорно, что уроки музыки, посвященные традициям и праздникам русского народа, могут иметь логическое продолжение и во внеурочной работе с младшими школьниками. Сценарий праздника может быть разработан вместе с учителем начальных классов, с включением в него песен, инсценировок русских народных сказок (рабочая тетрадь, тема «Играем в музыкальный театр», инсценировка и вокализация сказки «Теремок»), танцев, веселых конкурсов, выставок детских рисунков и изделий декоративно-прикладного искусства с участием родителей. Впечатления детей от изучения темы «Народные праздники» можно предложить им самостоятельно обобщить на страницах рабочей тетради в теме «Гори, гори ясно…».

В учебнике для II класса раздел «День, полный событий» достаточно полно отражает содержание двух детских альбомов — П. Чайковского и С. Прокофьева. Попробуем, используя методический прием тождества и контраста, провести некоторые аналогии между пьесами, входящими в циклы программных фортепианных миниатюр, — «Детский альбом» П. Чайковского и «Детская музыка» С. Прокофьева. Как похоже и вместе с тем по-разному рассказали композиторы о событиях в жизни ребенка, начиная с утреннего пробуждения и кончая вечерним покоем!
На развороте «День, полный событий» учащиеся увидят детские портреты П. Чайковского и С. Прокофьева — двух мальчиков приблизительно одного возраста, от имени которых учитель может вести свой рассказ, проживая вместе с Сережей Прокофьевым жаркий летний день в Солнцовке и вместе с Петей Чайковским зимний день в уютном доме в Каменке. (Любопытно, что и Солнцовка, и Каменка находятся на Украине.)
Альбом П. Чайковского — это своего рода «24 часа из жизни маленького человека». Оказывается, и сидя дома, можно сделать и узнать очень много: слушать сказки («Нянина сказка», «Баба-яга»), танцевать («Вальс», «Полька», «Камаринская» и др.), мысленно путешествовать по разным странам («Неаполитанская песенка», «Немецкая песенка», «Старинная французская песенка» и др.), играть, радуясь и печалясь («Игра в лошадки», «Новая кукла», «Похороны куклы» и др.). Цикл «Детская музыка» С. Прокофьева — это картинки природы и ребячьих забав, это летний день с утра до вечера. Знакомство с фортепианными пьесами цикла дает учащимся возможность постичь все многообразие музыки С. Прокофьева, связанное с миром детских впечатлений и переживаний. Это и летние пейзажи («Утро», «Дождь и радуга», «Вечер», «Ходит месяц»), как бы нарисованные с натуры, и фантастические картинки («Сказочка», «Шествие кузнечиков»), и сценки из детского быта («Прогулка», «Пятнашки», «Раскаяние»), и жанрово-танцевальные пьесы («Вальс», «Марш», «Тарантелла»). Лучшие из них — лирические зарисовки «Утро», «Вечер», «Раскаяние», «Вальс» — приближаются к классическим образцам музыки для детей.
Эта музыка как бы взгляд ребенка на мир изумленными, широко раскрытыми глазами — все удивительно, все в первый раз! Музыка необычайно близка и понятна детям. Учитель может обратить внимание учащихся на то, что во всех пьесах этого сборника отчетливо проявляются характерные черты стиля С. Прокофьева: жизнелюбие, юмор, предельно ясная и вместе с тем тонкая звукопись, необычность гармоний, мелодических оборотов в самых, казалось бы, «простых» эпизодах. Сам композитор, превратив ряд пьес сборника «Детская музыка» в оркестровую сюиту «Летний день»1, дал ключ к созданию своего рода музыкально-литературной композиции. Это действительно день, полный событий, и дети сами могут подбирать или сочинять стихи, рассказы, выполнять рисунки к отдельным музыкальным пьесам или к определенной группе пьес, отражая их содержание, откликаясь на форму произведения.
Полвека отделяет «Детский альбом» П. Чайковского от «Детской музыки» С. Прокофьева, а роднит эти два цикла одно — счастливое детство. Отличают же их музыкальный язык, интонации, стиль. В пьесах П. Чайковского звучит песенное, задушевное высказывание простого человеческого сердца, призыв к общению. От мелодии исходят все прекрасные качества его музыки: интонации ласки, сочувствия, сострадания, дружеской поддержки, ясность и выразительность мысли, эмоциональная насыщенность образов, точность формы. У С. Прокофьева — свобода, раскованность, своеобразный восторг, охватывающий ребенка на природе. Герой его музыкального альбома — само движение, он так похож на самого Сережу Прокофьева.
«Музыкальные инструменты». Учащиеся знакомятся с такими разновидностями фортепиано, как пианино и рояль. Как и предыдущий разворот, он предполагает встречу школьников с пьесами П. Чайковского и С. Прокофьева. Учитель может сам выбрать образцы песни, танца, марша для сопоставления их друг с другом.
Следующие развороты посвящены интонационно-образному разбору фортепианных пьес П. Чайковского, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Работу с этими пьесами можно построить следующим образом: сравнить контрастные пьесы одного композитора, композиторские стили и произведения с одинаковыми названиями, пластику движений в танцах и маршах.
«Природа и музыка». Пьесы «Утро» и «Вечер» С. Прокофьева из «Детской музыки» можно сравнить с пейзажными зарисовками, с поэтическими строчками, которые, возможно, к ним подберут сами дети. В этих пьесах практически отсутствуют изобразительные «подсказки» для определения их названий. И в то же время, если уже при первом знакомстве детей с музыкой спросить у них, какое время дня ощущается в каждой из пьес, они без труда могут прийти к названиям, данным самим композитором.
Кропотливая интонационная работа с этими пьесами приблизит музыку к детям. Они ее запомнят, и С. Прокофьев станет для них одним из любимых и узнаваемых композиторов. Пьесы «Утро» и «Вечер» С. Прокофьева надо слушать неоднократно. При первом знакомстве желательно обратить внимание детей на некоторые средства музыкальной выразительности обеих пьес, различие которых практически слышно сразу. Контрастные регистры в пьесе «Утро» не только слышны, но и видны в нотной записи на странице учебника. В нотном рисунке можно обратить внимание ребят на скрипичный и басовый ключи, добавочные линейки сверху и снизу, как говорят дети: «Для таких высоких и низких звуков как будто не хватило пяти линеек». После того как учащиеся прослушают пьесу «Утро» несколько раз, постарайтесь подвести их к обобщенному поэтическому пониманию образа, задав такие вопросы: — Как на фортепиано можно показать простор между небом и землей, травой и облаками? — Что помогает вам наблюдать за постепенным пробуждением дня? — Какие чувства вызывает у вас эта музыка?
Мелодия пьесы «Вечер» звучит в среднем регистре. Напеть начало мелодии этой пьесы не представляет большого труда. Попробуйте с учащимися, глядя на рисунок в учебнике, сочинить слова на музыкальную фразу, помещенную под ним. Предлагаем возможные варианты текста: «Вечер ложится на лес и поля»; «Вечер приходит к нам вместе с луной»; «Вечер наступит, и звезды блеснут»; «Вечер настанет, цветы все заснут»; «Вечер нам дарит покой, тишину».
Этот прием дает хорошие результаты: запоминаются мелодия и название пьесы одновременно. А неоднократное повторение ведет к тому, что, с одной стороны, выстраивается унисон, особенно при пении без сопровождения (а капелла), с другой — при исполнении с сопровождением учащиеся обращают внимание на покачивающийся характер аккомпанемента, который создает образ колыбельной. И та и другая пьеса звучит тихо. На нижних полях учебника даны понятия: «песенность», «регистр», которыми постепенно, по мере накопления музыкальных впечатлений, учащиеся начинают пользоваться самостоятельно. При желании можно закрепить понятие «регистр» и специфику применения разных регистров (игру разными регистрами) как прием, характерный для творчества С. Прокофьева. Хорошо, если дети сразу после прослушивания, без каких-либо разъяснений учителя сделают рисунки на эту тему, сочинят небольшой рассказ об услышанном. Таким же образом предлагается построить работу и с другой «вечерней» пьесой из этого альбома — «Ходит месяц над лугами», которая «провокационно» включена в разворот «Эти разные марши» и будет вновь предложена на развороте «Музыка в народном стиле» в разделе «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». Подобного рода организация музыкальной работы на уроке поможет детям дома, «по слуху», выполнить задание в рабочей тетради, направленное на развитие их воображения, музыкальной памяти. Контраст двух пейзажных зарисовок одного композитора сменяют контрастные образы музыкальных прогулок.
«Прогулка». На этом развороте даны фотопортреты М. Мусоргского и С. Прокофьева, а также нотные записи пьес этих композиторов с одним названием — «Прогулка». Предложите детям послушать и сравнить эти пьесы. «Прогулка» С. Прокофьева легкая, танцевальная, вприпрыжку. Ее мелодия предвосхищает музыкальный образ любознательного Пети, с которым дети скоро познакомятся в симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк». Обратите внимание на вопросы к учащимся, предложенные на этом развороте. Очевидно, дети выберут местом для прогулки изображенного на рисунке мальчика и нотный стан, ведущий к фотографии С. Прокофьева.
«Прогулка» М. Мусоргского — небольшая фортепианная пьеса из сюиты «Картинки с выставки». С этой музыкой мы будем не раз «прогуливаться» по страницам учебников. Одноголосный запев рисует образ спокойного движения в светлом, созерцательном настроении. В мелодии нет ни одного напряженно звучащего полутона, а именно: использован старинный, свойственный глубинным пластам русской музыкальной культуры, пятиступенный лад без полутонов — пентатоника. Мелодия звучит в диапазоне женского голоса. Так и слышится в ней пение в характерной русской народной манере, открытым звуком. Она подхватывается плотным аккордовым звучанием. Этот диалог запевалы и хора напоминает живую деревенскую сценку. Мелодическая основа и запева, и всей темы прогулки — это мотив из трех звуков. Из этой попевки, как из зерна, вырастает не только вся прогулка, но, по существу, и весь цикл в целом.
Дополнительная информация
На создание фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М. Мусоргского вдохновили работы его друга — художника Виктора Александровича Гартмана. Не случайно композитор первоначально назвал свое произведение «Гартман». Название «Картинки с выставки» возникло позже. У В. Гартмана нет картины «Прогулка». Этот образ создан самим композитором. В. Стасов пояснял, что каждое проведение прогулки как бы иллюстрирует переход «зрителя» к следующему экспонату выставки и что в этой роли М. Мусоргский изобразил самого себя. Подтверждая это, композитор писал: «Моя физиономия в интермедах видна». Исследователи находят в «Прогулке» связь со старинной русской величальной песней «Слава», которая была использована в опере «Борис Годунов». «„Гартман“ кипит, как кипел „Борис“, — звуки и мысли в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге», — писал М. Мусоргский.
Движение в «Прогулке» М. Мусоргского неторопливое, спокойное, напевное. Не случайно на развороте в учебнике выписаны понятия: песенность, танцевальность, маршевость. Эти характеристики будут «работать» в произведениях М. Мусоргского и С. Прокофьева с одним названием «Прогулка». Кроме того, на развороте даются слова, из которых дети могут выбрать подходящие для выражения характера каждой из «прогулок».
«Танцы, танцы, танцы…» На рисунках этого разворота наглядно выражена пластика движений русской народной пляски и зажигательной итальянской тарантеллы, чешской польки и вечно юного вальса. Знакомство с танцами «Детского альбома» П. Чайковского и «Детской музыки» С. Прокофьева позволит обратить внимание учащихся на ритмическую основу музыки, на ее танцевальные ритмы, которые они смогут подчеркнуть игрой на музыкальных инструментах, характерными движениями. Не случайно рядом с названиями танцев выписаны ритмоинтонации, отличающие один танец от другого.
В «Детский альбом» П. Чайковского, помимо бальных танцев (вальса, мазурки, польки), включена русская народная пляска «Камаринская», сопровождение к которой учащиеся исполняют по ритмической партитуре на развороте «Плясовые наигрыши» и «Музыка в народном стиле».
«Эти разные марши». В «Детской музыке» С. Прокофьева много танцев и маршей, только их названия не всегда отвечают жанру: «Прогулка», «Шествие кузнечиков», «Ходит месяц над лугами», «Марш». Все эти пьесы передают движение, но в каждой — своя пластика. Пьеса «Шествие кузнечиков» своим названием, казалось бы, близка маршу, но послушайте и сыграйте ее несколько раз, и, может быть, вы услышите танцевальные мотивы в этом свободном «шествии». Не похожа ли эта музыка на галоп? Обсудите это с учениками. Пьесы «Вальс» и «Марш» не нуждаются в подробном описании, они хорошо знакомы учителям. Завершается альбом уже знакомой пьесой «Ходит месяц над лугами», напоминающей русскую народную песню, которую С. Прокофьев сочинил под впечатлением ночного пейзажа в Поленове.
Музыкально-слуховые впечатления учащихся, полученные на уроках, найдут свое продолжение в их самостоятельной деятельности в рабочей тетради. На уроках учащимся не раз предлагается, услышав фрагменты различных произведений, определить, кому из композиторов они принадлежат. Это означает лишь то, что идет целенаправленное накопление музыкально-слухового опыта как опыта интонационно-стилевого. Важно привлечь внимание детей к своеобразию музыкальной речи каждого композитора — каждый «говорит» по-своему, у каждого свой почерк, свой стиль. Без каких-либо теоретических объяснений понятия «музыкальная речь», «стиль» и другие входят в лексикон учащихся и становятся неотъемлемой частью их опыта. Учителю необходимо осознанно подходить к отбору репертуара для урока, который наиболее ярко представлял бы своеобразие музыкальной речи каждого из композиторов, и останавливаться на произведениях одного композитора в сопоставлении его с близкими или очень отличающимися сочинениями других композиторов. Как правило, дети интуитивно чувствуют, кому из названных композиторов принадлежит то или иное произведение, достаточно быстро начинают различать, что эта музыка П. Чайковского, а эта — С. Прокофьева. Ребятам предоставляется возможность сравнить музыку и рисунки разных танцев и маршей, выяснить, что общего и различного в «Марше деревянных солдатиков» (П. Чайковского) и «Марше» из «Детской музыки» (С. Прокофьева ). Эти марши разного характера, назначения, образного содержания. Дети по самой музыке могут убедиться, что сочинены они разными композиторами, если учитель будет постоянно обращать внимание на родственность таких сочинений П. Чайковского, как «Мелодия», пьесы из «Детского альбома» («Вальс», «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков»). Для этого при повторном исполнении всех названных произведений учитель смягчает жанровые различия, подчеркивая напевность, плавность музыки П. Чайковского и остроту, четкость звучания пьесы С. Прокофьева. Обращение к нотной графике в рабочей тетради высвечивает особенности музыкальной речи каждого композитора, дает представление о его «почерке». Дети, рассматривая нотную графику и вспоминая музыку (или слушая ее), могут продирижировать ею. Раз-два-три! Раз-два-три! Ноты как будто слетели с нотного стана и закружились в вальсе. На одном рисунке мягко и плавно поднимаются и опускаются. А на другом стремительно взлетают вверх. Какой вальс сочинил П. Чайковский, а какой — С. Прокофьев? Накопление слухового интонационно-стилевого опыта происходит пока вне осознания школьниками названных особенностей музыкальной речи композитора. Однако, постоянно обращая внимание на эти особенности, выявляя их в сопоставлении с музыкой других авторов, вы добьетесь того, что при показе учащимся графической записи нескольких произведений они смогут различить «почерк» разных композиторов, определить, кому из них принадлежит то или иное сочинение.
Дополнительная информация
Остановимся на отдельных стилевых характеристиках музыки С. Прокофьева. Она отличается непривычным соединением простого и сложного: упрощенных ритмов с остротой гармонии. У него свой характерный мелодический рисунок, в котором простота линий сочетается с непривычными изгибами и угловатостями. Но если попробовать спеть ее без скачков, то в своей основе она окажется простой гаммой. Особенно наглядно своеобразие мелодической линии С. Прокофьева предстает в сопоставлении с мелодикой П. Чайковского. О мелодии С. Прокофьева часто говорят, что ее трудно спеть. Мелодия же П. Чайковского с ее закруглениями, опеваниями, поступенностью (все звуки рядом) поется легко и свободно.
Русский песенный склад мелодии и скачки, перекрещивания в фортепианном сопровождении («Утро», «Прогулка», «Сказочка»), остинато2, органный пункт, созвучия-пятна («Дождь и радуга») — все это делает музыку С. Прокофьева непривычной. В то же время безмятежные прокофьевские воспоминания аналогичны тихим пейзажным образам С. Рахманинова (IV класс), сказочно-хрупкому образу Снегурочки Н. Римского-Корсакова (III класс).
Живая, веселая шутка, звонкий, юношеский смех, остроумная скерцозность, светлый, улыбчивый тон, радость жизни — все это тоже Прокофьев!
«Расскажи сказку». На этом развороте даются в сопоставлении «Нянина сказка» П. Чайковского и «Сказочка» С. Прокофьева. Пьесы двух фортепианных альбомов для детей эффективнее разбирать с учащимися непосредственно за инструментом.
В названии пьесы С. Прокофьева — «Сказочка» не упоминается рассказчица — няня, но музыкальный аккомпанемент подсказал художнику ее образ. У С. Прокофьева сказка начинается не сразу. Вероятно, мальчик увидел свою няню сидящей за вязаньем и попросил рассказать сказку… Музыка звучит как бы вполголоса. Тянется нить из клубка, плетется узор, начинается неспешный рассказ. Только на несколько секунд-тактов отрывается няня от своего вязанья (видимо, в сказке что-то страшное произошло), переводит дыхание и ведет сказочку прежним говорком к мирному, спокойному концу. Здесь вновь можно применить прием распева на слоги основной мелодии, например на слова «жили-были царь с царицей» или какие-либо другие. Няня в пьесе у П. Чайковского начинает рассказывать сказку сразу, и, как предполагают ребята, этой сказкой она хочет испугать маленького воспитанника. Не случайно дальше следует пьеса «Баба-яга». Постарайтесь с учащимися в классе ответить на вопросы этого разворота, связать их с интонационно-образным пониманием миниатюр. Не стоит сочинять сказку всем классом, лучше, если она будет у каждого своя.
«Звучащие картины». На картинах известных художников — П. Федотова, О. Ренуара, П. Корина — изображены музыканты за инструментами: клавесином, пианино, роялем. Главное — характер звучащей на картинах музыки. Перед детьми следует поставить вопрос, какую музыку они «слышат», глядя на картины, и тогда уже постараться озвучить их предположения. Отбор музыкальных произведений остается за учителем. Важно, чтобы это были контрастные произведения, отвечающие суровому образу картины П. Корина; нежному, мягкому, задушевному звучанию домашнего музицирования — в картине О. Ренуара; классической музыке прошлого — в картине П. Федотова.
«Колыбельные». На двух разворотах предлагаются четыре колыбельные песни (три из них в разное время написали композиторы А. Островский, Е. Крылатов, Р. Паулс и одна народная латышская песня). Практика показывает, что детям очень нравятся все предложенные здесь песни. Они поют их с удовольствием, так как эта музыка бытует дома, часто исполняется по радио, телевидению. Не будем подробно останавливаться на вокально-хоровой работе, единственное замечание: во всех предложенных песнях, в том числе и в «Вечерней песне» А. Тома, постарайтесь определить с детьми интонацию колыбельной. Это поможет им успешно выполнить задание в рабочей тетради.
«Мама», пьеса из «Детского альбома» П. Чайковского, — отражение первой мысли ребенка до и после сна, лирическая, интимная. Постарайтесь с учащимися найти слова для мелодии П. Чайковского по аналогии с «Вечером» С. Прокофьева.

Оцените статью
Добавить комментарий