Государственный контроль за преступностью

взяточничества и противостояние ему путем применения административно-правового принуждения и других мероприятий, предусмотренных "Национальной программой борьбы с коррупцией" (или программой "Чистые руки", утвержденной в апреле 1997 гг.): аттестация госслужащих; представление деклараций о доходах служащими I-IV категорий и тому подобное. Программа "Чистые руки" предусматривает обязательную криминологической экспертизе проектов нормативно-правовых актов, выполнение которой возложено на Министерство юстиции Украины. Это, несомненно, очень важное решение, но, как считает диссертант, Министерство юстиции может и обязано выполнять юридическую экспертизу, а не криминологической, потому что это совсем другой аспект законопроектов. Вместе с тем отмечается, что в результате многолетнего пренебрежения криминологической наукой Украина имеет квалифицированных криминологов, способных быть экспертами. Квалифицированная криминологическая экспертиза возможна только тогда, когда криминологи Украины займут достойное место не только в науке, но и в практической деятельности законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Анализируя уголовно-правовые нормы об ответственности за получение, дача и получение взятки, диссертант предлагает несколько смягчить ее за дачу взятки и отменить за провокацию получения взятки с целью разоблачения взяточника. Предлагается также дополнить ст.2 Закона Украины "О борьбе с коррупцией", где речь идет о субъектах коррупционных деяний, указанием на судей, кроме судей Конституционного Суда Украины.
Подразделение 5.5. "Противодействие организованной преступности". Рассматриваются различные определения организованной преступности и организованной преступной группы. Обращается внимание на то, что во многих печатных изданиях до принятия нового Уголовного кодекса Украины (2001 г.) Удивительным образом сочетались полярно противоположные тенденции слишком узкого и одновременно чрезмерно широкого толкования упомянутых понятий. Долгое время общепризнанной был тезис, что субъектом организованной преступности, то есть организованной группой, является иерархическое объединение, созданное для достижения корыстной цели, которое имеет своих соучастников в структурах государственной власти. Получается, что террористическая группа, и любая другая, действует без "крыши" со стороны коррумпированного чиновника, не является организованной преступной группой. С этим нельзя было согласиться. С другой стороны, не менее распространенным было утверждение, что организованную преступную группу могут составлять два соучастников. Такое толкование не согласовывалось ни с возрастной юридической традиции, ни с социально-психологическим пониманием малой неформальной социальной группы, ни с этимологией слова "группа". С принятием нового Уголовного кодекса Украины (2001 г.) В ч.3 ст.28 понятийные расхождения толкование организованной преступной группы устраненной законодательно она определена как устойчивое объединение не менее трех человек, создано ради совместной преступной деятельности, объединенное единым планом действий , имеет иерархическую и функциональную (распределение ролей) структуры и солидарность соучастников в ориентации на общий успех. В диссертации рассматриваются предупредительные меры, предусмотренные Законом Украины от 30 июня 1993 "Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью", Комплексной целевой программой борьбы с преступностью на 1996-2000 годы и Комплексной программой профилактики преступности на 2001-2005 годы, которые содержат рекомендации, остаются актуальными. Вместе с тем предупредительные меры ориентируются главным образом на противодействие экономической организованной преступности и очень мало на предупреждение деятельности банд, рекетирских и других организованных объединений общекриминального типа.
В последние годы выросла актуальность предупреждения транснациональной организованной преступности, в частности такой как торговля людьми, кражи и контрабанда автомобилей, наркотиков, оружия. Рассматривается спектр превентивных способов противостояния различным категориям организованной преступности. Автор критикует многочисленные заявления политиков и некоторых ученых о всесилии мафии, "пятой власти" в Украине. Один из экспертов Украинского центра экономических и политических исследований утверждает, что "пятая" нелегальная власть намного мощнее, чем государственная, а другой юрист предсказывает, что в ближайшие годы организованная преступность создаст в Украине "своеобразное антисуспильство" и т.п. Нагнетание панических настроений в обществе вряд ли способствует успешному противостоянию преступности. Под влиянием таких настроений МВД ежегодно отчитывается о росте количества обезвреженных организованных группировок. По оценкам международных экспертов в Украине действует около 200 организованных преступных группировок. В диссертации приведены данные о завышении статистических показателей за счет того, что работники элитных подразделений МВД и СБУ в категории мафиозных образований причисляют и обычных соучастников. Об этом свидетельствует структура организованной преступности: типично мафиозные преступления (бандитизм, наркобизнес и взяточничество) составляют лишь 5,8%; все остальные — это обычное мошенничество, грабежи, разбои и тому подобное. Известно, что только половину дел об организованных преступления расследуют специальные подразделения МВД и СБУ, а все остальные разоблачают оперативники уголовного розыска, службы борьбы с экономической преступностью, налоговая милиция.

Оцените статью
Добавить комментарий