Государственное и муниципальное управление

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга
осуществляется при поддержке Министерства образования РФ
В. В. Бирюков, доктор экономических наук, профессор кафедры общей экономи­ки и права СибАДИ, декан факультета экономики и управления СибАДИ.
Ю. Р. Вишневский, доктор философских наук, профессор, заведующий кафед­рой социологии и социальных технологий управления УГТУ-УПИ.
В. В. Карпов, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории ОмГГУ.
Г. Р. Латфулин, доктор экономических наук, профессор, директор Института государственного и муниципального управления ГУУ им. С. Орджоникидзе.
Р65 Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2004. — 364 с: ил. — (Рерия «Учебник для вузов»).
ISBN 5-469-00062-1
© ЗАО Издательский дом «Питер», 2004
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………….5
Глава 1. Методологические основы исследования социально-
экономических и политических процессов…………………………9
1.1. Понятие социально-экономических и политических процессов,их виды и типы…………………………………………………………………….9
Логика и методология научных исследований 30
Социально-экономические и политические процессы как объект
социальных исследований…………………………………………………………511.4. Логические основы системного подхода .83Контрольные вопросы .105Контрольные упражнения ..107Библиография…………………………………………………………………….…108
Глава 2. Технология разработки и реализации социальных
исследований……………………………………………………………………..113
2.1. Типология научно-исследовательских программ: их целии ресурсное обеспечение 1132.2. Фактологическая основа научно-исследовательских программ.Требования к качеству фактологического материала 1302.3. Организационное обеспечение научно-исследовательскихпрограмм 1532.4. Технология применения методов анализаисследовательских объектов .172Контрольные вопросы …203Контрольные упражнения …204Библиография …206
Глава 3. Социальные методы в практике исследования социально-
экономических и политических процессов .208
Формы и методы проведения социологических исследований …208
Социометрия как инструмент формирования
социальных групп 2323.3. Методология экспертных оценок …247Контрольные вопросы …269Контрольные упражнения …270Библиография …272
Глава 4. Технологии проектирования социально-экономическихи политических систем: принципы научного
конструирования
.2744.1. Моделирование как инструмент проектирования системс заданными свойствами 274
Основы социального программирования …295
Критерии выбора эффективных решений …319
Контрольные вопросы …339Контрольные упражнения …341Библиография ….342
Приложение .345
Заключение .357
Глоссарий .359
Введение
Социальные явления, лежащие в основе обществознания, достаточ­но сложны для научного осмысления и фиксации результатов, по сравнению с естественными науками. В то же время потребность в ис­следовании протекающих в обществе процессов становится все более острой и требует организации четкой научно-исследовательской ме­тодологии, являющейся основой широкого круга общественных дис­циплин.
Осознание этой потребности стало возможным благодаря созданию в различных территориальных образованиях фундаментальных ин­ститутов, способствующих выработке этими обществами механизмов, оказывающих направленное влияние на формирование эффективных способов общественного развития.
В научной и учебно-методической литературе ощущается замет­ный дефицит работ, посвященных методологии исследования соци­альных явлений и процессов. Вышедшие за последние 30 лет работы Р. Пэнто и М. Гравитц’, Дж. Б. Мангейма и Р. К. Рича2, В. И. Паниот-то и В. С. Максименко3, Ю. М. Плотинского4 и других следует рас­сматривать как заметный вклад в развитие методологии социальных наук. Необходимость в разработке целостной методологической си­стемы обществознания возникает также в связи с интеграционными процессами в развитии науки и стремлением к освещению междис­циплинарных проблем, что особенно актуально в последние годы. Дефицит научных исследований в этой сфере можно объяснить дей­ствием ряда факторов. Во-первых, усилившаяся к середине XX века дифференциация между ведущими социальными дисциплинами: эко­номикой, социологией, политологией, психологией, правом и исто­рией.
Процесс обособления социальных дисциплин друг от друга, вызван­ный их развитием, привел к формированию характерных для каждой науки языка, методологических принципов, методов, сфер примене­ния исследовательских инструментов и т. д.
Однако автономность социальных наук, возможная на стадии их развития, недопустима в современных условиях, когда статус сто­ящих перед человечеством проблем начинает обретать глобальный характер.
1 Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук: Пер. с φρ. — М.: Про­гресс, 1972.
2 Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ.— М.: Весь Мир, 1997.
3 Паниотто В. И., Максименко В. С. Количественные методы в социологи­ческих исследованиях. — Киев: Наукова думка, 1982.
4 Плотинский Ю. М. Математическое моделирование динамики социальных процессов. — М.: Изд-во МГУ, 1992.
Во-вторых, существенным фактором, повлиявшим на обществозна-ние, становится неравномерность развития социальных знаний. Од­ним из свидетельств неравномерности в развитии социальных наук является степень проникновения математических методов в методо­логию каждой из дисциплин, придающая получаемым в ходе исследо­ваний результатам максимально возможную в рамках принятых раци­ональных стандартов фактическую достоверность. Это обстоятельство обусловило различия в подходах отдельных социальных дисциплин, формирующих собственные стратегии в обретении обоснованности достигнутых ими результатов. Если для экономики, социологии и психо­логии применение математических методов сопоставимо с естествен­ными науками, то для других общественных дисциплин методологи­ческой основой стали методы сравнения, аналогии, кодификации, типизации и пр.
В-третьих, нельзя недооценивать и сложившееся мнение о невысо­кой способности социальных наук достигать общественно значимых результатов в использовании социальных технологий для решения практических задач. Неудивительно, что основная доля финансиро­вания социальных технологий пришлась в последние годы на PR -обеспечение избирательных кампаний.
С давних пор люди задавались вопросом, возможна ли наука об обществе. Причем не как одна из форм идеологии, представляемая в качестве суррогата такой науки, а как набор правил, законов и принципов, овладение которыми позволит целенаправленно влиять на поведение общественных групп, основываясь исключительно на знании структуры и механизмов динамики социальных систем.

особенности индивидуального поведения (стереотипы, отклоне­ния и формы проявления);
механизмы формирования и развития социальных общностей;
способы институционального регулирования отношений соци­альных общностей и систем;
выявление центров социальной активности и исследование про­цессов социальных перемещений (миграций, трудовой мобиль­ности, карьерного роста).
Научная составляющая социальных знаний проявляется в том, что ученые обратились непосредственно к формулировке законов обще­ственного развития. Следует отметить, что характер этих законов обя­зан быть не предписывающим (вспомним: законы пропорциональ­ного развития, или повышения жизненного уровня при социализме), а констатирующим, поэтому методологическая база социальной науки требует серьезной доработки. Констатирующий характер социальных законов должен базироваться на подборе адекватных способов сбора и обработки информации.
Представленная вашему вниманию работа является попыткой си­стематизации имеющихся знаний в области методологии социального знания, социальных технологий в практике принятия эффективных решений. Выступающие в качестве предмета исследований социаль­но-экономические и политические процессы являются чрезвычайно сложными, динамичными, и поэтому именно в отношении к ним со­циальное знание мобилизует все свои способности, чтобы обеспечить их понимание, объяснение и возможность управления ими. Эти функ­ции социального знания выступают ключевыми признаками научного подхода в исследовании социальных процессов, используя результа­ты этих исследований в практических целях.
Основная цель данного издания заключается в ознакомлении уча­щихся с практикой социальных исследований, овладении ими метода­ми анализа и проектирования социальных систем и процессов, фор­мирования социально значимых объектов с заданными свойствами. Главными трудностями на пути достижения этой цели являются не­однородность социальной науки, различие отношений к тенденциям ее математизации, факт преломления наблюдаемых процессов через деятельность людей.
Первая глава посвящена выявлению специфических особенно­стей социальных наук, их проблематики и методологических под­ходов. Системный подход, о котором идет речь в этой главе, явля­ется методологической основой взаимодействия наук об обществе и природе.
Во второй главе проводится анализ научно-исследовательской про­граммы как организационно-практической модели научного исследо­вания. Раздел о фактологическом обеспечении научно-исследователь­ской деятельности включает информацию о способах формирования эмпирической базы исследования, требованиях, предъявляемых к ее качеству. Завершает главу раздел об аналитических методах, позволя­ющих реконструировать исследуемый объект с точки зрения его тео­ретического осмысления. В третьей главе учебника проводится ана­лиз социологических методов научного исследования, используемых в практике экономических, социальных, политических и психологи­ческих исследований, в том числе такие разновидности методов, как социометрический и экспертный опросы.
В четвертой главе рассмотрены вопросы, связаннные с проектив­ными функциями социального знания, которые осуществляются бла­годаря технологиям моделирования, программирования и принятия решений.
В процессе работы над учебником автор не ставил перед собой глобальных задач, ограничившись освещением наиболее популяр­ных и действенных методов социальных исследований. Поэтому за пределами учебника остались методы исторических, психологических, юридических дисциплин, располагающих определенным своеобрази­ем и требующих особого рассмотрения. Хочется надеется, что данное издание станет одним из этапов в систематизации и популяризации социального знания и послужит основой для дальнейших исследова­ний в этой области.
Методологические основы исследования социально-экономических и политических процессов
1.1. Понятие социально-экономических и политических процессов, их виды и типы
Значительный прогресс наук в XVII-XVII веках, обусловленный величайшими достижениями научно-технической революции, не мог не обратить внимания научной общественности на низкий уровень знаний о социальных процессах, значительно уступающий сложи­вшимся образцам естественнонаучного знания по степени обоснован­ности и законосообразности. Объяснялось такое положение исклю­чительной сложностью общественных процессов, многоуровневостью объектов исследования и загадочностью самой природы человека, сто­ящего за всеми проявлениями общественных процессов. И тем не ме­нее разработанный О. Контом проект создания социологической на­уки стал первой научной концепцией, представившей развитие обще­ства в качестве предмета особого интереса.
Социальные процессы играют огромную роль в жизни общества, привнося в него как позитивные для большинства людей результаты, так и негативные. В основе их возникновения лежат противоречия, возникающие между различными социальными группами, распола­гающими особыми корпоративными интересами, входящими в несо­ответствие с интересами других групп. Такое положение является абсолютно естественным и позволяет обществу находить наиболее эффективный путь развития, способный консолидировать интересы большинства своих членов. Вследствие этого возникающие в обществе проблемы вызывают изменения, от которых одни категории людей получают пользу, тогда как другие терпят ущерб. Сами люди, являясь непосредственными участниками социальных процессов, тем не ме­нее, не всегда в состоянии оказывать на них влияние. Причина этого заключается в том, что, вызывая соответствующие изменения в обще­стве, люди утрачивают контроль над ними в силу неготовности или неспособности понять внутренние механизмы этих изменений.

Оцените статью
Добавить комментарий